Я намеренно воздерживался от комментариев о прошедших выборах на темы, по которым я не могу сказать ничего нового. Одна из острых проблем в современных дебатах и теориях, однако, входит в пределы моей компетенции.
Уже больше 15 лет я пишу о том, что Америка становится мажоритарно-миноритарным государством, в котором ни одна этническая или расовая группа не составляет большинства. Я писал это, например, в своей книге «Новое христианское сообщество» в 2002 году. Эта идея в последнее время считается стандартной и ортодоксальной, становясь все более знакомой частью политической риторики, особенно распространенной среди либералов и демократов. Это представление, как минимум, в том виде, в каком оно предстает в медийном и политическом дискурсе, понимается совершенно превратно, при этом существует два главных направления этого непонимания. Некоторые считают, что непонимание появляется в результате излишнего оптимизма; по мнению других, недостаток состоит в пессимизме. Эти утверждения кажутся удивительно очевидными, но, как я говорю, они ускользают от многих вполне осведомленных в прочих вопросах комментаторов. Сознательно или нет, наблюдатели позволяют зыбкой природе американских этнических классификаций ввести себя в заблуждение.
Во-первых, что является очевидным, «меньшинство» не является однородной категорией.
После последних выборов я видел множество статей, где утверждалось, что это последний глоток воздуха белой Америки перед утратой белыми своего мажоритарного статуса году эдак в 2040. Так вот, до 2040 года еще далеко, но давайте взглянем на перспективы того, как будет выглядеть американское население в середине века, скажем, году в 2050. Наиболее вероятно, что белое нелатиноамериканское население составит около 47%, латиноамериканское — 29%, афроамериканское — 15%, азиатское — 9%. С допустимой погрешностью в пару процентов.
В такой ситуации «белые» действительно станут меньшинством. Однако будущая Америка будет очень неоднородным государством с многочисленными сообществами, чьи интересы по некоторым вопросам будут расходиться, а по другим – нет. То, что белые к 2050 году станут меньшинством, не означает, например, что афроамериканцы получат неограниченную свободу для достижения своих целей, или что черное население сможет рассчитывать на поддержку азиатов и латиноамериканцев. По некоторым вопросам — да, по другим — нет. Чтобы привести конкретный пример, такая характерная афроамериканская проблема, как репарации за рабство, предположительно, понравится большинству латиноамериканских и азиатских налогоплательщиков не больше, чем она сейчас приходится по вкусу старорежимным белым.
Я разговаривал с людьми, убежденными, что к 2050 году афроамериканцы станут большинством населения, в нашей стране. Нет, это не так и очень далеко от истины. На самом деле, доля афроамериканцев даже не будет значительно увеличиваться. Они составляли около 12% в 1980 году, а к 2050 эта цифра вырастет до 15%. Во многом это увеличение отражает новое поколение мигрантов из Африки из сообществ, как правило, не ассоциирующихся с афроамериканской политикой и традициями.
К тому же, что мы понимаем под словом «белый»? Исторически категория «белизны» была весьма размыта, постепенно расширившись до различных групп, изначально в нее не входивших. В середине 19 века ирландцы отнюдь не считались белыми, хотя потом это изменилось. Та же судьба ждала поляков и итальянцев, а потом евреев. Очень многие латиноамериканцы в США, безусловно, считают себя белыми. Достаточно задать этот вопрос большинству кубинцев, аргентинцев, пуэрториканцев и мексиканцев. Любые дискуссии относительно понятия «белизны» на разных этапах американской истории должны принимать в расчет эти ярлыки и определения.
Латиноамериканцы не единственные в этом отношении. В последних спорах об этническом многообразии персонала в Кремниевой долине жалобы о преимущественно «белых» рабочих местах были сосредоточены на целях, где работала четверть или даже больше людей азиатского происхождения. Даже фирмы с огромным количеством работников из Индии, с Тайваня или из Кореи столкнулись с обвинениями в отсутствии подлинного этнического многообразия. Не означает ли это, что азиаты тоже начинают считаться «белыми»?
В то же время межэтнические браки происходят все чаще, все больше союзов заключается между нелатиноамериканскими белыми и латиноамериканцами или людьми азиатского происхождения. (Такие браки происходят гораздо чаще, чем отношения между черными и белыми). Любой человек, считающий, что потомки таких союзов мобилизуются и восстанут против белого превосходства, будет горько разочарован.
Второй аргумент касается книги «Конец белой христианской Америки» Роберта П. Джонса (Robert P. Jones), которую я счел достойной внимания и провокационной. Правда, название уже часто цитировалось и использовалось не к месту (и это не вина Джонса). Характерен безысходный заголовок Washington Post «Белая христианская Америка умирает», и вывод большинства либералов — и скатертью дорога.
Когда я читал некоторые комментарии, последовавшие после выборов, казалось, будто их авторы ожидали, что «белое христианское» население просто испарится, чего на самом деле не произойдет. Во-первых, нелатиноамериканские белые, конечно, останутся и будут, по крайней мере, до 2050 года составлять самое большое этническое сообщество в стране. 47-процентное сообщество представляет собой огромное множество. На самом деле, масштаб «белой христианской» Америки будет намного более значительным, чем это могут отразить цифры, учитывая де-факто включение других групп (в частности, латиноамериканцев и, возможно, азиатов) под этот этнический ценз. Смешанные браки ускоряют экспансию белого населения.
Белое население не исчезает, как и христиане. Одно из значительных следствий Иммиграционного акта 1965 года состоит в широкой экспансии различных этнических групп в США, преимущественно, христианского происхождения. Это верно, очевидно, и в отношении мексиканцев, а также американцев азиатского и арабского происхождения. Новые поколения африканцев — это горячо верующие христиане. Американское исламское население, например, было и остается незначительным в соотношении с целым, и так и будет оставаться в дальнейшем.
Поэтому нет, мы не приближаемся к концу ни «белой», ни христианской Америки. В 2050 году это будет намного более разнообразная страна как в этническом, так и в религиозном отношении. Но если вы ждете белого христианского апокалипсиса, то вы, наверное, ошиблись тысячелетием.
Филип ДЖЕНКИНС (Philip Jenkins). «The American Conservative», 17 ноября 2016 года
ИноСМИ.RU 21 ноября 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)