Rambler's Top100

№ 745 - 746
23 октября - 5 ноября 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Демографический дайджест

Does religion matter to corruption? Evidence from China

Who in Europe Works beyond the State Pension Age and under which Conditions? Results from SHARE

БОНУС: Безграничная территория знакомств


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Автор обзора Ирина ЗАМИЩАК (Студентка 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ)

Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ

Second Unions Now More Stable than First? A Comparison of Separation Risks by Union Order in France

Xu, X., Li, Y., Liu, X., & Gan, W. (2017). Does religion matter to corruption? Evidence from China. China Economic Review, 42(Supplement C), 34-49. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2016.11.005

С началом экономических реформ конца 1970-х гг. в Китае интенсивный рост ВВП сопровождался не менее быстрым распространением коррупции - серьезность этой проблемы официально признана Коммунистической партией Китая.

Исследователи посвятили свою работу изучению взаимосвязи между рентоориентированным поведением властей и религией, отмечая на недостаточное внимание ученых к роли данного фактора при анализе распространения коррупции. В связи с отказом от обязательС началом экономических реформ конца 1970-х гг. в Китае интенсивный рост ВВП сопровождался не менее быстрым распространением коррупции - серьезность этой проблемы официально признана Коммунистической партией Китая.

Исследователи посвятили свою работу изучению взаимосвязи между рентоориентированным поведением властей и религией, отмечая на недостаточное внимание ученых к роли данного фактора при анализе распространения коррупции. В связи с отказом от обязательного государственного атеизма за последние 30 лет роль религии в общественной жизни в Китае многократно возросла. Недавние исследования показывают, что люди, придерживающиеся религиозных убеждений, меньше нарушают закон и испытывают больше доверия к рыночным институтам. Таким образом, религия может служить этическим ограничителем социально неверного поведения и способствовать большему контролю элит со стороны общества.

Исходя из данного предположения, авторы исследования выдвинули две гипотезы:

1. Между религиозностью и коррупцией существует отрицательная зависимость.
В то же время борьба с коррупцией напрямую связана с эффективностью законодательства и правоприменения. В условиях слабых правовых институтов в Китае религия может выступать неформальным фактором сдерживания коррупции. Однако выступают ли религиозные и правовые нормы заменителями друг друга или оказывают совместный антикоррупционный эффект?

Из этого вопроса вытекает вторая гипотеза:

2. Отрицательная зависимость между религиозностью и коррупцией ослабевает в провинциях с относительными сильными правовыми институтами

Исследователи анализировали данные за 1998-2009 гг. на территории 22 провинций, 4 автономных регионов и 4 муниципалитетов (не включая Тибет, Гонконг, Макао и Тайвань). Для измерения коррупции использованы два показателя: число зарегистрированных случаев коррупции на 10.000 человек в данной провинции за год (Corruption Frequency) и общая денежная сумма всех зарегистрированных случаев (Corruption Seriousness).

Рисунок 1. Случаи коррупции в Китае в период с 1998 по 2009 гг.

Религия (или т.н. "религиозная плотность") определялась как число религиозных институтов (мест религиозного культа) в провинции: буддистских монастырей, даосистских храмов, христианских церквей и мусульманских мечетей. Для того, чтобы определить антикоррупционный эффект двух самых влиятельных китайских религий - буддизма и даосизма - отдельно была собрана информация о наиболее значимых 141 буддистских монастырях и 21 даосистских храмах.

Уровень правовой среды в провинции измерялся с помощью композитного индекса маркетизации. Индекс маркетизации отображает относительные позиции китайских провинций на пути к рыночной экономике. Таким образом, индекс является сравнительным и не имеет абсолютного значения. Он состоит из 19 значений институциональных преобразований в пяти областях: (1) структура экономики (с уклоном в развитие частного сектора), (2) торговые барьеры между регионами, (3) ценовое регулирование, (4) рынок факторов производства, (5) законодательная среда.

Рисунок 2. Развитие плотности религиозных институтов в провинциях в 1998-2004 гг.

Исследователи провели дополнительную работу, для того чтобы избежать влияния внешних факторов в исследовании. Так, они опровергают допущение, что более этическому поведению правительств определенных регионов способствует кооперация правительств с одинаковыми религиозными предпочтениями. Поскольку региональные правительства в Китае назначаются "сверху", а миграция ограничена, предположительно на уровень коррумпированности "слуг народа" влияет внутренний религиозный состав провинции.

В результате, авторы приходят к интересным результатам:

  • Между религией и региональной коррупцией выявлена отрицательная корреляция. Таким образом, религия выступает неформальным институциональным фактором, сдерживающим распространение коррупции.
  • В то же время в провинциях с сильными правоохранительными органами связь между религиозностью населения и коррупцией ослабевает. Это доказывает, что религия и закон - взаимозаменяемые средства предотвращении коррупции.
  • Антикоррупционные эффекты традиционных религий Китая - буддизма и даосизма - выше, чем христианства и ислама, также распространенных в стране. При этом буддизм имеет больший сдерживающий эффект, в то время как корреляция между даосизмом и уровнем коррупции, хотя и отрицательна, но незначительна.

Выводы исследователей потенциально применимы на практике. В странах с быстро развивающейся экономикой (представителем которых является Китай) и относительно неразвитой правовой системы неформальный институт религии действительно может выступать ограничителем рентоориентированного поведения властей.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.