Rambler's Top100

№ 701 - 702
17 - 30 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Занятость матерей в первые годы жизни ребенка: обзор исследований ее влияния на развитие детей

Рождение ребенка как фактор доходной обеспеченности женщин. Насколько велик в России «штраф за материнство»?

Динамика совокупных доходов и субъективного восприятия материального положения российских женщин в первые годы после рождения ребенка

Семейная политика в ее связи с рождаемостью и благосостоянием семей с детьми. Анализ данных по странам мира

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейная политика в ее связи с рождаемостью и благосостоянием семей с детьми. Анализ данных по странам мира[1]

Позднякова Н.[2], Сухорукова Е.[3], Ромачевская Анна [4], Синявская О.[5] – специально для Демоскопа

Взаимосвязь между характеристиками государственной семейной политики, текущими показателями рождаемости и отдельными индикаторами благосостояния семей с детьми представляет интерес. Рассмотрим меры семейной политики, направленные на создание возможностей по совмещению ролей родителя и работника.

При проведении анализа в рассмотрение были включены следующие характеристики семейной политики:

  • объем государственных расходов на материальную поддержку семей с детьми в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП) страны;
  • доля детей в возрасте 0-2 и 3-5 лет, посещающих дошкольные учреждения;
  • совокупный объем выплат, предоставляемых во время отпусков по беременности и родам, а также во время отпуска по уходу за ребенком, в % от средних заработных плат;
  • совокупный объем выплат, предоставляемых отцам во время отпуска по уходу за ребенком, в проц. от средних заработных плат.

В числе показателей, характеризующих рождаемость, учитывались:

  • суммарный коэффициент рождаемости;
  • средний возраст матери при рождении первенца;
  • уровень бездетности женщин в возрасте 40-44 лет.

Среди показателей благосостояния семей с детьми были рассмотрены те индикаторы, которые находятся в непосредственной зависимости от действующих мер семейной политики, в том числе, характеристики материнской занятости, являющейся одним из ключевых механизмов по поддержанию доходов семей, и детской бедности:

  • уровень материнской занятости;
  • уровень безработицы среди всех женщин;
  • уровень занятости женщин в фертильном возрасте;
  • уровень детской бедности.

В общей сложности в анализ были включены 42 страны[6]. Все показатели измерены по состоянию на 2001-2014 годы, в зависимости от доступности данных. Источниками данных стали статистические базы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНИСЕФ, Всемирного банка и другие.

Для выявления различных моделей семейной политики, с одной стороны, и типов стран по уровням рождаемости и параметрам благосостояния семей с детьми, с другой, была проведена кластеризация наблюдений. В качестве метода была выбрана кластеризация К-средними. В результате кластеризации было выделено три модели семейной политики (три кластера) и три группы стран с различными моделями рождаемости и женской занятости. Полученные кластеры имеют четкие границы и оказываются наполнены; при увеличении числа кластеров границы по ключевым параметрам размываются, и, как правило, один из кластеров оказывается слабо наполненным.

Три кластера стран, выделенных при анализе семейной политики, отличаются следующими особенностями. Страны первого кластера («Скупая семейная политика», см. табл. 1) выделяют относительно мало ресурсов на данное направление социальной политики. В центре кластера находится Греция, кроме этого, в него попадают такие страны, как США, Турция, Швейцария; всего он включает в себя 11 стран. Страны второго кластера отличаются доступностью длительных оплачиваемых отпусков по уходу за детьми на фоне относительно высоких расходов на выплаты семьям. Во втором кластере («Семейная политика с акцентом на материальной помощи») оказываются 11 стран, в т.ч. многие страны Центральной и Восточной Европы, в него попадает и Россия. В центре этого кластера находится Эстония. Третий кластер «Семейная политика с акцентом на поощрении занятости» характеризуется более высоким вниманием к поощрению занятости матерей и построению эгалитарной семейной политики. Он включает в себя 20 стран, в т.ч. Швецию, Норвегию, Нидерланды и Данию, которая является его центром.

Таблица 1. Средние значения рассматриваемых параметров в кластерах. Семейная политика

Параметры

1. Скупая семейная политика

2. Семейная политика с акцентом на материальной помощи

3. Семейная политика с акцентом на поощрении занятости

Доля расходов на материальную поддержку семей с детьми, % от ВВП

1,6

2,2

2,5

Охват детей в возрасте 0-2 лет дошкольными учреждениями

22,9

15,9

44,8

Охват детей в возрасте 3-5 лет дошкольными учреждениями

62,0

79,6

94,2

Совокупные выплаты, предоставляемые во время отпусков о беременности и родом

10,9

20,6

13,2

Суммарные совокупные выплаты матерям во время отпусков, связанных с рождением ребенка, в % от средних заработных плат

15,2

60,6

24,6

Совокупные выплаты отцам, в % от средних заработных плат

0,5

2,0

6,4

В кластеризации по показателям рождаемости и индикаторам женской занятости и детской бедности в первый кластер входят страны, которые демонстрируют низкие показатели занятости матерей и уровня рождаемости, высокий уровень безработицы среди женщин («Отстающие», см. Табл. 2). В этот кластер входят такие страны, как Испания, Корея, Япония, его центром является Мальта; всего первый кластер охватывает 7 стран. Второй кластер («Середина») объединил 7 стран, которые отличаются средними величинами исследуемых показателей, за исключением уровня детской бедности и занятости женщин в фертильном возрасте: по данным переменным страны показывают наихудший результат. Россия входит во второй кластер вместе с такими странами, как Мексика и Турция, в его центре находится Румыния. Третий кластер, где преимущественно оказались страны-члены ЕС, показывает наилучшие результаты по всем показателям («Лидеры»), он включает в себя 28 стран и его центром является Швеция.

Таблица 2. Средние значения рассматриваемых параметров в кластерах. Показатели рождаемости и благосостояния

Параметры

1. Отстающие

2. Середина

3. Лидеры

Уровень безработицы среди женщин, %

10,6

10,0

8,0

Уровень материнской занятости, %

50,0

61,6

70,2

Суммарный коэффициент рождаемости

1,39

1,73

1,73

Средний возраст матери при рождении первенца, лет

29,6

25,6

29,6

Уровень бездетности женщин в возрасте 40-44 лет, %

13,3

8,8

13,5

Уровень детской бедности, %

16,7

21,6

11,4

Уровень занятости женщин в фертильном возрасте, %

63,9

44,3

71,7

Пересечение кластеров, построенных для мер семейной политики, с ключевыми показателями рождаемости и благосостояния показывает, что занятость матерей имеет тенденцию к росту при переходе от скупой семейной политики к политике, ориентированной на поддержку занятости (рис. 1а). Распределение стран по показателю детской бедности, напротив, смещено в сторону более высоких показателей в первом кластере (скупая политика) и снижается по мере перехода ко второму и третьему. Примечательно, что показатели рождаемости не демонстрируют четко выраженной зависимости от типа семейной политики: средние по странам показатели различаются незначительно (рис. 1в). Однако видны различия в разбросе показателей в группах: наиболее плотное распределение стран наблюдается во втором кластере, в то время как наиболее рассеянное — в первом.

Рисунок 1. Диаграммы рассеяния отдельных показателей в разрезе кластеров по семейной политике

Пересечение двух групп кластеров показывает, что страны из группы Лидеров по рождаемости и благосостоянию концентрируются в группе с семейной политикой, поощряющей совмещение родительских обязанностей с занятостью и эгалитаризм в распределении семейных обязанностей (рис. 2). В то же время, коэффициент корреляции Пирсона (при рассмотрении номера кластера как номинальной величины) для этих показателей равняется лишь -0,056, а коэффициент Спирмена – 0,041 (при рассмотрении как порядковой величины). Это указывает на низкую согласованность кластеров. Это может быть объяснено тем, что третий кластер по наблюдаемым переменным вобрал в себя основную часть наблюдений, а значит, требуется введение дополнительных параметров для его разбиения. Другой причиной может быть слабая связь политических переменных с такими параметрами, как текущие показатели рождаемости — ее уровень складывается, в том числе, под влиянием действующих мер семейной политики, но не определяется ими.

Рисунок 2. Пересечение сформированных кластеров

В дальнейшем работа будет продолжена: для уточнения результатов кластерного анализа планируется дополнить процедуру отбора параметров факторным анализом, провести кластеризацию по компонентам, а затем перейти к анализу конкретных мер семейной политики стран, показывающих наилучшие результаты с позиции наблюдаемых показателей рождаемости и благосостояния семей с детьми.


[1] Материал подготовлен в ходе проведения исследования «Влияние рождения ребенка на занятость и доходы женщин и благосостояние семей с детьми в различных институциональных контекстах» (проект № 16-05-0033) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2016 году и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".
[2] Позднякова Надежда Игоревна - студентка бакалавриата Факультета мировой экономики и мировой политики, Департамент мировой экономики, направление "Экономика".
[3] Сухорукова Елизавета Романовна - студентка бакалавриата Факультета мировой экономики и мировой политики, Департамент мировой экономики, направление "Экономика".
[4] Ромачевская Анна Сергеевна - студентка магистратуры Факультета социальных наук, программа "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций".
[5] Синявская Оксана Вячеславовна – Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ.
[6]Полный список стран включает в себя: Австралию, Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Израиль, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Кипр, Корею, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Мексику, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Польшу, Португалию, Россию, Румынию, Словакию, Словению, США, Турцию, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Чили, Швейцарию, Швецию, Эстонию, Японию.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.