Rambler's Top100

№ 753 - 754
18 - 31 декабря 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

World population prospects. The 2017 revision. Volume II.

Health at a Glance 2017

World Migration Report 2018

Народы Башкортостана в последней трети XX - начале XXI века: опыт историко-демографического исследования

Старикам тут место

По страницам журналов «Демографическое обозрение» и «Центральная Азия и Кавказ»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Н.К. Шамсутдинова

НАРОДЫ БАШКОРТОСТАНА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОПЫТ ИСТОРИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2-е издание исправленное и дополненное

Уфа, Инеш, 2017, 152 страницы


Население Республики Башкортостан отличается полиэтничностью и отсутствием преобладающего "этнического большинства". По итогам переписи 2010 г. численность русских составила 1,43 млн человек (35,2%), башкир - 1,17 млн человек (28,8%), татар - 1,01 млн человек (24,8%). Эти три народа составляют большинство населения республики. Они увеличили свою совокупную долю в населении Башкортостана с 1926 по 2010 г. с 80,8 до 88,8% (с 2,15 млн до 3,61 млн человек).

Стр. 59.

Численность русских заметно выросла за .межпереписные периоды с 1926 по 1970 гг. - в целом в 1,5 раза. Затем началась стагнация и снижение их численности. Увеличение численности белорусов и украинцев в первой половине XX в. связано с миграцией в республику. В дальнейшем, как и у украинцев, снижение численности белорусов связано как с отъездом из нее. так и ассимиляционными процессами. Совокупная численность восточнославянских народов в республике росла до 1970 г.. небольшое снижение произошло в 1990-е годы.
Большей неравномерностью отличается в республике динамика численности татар и башкир: для них характерно чередование периодов роста и снижения (в 1989. 2002 и 2010 гг.). Всесоюзная перепись 1989 г. впервые за советский период показала заметное снижение численности башкир в республике и при этом рост численности татар. Снижение численности татар уже было зафиксировано переписями 1959, 1979 гг. и было наиболее значительным в 2002 г., а 2010 г. снова показал рост. При этом их абсолютная численность росла до 2002 г. и снизилась за последний межпереписной период на 30,4 тыс. человек. Первая постсоветская перепись также зафиксировала более значительный прирост башкир, но следующей переписью вновь было зарегистрировано снижение, динамика численности татар в эти периоды имела противоположный характер (табл. 2). Подобные изменения получили название "дрейфа идентичности" и широко обсуждались в контексте происходящих в республике этнических и этнополитических процессов.

Стр. 62.

Миграционный прирост оказывал заметное влияние на изменение численности населения Башкортостана. В советский период Башкирская АССР была регионом, отдающим население. Например. за межпереписной период с 1970 по 1979 гг. общая численность населения выросла всего на 26,0 тыс. человек (0,7 %), с 1979 по 1989 гг. - на 98,8 тыс. человек (2,6 %), хотя всё время в республике наблюдался положительный естественный прирост.

Стр. 63.

Таким образом, снижение рождаемости в Башкортостане началось задолго до 1990-х гг. Модернизация рождаемости имела разнообразный характер. У восточнославянских народов, перешедших к городскому образу жизни значительно раньше, изменение шло плавно и достигло более низких показателей задолго до социально-экономического кризиса 1990-х гг. У тюркских и финно-угорских народов процессы снижения рождаемости происходили в более короткий исторический период и особенно ускорились в 1970-е п. У татар процесс начался ранее, малодетность для них была более характерна, чем для башкир и чувашей. Этот процесс остановился на короткое время в период активизации демографической политики в 1980-е гг. В связи с незавершённостью демографической модернизации рождаемости у тюркских и финно-угорских народов, в это время сохранялся относительно больший потенциал повышения рождаемости посредством применения разных мер демографической политики. На наш взгляд, это в определенной степени обусловило более значительный рост рождаемости в период активизации поощрения рождаемости в 1980-е гг.

Стр.118-119.

В последней трети XX в. у всех народов, населяющих республику, в разной степени наблюдались признаки формирования современного типа воспроизводства. У восточнославянских народов снижение рождаемости началось раньше и шло постепенными темпами и достигло более низких показателей задолго до социально- экономического кризиса 1990-х гг. Уже в 1970-е гг. численность новых поколений в их среде была меньше уходящих, т.е. установился суженный режим воспроизводства. Можно говорить о том. что демографическая политика 1980-х гг. оказала на них меньшее влияние, поскольку у них уже распространились установки на малодетность. У тюркских и финно-угорских народов процессы снижения рождаемости происходили в более короткий исторический период и особенно ускорились в 1970-е гг. Однако малодетность и нуклеарные семьи у них были ещё менее распространены, чем у восточных славян. Численность умерших среди тюркских народов увеличивалась. но и доля новорожденных росла, за счёт этого в данной группе наблюдается более значительный естественный прирост. В конце 1970-х гг. переход к суженному режиму воспроизводства наметился только у городских жителей этих национальностей.
Судя по относительным показателям, на динамику смертности в республике также влияли этносоциальные особенности. Согласно исследованиям российских ученых, сочетание успехов эпидемиологического перехода и более позднее начало трансформации сельского уклада объясняют более низкий уровень смертности у менее урбанизированных народов в 1970-1980-х гг. С ускорением урбанизации "сельских" народов и завершением данного процесса у народов, включенных в него ранее, соотношение меняется. В настоящее время это проявляется в низкой ожидаемой продолжительности жизни и более высоких показателях смертности в сельской местности. У большинства финно-угорских и тюркских народов в республике высока доля сельского населения и недавних сельских мигрантов в городе, следовательно, данные группы продолжают испытывать воздействие трансформации сельского уклада и последствий урбанизации.

Стр. 124-125.

Монография посвящена историко-сравнительному исследованию основных тенденций демографических процессов в Башкортостане в последней трети XX - начале XXI века. Автор на основе архивных, законодательно- нормативных, статистических источников, данных социологических исследований рассматривает процесс формирования региональной демографической политики, показывает особенности естественного движения восточнославянских, тюркских, финно-угорских народов, представляющих большинство населения республики.

Книга адресована историкам, этнологам, социологам, демографам, работникам государственной службы и всем, кто интересуется этнодемографическими процессами.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности использования теоретико-методологических подходов в исследовании демографической истории Башкортостана

1.1. Теория демографической модернизации и цивилизационный подход
1.2. Категории анализа

Глава 2. Формирование региональной демографической политики в Башкортостане

2.1. Основные направления демографической политики в советский период
2.2. Демографическая политика в условиях переходного периода

Глава 3. Численность, структура и естественное воспроизводство народов Башкортостана

3.1. Динамика численности и признаки депопуляции
3.2. Особенности социально-демографической структуры
3.3. Характер изменений рождаемости и смертности

Заключение

Библиография

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.