Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Социальные расходы в ЕС-28

В группе G20 на социальную защиту больше всего тратят в ЕС-28 – свыше четверти ВВП

На социальную защиту в странах ЕС-28 тратят от 14% ВВП в Латвии до 34% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту остаются социальные взносы и отчисления, но в 2013 году их доля снизилась

Две трети расходов на социальную защиту в ЕС-28 связаны со старостью, болезнями и лечением

Чистые выплаты составляют 92% от общих расходов на социальную защиту в ЕС-28

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Социальные расходы в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2016. № 701-702. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0701/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В группе G20 на социальную защиту больше всего тратят в ЕС-28 - свыше четверти ВВП

Универсального общепризнанного определения сферы социальной защиты или всеобъемлющего перечня ее целей не существует. Обычно под социальной защитой понимают деятельность государственных или частных организаций, направленную на смягчение определенных рисков или обеспечение определенных нужд домохозяйств или отдельных индивидов. К числу рисков или нужд, которые могут потребовать социальной защиты, обычно относятся болезни и лечение, инвалидность, старость, смерть члена семьи, семьи с детьми, безработица, обеспечение жильем и другие виды социальной уязвимости[1].

В Европейском союзе (ЕС-28[2]) сложилась развитая система социальной защиты населения. Организация и финансирование системы социальной защиты относятся к компетенции каждого отдельного государства союза, поэтому используемые модели социальной защиты несколько различаются, а координирующая роль ЕС состоит в том, чтобы граждане стран союза продолжали получать надлежащую социальную защиту, пересекая национальные границы. Этому способствует единая цель осуществляемых в ЕС социальных программ – борьба с бедностью и социальной уязвимостью (или, иначе, «социальным исключением»), - а также реформирование систем социальной защиты на основе взаимного обмена опытом.

Признанным критерием того, в какой степени государство берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта жизни, является показатель объема социальных расходов, представленных в виде доли валового внутреннего продукта (ВВП). При этом под социальными расходами понимается предоставление общественными или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние, посредством специально организованных коллективных схем. Выплаты по схемам частного страхования по личной инициативе отдельных индивидов или домохозяйств в целях их собственных интересов в социальные расходы не включаются.

Сравнение стран группы «двадцатки» (G20)[3], в которую входят Европейский союз в целом и 19 стран мира (в том числе 4 страны ЕС-28 – Великобритания, Германия, Италия, Франция) с крупнейшими и быстрорастущими экономиками мира, показывает, что больше всего на социальную защиту тратят в ЕС-28. По оценкам за 2013 год, расходы на социальную защиту в ЕС-28 составили 28,1% ВВП, что заметно выше, чем в двух других странах «триады» - Японии (23,1% по данным за 2011 год) и США (18,6%). Среди других стран «двадцатки» более 20% ВВП расходуются на социальную защиту только в Бразилии (21,3%), от 17% до 19% - в Австралии, Аргентине, России и Канаде (рис. 1). С другой стороны, в Индии, Индонезии и Саудовской Аравии на социальную защиту выделяется менее 4% ВВП.

По сравнению с 2003 годом, расходы на социальную защиту увеличились во всех странах «двадцатки», больше всего в Южной Корее (+89%) и России (+77%), меньше всего – в Канаде (+6%). В ЕС-28 они увеличились на 10%.

Рисунок 1. Расходы на социальную защиту в странах ЕС-28 и G20, 2003* и 2013** годы, % ВВП

* Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Россия, Турция, Южная Африка – 2000 год,
** Мексика – 2012 год; Япония – 2011 год; Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка – 2010 год; Китай – 2008 год.

Источники: Eurostat (online data code: spr_exp_sum); OECD (Social Expenditure Database) and ILO (Social Security Expenditure Database - multiple sources).

Страны «двадцатки» существенно различаются по составу населения (прежде всего возрастному), размеру и типам домохозяйств, что во многом определяет условия жизни и значение рисков и потребностей, с которыми связана необходимость в социальной защите.

Во всех странах «двадцатки», кроме Индии, более половины домохозяйств состоит всего из 2-4 человек (рис. 2). В Индии преобладают домохозяйства, насчитывающие в своем составе 5 человек и более, тогда как в Японии, Канаде, Южной Корее, России и ЕС-28 доля таких крупных домохозяйств не достигает и 10%. Значительную долю в этих странах, как в США и Австралии, составляют домохозяйства одиноко проживающих людей (до четверти и более). Многие из них достигли преклонного возраста и нуждаются в социальной защите.

Рисунок 2. Распределение домохозяйств по числу членов в странах ЕС-28 и G20, 2011* год, %

* Индия – 2001 год; Аргентина, Индонезия, Китай, Мексика, Россия, Южная Корея – 2010 год; Южная Африка – 2013 год; Саудовская Аравия – нет данных.

Источник: Eurostat (online data code: ilc_lvph03), the United Nations Department of Economic and Social Affairs (Demographic statistics) and national surveys.

Домохозяйства в странах «двадцатки» заметно различаются и расходами на конечное потребление, то есть на приобретение товаров и услуг (включая налог на добавленную стоимость и акцизные сборы). Для сравнения с учетом различий в уровнях цен их величины в национальных валютах пересчитываются в сопоставимые денежные единицы с помощью паритетов покупательной способности (Purchasing Power Parities, PPPs), которые получают путем взвешивания средних соотношений цен за некоторый стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый и представительный для каждой страны.

По оценкам за 2014 год, самые высокие расходы домохозяйств на конечное потребление - в США (37145 международных долларов США на душу населения). Несколько ниже они в Австралии, Аргентине и Канаде – около 25 тысяч долларов США (рис. 3). В ЕС-28 и Японии они немного превышают 20 тысяч долларов на человека. В то же время вчетверо ниже расходы домохозяйств на конечное потребление в Китае (5024) и Индии (3425 долларов США на человека).

Рисунок 3. Расходы домохозяйств на конечное потребление в странах ЕС-28 и G20, 2014* год, международных долларов США на душу населения

* Бразилия и Япония – для пересчета использовался валютный курс 2013 года.

Источник: Eurostat (online data codes: nama_10_gdp, demo_gind), the United Nations Statistics Division (National Accounts Estimates of main aggregates) United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2015). World Population Prospects: The 2015 Revision, DVD Edition

Существенно различается и структура расходов домохозяйств по целевому назначению. Она формируется под влиянием множества факторов, среди которых можно выделить не только уровень доходов и состав домохозяйств, но и социально-экономическую структуру общества, степень урбанизации, культурные традиции, природно-климатические условия.

В большинстве стран «двадцатки» значительная часть расходов связана с покупкой продуктов питания и напитков, с одной стороны, и оплатой жилья и коммунальных услуг (включая воду, тепло, топливо), с другой стороны. Заметное исключение составляют США, где на продукты питания, напитки и табак домохозяйства затрачивают только 8,7% от всех расходов на конечное потребление (рис. 4). В Канаде и Австралии расходы на эти цели составляют около 13%, в Южной Корее, Японии, Саудовской Аравии и Бразилии – от 15% до 19%, в остальных странах «двадцатки» - 25% и более. Выше всего их доля в Индонезии (50%), в Индии, Китае и России она превышает треть, в ЕС-28 составляет 16,4%.

Расходы домохозяйств на жилье и коммунальные услуги в ЕС-28, Канаде и Японии составляют до четверти всех расходов на конечное потребление, в то время как в России и Китае она составляет менее 10%.

Рисунок 4. Распределение расходов домохозяйств по целям в странах ЕС-28 и G20, 2014* год, %

* Австралия, Индия, Мексика, Россия, США и Япония – 2013 год; Китай – 2012 год (только городские домохозяйства); Аргентина – нет данных.

Источник: Eurostat (online data codes: nama_10_gdp, demo_gind), the United Nations Statistics Division (National Accounts Estimates of main aggregates) United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2015). World Population Prospects: The 2015 Revision, DVD Edition

Все денежные доходы (оплата труда занятых и самозанятых, доходы от инвестиций и собственности, денежные пособия, трансферты от других домохозяйств) и социальные трансферты, полученные в натуральной форме (их стоимостная оценка) – такие как образование, лечение, уход, - после вычета налогов на доход и социальных платежей образуют располагаемые ресурсы домохозяйств.

Величина среднедушевых располагаемых ресурсов домохозяйств, пересчитанная с помощью паритетов покупательной способности, выше всего также в США – 44827 международных долларов США на душу населения (рис. 5).

ЕС-28 в ряду стран «двадцатки», по которым имеются данные, занимает пятое место после Австралии, Канады и Японии.

Рисунок. 5. Приведенные располагаемые ресурсы домохозяйств в странах ЕС-28 и G20, 2014* год, международных долларов США, пересчитанных по паритету покупательной силы, на душу населения

* Россия – оценка за 2013 год; Мексика – 2012 год; Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Саудовская Аравия и Турция – нет данных.

Источник: Eurostat (online data code: tec00113) and OECD (National Accounts at a Glance).

Однако для ЕС-28 характерна наименьшая концентрация денежных доходов у 20% населения с самыми высокими доходами – 38,5% от общей суммы денежных доходов населения (рис. 6). В остальных странах «двадцатки» доля доходов, приходящихся на верхний квинтиль, превышает 40%. Исключение, помимо ЕС-28, составляет Япония, где по оценке за 2008 год у 20% населения с высшими доходами было сконцентрировано 39,7% совокупных денежных доходов населения.

Особенно значительным неравенством в доходах отличается Южная Африка, где 68,9% денежных доходов сосредоточено у 20% населения с самыми высокими доходами, тогда как на 20% населения с самыми низкими доходами населения приходится всего лишь 2,5% общей суммы денежных доходов населения. Сильно дифференцированы денежные доходы населения Бразилии и Мексики.

Рисунок 6. Распределение денежных доходов по 20-процентным группам населения (квинтилям) в странах ЕС-28 и G20, 2013* год, %

* Мексика и Турция – 2012 год; Индия и Южная Африка – 2011 год; Австралия, Индонезия, Канада и Китай – 2010 год; Япония – 2008 год; Саудовская Аравия и Южная Корея – нет данных.

Источник: Eurostat (online data code: ilc_di01) and the World Bank (Poverty and Inequality Database).


[1] ESSPROS Manual and user guidelines. 2012 edition. P. 10.
[2] С 1 июля 2013 года, после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. После расширения состава Европейского союза (ЕС) показатели для ЕС в целом пересчитываются ретроспективно, как если бы все страны-члены союза и раньше входили в его состав. Глубина пересчетов зависит от наличия данных надлежащего качества по всем странам. В случаях, когда данные по каким-то странам отсутствуют и оценка невозможна, значение показателя для ЕС в целом не рассчитывается.
[3] The EU in the world - living conditions. http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/The_EU_in_the_world_-_living_conditions (дата обращения17 октября 2016).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.