Rambler's Top100

№ 751 - 752
4 - 17 декабря 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета», «Московский Комсомолец», «Ведомости», «Сноб», «Новая газета», «Собеседник» и «Свободная Пресса» о мерах по поддержке рождаемости
«Русская служба BBC» о правах беременных работниц
«РБК» и «Эхо Москвы» о лишних 15 миллионах в провинции
«Новые Известия» об эмиграции, агломерациях и региональном развитии России
«REGNUM» об эмиграции из России
«Lenta.ru» о сельской России
«Strelka Magazine» о Московской и других агломерациях
«Такие дела» о перетоке населения из провинции в столицы
«URA.RU» о сокращении трудовой миграции в Россию
«Росбалт» о соглашении между Россией и Узбекистаном по миграции
«Die Welt» о мусульманах в Европе
«ИноСМИ» об отношении к беженцам-мусульманам в странах «Вышеградской группы»
«Le Figaro» о докладе о дискриминации мусульман
«Le Figaro» о рабстве в Ливии

«Комсомольская правда» о пенсионном возрасте
«Ведомости» о потерях военнослужащих в 2012-2016 годах
«ФАН» о Стоп ВИЧ/СПИД
«Tagesspiegel» о том, что СПИД можно остановить
«Independent» и «РБК» о проблеме ВИЧ/СПИД в России
«Российская газета» о новых болезнях
«Российская газета» о медицинском туризме в России
«Daily Telegraph» о диабете
«The New York Times» о вреде сахара
«Frankfurter Allgemeine Zeitung» о «туалетной революции» в Китае
«The Forbes» о «медицинской» благотворительности миллиардеров
«Радио ОЗОДИ» о проверке узбекских школьниц на девственность
«dixinews.kz» о половом воспитании подростков в Казахстане
«Коммерсантъ» о современной молодежи
«Новые Известия» о населении Украины
«Новые Известия» о «гендерной идеологии»
«Politiken» о поле Бога

о медицинском туризме в России

Диагноз туриста

За лечением в Россию пока едут в основном из стран СНГ

Лечение иностранцев в России может стать одной из значимых статей несырьевого экспорта. Для развития медицинского туризма в стране есть все предпосылки.
С 2015 года основным конкурентным преимуществом стандартизированного лечения в России является снижение его стоимости, которое произошло после девальвации курса рубля. Заметно выигрывают стоматология, микрохирургия глаза, пластическая хирургия. Причем в области микрохирургии глаза Россия и без этого имеет преимущества благодаря уникальным технологиям и многолетнему опыту проведения операций. В федеральных клинических центрах хорошая инфраструктура. Очевидно, что это может привлечь пациентов из дальнего зарубежья, в том числе для получения более дешевых услуг, которые не покрываются страховкой.
Пока на рынке медицинского туризма мы проигрываем и по объемам, и по привлекательности отрасли. На долю России приходится не более 0,4 процента этого рынка. В Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) Россия занимает 34-е место из 41. В этом рейтинге учитываются не только компетентность и репутация докторов и стандарты оказания услуг, но и отношение к пациентам в целом, дружелюбность персонала.
По данным минздрава, в 2016 году помощь в медицинских учреждениях федерального уровня получили 66,4 тысячи иностранцев, три четверти из них - амбулаторно. Более 70 процентов иностранных пациентов, получивших медуслуги в России, - граждане стран СНГ. В 2015 году въездной медицинский туризм принес России от 7 до 10 миллиардов рублей, а в 2016 году вырос до 10-15 миллиардов, однако эти цифры не учитывают данные по частным организациям. Спектр направлений, привлекающих иностранцев, довольно широк: стоматология (в основном - имплантация и протезирование), урология, гинекология (в основном - ЭКО), пластическая хирургия, ортопедия, травматология, сердечно-сосудистая хирургия, офтальмология. Система региональных медицинских учреждений, готовых принимать иностранцев, не развита. Как следствие, около 90 процентов пациентов едут в Москву и Санкт-Петербург.
Что же нужно сделать, чтобы ситуация изменилась? Во-первых, отрасль должна стать "гостеприимной". Сейчас наблюдается явный дефицит квалифицированных медицинских работников, которые могли бы общаться с пациентами на иностранных языках. Уровень сервиса не дотягивает до привычного иностранцам. Немаловажная проблема - устаревший санаторно-курортный фонд. Мало кто из иностранцев захочет тратить деньги в санаториях, построенных в советские времена и не похожих на привычные здравницы Восточной и Западной Европы. Еще один факт может показаться удивительным: сами медицинские учреждения не заинтересованы в привлечении иностранных пациентов.
На вопрос, почему так происходит, многие отвечают, что для начала нужно разобраться с внутренними проблемами в сфере здравоохранения, а потом уже работать с иностранцами. Такой ответ можно интерпретировать и как "пока никто не ставил такой задачи".
Еще одна проблема - визовый режим. В российской консульской практике нет категории "медицинская виза", следовательно, нет возможности на основании медицинских документов получить визу в ускоренном режиме или иметь гибкий график пребывания в России на случай длительного и не регламентированного по времени лечения. Пациенты вынуждены приезжать по туристической визе и сталкиваться со всеми имеющимися в этой связи ограничениями. Ряд стран, где работают стратегии развития экспорта туристических услуг (например, Германия и Малайзия), ввели специальные "медицинские визы", сроки пребывания по ним, как правило, достаточно длительные - до 6 месяцев. В Малайзии и вовсе при необходимости оказания экстренной медицинской помощи предусмотрен упрощенный въезд в страну для пациента с последующим оформлением въездных документов.
Кроме того, иностранцам неоткуда узнать о возможностях, которые открывает перед ними Россия. За рубежом практически нет информации о возможностях российской медицины. Маркетинговая стратегия привлечения иностранных пациентов на государственном уровне на сегодняшний день отсутствует.
При этом в мире разворачивается ожесточенная конкуренция за состоятельных пациентов. Коста-Рика, Индия и Малайзия реализуют программы продвижения медицинских услуг под специализированным национальном брендом. Медицинский туризм развивается довольно успешно в соседней Белоруссии. В частности, в сегменте санаториев соседнее государство смогло реализовать относительно успешную маркетинговую стратегию на постсоветском пространстве. С 2010 по 2016 год экспорт медицинских услуг страны вырос с 9 до 35 миллионов долларов.
Для развития экспорта медицинских услуг в Белоруссии ввели систему поощрений для работников отрасли, предусмотрели услуги профессиональных переводчиков, разработали порядок оказания медицинских услуг иностранному пациенту по всему циклу лечения от момента поступления в медучреждение до выписки или перевода в другие организации здравоохранения. Белоруссия провела активную маркетинговую и рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о возможностях национальной медицины. Россия сегодня находится в самом начале этого пути, и нам имеет смысл взять на вооружение стратегию, уже запущенную в сфере экспорта образовательных услуг, а именно - отобрать "якорные" медицинские учреждения и в пилотном режиме отрабатывать механизмы их вывода на мировой рынок.

Татьяна РАДЧЕНКО (заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ)
«Российская газета», 23 ноября 2017 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.