Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 757 - 758
29 января - 11 февраля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Вечерняя Москва», «Regions.Ru», «Московский монитор» и «Коммерсантъ» об инициативе приравнять сожительство к браку
«INFOX» о естественной убыли населения в регионах
«REGNUM» о привлечении кадров на Дальний Восток
«REGNUM» и «Российская газета» о миграции с Дальнего Востока
«Российская газета» о внутрироссийской миграции
«ФедералПресс» о ленинградском гектаре
«Новые Времена» и «Росбалт» о докладе ЦСР
«Новая газета» о миграции и коррупции
«Delfi.lt» о демографическом прогнозе Литвы
«СНОБ» о долгой жизни
«Газета.Ру» о возможностях искусственного интеллекта предсказывать смерть
Русская служба BBC о новом тесте на рак
«Московский Комсомолец» о режиме лечения пожилых
«Project Syndicate о борьбе с холерой в Бангладеше
«Frankfurter Rundschau» о российском взгляде на сексуальные домогательства
«Российская газета» о безопасной еде
«Известия» о нехватке витаминов
«Известия» о факторах мужского бесплодия
«Газета.Ru» о российских семьях и разводах

«Кавказ. Реалии» об отношении к изменам и абортам
Телеканал «360» о суррогатном материнстве
«СНОБ» о судьбах отцов-одиночек
«Project Syndicate» об урбанизации в Индии
«Forbes» о неравенстве
«Московский Комсомолец» о бедности в России
РБК о продолжающемся падении доходов
«Чердак» о роботизации Японии
«Майнити симбун» о социальной изоляции в Японии
«Российская газета» об одиночестве, болезни пожилых
«Коммерсантъ» о стратегии безопасного движения
«Коммерсантъ» об уровне преступности
«Московский Комсомолец» о пенсиях
«Свободная Пресса» о бедных пенсионерах в Германии
«Русская служба BBC» о лечении алкоголиков
«2035» о новом поколении россиян
«EurasiaNet» о российских студентах за рубежом
«The Village» о фальшивых диагнозах
«Московский Комсомолец» и «Новая газета» о заключивших брак геях
«Зеркало недели» об эмиграции из Украины
«Коммерсантъ» о рекламе цитаты из Писания
«Новый День» о президентских инициативах Жириновского
«The Washington Post» о возрасте приучения к туалету

о докладе ЦСР

Как Россия теряет людей

К 2030 году страна может потерять до 10% трудоспособного населения. Есть надежда на приток трудовых мигрантов, но сейчас рынок для них не привлекателен, сказано в исследовании ЦСР

Центр стратегических разработок опубликовал доклад «Кто, куда, зачем», посвященный основным проблемам российской миграции. Его составители — коллектив авторов из ВШЭ и РАНХиГС. Авторы доклада, рассказывая о проблемах с численностью трудоспособного населения, отмечают, что его общая убыль до 2030 года составит от 11 до 13 млн человек.

НЕХВАТКА МИЛЛИОНОВ РУК
С учетом демографической ситуации восполнять дефицит рабочих рук можно только при помощи временных мигрантов, которые долгое время считали РФ привлекательным местом для зарабатывания денег. К концу 2000-х годов число временных мигрантов, находящихся одномоментно в России, составило около 10 млн человек, говорится в докладе. Половина этого — трудовые мигранты. Но с 2015 года весь сектор временной миграции довольно сильно уменьшился из-за изменившихся экономических условий. Сокращение гастарбайтеров, по разным оценкам, составило до 15%. В 2017 году эти показатели опять пошли вверх, однако докризисных уровней они не достигли.
Проблема с дефицитом работников осложнилась и по другим параметрам. «Хотя общее количественное сокращение присутствия трудовых мигрантов в РФ с 2014 года было не столь уж масштабным, снижение числа легализованных иностранных работников, наоборот, оказалось весьма внушительным — почти наполовину, если суммировать оформленные патенты и разрешения на работу», — говорится в исследовании. Авторы доклада утверждают, что около 30% мигрантов работают, не имея даже потенциальной возможности оформить свое трудоустройство.
Легализация мигрантов в отечественном правовом поле позволит лучше контролировать трудовых мигрантов и строить более четкие экономические планы как на уровне правительства, так и на уровне бизнес-структур, но для этого властям нужно упростить оформление мигрантов и создать более четкие правила трудоустройства. Авторы доклада также предлагают финансово поощрять легальных работников, которые пребывают в РФ без нарушений.

РЕЗЕРВЫ МИГРАЦИИ НА ИСХОДЕ
После распада СССР Россия была одним из самых привлекательных мест для постоянного места жительства выходцев из большинства республик Союза. Сюда с 1993 года переехали около 10 млн человек. Это отчасти помогало решать проблемы с депопуляцией, составившей 13 млн. Тем не менее «с начала 2000-х годов миграционный прирост не превышает 320 тыс. человек, по этому показателю Россия не выделяется среди крупных европейских стран». Таким образом, становится все сложнее удерживать стабильное число работающего населения страны.
Ситуация усугубляется тем, что «резервы близкой в этнокультурном отношении миграции в постсоветских странах в значительной мере исчерпаны». Авторы доклада утверждают, что за последние два десятилетия число русских и русскоязычных людей в странах бывшего СССР (и особенно стран Средней Азии) серьезно сокращалось. Новые же поколения жителей постсоветских стран имеют меньше возможностей для обучения русскому языку. Поэтому многим приезжающим все сложнее интегрироваться в страну и работать в условиях реальной конкуренции.
Меняются и ориентиры потенциальных мигрантов — из-за экономических трудностей в России многие люди направляются в другие европейские или азиатские страны. Перестали быть донорами мигрантов Казахстан и Азербайджан, которые стали, по словам авторов доклада, экономическими конкурентами России.
«При этом значительные, практически неограниченные ресурсы миграции для России есть за пределами постсоветского пространства — в Иране, Афганистане, странах Ближнего Востока, Пакистане и Индии», — отмечают эксперты. В то же время людей из этих стран будет сложно интегрировать в российские реалии, пишут исследователи.

НИКАКОЙ СТРАТЕГИИ
Ситуация проблематична еще и потому, что «сегодня в России не существует политики интеграции, которая включала бы в себя программы натурализации (обучение языку, основам государственности) тех мигрантов, которые хотели бы здесь остаться и получить гражданство». Авторы предлагают властям сформулировать четкую миграционную политику, которая не менялась бы в зависимости от конъюнктуры.

«НЕОБХОДИМА РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗНЫЕ ГРУППЫ МИГРАНТОВ: ТЕХ, КТО НАМЕРЕН ОСТАТЬСЯ В РОССИИ, ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ, — А ТАКЖЕ НА ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО И РАБОТУ СО СМИ»
Особо следует проработать проблемы уменьшения числа высококвалифицированных мигрантов — за 5 лет, с 2011 по 2016 год, было привлечено всего 150 тыс. таких людей. Исследователи предлагают изменить механизмы получения вида на жительство и гражданства, так как сейчас таких механизмов в прозрачном виде не существует.
Продуманной политики интеграции приезжих в стране нет, резюмируют авторы. «Необходима разработка интеграционных программ, направленных на разные группы мигрантов: тех, кто намерен остаться в России, детей мигрантов, — а также на принимающее общество и работу со СМИ», — предлагают эксперты ЦСР. Без внятной интеграционной политики в стране могут, помимо прочего, участиться конфликты на национальной почве и возрасти социальная напряженность, предупреждают эксперты.

Константин ГЛИКИН. «Новые Времена», 26 января 2018 года

Мифы мешают увидеть потребности

Данные официальной статистики о резком снижении рождаемости в России вновь поднимают на первый план обсуждение проблем трудовой миграции.
Демография будет определять судьбу нашей страны на протяжении всего XXI века, полагают эксперты.
О миграции в Россию сказано, казалось бы, уже все и всеми. Для людей, живущих в ксенофобской среде, подпитывающих себя соответствующими взглядами, ясно, что все беды страны от «понаехавших нерусских», под которыми в большинстве своем подразумеваются мигранты из Средней Азии и с Кавказа.
Для специалистов, занимающихся миграционными и демографическими проблемами профессионально, также достаточно давно все понятно: население России сокращается и это долговременная тенденция. Вот, последние данные Росстата: с января по декабрь 2017 года рождаемость в России снизилась на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Все это значит, что для выживания государству нужны ресурсы — и трудовые, и собственно человеческие. В стране должен просто кто-то жить, о чем регулярно напоминает директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский. В противном случае это уже не страна, а территория, причем огромная, которую либо надо осваивать и обустраивать самим, либо это сделают другие народы…
Впрочем, в последние годы в России тема миграции отошла на второй план, чему тоже есть свое объяснение. В подаче российской власти и большинства отечественных СМИ миграция долгое время была заменой «внутреннего врага». На мигранта, прежде всего, этнически неблизкого, всегда можно было переключить фокус общественного внимания, дабы отвлечь граждан от их более реальных внутренних проблем — падения уровня жизни, снижения качества и доступности образования и здравоохранения, ухудшения окружающей природной и социальной среды.
Однако после 2014 года тема миграции в России по известным причинам перестала быть актуальной. Неожиданно выяснилось, что у нашей страны множество внешних врагов, а роль внутреннего врага отошла к «пятой колонне» — всем тем в российском обществе, кто не поддерживает международную (да и внутреннюю) политику правительства.
В этих условиях проблемы миграции в России, как реальные, так и надуманные отошли на задний план. Фокус общественного внимания сместился в другую сторону. Однако демографические проблемы страны при этом никуда не делись, более того, они усугубляются год от года и этот вопрос так или иначе надо решать.
Изучению этих проблем посвящено исследование Центра стратегических разработок (ЦСР), который подготовил доклад «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения». В нем, в частности, говорится, что без международной миграции России не обойтись, поскольку «общая убыль численности трудоспособного населения до 2030 года, по 27 разным прогнозам, составит от 11 до 13 млн человек».
В предисловии к этой работе руководитель направления «Человеческий капитал» ЦСР Лилия Овчарова отмечает, что даже «если нам удастся существенно повысить производительность труда, увеличить занятость работников в возрасте 55 лет и старше, заменить ряд рутинных профессий роботами, мы не сможем компенсировать к 2030 году потерю более десяти миллионов трудоспособных граждан».
Ссылаясь на данные статистики, исследователи отмечают, что в РФ подавляющее большинство иностранных работников в настоящее время — выходцы из СНГ (около 95%). Единовременно, согласно Центральному банку данных учета иностранных граждан, в России пребывает около 4 млн мигрантов (в зависимости от сезона, этот показатель колеблется примерно от 3,7 млн до 4,1 млн), указавших при въезде цель «работа». Еще от 0,5 до 1 млн, по оценкам, работают, въезжая с частными или туристическими целями.
С начала 1990-х годов и до настоящего времени депопуляция в России составила 13 млн человек, однако миграция (главным образом из стран СНГ) частично компенсировала эти человеческие потери на 9,3 млн человек, говорится в докладе. Сегодня миграционный прирост населения составляет примерно 250-300 тыс. человек ежегодно, однако с 2016 года возобновилась, а с 2017 вновь резко увеличилась естественная убыль населения РФ.
Нужны ли России люди?
Компенсировать эти человеческие потери можно будет только за счет притока людей извне страны, однако, как отмечается в докладе, «к настоящему времени резервы близкой в этнокультурном отношении миграции в постсоветских странах в значительной мере исчерпаны». «Численность русских за период 1989—2010 гг. сократилась в Казахстане с 6,2 млн до 3,8 млн, в Кыргызстане — с 0,9 млн до 0,4 млн, в Узбекистане, по официальной оценке, — с 1,6 млн до 0,8 млн, в других странах Средней Азии и в Закавказье сокращение было еще значительнее. С этого времени их численность продолжала уменьшаться как в результате выезда в Россию, так и старения, депопуляции общин», — приводят данные исследователи.
Отметим, что тех русских, которые на сегодня остались в странах бывшего СССР, уже очень сложно вернуть в Россию, поскольку многие из них вполне вписались в новую экономику своих стран, имеют там жилье, а на исторической родине их ждут лишь бюрократические мытарства и унижения.
Между тем число прибывающих на заработки в Российскую Федерацию этнически близких к русским украинцев и молдаван последние три года также непрерывно сокращалось. По информации составителей доклада ЦСР, из почти 4 млн жителей стран СНГ, прибывших в Россию на заработки (по данным на октябрь 2017 года), абсолютное большинство — 2,82 млн человек — составляли граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Украинцев — чуть больше 332 тыс., а молдаван — 157 тыс. человек. Исследователи объясняют это тем, что «у трудовых мигрантов из Молдовы и Украины <…> есть альтернатива в виде выезда на работу в западные государства (тем более с учетом введенного безвизового режима с Европой)».
В ходе презентации доклада, один из его авторов — заведующий Центром качественных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Екатерина Деминцева отметила, что система привлечения высококвалифицированных специалистов (ВКС), на которую в России одно время возлагались большие надежды, на сегодняшний день себя не оправдала. Проблема в том, что основным критерием высокой квалификации иностранного специалиста в РФ является уровень его зарплаты, который в российском законодательстве определяется цифрой не менее 2 млн рублей в год.
«С 2011 по 2016 годы было оформлено чуть больше 150 тыс. разрешений на работу для ВКС. Такие довольно скромные результаты (если сравнить с общим числом выданных иностранцам разрешительных документов для работы в РФ, исчисляющихся миллионами) могут объясняться двояко. Либо у российской экономики нет большей потребности в таких специалистах, либо, что более вероятно, Россия пока недостаточно конкурентоспособна среди развитых стран по комплексу условий, предлагаемых таким специалистам», — говорится в исследовании.
В числе таких условий Деминцева, в частности, называет успешное развитие экономики страны, высокий уровень заработной платы. По ее мнению, России в первую очередь необходимо озаботиться приемом не столько высококвалифицированных, сколько просто квалифицированных специалистов.
Авторы доклада констатируют, что сегодня при большой объективной потребности в мигрантах (и в силу большого сокращения работоспособного населения РФ, а также из-за депопуляции), в ситуации, когда репатриационная модель миграции себя почти исчерпала, а в страну приезжает все больше людей, плохо знающих русский язык, «в России не существует политики интеграции, которая включала бы в себя программы натурализации (обучение языку, основам государственности)». По их мнению, введенная система тестирования на знание русского языка, основ законодательства и культуры «в значительной мере является профанацией», поскольку «практически не предполагает обучения, а только проверку знаний, причем на крайне низком уровне».
Демограф Анатолий Вишневский, принявший участие в обсуждении доклада, остановился на том, что потребности России в мигрантах отличаются от потребностей, скажем густонаселенных европейских стран. По его словам, «Россия — это не Дания, где плотность населения такова, что люди обеспокоены тем, что к ним приезжает слишком много мигрантов. У России другие проблемы — экономические и демографические, для решения которых миграция нам нужна».
Эксперт уверен, что миграция, причем не только экономическая и демографическая, но и социальная, станет одной из главных проблем РФ на весь XXI век. В связи с этим, «нужно создать в стране такую атмосферу вокруг мигрантов, которая помогла бы сделать из них полноценных граждан России», — отметил Вишневский.
Директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС Владимир Малахов в свою очередь подчеркнул, что он категорически не согласен с весьма распространенным мнением о том, что люди, приезжающие в Россию и страны Запада из Азии и Африки, не хотят интегрироваться, что они спят и видят, как бы навязать новой родине свои обычаи и культуру. «Это миф, с которым надо бороться», — сказал он, отметив, что на деле все как раз наоборот.
«Трудно представить себе человека, который едет в другую страну, чтобы пестовать свою идентичность. Он приезжает не для этого, а для того, чтобы поднять свой материальный уровень, встроиться в новую среду и дать будущее своим детям — вот мотивация большинства мигрантов. Они готовы и хотят адаптироваться, понимая, что не достигнут материального благополучия, если не будут интегрироваться», — уверен эксперт. А полноценная интеграция, по мнению Малахова, может быть лишь тогда, когда задействованы ее «структурные аспекты: полноценное включение человека в общество, жилье, легальное трудоустройство, обучение детей в школе и так далее».

Александр ЖЕЛЕНИН. Росбалт, 30 января 2018 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.