Rambler's Top100

№ 717 - 718
20 февраля - 5 марта 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографические прогнозы в современной России: Анализ результатов и выбор гипотез

Прогноз динамики численности населения и демографической нагрузки в странах Западной Европы до 2095 года

Демографическая составляющая в территориальном планировании Тверской области

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографическая составляющая в территориальном планировании Тверской области

Щукина А.С.[1]
(Опубликовано в: Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление".
2015. № 1, т.2. С. 107-116.)

Специфика современного этапа демографического развития страны в целом и большинства ее регионов определяет особую значимость демографических разделов стратегического и территориального планирования. В них анализируется сложившаяся к настоящему времени демографическая ситуация, обосновываются изменения в параметрах численности населения, рождаемости, смертности, миграционном движении, половозрастной структуре населения. На уровне субъектов Российской Федерации этими разделами являются:

  • концепции (программы) демографической политики,
  • стратегии социально-экономического развития,
  • схемы территориального планирования,
  • региональные целевые программы.

На уровне муниципальных образований таковыми являются:

  • программы экономического и социального развития,
  • схемы территориального планирования муниципальных районов,
  • генпланы городских округов, городских и сельских поселений.

В регионах с благоприятной или относительно благоприятной ситуацией должны быть проанализированы особенности демографической ситуации, но основными проблемами в них являются экономические и социальные. Демографическая политика в таких регионах связана с закреплением положительных тенденций демографической динамики, повышением рождаемости и увеличением продолжительности жизни.

В регионах с особо сложной демографической ситуацией демографическая составляющая должна занимать значительное место. Раньше и сильнее демографические проблемы проявились в регионах ЦФО и Северо-Запада. Тверская область, а также Владимирская, Ивановская, Рязанская, Смоленская и Тульская области в концепции демографического развития ЦФО выделены в группу с самой неблагополучной ситуацией. Население в таких регионах определяет параметры экономики и расселения в будущем, поэтому диагностика демографической ситуации должна находиться на первом месте в разделах, посвященных проблемам развития регионов, рискам, задачам, целям и приоритетным направлениям развития (табл. 1).

Таблица 1. Демографическая составляющая Схемы территориального планирования Тверской области до 2030 года

ТОМ II. Анализ состояния территории, проблем и направлений комплексного развития

Раздел 3. Анализ и оценка социально-экономической ситуации

3.2. Место Тверской области в составе РФ и ЦФО (оценка места области по основным демографическим показателям, более подробно анализ ожидаемой продолжительности жизни и определяющих ее факторов)

3.4. Расселение (территориальный разрез - муниципальные образования, подробно с графиками и рисунками)

3.5. Демографическая ситуация (анализ ДС в целом по области, по 5 городским округам и 36 муниципальным районам, подробно - 17 страниц)

3.9.3. Оценка МО по качеству окружающей среды и заболеваемости населения

ТОМ V. Проектные предложения. Прогноз поэтапного развития территории.

Раздел 1. Основные проблемы

1.1. Социально-экономические проблемы (демографическая проблема №1)

Раздел 2. Стратегия пространственной организации территории

2.2. Варианты развития (3 возможных сценария демографического развития - экстраполяционный, умеренный, оптимистический с оценкой перспективной численности населения; подробно - умеренный вариант)

2.3. Прогноз численности населения на 2015, 2020, 2030гг. по 43 административно -территориальным единицам

2.5. Формирование опорного каркаса расселения, планировочная организация территории, функциональное зонирование (прогноз численности населения в разрезе 6 планировочных районов)

В настоящее время пространственное развитие территории тесно связано с демографическими процессами, поскольку они в значительной степени определяют стабилизацию или сжатие сложившейся сети населенных мест и вместе с ней освоенного пространства. В схемах территориального планирования и генпланах должны быть глубоко проработаны взаимосвязи между демографическим и расселенческим разделами. В существующих схемах территориального планирования расселенческий раздел ориентирован на формирование групповых систем населенных мест вокруг центров муниципальных районов и центров сельских поселений. Как основное средство, способствующее устойчивости системы расселения, в схемах территориального планирования рассматривается иерархизация сложившейся системы расселения с выделением опорных центров расселения и зон их влияния. При этом мелкоселенная периферия выпадает из поля зрения и, следовательно, в перспективных планах развития не рассматривается. К Тверской области и ряду областей ЦФО и Северо-Запада это относится в первую очередь.

Ситуация в системе расселения Тверской области одна из самых сложных. Лимитирующее влияние демографического фактора в области давно проявляется не только в сокращении численности населения, но и в разрушении сельской поселенческой сети, особенно в периферийных районах запада и северо-востока области[2]. В настоящее время из 9,5 тыс. сельских населенных пунктов 18,3% не имеют постоянного населения и еще 48% - с числом жителей до 10 чел. - практически не имеют демографических ресурсов развития. Следует отметить, что даже в лучшем по состоянию сельской поселенческой сети Конаковском районе, суммарная доля населенных пунктов без населения и с числом жителей до 10 чел. составляет 33,2%, тогда как в 10 муниципальных районах доля этих двух групп превышает 2/3 от общего числа СНП (табл. 2).

Мелкоселенность является характерной чертой не только сельского, но и городского расселения области: из 23 городов 7 имеют менее 10 тыс. жителей, из 28 ПГТ 3/4 - менее 5 тыс. жителей. Исходя из тенденций естественного и миграционного движения за 2000-2010 гг., была рассчитана перспективная численность населения конкретных городских поселений области. В основе прогноза - положительные тенденции, наблюдавшиеся с начала 2000 г., прежде всего, повышение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, но даже такой прогноз показывает дальнейшее измельчение сети городских поселений.

Таблица 2. Группировка муниципальных районов Тверской области по доле сельских населенных пунктов людностью до 10 чел. и доле сельских населенных пунктов без постоянного населения

Доля СНП людностью 1-10 чел., %

Доля СНП без постоянного населения, %

менее 10,0

10,0-20,0

20,0-30,0

более 30,0

всего

менее 30,0

2

1

1

-

4

30,0-40,0

2

6

4

2

14

40,0-50,0

-

12

3

1

16

более 50,0

-

-

2

-

2

всего

4

19

10

3

36

Тверская область среди других регионов выделялась числом средних городов. За последнее десятилетие из числа средних выбыли Кимры и Торжок. По прогнозным расчетам в категорию малых городов перейдет также Вышний Волочек - город с населением 52,3 тыс. чел. и с естественной убылью в начале 2000-х гг. до 1100 чел. в год, в начале 2010-х гг. - до 700 чел. При этом город не очень привлекателен для мигрантов. Еще сложнее складывается ситуация в городских поселениях, где естественное и миграционное движение имеют отрицательное значение. Так, население Осташкова сократилось почти на 1/3 с 1989г. (с 26,6 тыс. чел. до 18,1 тыс. чел.). При сохранении тенденций последнего десятилетия к 2025 г. он будет иметь лишь 14,1 тыс. чел. (табл. 3).

Таблица 3. Прогнозная численность населения малых городских поселений Тверской области на 2025 г.

 

Пункты, единиц

Численность населения, чел.

в том числе

города

поселки городского типа

единиц

Численность населения, чел.

единиц

Численность населения, чел.

Все городские поселения

51

836066

23

730854

28

105212

До 3000

15

27242

1

2916

14

24326

3000-5000

8

32196

1

4369

7

27827

5000-10000

11

72328

6

41854

5

30474

10000-20000

9

115819

7

93234

2

22585

20000-50000

5

202855

5

202855

-

-

Диагностика сложившейся демографической ситуации и прогнозирование ее на ближайшие десятилетия осуществляется в Схемах на разных территориальных уровнях - не только на уровне административно-территориальных единиц, но и планировочных районов и даже отдельных СНП. Поэтому специалистам, занимающимся территориальным планированием необходима информация о динамике численности (рождаемости, смертности, миграции) и половозрастной структуре населения.

Если разработка схем территориального планирования на региональном уровне в значительной степени обеспечена данными официальной статистики - демографической, экономической, социальной, то для разработки схем территориального планирования на уровне муниципальных районов и ниже информационная база не предоставляет всех необходимых данных, в том числе демографических, что осложняет работу. Наиболее ограничена она на уровне сельских поселений и отдельных СНП. Лишь с 2012 г. в базе данных по муниципальным районам появились данные о рождаемости, смертности и миграционном движении по сельским поселениям (табл. 4).

Таблица 4. Наличие статистических данных о населении

 

Район

Сельское
поселение

СНП

город

село

Численность населения

+

+

+

+

Рождаемость

+

+

-

-

Смертность

+

+

-

-

Половозрастная структура

+

+

+

+*

Миграция

+

+

-

-

Помимо ограниченности статистической информации важной проблемой является ее качество. Анализ показывает, что данные текущего учета и переписей не совпадают, в некоторых случаях различия значительны. Не является достоверной информация и похозяйственных книг, в которых должны быть представлены данные о численности и половозрастном составе населения, а так же сведения о прибытии и выбытии в данное сельское поселение (табл. 5).

Таблица 5. Численность населения некоторых сельских населенных пунктов сельского поселения «Победа» Ржевского района

 

По данным

текущей статистики (на 1.01.2010 г.)

переписи (9.10.2010 г.)

похозяйственных книг (2011 г.)

Сельское поселение «Победа»

2037

1683

2075

д. Парихино

171

138

157

д. Ефимово

22

13

26

д. Картошино

5

3

2

д. Митьково

167

85

168

д. Образцово

153

135

172

Для более точной оценки сложившейся демографической ситуации в документах территориального планирования необходимо:

1. Анализировать ситуацию в городской и сельской местности отдельно. В Схеме территориального планирования Тверской области анализ рождаемости, смертности, миграционного движения, возрастной структуры, а также прогноз численности населения дается на уровне 5 городских округов и 36 муниципальных районов. Кроме того, в разделе «Расселение» прогноз дается по планировочным районам и центрам планировочных районов. Но, нигде городское и сельское население не рассматривается отдельно, что недопустимо. Муниципальные образования области отличаются не только по общей численности населения, статусу административного центра, но и по соотношению городского и сельского населения Недоучет структурных различий является источником искажений в оценке отдельных параметров демографической ситуации.

2. Расширить временные рамки используемых показателей. Небольшая численность МО приводит к скачкообразной динамике демографических показателей, поэтому для анализа имеющихся пространственных различий необходимо усреднять данные за 2-3 года. В схеме территориального планирования Тверской области использованы статистические данные за один год, что делает выводы об имеющихся территориальных различиях не совсем корректными.

3. Необходимо включить в схему территориального планирования области комплексную (синтетическую) оценку сложившейся демографической ситуации, на основе которой могут быть выделены различные типы. Для синтетической оценки демографической ситуации могут быть использованы следующие показатели:

  • индекс динамики численности населения (например, 2010 г. к 2002 г.),
  • коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) за последние 3 года,
  • коэффициент эффективности миграции (отношение сальдо миграции к миграционному обороту) за последние 3 года,
  • доля населения старше трудоспособного возраста (по данным переписи 2010 г. или текущей статистики).

Демографический прогноз занимает особое место в территориальном планировании. «Пространственные проекции демографических прогнозов - геодемографические прогнозы - отличаются возможностями прогнозирования динамики систем расселения за счет формирования специальных «расселенческих сценариев развития»[3]. От прогноза численности населения зависит прогноз расселения, от которого в свою очередь зависит прогноз инфраструктуры (транспортной, социальной, коммунальной). Все это определяет повышенные требования к качеству демографического прогноза. Анализ качества прогнозов в схемах территориального планирования муниципальных районов, генпланов сельских поселений Тверской области позволил выявить ряд недостатков:

1. Отсутствие единой методологии прогнозирования. Конкретное содержание раздела зависит от организации-разработчика. Для муниципальных образований Тверской области схемы ТП разработан демографический раздел. Он ориентирован на прогноз динамики и структуры населения. Информационной базой для прогнозов послужили, прежде всего, регулярно публикуемые данные Тверьстата. Также специально был обработан большой массив статистических данных за несколько лет по рождаемости, смертности, прибытию и выбытию. В результате рассчитаны показатели, не разрабатываемые на районном уровне - ожидаемая продолжительность жизни при рождении и суммарный коэффициент рождаемости. Пример варианта прогноза суммарного коэффициента рождаемости представлен в табл. 6. Кроме того, по трем вариантам просчитаны изменения структуры населения по полу и возрасту, а также изменения всех компонентов динамики численности. Расчеты проведены на уровне муниципальных районов и городских округов.

Таблица 6. Варианты прогноза суммарного коэффициента рождаемости по некоторым муниципальным районам Тверской области

Муниципальные районы

Среднее значение за 2003-2007 гг.

Низкий

Средний

Высокий

2015 г.

2025 г.

2015 г.

2025 г.

2015 г.

2025 г.

Бологовский

1,451

1,340

1,343

1,575

1,633

1,875

1,841

Нелидовский

1,468

1,381

1,383

1,629

1,683

1,858

1,848

Ржевский

2,099

1,642

1,615

1,904

2,001

2,300

2,066

Составлено по данным схем территориального планирования муниципальных районов Тверской области.

В схемах территориального планирования, разработанных проектным институтом «ЭНКО», общий прогноз представлен менее детально, без проработки компонентов динамики и частных показателей. При этом прогнозные разработки выполнены не только для районов в целом, но и для сельских поселений и некоторых типов сельских населенных пунктов. Данный подход в большей степени отвечает демографическим реалиям

Тверской области со значительными пространственными различиями в динамике численности населения, количестве сельских населенных пунктов, их людности не только на районном, но и на внутрирайонном уровне. Так, в прогнозе численности населения Старицкого района на 2025 г. (расчетный срок) предполагались - постепенный рост рождаемости с ее дальнейшей стабилизацией на уровне не менее 13%о (рождений на тысячу жителей), снижение смертности до уровня не более 15%о, положительное сальдо миграции, превышающее естественную убыль (табл. 7).

Таблица 7. Прогноз численности и структуры постоянного населения Старицкого района по поселениям на 2025 год

Территория

Прогнозная численность населения, чел.

в том числе

Моложе трудоспо-
собного, чел.

трудоспособного, чел.

Старше трудоспо-
собного, чел.

ГП г. Старица

10340

2090

5570

2680

Сельские поселения:

Архангельское

1400

280

630

490

Берновское

1470

300

650

520

Васильевское

830

170

360

300

Емельяновское

1230

240

480

510

Корениченское

360

70

140

150

Красновское

940

190

390

360

Луковниковское

1850

370

750

730

Ново-Ямское

2950

590

1370

990

Орешкинское

490

100

190

200

Паньковское

1400

280

650

470

Старицкое

2550

510

1240

800

Степуринское

1930

390

850

690

ИТОГО

27740

5580

13270

8890

Возрастная структура населения района, %

100,0

20,1

47,9

32,0

2. Несогласованность прогнозов для территорий разного иерархического уровня. Прогнозы численности населения сельских поселений в Схемах территориального планирования районов и генпланах сельских поселений не совпадают. Например, в Схеме территориального планирования Калининского района используются две категории населения - постоянное (на исходную дату прогноза) и наличное, включающее временное население, на расчетный срок. Так, прогнозная численность населения Каблуковского сельского поселения должна составить в 2030 г. 11400 чел. (на 2009 г. - 2286 чел.). Прогнозируется, что численность наличного населения сельского поселения увеличится не столько за счет субурбанизации, т.е. переезда из города в пригородную зону (+200 чел.), сколько за счет временного населения, имеющего второе жилье на территории района, но зарегистрированного в Твери, а также сезонно либо временно проживающих в жилье дачного типа (+9100 чел.) при сокращении собственного населения (-186 чел.). В генплане Каблуковского сельского поселения прогнозируется намного большая численность населения - 12715 чел. в 2030 г. и 17775 чел. в 2040 г. Значительные изменения в численности населения Каблуковского сельского поселения планируются в связи с формированием новых селитебных зон коттеджной застройки, чему должны способствовать близость Твери и р. Волга (желание людей и возможность благодаря автотранспорту жить в пригороде). Предполагаемый многократный рост численности населения с. Каблуково, д. Домниково, д. Захарьино, д. Иенево, д. Лисицы, д. Судимерки и др. связан с этими планами нового жилищного строительства. Удивляет чрезмерная точность этих расчетов. Например, людность д. Бортниково - 133 чел., д. Домниково - 269 чел. и т.д.

3. Чрезмерная оптимистичность демографических прогнозов в условиях, когда депопуляционные процессы наблюдаются как в области в целом, так и в городской и сельской местности. Сверхоптимистичными являются прогнозы численности населения сельских поселений периферийных муниципальных образований. При очевидном отсутствии собственного потенциала роста прогнозируется значительный рост населения. В генпланах сельских поселений отмечается, что пессимистичный вариант не должен являться основой для разработки Генплана. Так, в Замошском сельском поселении Осташковского района в исходном году численность населения составила 797 чел., на первую очередь - 1315 человек, на перспективу - 2218 человек. Таким образом, через 30 лет численность населения Замошского сельского поселения согласно прогнозу, увеличится более чем в 2,5 раза. Соответственно планируется и пространственная организация его территории. Занимаемая площадь должна увеличиться в 22 из 37 населенных пунктов поселения. В Фировском сельском поселении Фировского района численность населения должна увеличиться в 1,8 раза, занимаемая площадь - в 7 из 34 населенных пунктов.

Оптимистичность демографических прогнозов, разработанных в Схеме территориального планирования Калининского района и генпланах сельских поселений района, обосновывается не только намечаемыми социально-экономическими изменениями, но и предполагаемыми изменениями в системе расселения. В документах отмечается, что прогноз численности населения сельских поселений выполнен, исходя из сложившейся демографической ситуации и перспектив социально-экономического развития района. Агломерация, формирующаяся вокруг областной столицы, рассматривается в Схеме территориального планирования Тверской области как ведущее звено опорного каркаса расселения региона, в Схеме территориального планирования Калининского района - как фактор его развития. Считается, что положительной динамике численности населения будет способствовать близость к Твери - возможности занятости на предприятиях города для мигрантов из районов своей области, других регионов страны и зарубежья. Кроме того, планируется размещение на территории поселений, близких к Твери, производственных площадок с созданием дополнительных рабочих мест, формирование благоприятной социальной среды для комфортного проживания населения, развитие инфраструктуры. Например, предполагается, что численность населения в Аввакумовском сельском поселении увеличится во всех 13 СНП, хотя в части из них, несмотря на распространенную в пригородах ложную миграцию, в последние годы продолжается сокращение численности населения. При этом лишь в одном из них (д. Горютино) намечается изменение границ и увеличение территории населенного пункта.

4. Стягивание населения в Тверскую агломерацию в условиях естественной убыли населения предполагает одновременно и обезлюдивание окраинных периферийных территорий, как самого Калининского района, так и других районов области.

Усиливающиеся процессы поляризации и сжатия социально-экономического пространства Тверского региона определяются объективными механизмами демографического и экономического развития, а также сильным воздействием внешних факторов. В этих условиях программы территориального развития (региона в целом, отдельных муниципальных районов и сельских поселений) должны предусматривать не только модернизационные сценарии для региональной столицы и примосковских районов области, но и реальные варианты развития периферийных территорий. В условиях дальнейшего сокращения демографического потенциала особое значение приобретает продуманная экистическая политика: необходимо четко представлять, что мы не только хотим, но и что мы реально можем сохранить в новых демографических и экономических условиях.

Список литературы

  1. Кириллов П.Л., Махрова А.Г. Сценарный подход к прогнозированию расселения населения в территориальном планировании //География, градостроительство, архитектура. Смоленск, 2013. С.63-79.
  2. Богданова Л.П., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Демографическое развитие Тверского региона. Тверь, 2001. 64 с.
  3. Схемы территориального планирования регионов России [Электронный ресурс] - Режим доступа http://fgis.minregion.ru/fgis/.
  4. Схемы территориального планирования муниципальных районов Тверской области [Электронный ресурс] - Режим доступа http://fgis.minregion.ru/fgis/.
  5. Генпланы сельских поселений [Электронный ресурс] - Режим доступа http://fgis.minregion.ru/fgis/.

[1] Щукина Анна Сергеевна - доцент, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и территориального планирования Тверского государственного университета
[2] Богданова Л.П., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Демографическое развитие Тверского региона. Тверь, 2001. 64 с.
[3] Кириллов П.Л., Махрова А.Г. Сценарный подход к прогнозированию расселения населения в территориальном планировании //География, градостроительство, архитектура. Смоленск, 2013. С. 66

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.