Rambler's Top100

№ 699 - 700
3 - 16 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Lenta.ru» о глобальных демографических вызовах и России
«Независимая газета» о повороте в демографической политике Китая
«Юга.Ру» о стимулировании рождаемости
«Московский Комсомолец» о раннебрачных и многодетных
«Slate.fr» о вынужденном материнстве
«Новые Известия» о беби-боксах
«Коммерсантъ» об анонимном материнстве
«Lenta.ru», «Коммерсантъ», «РБК», «Полит.ру» и «BFM» о возможном запрете абортов
«Meduza» и «Коммерсантъ» об опыте запрета абортов в Польше и текущих протестах
«Wonderzine» о результатах запрета абортов в разных странах
«РИА Новости» о контрацепции
«Независимая газета» о репродуктивном здоровье подростков
«Ведомости» о расходах на образование, медицину и массовый спорт
«Коммерсантъ», «Ведомости» и «LIFE» о последнем месте России в рейтинге здравоохранения

«Yle» о финской методике лечения алкоголизма
«Газета.Ру» о миграционной политике России
«Известия» и «РБК» о миграционном кризисе в ЕС
«Коммерсантъ» о проблеме беженцев в Европе
«The Nation» об отношении к беженцам в Дании и Швеции
«Известия» о гражданах ЕС в Лондоне после Brexit
«Liberation» о гражданстве
«Life» о проблемах мигрантов в России
«ВВС, русская служба» и «Йод» о межрегиональной миграции молодежи
«Ведомости» об эмиграции из России
«Коммерсант-Деньги» об избытке жилья в Подмосковье
«Независимая газета» о рейтинге дороговизны аренды квартир
«Зеркало недели» о неравенстве на Украине
«РИА Новости» о дне пожилых людей
«N+1» и «Медуза» о максимальной продолжительности жизни человека
«Slate.fr» о бизнесе на борьбе с одиночеством
«Православие и мир» об эвтаназии
«REGNUM» о голоде 1921 года

о возможном запрете абортов

«Такого расцвета мракобесия не припомню»

Политики, общественники и религиозные деятели о запрете абортов

Вечером, 27 сентября, на сайте Русской православной церкви появилось обращение, подписанное патриархом Кириллом, с требованием полностью запретить аборты на территории России. Несмотря на то что документ никому конкретно адресован не был и юридической силы не имеет, сама тема вызвала бурную дискуссию. Политики, общественные и религиозные деятели начали высказываться в поддержку запрета прерывания беременности или же указывать на бессмысленность такого подхода. «Лента.ру» собрала мнения «за» и «против».

Общественники
Анита Соболева, руководитель комиссии по социальным правам Совета по правам человека при президенте РФ:
Я категорически отрицательно отношусь к этой инициативе, тем более что в петиции упоминается, что нужно усиливать поддержку семей с детьми, но сначала почему-то предлагают запретить аборты, а потом усиливать поддержку. Обеспечивать условия, чтобы женщины больше рожали, никто не собирается. Поддержка детей сегодня минимальная, издевательская, это не только многодетные семьи скажут. И вместо того чтобы заняться поддержкой детей и устройством сирот, они предлагают запретить аборты по религиозным соображениям в светском государстве. От этой практики потому и отказались, что резко возрастет число «подснежников», детей, выброшенных на помойку, которые появляются, когда оттаивает снег. Это единственный результат, который будет, нужно не количество детей увеличивать, а улучшать качество жизни тех, кто уже родились.
Александр Невзоров, публицист:
Пусть тогда уж Гундяев (Патриарх Всея Руси — прим. «Ленты.ру») обратится к своей пастве и скажет, что именно ее представителям запрещается делать аборты, а всем остальным будет можно. Пусть будет это четкое разграничение. У свидетелей Иеговы существует запрет на переливание крови. Замужние женщины племени Мурси носят тарелочки в нижней губе. Есть те, кто девочкам зашивает большие половые губы. Пусть для православных аборты будут запрещены, а всех остальных неверующих этот запрет не будет касаться.
Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка:
Весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты, и мы поддерживаем эту позицию, при этом, конечно, считаем, что этот вопрос требует системного подхода. В стране открыто порядка 900 специальных консультативных кабинетов, только за прошлый год более 266,5 тысяч женщин обратились за консультацией и помощью и 67 тысяч удалось отговорить делать аборт.
Сергей Ряховский, член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты России:
Наверное, как-то законодатели будут подходить к этому рассмотрению с учетом факторов, что наше государство все-таки светское. Но, наверное, какие-то изменения в подход к этой проблеме будут сделаны.

Политики

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
Если женщина хочет отказаться — мы ее не переубедим. Если мы запретим аборты — аборты будут подпольные, зарабатывать будет медицинская мафия. Лучше давайте уговорим ее родить и заберем обязательно ребенка. Она приняла решение — мы не можем влиять на решение. Мы ее волю выполняем, мать решает, это ее воля. Может, этот отец негодяй, может, не готов организм. Поэтому нужно ребенка забрать, а потом, может быть, она созреет и станет матерью этого ребенка».
Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:
Разделяя обеспокоенность предстоятеля РПЦ и его позицию относительно того, что эмбрион — это уже человеческая жизнь и с моральной точки зрения ее трогать никто не имеет права, одновременно с этим мы должны смотреть на реальную обстановку в обществе и понимать, что, если аборты будут запрещены, это приведет к росту криминальных абортов, в том числе на дому или в различных подпольных заведениях. В этой ситуации женщины, которые хотят сделать аборт, будут выезжать в соседние государства и пользоваться различного рода медикаментами, приобретенными нелегально, для искусственного прерывания беременности. В итоге надо посмотреть на последствия. И в том случае, если женщина сохраняет жизнь ребенку и отказывается от него, она получает социальное пособие. И ребенок передается в ясли. Тогда и аборт не делается, и здоровье женщины сохраняется, и демографический вопрос решается.

Чиновники

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:
Я не стал бы сейчас озвучивать какую-то позицию, потому что ведется общественная дискуссия, никаких решений не принималось. Существуют диаметрально противоположные точки зрения, причем достаточно аргументированные. Кремль не принимает участия в этой дискуссии…РПЦ — один из участников этой дискуссии…Но еще раз повторяю: существуют разные точки зрения, кто-то соглашается с мнением РПЦ, кто-то — нет, но это не вопрос нашей повестки дня.
Вероника Скворцова, министр здравоохранения:
Есть определенные нюансы, связанные с возможным переходом абортов в тень, особенно для тех лиц, которые имеют низкий достаток, для несовершеннолетних, девочек, у которых случается такая ситуация. Наша задача, чтобы введение каких-то ограничений не приводило к увеличению материнской и младенческой смертности, не приводило к увеличению числа криминальных абортов. История нашей страны это уже знала, и я хочу напомнить, что в период острого запрета абортов в советское время материнская смертность превышала 320 на 100 тысяч населения. А сейчас у нас с вами —10, а по результатам текущего года — еще меньше.
Ольга Голодец, вице-премьер:
Конечно, снижение числа абортов, это огромный плюс для нашей демографии, но это решение должно быть взвешенным, обоснованным и не должно привести за собой вот таких серьезных последствий

Религиозные деятели

Берл Лазар, главный раввин России:
Нынешняя ситуация, когда едва не каждая третья беременность кончается абортом, совершенно неправильная. Конечно, надо что-то делать: об этом, кстати, говорят не только религиозные деятели, но и политики, и врачи, и представители общественности… Одними запретами тут проблему не решить: если что-то людям не позволяется, а они не понимают, почему — у них возникнет соблазн обойти запрет. Или даже, не дай Бог, сделать назло. Необходима огромная воспитательная работа. Одними запретами тут проблему не решить: если что-то людям не позволяется, а они не понимают, почему — у них возникнет соблазн обойти запрет. Необходимо добиться того, чтобы люди сами себе запрещали неправильные действия. Понятно, что никакие родители, даже если у них самое тяжелое материальное положение, ни за что не согласятся убить одного из своих детей! Если они поймут, что плод – это такой же их ребенок, они сами себе запретят делать аборт. И проблема будет решена. И здесь верующие люди, наши традиционные религии могут сыграть очень важную, если не главную роль. Если государство нам поможет – через средства массовой информации, через учебные заведения, через какие-то общественные мероприятия — прийти в каждый дом, в каждую семью, мы, я думаю, сможем очень многих женщин уберечь от аборта и спасти сотни тысяч жизней
Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник:
Католическая церковь не поддерживает аборты. Более того, женщина, которая совершила аборт и все, кто принимал в этом непосредственное участие и оказывал на нее физическое или моральное давление, автоматически попадают под отлучение – так называемое ex communicatio. Россия является в настоящее время одной из стран, в которых законодательство об абортах является очень либеральным. Даже в странах со светским законодательством — например, в Южной Америке и Западной Европе — аборты сделать гораздо труднее, чем в России.
Талгат Таджуддин, Верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман:
Это убийство детей, я об этом же в праздничной проповеди на Курбан-байрам говорил.

Врачи

Любовь Ерофеева, акушер-гинеколог, генеральный директор Российской ассоциации «Народонаселение и развитие», член президиума Европейского общества по контрацепции и репродуктивному здоровью:
Это совершенно бесполезная инициатива. Можно запретить аборт, но нужда в нем сохранится. Есть случайные контакты, есть изнасилования, есть масса аспектов, которые загоняют женщин в тяжелую жизненную ситуацию, когда она не готова дать жизнь новому ребенку. Основные аборты сегодня делают женщины, имеющие одного-двоих детей.
Наши женщины, к сожалению, предпочитают неэффективные, методы контрацепции. Около 15 процентов вообще не предохраняются. Больше половины пользуются прерванным половым актом и мужским презервативом. По нашей оценке неудовлетворенный спрос на современные методы контрацепции составляет 57-60 процентов. То есть теоретически они бы и хотели, но практически — не могут. Главные причины — это финансовая несостоятельность. Препараты достаточно дорогие. А также наши люди не любят ходить к врачам. Потому что часто это — очереди. И у многих просто нет возможности по нескольку часов ждать приема. И врачи не могут уделить достаточное время пациенткам на консультирование.
Также у россиян — элементарный недостаток знаний. Мы единственная страна в СНГ, где нет программ школьного полового воспитания. Россия движется в тренде западноевропейских стран, и возраст появления первенца в семье увеличивается до 26–27 лет. В советские времена девушки достаточно рано выходили замуж, к 21–22 годам уже появлялся первый ребенок. Если в 17 лет начинается сексуальная жизнь, а в 27 рождается первый ребенок, то на эти 10 лет нужно быть защищенной от беременности. Без специализированных программ в школах, училищах, институтах это невозможно.
Сторонники запретов говорят, что аборты не доступны во многих странах. Что касается Европы, законодательно они сейчас запрещены в Ирландии, Польше, Монако и Ватикане. И в Польше рождаемость ниже, чем в Российской Федерации, где аборты разрешены. Рождаемость это не повысит, а лишь осложнит жизнь женщин и вызовет социальные протесты. А еще это высокий риск коррупции медиков. Появится теневой рынок абортариев.
Павел Бранд, кандидат медицинских наук, медицинский директор клиники «Семейная»:
Аборты во все времена были очень скользкой темой. С одной стороны убийство неродившегося ребёнка, с другой право женщины распряжаться собственным телом по своему усмотрению. И так плохо, и так не здорово. Любые запреты плохи для общества, но некоторые запреты возможны при определенных условиях.
Для абортов эти условия просты и понятны. Необходимо активно на государственном уровне вводить специальные программы профилактики абортов, просвещать, в том числе, с привлечением религиозных организаций, а не запрещать на корню. Развивать поддержку молодых семей. Проводить образовательные программы, в том числе уроки полового воспитания в школах. Обязательно обеспечить свободный доступ и широкое распространение барьерной контрацепции для малоимущих и подростков. Повсеместно разрешить бэбибоксы. Это долгий и дорогой процесс, но через 10-12 лет это позволит вывести аборты из системы ОМС, они просто перестанут быть массовым явлением.
Потом будет переходный период, когда особую важность приобретёт достоверная статистика. Если количество медицинских абортов драматически снизится, при сравнительно невысоких ценах и, при этом, не повысится количество криминальных абортов, то можно будет думать о постепенном, в течение нескольких лет, запрете абортов по желанию. Аборты по медпоказаниям, в том числе, в следствие изнасилования, никуда не денутся. Оптимальной является система, при которой существует запрет на аборты, но он декриминализирован. То есть, женщина решившаяся на аборт, может официально обратиться в определенную клинику, например, единственную на город или регион и, после прохождения всех необходимых профилактических мероприятий (беседа с психологом, с врачом, с представителем религиозной организации), выполнить аборт, но при этом заплатить крупный штраф в пользу государства.
Любые запреты без выполнения этих условий приведут к катастрофическим последствиям, что уже неоднократно подтверждалось.
Прошу заметить, что отдельной строкой звучит призыв к уничтожению одного из самых прогрессивных направлений российской медицины - экстракорпорального оплодотворения. В этой области мы действительно достигли немалых успехов и вышли на международный уровень. Вырастили действительно серьезных профессионалов. Теперь предлагается все это похерить во славу архаичных средневековых верований.
Одним движением увеличить количество бесплодных и лишить их единственного шанса на рождение собственных детей - это надо сильно постараться.
И да, не забывайте, что мы (пока) живем в светском государстве, а соответственно религиозные организации имеют только совещательный голос.
Алексей Живов, доцент кафедры урологии МГМСУ, главный врач «Ильинской больницы»:
Такого расцвета мракобесия не припомню с советских времён, которые я застал (70-80-е годы). И причём здесь медицинские показания? Существуют и другие веские причины для аборта. Другое дело, что да, абортов должно быть меньше и это не ведущий метод "контрацепции". Но это снижение достигается отнюдь не запретами абортов.

«Lenta.ru», 28 сентября 2016 года

Аборты могут запретить

Идею поддержала уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, патриарх Кирилл и муфтий Талгат Таджуддин

Недавно назначенный уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала запрет абортов в России. По ее словам, на данный момент в стране выстроена эффективная система по профилактике абортов: за прошедший год 67 тыс. женщин удалось уговорить не убивать еще не рожденных детей. Ранее открытое обращение о запрете абортов поддержали и патриарх Кирилл, и глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин.
«Весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты, и мы поддерживаем эту позицию, при этом, конечно, считаем, что этот вопрос требует системного подхода, — заявила ТАСС уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова.— Теперь можно говорить о формировании успешной практики в России по совместной работе государства с общественными институтами по профилактике абортов». Она напомнила, что уже приняты поправки к закону «Об основах охраны здоровья в РФ», после чего вышли рекомендации Минздрава по работе с беременными женщинами, что дало «положительный результат»: по всей стране открыто примерно 900 специализированных консультаций. По словам госпожи Кузнецовой, только за прошлый год более 266,5 тыс. женщин обратились за консультацией и помощью, и 67 тыс. удалось отговорить делать аборт. «Можно говорить об успешной практике в России по профилактике абортов»,— заявила она. По ее словам, теперь нужно сделать «основной упор на защите традиционных семейных ценностей, поддержку материнства, семей с детьми, на помощь молодым семьям».
«Огромным плюсом для нашей демографии» назвала снижение числа абортов вице-премьер Ольга Голодец, уточнив что в России на 1 млн 900 тыс. рождений сохраняется 700 тыс. абортов. Впрочем, по мнению госпожи Голодец, решение проблемы большого числа искусственных прерываний беременности должно быть «взвешенным и обоснованным». Вице-премьер также напомнила, что в России сейчас и так действует целый комплекс мер по профилактике абортов.
Впрочем, у инициативы уже нашились и свои противники в Госдуме. «Мы будем категорически против этого закона, мы не поддержим»,— заявил Владимир Жириновский. Как пояснил глава ЛДПР, подобный запрет приведет к возникновению рынка подпольных абортов, на котором «зарабатывать будет медицинская мафия». «Лучше давайте уговорим ее родить и заберем обязательно ребенка»,— сказал господин Жириновский, предложив оказывать матерям, отказавшимся от своих детей, финансовую поддержку от государства. «Мы предлагаем матери дать 200 тысяч, чтобы она родила, и забрать ребенка»,— уточнил лидер ЛДПР.
Подобные заявления стали реакцией на открытое обращение граждан по ограничению абортов в России, его накануне подписал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В обращении предлагается признать за зачатым ребенком статус «человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом». Авторы обращения также предлагают запретить хирургическое и медикаментозное прерывание беременности, противозачаточные средства с абортивным действием. Также предлагается оказать материальную помощь из федерального бюджета беременным женщинам и семьям с детьми в размере не менее прожиточного минимума. Обращение также поддержал верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин. «Это убийство детей, я об этом же в праздничной проповеди на Курбан-байрам говорил»,— цитирует его «РИА Новости».
Позже пресс-секретарь патриарха Александр Волков объяснил, что речь идет о предложении вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). «Поскольку идет сбор подписей, патриарх, чтобы привлечь внимание к проблеме, как и другие люди, подписал этот документ. О полном запрете абортов пока речи не идет»,— пояснил он. Ранее предложение разрешить аборты только по медицинским показаниям было опубликовано на сайте «Российской общественной инициативы»: в феврале 2016 года оно собрало более 100 тыс. подписей и было передано в экспертную группу федерального уровня. По данным “Ъ”, ориентировочно в октябре пройдет заседание группы, где будет рассмотрена петиция на тему абортов: туда будут приглашены все участвующие в решении вопроса ведомства, после чего будет принято решение.
В свою очередь, глава создавшего петицию общероссийского общественного движения «За жизнь» Сергей Чесноков сообщил у себя в Facebook, что после набора миллиона подписей обращение будет направлено президенту Владимиру Путину.

Иван БУРАНОВ. «Коммерсантъ», 28 сентября 2016 года

Голодец прокомментировала предложение об ограничении абортов

Вице-премьер Ольга Голодец предложила сначала устранить причины, побуждающие женщину прервать беременность, прежде чем ограничивать аборты. Ее заявление прозвучало на фоне обсуждения инициативы о запрете абортов за бюджетный счет, которую поддержала РПЦ
«Конечно, снижение числа абортов — это огромный плюс для нашей демографии, но это решение должно быть взвешенным, обоснованным и не должно привести за собой вот таких серьезных последствий», — заявила вице-премьер Ольга Голодец журналистам в среду в Совете Федерации, отвечая на вопрос, как она относится к инициативе о запрете абортов, передает «РИА Новости».
«Важно прежде всего устранить причины, которые побуждают женщину прервать беременность», — сказала Голодец (цитата по «Интерфаксу»). «Надо подумать, как сделать так, чтобы детей, которые оказались никому не нужными, общество своевременно подхватывало, чтобы сохранить им жизнь и дать будущее», — заявила вице-премьер, добавив, что власти «постоянно работают» над такими программами.
В январе 2015 года патриарх Кирилл предлагал запретить в России бесплатные аборты, а ранее — в мае 2015 года депутат Госдумы Елена Мизулина выступала с инициативой исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
В настоящее время участники общероссийского общественного движения «За жизнь» и движения «Православные добровольцы» собирают подписи под обращением за полный запрет абортов в России. Авторы инициативы предлагают запретить хирургическое и медикаментозное прерывание беременности и противозачаточные средства, обладающие абортивным действием.
Накануне свою подпись под этим обращением поставил патриарх Кирилл. Позже предложение запретить аборты поддержали верховный муфтий России Талгат Таджуддин и детский омбудсмен Анна Кузнецова.
Глава патриаршей пресс-службы священник Александр Волков накануне пояснил, что глава Русской православной церкви (РПЦ) подписался под инициативой о полном запрете абортов, чтобы привлечь внимание к инициативе Мизулиной.
«Речь идет о том, что позиция церкви остается неизменной в рамках вывода абортов из системы ОМС. Патриарх счел возможным для себя поставить подпись под обращением вместе с тысячами других людей как гражданин нашей страны и как православный христианин, он обеспокоен темой, которая содержится в этом обращении», — сказал Волков «РИА Новости».

Мария ЛЕЙВА. «РБК», 28 сентября 2016 года

Логическая ошибка: к чему приведет запрет на аборты и бэби-боксы

Опыт многих стран свидетельствует, что распространенность абортов не зависит от запретов, гораздо важнее доступность методов контрацепции

Недавно патриарх Кирилл поставил свою подпись под обращением движений «За жизнь» и «Православные добровольцы», призывающим к запрету абортов, противозачаточных средств, а также к «запрету вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития». Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда уточнил, что сегодняшнее требование Русской православной церкви заключается не в полном запрете, а в выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
28 сентября появились сообщения, что правительство дало положительный отзыв на законопроект сенатора Елены Мизулиной о запрещении бэби-боксов. Официально обе инициативы объясняются защитой детей, к которым приравниваются эмбрионы с момента оплодотворения. А бэби-боксы, как считает Мизулина, «повышают опасность торговли детьми».
Аборты в России
Поднявшийся информационный шум вокруг абортов совершенно не соответствует степени остроты проблемы прерываний беременности в стране. Государственная политика конца 1980-х — начала 1990-х, нацеленная на продвижение современного планирования семьи, то есть на предотвращение нежелательных зачатий при помощи методов контрацепции, дала толчок тенденции неуклонного снижения всех показателей абортов, и эта тенденция ни разу не прервалась.
По данным Росстата, за постсоветские годы уровень абортов в стране снизился в пять раз. С 1988 по 2014 год абсолютное число прерванных беременностей уменьшилось с 4,6 млн до 0,9 млн, а специальный коэффициент абортов на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет — со 127 до 26. В 2007 году произошло знаменательное событие — годовое число рождений в России превысило годовое число прерванных беременностей, чего не наблюдалось в течение нескольких десятилетий до этого. В 1967 году на 100 живорождений приходилось 293 аборта (максимум), в 1990 году — 206, в 2007 году — 92, а в 2014 году — 48 абортов. Иными словами, в 1960-е на одни роды приходилось около трех абортов, а в последние годы родов вдвое больше, чем абортов.
К слову, исследования показали, что официальной статистике абортов вполне можно доверять, и «5 млн» абортов, которые любит упомянуть Мизулина, — это миф. Правда, сравнение с развитыми странами пока не в пользу России, но разрыв сокращается. А по уровню абортов в подростковой возрастной группе наша страна уже переместилась в середину рейтинга развитых стран, обойдя Великобританию, Швецию и Францию.
Церковь считает аборт убийством, и позиция патриарха понятна, она могла бы быть и более жесткой. Организации и отдельные политики, разделяющие религиозную идеологию, не раз выдвигали законодательные инициативы по ограничению доступности абортов в стране. Но Россия остается светским государством и не может руководствоваться архаичными доктринами. Возможно, на недавние выступления противников права на аборт вдохновило назначение новым детским омбудсменом человека из «своих рядов».
Ни администрация президента, ни Министерство здравоохранения не поддержали инициативу выведения абортов из системы ОМС.
Возможные последствия
Классическим примером последствий законодательных запретов абортов стал опыт СССР с 1936 по 1955 год и Румынии с 1966 по 1989 год, выразившийся в катастрофическом росте материнской смертности и даже детоубийств. В условиях запрета быстро возникает система нелегальных услуг, получает распространение практика самоаборта, зачастую приводящая к трагическим результатам. Опыт многих стран свидетельствует, что распространенность абортов не зависит от законодательства, гораздо большее значение имеет доступность методов контрацепции.
Россиянки, настроенные сделать аборт, его все равно делают, несмотря на уговоры врачей, собственный тяжелый выбор и обвинения в безнравственности. Кто выиграет от того, что женщину вынудят родить нежеланного ребенка?
Российское общественное мнение в целом не одобряет аборт, никто не говорит, что аборт — это хорошо, но при этом большинство населения не поддерживает радикальные меры и предпочитает оставить решение этого вопроса на усмотрение семьи.

Бэби-боксы и репродуктивные технологии
Официальный отказ от новорожденного в России не запрещен. Однако, если женщина готова пойти по этому пути, она в любом случае не стала бы использовать бэби-бокс. Он предназначен для ситуаций, в которых иначе, очень вероятно, произойдет детоубийство, поскольку женщина слишком боится огласки. Так что лучше защищает жизнь новорожденных: бэби-бокс или его запрет? Ответ, на наш взгляд, очевиден.
С призывом запретить вспомогательные репродуктивные технологии, которые также содержатся в подписанном патриархом обращении, все еще более странно. Сложно понять, что имеется в виду под «унижением человеческого достоинства детей». Необходимость после оплодотворения провести несколько дней в холодной лабораторной посуде? Или, более того, вероятность замораживания на некоторый срок? А что означает в данном случае «убийство»? То, что не все эмбрионы, попавшие в матку, в результате прикрепляются к ее стенке и развиваются в детей? Так это определяет природа, а не человек. Наука пока не знает, как устроен механизм такого прикрепления. Во всяком случае всем эмбрионам, попавшим в матку, дается шанс на жизнь. Такой же, как и естественно зачатым, кстати...
Или под «убийством» имеется в виду то, что в случае, когда, наоборот, к матке прикрепилось слишком много эмбрионов, может произойти редукция, или частичный аборт одного или нескольких зародышей? Но в данном случае это можно считать абортом по медицинским показаниям, так как это служит спасению жизни остальных «детей». Даже тройни (в том числе естественно зачатые) нередко погибают все, так как рождаются на слишком раннем сроке, тем более дети из беременности четырьмя и более плодами.
В общем, похоже, сторонники обращения, во-первых, плохо разобрались в репродуктивных технологиях. Не говоря уже о том, что далеко не очевидно, что эмбрион является человеком. Может ли он существовать вне тела матери? Нет? Тогда почему его жизнь важнее ее жизни?

Ольга ИСУПОВА, старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ, Виктория САКЕВИЧ, старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ. «РБК», 3 октября 2016 года

«В СССР аборты тоже долго были запрещены»

Полностью запретить аборты в России предлагает группа общественников. Соответствующее обращение уже подписал Патриарх Московский и Всея Руси. Верховный муфтий России также высказался в поддержку этой идеи. Поддержал ее и ряд официальных лиц.
Сбор подписей под предложением запретить хирургическое и медикаментозное прерывание беременности начали участники Общероссийского общественного движения «За жизнь» и движения «Православные добровольцы». Они также выступили за отказ от вспомогательных репродуктивных технологий типа экстерриториального оплодотворения (ЭКО).
27 сентября на сайте Московской Патриархии появилось сообщение о том, что Патриарх Кирилл подписал это обращение. В тот же день Верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин заявил, что также готов подписать такое обращение, так как «это по-божески». «Это убийство детей, я об этом же в праздничной проповеди на Курбан-байрам говорил», – приводит РИА Новости слова Таджуддина.
На ситуацию отреагировали и представители государственных стурктур. Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова одобрила введение подобного запрета.
«Весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты, и мы поддерживаем эту позицию, при этом, конечно, считаем, что этот вопрос требует системного подхода. Теперь можно говорить о формировании успешной практики в России по совместной работе государства с общественными институтами по профилактике абортов»,  – цитирует ТАСС слова Кузнецовой.
В то же время главный раввин России Берл Лазар объяснил ТАСС, что, по его мнению, одними запретами эту проблему не решить. Примерно тогда же пресс-служба Патриархии уточнила, что Патриах имел  виду главным образом вывод абортов из списка услуг, предоставляемым бесплатно, по полису обязательного медицинского страхования. Тем не менее, Вероника Скворцова высказала убеждение, что вывод абортов из ОМС может создать угрозу здоровья женщин.
Между тем член Общественной палаты России Сергей Ряховский в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил, что в России все же могут ужесточить правила проведения абортов. Отметив, что «мы живем в светском государстве, где есть определенные сложившиеся реалии», общественник предположил, что, «наверное, какие-то внесения изменений в подход к этой проблеме будут сделаны».
Проблема абортов не может быть предметом обсуждения в религиозной среде, но общественники обратились к церкви как к авторитету, рассчитывая на вполне прогнозируемый ответ. Об этом в беседе с «Полит.ру» сказал Алексей Муравьев, востоковед и религиовед, историк восточного христианства, доцент ВШЭ, зав. секции Ближнего Востока Школы востоковедения, комментируя ситуацию.
«Это, скорее, история политическая и биологическая, но не касающаяся религиоведения. Все религиозные системы, абсолютно все, любые верующие люди, к абортам относятся плохо. Сейчас успехи эмбрионологии настолько значительны, что сейчас с биологической точки зрения особой разницы между эмбрионом и развившимся ребенком нет. Значит, и разница между убийством эмбриона и убийством родившегося ребенка в точки зрения биологической невелика. Если бы в обществе поставили вопрос, можно ли убивать грудных детей (допустим, ребенок родился и оказался матери вдруг не нужен), то, думаю, резонанс был бы другой.
Просто в религиозной среде вопрос об абортах табуирован – не только в христианской, но и в исламской, в иудаистской. Там, по сути, даже не может быть обсуждения. А либеральная общественность видит в вопросе об абортах одну из форм либерализации, освобождения от ответственности. Так что сейчас мы наблюдает просто столкновение двух разных концепций. Поэтому я не уверен, что это – тема столкновения церкви и общества. Это, скорее, тема двух разных антропологий, двух разных концепций предназначения человека, его роли в мире, в социуме. Так что тему церкви я тут не очень вижу», – считает Алексей Муравьев.
Говоря о другой идее в области повышения социальной ответственности – идее запрета бэби-боксов, за который высказалась сенатор Елена Мизулина (информация об этом была размещена на сайте сенатора), он отметил: «Это вообще не касается религии – это социальный дизайн». «Мы прекрасно понимаем, что с точки зрения обычного права, бэби-бокс – это формальное прикрытие банального преступления, которое было запрещено еще дренеримским законодательством. В Древнем Риме было введено наказание для женщин, оставляющих своего ребенка», – сказал Муравьев.
«Что значит «не могу воспитывать»? Это какой-то патерналисткий подход. Получается, человек говорит, например: «Я не хочу заботиться о своих престарелых родителях. Давайте это на себя государство возьмет: есть старческие дома, пусть они там живут.» Или другой аспект – с животными: «Вот, я взял животное, оно мне надоело – выкину, пожалуй. Пусть его службы подбирают и везут в собачий или кошачий питомник. А я что? Мне надоело, я и выкинул.» Вот к детям примерно такое отношение: надоело, не хочу воспитывать, мало метража или еще что-то в этом роде – и избавляются. К теме религии это абсолютно отношения не имеет – это вопрос социальной ответственности.
Получается, что, фактически, религия пытается поддержать группу общественников с какой-то вполне традиционалисткой точки зрения, но никакого гипертрадиционализма здесь нет. С таких же позиций выступает католическая церковь, да и любая другая. Так что вопроса о религии здесь я не вижу.
А почему обратились именно к Патриарху за поддержкой… Если бы у нас была какая-то инстанция, которая обладала бы авторитетом в таких вопросах, тогда бы, наверно, общественники обращались туда. Но поскольку такой организации у нас нет, нет, фактически, ничего подобного, то обратились в церковь. Но мы же понимаем, что ответ этот вполне прогнозируемый, что он мог быть только таким и никаким иным.
Точно так же было бы, если бы у нас в обществе, например, была бы давно и традиционно разрешена эвтаназия – и вдруг кто-то предложил бы запретить ее. И либеральная общественность закричала бы: «Нет, вы что! Это наше все, наше святое. Люди должны иметь право распоряжаться!». Ну, и, естественно, к кому обратились бы за поддержкой запрета эвтаназии? Наверно, к церкви. Так и тут – та же ситуация.
А что касается абортов, то в ряде стран они запрещены, даже в части штатов США они запрещены. Можно говорить, что из-за этого люди бегают куда-то к подпольным врачам и так далее, но это уже другой вопрос – как именно они выходят из положения. Но в целом ничего невиданного в запрете абортов нет. Тем более, что в СССР аборты тоже долго были запрещены.
Но, на мой взгляд, общественность вводят в заблуждение. Речь не идет об абортах по медицинским показаниям. Вопросы абортов по медицинским показаниям – это вопрос медицинских предписаний. Если жизни матери угрожает что-то, то врач вправе предложить ей такой вариант. Это, конечно, плохо, но в данном случае это не обсуждается. Но речь ведь не об этом – речь об абортах по так называемым социальным показаниям. О том, что «я не хочу», «у меня недостаточно квадратных метров» или что-то еще в этом роде. В общем, мне кажется, немного не о том разговаривают наши СМИ», – считает Алексей Муравьев.
Несколько иную позицию занимает Ольга Здравомыслова, исполнительный директор «Горбачев-Фонда», доктор философских наук, социолог. В беседе с «Полит.ру» она высказала мнение, что борьба за разрешение абортов в мире по сих пор является частью борьбы за права человека принимать решения в собственной жизни.
«Вопрос о запрете абортов поднимается в России очень давно. Походы к нему совершались не один год, так что это не то чтобы абсолютная новелла. Другое дело – что сейчас это произошло так резко и внезапно.
То, что церковь высказывается против абортов (хочу подчеркнуть: никто не говорит, будто аборт – это добро. Аборт – это тяжелейшее событие в жизни женщины и семьи в целом, это признают все), – это естественно. Церковь, в рамках ее понимания мира, в рамках канона по-другому говорить не может. Высказываться так – ее право, и никто не станет утверждать в отношении церкви обратного. И так высказывается не только православная, но и католическая церковь, она тоже выступает против абортов. Но главный вопрос не в этом, а в том, насколько церковь определяет поведение людей в обществе.
У нас действительно светское государство, у нас светское государство по Конституции. И это значит, что церковь не вмешивается ни в образование, ни в регулирование личной, тем более – интимной жизни. Вера человека – это его законное, исконно право, но это его частная жизнь: он может верить, может не верить, может исповедовать ту или иную религию, но это не имеет отношения к действиям государства. Церковь не может диктовать свою волю государствам и гражданам. Потому что церковь – это важно, но это только церковь, а мы, еще раз повторю, живем в светском государстве.
Насколько я понимаю, сейчас людей взволновало не то, что Патриарх подписал обращение об отмене абортов, а то, что это воспринимается как руководство к действию. Думаю, у нас уже достаточно долгая и сложная история, чтобы мы могли сами решать этот вопрос. Решать его надо самим семьям, самим женщинам. И отнимать у них это право, заставлять их действовать так, а не иначе, никому не позволено, потому что речь идет о взрослых людях, которые принимают решение сознательно.
Подчеркиваю еще раз: это отход от принципов светского государства, коим является Россия, и отход от ее Конституции, если позиция Патриарха рассматривается как своего рода прямое указание, которое готова, как мы видим, выполнять детский омбудсмен. Насколько мне известно, детский омбудсмен у нас не является служителем церкви. Она может быть глубоко верующим православным человеком, это ее право, но она не служитель церкви, который выполняет ее указания.
Причем, высказываясь об абортах, что цитируют СМИ, детский омбудсмен говорит: «Весь цивилизованный мир выступает против». Ну, тут вопрос в том, что именно она понимает под цивилизованным миром. В мире вопрос об абортах, действительно, дебатируется, он обсуждается в разных странах, но аборты запрещены только в ряде западных стран – скажем, в Ирландии или в Польше. Это католические страны, которые имеют свои проблемы с религией в этой сфере, но и там люди как-то решают этот вопрос. Но речь ни в коем случае не идет обо всем цивилизованном мире. Речь идет только об одной из тенденций – о движении «в защиту жизни», как они себя позиционируют. Но это абсолютно точно не идея всего цивилизованного мира, и такое утверждение – просто искажение фактов.
Наоборот, я могу сказать, что борьба за разрешение аборта – это часть борьбы за культурные права, за репродуктивные права, за права человека принимать решения в собственной личной жизни.
Есть тут момент, о котором часто умалчивают. Чаще всего это касается женщин совсем молодых, нередко – подростков, которые попадают в эту ситуацию, в известном смысле, неожиданно для себя – что называется иногда словом «влипают» – и не знают, что потом делать. Безусловно, нужно помочь этим девочкам и молодым женщинам каким-то образом справиться с проблемой. Собственно говоря, они в этом смысле оказываются в самом уязвимом положении. Они редко идут к специалистам, и уж если вводится запрет абортов, то эти девочки и молодые женщины (а это категория не столь уж малочисленная) прямым ходом отправятся к каким-то подпольным, неофициальным деятелям и структурам, которые помогут им избавиться от нежеланного ребенка. И, конечно, тут уже вопрос об их здоровье встает непосредственно.
Второй момент, о котором в этой связи нечасто говорят, заключается в том, что уже сейчас в России, к сожалению, достаточно распространены убийства детей и особенно младенцев. Периодически эта тема всплывает в СМИ, но этих фактов гораздо больше, чем принято думать, потому что таким варварским способом женщины избавляются от нежеланных детей. И, наверно, если будет введен запрет на аборты, это явление начнет усиливаться и разрастаться.
И, наконец, третье обстоятельство, о котором стоит сказать (может быть, о нем стоило даже сказать первым) – это наша недавняя историческая практика, запрет абортов в СССР в сталинский период. Этот запрет просуществовал достаточно долго и имел ужасные последствия для женщин и семьи, что достаточно широко известно. Так что могу сказать: этот шаг, с моей точки зрения, в самых разных аспектах имеет только негативные последствия. Несмотря на то, что, конечно, аборт – еще раз скажу – это тяжелое и нежелательное событие.
Современные семьи, современные женщины не используют аборт как способ планирования и регулировании рождаемости. Есть уже гораздо более цивилизованные, распространенные способы. Но я заметила, когда читала это обращение о запрете абортов: там делается попытка поставить под вопрос вообще все медикаментозные способы регулирования рождаемости! Там говорится даже об этом. Там говорится и о практиках ЭКО, которые, по мнению авторов обращения, тоже нежелательны. То есть это проявление такого архаичного сознания, которое не хочет принимать никаких изменений и не хочет давать людям права решать самим, делать самим выбор в собственной жизни – которое хочет даже не регулировать, а грубо контролировать личную, интимную сферу человеческой жизни.
Разумеется, это недопустимо в государстве светском, не клерикальном, которое руководствуется Конституцией. Мне кажется, что это даже не странная, а прямо-таки дикая акция – попытка заставить людей принять ту форму контроля за их личной и интимной жизнью», – сказала Ольга Здравомыслова.

Мария МСТИСЛАВСКАЯ. «Полит.Ру», 28 сентября 2016 года

Поддержит ли власть РПЦ в вопросе запрета абортов?

Патриарх Кирилл подписал обращение с требованием запретить аборты. Что это значит, чем грозит вывод таких вмешательств из ОМС?
Пресс-секретарь президента прокомментировал вопрос о запрете абортов. Кремль не принимает участия в этой дискуссии, сказал Дмитрий Песков во время общения с журналистами. Он отметил: существуют противоположные точки зрения, причем достаточно аргументированные:
«Я не стал бы сейчас озвучивать какую-то позицию, потому что ведется общественная дискуссия, никаких решений не принималось. Существуют диаметрально противоположные точки зрения, причем достаточно аргументированные. Кремль не принимает участие в этой дискуссии. РПЦ — это один из участников дискуссии. Еще раз повторяю, существуют разные точки зрения: кто-то соглашается с мнением РПЦ, кто-то нет. Это не вопрос нашей повестки дня».
Накануне патриарх Кирилл подписал обращение с требованием запрета абортов, под которым собирают подписи движения «За жизнь» и «Православные добровольцы». Текст опубликован на сайте патриархата, там выдвинуты и такие требования, «как запрет противозачаточных средств с абортивным действием и запрет вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития». Кроме того, предлагается оказывать семьям с детьми и беременным женщинам помощь из бюджета на уровне не менее прожиточного минимума. Об этом обращении и позиции РПЦ Business FM рассказал руководитель пресс-службы патриарха Александр Волков.
«Вчера к святейшему патриарху обратились представители общественных организаций, которые занимаются сбором подписей под обращением противодействия абортам, и патриарх счел необходимым это обращение подписать. Надо сказать, что в настоящее время церковь активно работает по теме вывода абортов из системы ОМС, и в этом контексте направление работы церкви никак не меняется. Церковь продолжает настаивать на том, что, с нашей точки зрения, это является сейчас ключевой темой в этой антиабортной работе, и мы продолжим свои усилия в этом направлении. Это я говорю о той работе, которая реально сейчас совершает церковь. Что же касается этого обращения, то это пока что крик души сотен тысяч православных христиан, граждан нашей страны, которые обеспокоены в целом этой тематикой. И патриарх, и как священнослужитель, и как гражданин нашей страны, разумеется, разделяет все те опасения, все те темы, которые в этом обращении содержатся. Другое дело, что между сбором подписей и передачей куда-то в высшие органы власти, конкретной реализацией тех предложений, которые там содержатся, конечно, пройдет очень длительное время. Сейчас идет речь просто о сборе подписей, ни о чем более».
Вывод абортов из системы ОМС может создать угрозу для здоровья женщин, высказалась министр здравоохранения Вероника Скворцова. Вице-премьер Ольга Голодец сегодня заявила, что «снижение числа абортов — это огромный плюс для нашей демографии, но решение в этой связи должно быть взвешенным и обоснованным». Однако проблема абортов не влияет на рождаемость, а если рождаемость в России немного вырастет, это не изменит демографическую ситуацию коренным образом, считает директор института демографии ГУ ВШЭ Анатолий Вишневский.
«Проблема аборта, как бы к ней ни относиться, не имеет никакого отношения к рождаемости, потому что те страны, в которых запрещен аборт, как в Польше, у них и самая низкая рождаемость, это вообще не связанные вещи. А что касается основного вопроса, почему ничего не изменит повышение рождаемости. В каком смысле ничего не изменит? Конечно, никто не говорит, что не надо повышать рождаемость в России, но дело в том, что это может привести к тому, что население России вырастет за какое-то время не на миллион человек, а на два миллиона человек, и рядом со странами, где население уже превышает миллиард человек. Придавать значение, с этой точки зрения, вот этим незначительным изменениям едва ли стоит».
По совпадению в этот же день стало известно о том, что правительство поддержало законопроект сенатора Елены Мизулиной. Документ запрещает эксплуатацию в России бэби-боксов. Это специально оборудованное место для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечительство государственным службам, их еще называют «окна жизни». Сторонники внедрения бэби-боксов говорят, что благодаря этому за последние пять лет удалось спасти около 50 детей. Однако, как сказано в законопроекте Мизулиной, бэби-бокс создает иллюзию «легкого гуманного решения проблемы», влечет рост числа отказов от новорожденных и значительно повышает риски торговли детьми.

«BFM», 28 сентября 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.