Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Демографический дайджест

Do restrictive asylum and visa policies increase irregular migration into Europe?

Gendered Authorship and Demographic Research: An Analysis of 50 Years of Demography

БОНУС: Научные рецензенты выходят из тени


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ

Do restrictive asylum and visa policies increase irregular migration into Europe?

Czaika, M., & Hobolth, M. (2016). Do restrictive asylum and visa policies increase irregular migration into Europe? European Union Politics, 17(3), 345-365. https://doi.org/10.1177/1465116516633299

Матиас Чайка и Могенс Хоболт проанализировали данные иммиграционного притока в 29 стран Европы из более чем 200 стран мира на протяжении 2008-2011 гг. Авторы поставили своей задачей проверить гипотезу, согласно которой увеличение нелегальной миграции представляет собой результат естественной поведенческой адаптации в ответ на ужесточение государственной политики в области приема беженцев и соблюдения визового законодательства.

Призывы к ужесточению иммиграционной политики стали повседневностью современных развитых стран Европы. Недавний кризис беженцев спровоцировал новую, беспрецедентную по накалу, волну общественной и политической полемики. Однако, несмотря на градус политической дискуссии сегодня, политический тренд на ужесточение иммиграционной политики выглядит очень логично и закономерно и, в действительности, не менялся вот уже несколько десятилетий. При этом у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, эффективны ли подобные ужесточения при решении задачи снижения притока иммигрантов, в целом, и беженцев, в частности. Одни исследователи, скептики иммиграционных ограничений, отмечают, что более жесткие меры контроля всего лишь толкают потенциальных переселенцев искать обходные пути для въезда в страны Европы, и они все чаще вынуждены проживать в нелегальном статусе. Другие исследователи утверждают, что иммиграционная политика стран Европы, в целом, на удивление эффективна, и все более жесткие меры успешно справляются с ограничением непрестанно увеличивающегося потока желающих переселиться в Европу.

Рисунок 1. Страны-доноры в международном иммиграционном обмене для 29 стран Европы, 2008-2011.

Рисунок 2. Количество принятых иммигрантов из неевропейских стран в 29 странах Европы, 2008-2011 гг.

Относительно нечастые исследования, подкрепленные эмпирическим анализом, даже находят прямую взаимосвязь между вводом новых ограничительных мер и непосредственным сокращением количества заявок на предоставление убежища. Несмотря на то, что подобные выводы подтверждаются от исследования к исследованию, до сих пор оставался невыясненным вопрос: не связано ли снижение количества заявок на статус беженца с уходом мигрантов "в тень". Гипотеза заключается в том, что, столкнувшись с невозможностью легализации своего статуса, переселенцы принимают решение остаться в нелегальном статусе. Наличие этого побочного эффекта жестких мер иммиграционной политики и проверяют авторы статьи.

Для исследования вопроса авторы применяют регрессионные модели Пуассона. В качестве моделируемой переменной для оценки уровня нелегальной миграции используется статистика задержаний в странах Европы из-за нарушений регистрационных документов. Подобные данные, собранные по унифицированному образцу для стран Европы, доступны лишь с 2008 года. Иных способов более или менее объективно оценить численность нелегальных мигрантов нет. Надо отметить, что данные эти сильно зависят от межстрановых различий в интенсивности работы полиции по выявлению и пресечению нарушений миграционного режима. Эти недостатки исходных данных авторы стараются нивелировать, включив контрольные дамми-переменные для стран Европы, а также данные о численности полиции, призванные приблизительно охарактеризовать потенциал стран в борьбе с нелегальной миграцией. Ключевые объясняющие переменные в моделях - строгость мер в отношении беженцев и строгость визового режима - измеряются распространенностью отказов в выдаче статуса беженца и виз на въезд, соответственно. Эти две ключевые объясняющие переменные используются в моделировании раздельно, для проверки валидности результатов.

Результаты моделирования показывают, что увеличение числа отказов на 10% соответствует увеличению числа задержанных за нарушение визового режима на 3-4%. При этом наблюдается интересное различие в зависимости от места задержания нелегальных мигрантов: на территории страны или на границе. Так, увеличение отказов в предоставлении статуса беженца увеличивают число задержаний на территории страны. Напротив, учащение отказов в выдаче виз приводит к значительному увеличению задержаний на границе. Таким образом, ужесточение визового режима приводит к увеличению числа попыток нелегального пересечения границ, в то время как ужесточение требований к получению статуса беженца приводит к росту числа мигрантов, решающих остаться нелегально на территории отказавшим им в убежище стран.

В целом, исследование показывает, что ужесточение иммиграционной политики увеличивает распространенность нелегального пребывания мигрантов в странах Европы, как бы выталкивает мигрантов из правового поля. Этот побочный эффект иммиграционной политики практически не упоминается в общественном и политическом дискурсе, хотя есть все основания полагать, что он заслуживает пристального внимания не только исследователей. Авторы же заключают, что непрестанно ужесточающиеся меры иммиграционной политики в странах Европы, в действительности, могут быть значительно менее успешными, чем принято считать.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.