Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Семейная политика в развитых странах

Режимы семейной политики глазами исследователей

Рождаемость и отношение к ней правительств в разных странах мира

Современные различия в семейной политике развитых стран

Соотношении семейных пособий и заработка

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Исупова О.Г. Семейная политика в развитых странах //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейная политика в развитых странах

Над темой номера работала

Ольга
ИСУПОВА

Соотношении семейных пособий и заработка

Для углубленного анализа нами была использована Family Policy Database, ведущаяся под руководством Анн Готье в институте Макса Планка. База данных создается на основе опубликованной информации и покрывает 22 страны ОЭСР за период с 1960 по 2008 год. В ней содержатся данные о семейных пособиях (денежных и налоговых льготах, яслях и детских садах, о продолжительности отпусков в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними), а также релевантная экономическая и демографическая информация.

Для построения графиков, отслеживающих тенденции в отдельных странах, были выбраны показатели FA1, FA2, и FA3 (Family allowances – семейные пособия на первого, второго и третьего ребенка соответственно, исходя из условной предпосылки, что в семье трое детей, и с учетом всех выплат, которые можно считать предназначенными на эти цели, причем FA3 высчитывалось как разность между общим семейным доходом от таких пособий и аналогичным доходом, который семья имела бы в случае, если бы у нее было только двое детей, а FA2 – как разность между доходами от семейных пособий семьи с двумя детьми и тем, что она получала бы на только одного ребенка).

Модель А. Готье предполагала, что в семье двое родителей, только один из них работает и зарабатывает, пенсию по старости или инвалидности никто не получает, в семье нет близнецов и тройняшек, а детям 8, 10 и 12 лет (поскольку в ряде стран пособия зависят от возраста детей). Большие единовременные выплаты в связи с рождением ребенка не учитывались. По рекомендации А. Готье, автором были построены временные ряды изменений не собственно этих пособий как абсолютных величин, а их отношения а) к среднему заработку (EARN) и б) к женскому (FW) и мужскому заработку (MW) отдельно. До начала 2000-х, эти показатели рассчитывались исходя из заработков в промышленности; в последующие годы, был произведен перерасчет с учетом того, что в промышленности работает все меньшее число людей.

Все данные были приведены к единой размерности (помесячной или почасовой). Результат представлен на рис. 1-10.

Можно видеть, что в Австралии и Новой Зеландии динамика несколько отличается от той, которую можно видеть в остальных странах «либерального» режима – там в последние годы пособия значительно увеличились по отношению как к средней зарплате, так и к мужским и женским заработкам. В остальных странах заметны периодические колебания – пособия иногда повышают, затем их значение по отношению к заработку постепенно уменьшается, и их снова увеличивают. Однако в Австралии и Новой Зеландии пособия в среднем в два раза выше, хотя даже на троих детей они не превышают 0,2 от зарплаты, в остальных странах – как правило, 0,1. В Ирландии вплоть до последнего времени значение пособий было еще меньше, но очень выросло в последние годы. Заметна тенденция постепенного сближения размера выплат на детей всех трех очередностей. Кроме того, можно видеть, что во многих странах как этой, так и других групп, изначально пособия платили только начиная со второго ребенка.

Рисунок 1. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в странах «либерального» режима: Австралия и Великобритания

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).
Примечание: здесь и далее – СЗП – средняя заработная плата

Рисунок 2. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в странах «либерального» режима: Ирландия и Канада

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).

Рисунок 3. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в странах «либерального» режима: Новая Зеландия

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).

В странах «корпоративного» режима, как показано на рис. 4-6, выплаты в среднем больше и составляют от 0,15 до 0,25 от заработка (на троих детей) в разные годы. Заметно некоторое падение значения пособий во Франции в последнее время. В Японии, напротив, в какой-то момент пособия были существенно увеличены (до 0,2 от средней зарплаты – на троих детей). Выше всего значение выплат в Люксембурге – в некоторые годы их значение доходило до 0,3 от средней зарплаты на троих детей.

Рисунок 4. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в Австрии и Бельгии

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

Рисунок 5. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в странах «корпоративистского» режима: Франция, Германия

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

Рисунок 6. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в странах «корпоративистского» режима: Япония, Люксембург

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

В группе «социал-демократических» режимов (рис. 7), отношение размера пособий на 3 детей к средней зарплате варьируется примерно в границах от 0,1 до 0,2, но тренды в каждой стране разные – в Швеции и Норвегии максимум достигнут в середине периода, в Дании колебания, точнее, до конца 1990-х годов постепенное уменьшение значения пособий, затем его рост и стабилизация на одном и том же, примерно одинаковом, высоком уровне. В последние годы, а в некоторых из этих стран и все время, очень близкие или идентичные суммы выплачиваются на детей всех очередностей – видимо, в связи с представлениями о необходимости справедливого распределения.

Рисунок 7. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в странах «социал-демократического» режима: Швеция, Норвегия, Дания

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

В Нидерландах (рис. 8), постепенно значение пособий падает, с чем это связано, не очень понятно. Однако форма графиков похожа на наблюдаемые в Великобритании, видимо, эти две страны относятся к некоему сходному типу.

Рисунок 8. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в Нидерландах

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

В группе «средиземноморского» режима, как видно на рис. 9, значение пособий ниже всего – в среднем, они колеблются около значения 0,05 от средней зарплаты на семью с тремя детьми. Тренды при этом разные – в Португалии значение падает и стабилизируется на низком уровне, в Испании колеблется, периодически повышаясь и затем постепенно падая, в Греции самые высокие значения ближе к началу периода и затем все время низкие. Италия составляет исключение – в середине периода значение пособий в ней повышается до 0,15-0,2 и с тех пор уже значительно не падает, поскольку довольно часто снова повышается. В остальных странах этой группы выплаты очевиднейшим образом рассматриваются именно как дополнительные к каким-то другим источникам дохода, они невелики, т.е., видимо, предполагается, что помогут работающие члены семьи, или неработающие помогут в заботе о детях.

Рисунок 9. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в южноевропейских странах

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

И, наконец, в Чехии (рис. 10), картина чем-то напоминает германскую – выплаты колеблются около значения 0,1, но постепенно растут, есть колебания в связи с периодическими повышениями и затем постепенным снижением значения пособий.

Рисунок 10. Изменение соотношения семейных пособий и заработка в Чехии

Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.