Rambler's Top100

№ 697 - 698
19 сентября - 2 октября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«ТАСС» о демографической ситуации в России
«Life» о демографических проблемах России
«РБК» о кризисе и рождаемости
«Компания» о стимулировании рождаемости
«Российская газета» о льготной ипотеке для семей с детьми
«Российская газета» о детских комнатах в вузах
«Ведомости» об отпускных романах и повышении рождаемости
«Lenta.ru» о репродуктивном потенциале России
«Известия» о снижении числа абортов у подростков
«Коммерсантъ-Саратов» и «Metro» о сборе подписей за выведение абортов из системы ОМС
«Obozrevatel.com» о второй сексуальной революции
«Lenta.ru» о добровольной бездетности
«Umj.com.ua» о плане ВОЗ по борьбе с неинфекционными заболеваниями
«Вести.RU» о материнской смертности
«Коммерсантъ» о движении ВИЧ-диссидентов
«Коммерсантъ» о контроле за ВИЧ-инфицированными
«Полит.ру» о платной медпомощи для безработных
«Life» об электронных сигаретах
«Телеграф» о демографических проблемах Европы
«Независимая газета» о миграционном кризисе

«Project Syndicate» о проблеме беженцев
«Deutsche Welle» о репатриации беженцев из Германии
«NRK» о заборе на российско-норвежской границе
«Hegestorhaug.blogg» о проблеме многоженства в Норвегии
«Независимая газета» о гражданстве для выходцев из Украины
«24.kg» о переводах киргизских мигрантов
«Коммерсантъ» об экспорте российского образования
«Vladnews.ru» о гектаре и демографических проблемах Дальнего Востока
«Известия» о проекте «колонизации» Сибири и Дальнего Востока
«REGNUM» о ТОРах
«Медицинская газета» о развитии санитарной авиации
«Эхо Москвы» о депортации советских немцев
«Русская служба BBC» о проблеме обеспечения пищей в будущем
«Новая газета» о поправках к закону «О Всероссийской переписи населения»
«Коммерсантъ» о феминизме и патриархате
«Life» о телегонии и химерах
«The Washington Post» о базе ДНК в Кувейте
«Телеграф» о «рождении без участия женщин»
The New York Times» о сахаре vs жире

о гектаре и демографических проблемах Дальнего Востока

«Дальневосточный гектар» – миф или реальность?

Поднимет ли масштабный проект новую волну освоения богатейшего региона России

Приморье полностью готово принять желающих получить «дальневосточный гектар». Принятием такой оптимистичной резолюции завершилась одна из ключевых сессий Второго Восточного экономического форума, состоявшегося во Владивостоке в начале сентября.
Впрочем, некоторые участники сессии с многообещающим названием «Дальневосточный гектар»: новые возможности для жизни и бизнеса на Дальнем Востоке» сомневаются, что в муниципальных образованиях бесплатная раздача земельных наделов пройдет без проблем.

Нас мало. И нас все меньше?
Не секрет, что правительство РФ возлагает большие надежды на проект «дальневосточный гектар» как на возможность привлечь соотечественников «на близкий и любимый на Дальний Восток». Регион занимает 36% территории России, но проживает здесь всего 4,4% населения страны – менее 6,3 млн человек. А по прогнозам, опубликованным в 2013 году кандидатом исторических наук Игорем Поповым в газете «Независимое военное обозрение», до 2050 года численность населения ДФО может уменьшиться на 21,1%, а трудоспособного – и вовсе на 42,5%. Поэтому демографию в регионе, богатом полезными ископаемыми, надо срочно поднимать, ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Особенно когда под боком плодовитый Китай...
Что касается Приморья, то здесь на территории в 165,9 тысячи кв. км (превосходящей по размерам территории Греции, Болгарии, Исландии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии) проживает всего 1,929 млн человек. Помнится, еще 10 лет назад на форуме АТЭС в Ханое бывший тогда губернатором Приморья Сергей Дарькин обещал превратить южную часть края в мегаполис с численностью населения минимум 3 млн человек, максимум – 6 млн. Прошли годы, мечты Сергея Михайловича не сбылись. Более того, ожидается, что в 2017 году население края по разным причинам сократится на 7-8 тысяч человек. А к 2031-му в Приморье будет жить примерно 1,816 млн человек. Снижение численности населения обеспечит отток граждан прежде всего из-за отсутствия хорошо оплачиваемой работы. Эти данные не секретны, с ними можно ознакомиться на официальном сайте Приморскстата.

Закон спрямил коридоры
Как видим, демографическое и, соответственно, экономическое будущее региона выглядит отнюдь не радужно. Спасет ли ситуацию бесплатный гектар и привлечет ли переселенцев на Дальний Восток, в частности в Приморье? Ответы на эти вопросы звучат противоречивые. Хотя интерес россиян к «дальневосточному гектару» несомненен.
По словам выступавшего на ВЭФ Валентина Тимакова, генерального директора АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», со дня вступления закона в силу уже подано и зарегистрировано более 300 заявок на получение земельных участков в девяти пилотных районах ДФО. Плюс более 6 тысяч человек обратилось на горячую линию агентства с вопросами о гектаре. И здесь случилось неожиданное.
– Мы думали, что землю будут получать семьи под индивидуальные хозяйства, но некоторые граждане пожелали объединить земельные участки для создания поселений. Но в законе ничего о подобных поселениях не сказано. Поэтому здесь необходимы дополнения в закон, – рассказал Тимаков.
Его поддержал заместитель министра по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов.
– Перед тем как готовить законопроект, мы изучили общественное мнение и, к удивлению, увидели, что более 20% опрощенных граждан России заинтересованы в реализации этой инициативы. Новый закон уже называют «революционным» и «новаторским», и это абсолютно точно, – заявил замминистра. – Мы говорим, что это новая степень свободы граждан в получении земельных участков и в их освоении. Такого еще не было ни в России, ни в других странах, чтобы земельный участок предоставлялся гражданам в безвозмездное пользование в течение нескольких дней посредством заявки в Интернете.
При этом, считает Кирилл Степанов, получение бесплатного гектара на Дальнем Востоке – не единственное достижение в реализации нового закона. По его словам, «важно, что этот документ спрямил все бюрократические коридоры и граждане реально получают земельные участки, не вступая ни в какие взаимоотношения с чиновниками органов государственной и муниципальной власти».
– Закон о «дальневосточном гектаре» предусматривает выделение и оформление права на пользование землей максимум за 50 дней, в реальности этот срок не превышает 16–20 дней. А в отдельных случаях даже 8–10 дней, это наш рекорд! – с явной гордостью сообщил Степанов.
К слову, среди желающих получить «дальневосточный гектар» обнаружился даже двукратный чемпион мира по реслингу и чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу Джефф Монсон, недавно получивший российское гражданство. Об этом он заявил в презентационном ролике, показанном на ВЭФ. Но, скорее всего, это просто реклама. О которой скоро забудут.

Едут новоселы, лица невеселы
В Приморье обладателями «дальневосточного гектара» уже стали около 120 человек. Они получили земельные участки в пилотном Ханкайском районе, в бассейне озера Ханка. Эта равнинная территория в северо-западной части края известна благоприятным климатом и плодородной землей. Здесь сосредоточены основные сельскохозяйственные угодья Приморья.
На первом этапе реализации закона Ханкайский район готов выделить 13 тысяч бесплатных земельных наделов. Общая площадь земельных участков, которые могут быть предоставлены переселенцам, составляет примерно 650 тысяч гектаров. И эта цифра не окончательная.
Казалось бы, надо салютовать. Сбылась вековая мечта русского крестьянина получить землю в пользование без революций и бюрократических проволочек! Но это одна сторона медали. По мнению независимых экспертов, радоваться рано: на массовый поток переселенцев Приморью рассчитывать не стоит. А 13 тысяч потенциальных новых землевладельцев демографическую ситуацию в крае не улучшат. Принять же достойно большее число новоселов с выделением гарантированного бесплатного гектара наш регион не сможет.
Так, по данным департамента природных ресурсов и окружающей среды администрации Приморского края за 2015 год, общая площадь земель Приморья – 16 млн 467,3 тысячи га. Из них земли лесного фонда – 12 млн 141,9 тысячи га, сельскохозяйственные угодья – 1 млн 875,2 тысяч га, земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и объектов – 842,3 тысячи га (к примеру, общая площадь пяти сухопутных заповедников и двух национальных парков – «Зов тигра» и «Удыгейская легенда», расположенных на территории края, – 807,3 тысячи га). Не забывайте о землях под городскими и сельскими поселениями. Не попадут под раздачу и земли, в недрах которых скрываются полезные ископаемые.
Вердикт здесь, на мой взгляд, однозначный: широка страна моя родная, но для переселенцев в Приморье земли нет. Точнее, земля есть, но она либо непригодна для земледелия по разным причинам, либо уже имеет хозяев, либо ограничена в хозяйственном обороте в соответствии с действующим законодательством. Речь об ООПТ, землях Минобороны, землях для государственных нужд. А сопки, овраги, пески, мусорные полигоны и свалки переселенцам не нужны. Из-за них никто не станет срываться с насиженного места. Даже если пообещать льготное ипотечное кредитование, субсидии на строительство жилого дома и иные преференции.

Нет работы – нет будущего
На сессии ВЭФ, посвященной «дальневосточному гектару», появление нового закона некоторые выступающие связывали с именем российского премьер-министра Петра Столыпина, в начале ХХ века мечтавшего заселить Дальний Восток выходцами из Центральной России и Малороссии.
Я считаю, эта аналогия абсолютно не к месту. Столыпин давал переселенцам землю, корову, коня, денег и инвентарь для обработки земельного надела. Но в дореволюционные времена Россия была аграрной страной. Сегодня конь фермеру не помощник, ему подавай трактор или комбайн. Но техника стоит денег, а у переселенцев, как правило, с финансами туго. Чтобы заработать на новом месте на жизнь, на строительство дома, на обзаведение хозяйством, нужна стабильная, хорошо оплачиваемая работа. Между тем в Приморье, как и во всем регионе, проблемы с занятостью. Тем более что бесплатный гектар согласно закону выделяют как минимум за 10 км от ближайшего населенного пункта, до которого еще надо добраться.
По мнению Юрия Крупнова, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, чиновники Минвостокразвития и Агентства по развитию человеческого капитала делают абсолютно неадекватные заявления про то, что на каждого возможного переселенца приходится по три вакансии в службах занятости.
– Все эти вакансии – некачественные. Они не предполагают достойного уровня заработка для молодого, здорового, работоспособного человека. Если мы хотим заманить людей с запада Российской Федерации на Дальний Восток, нам все равно придется создавать производительные силы, рабочие места, промышленные предприятия. А этого не делается. Никто не создает достойную занятость на Дальнем Востоке, то есть не реализует главную функцию и назначение государства. Вот трагедия, которую мы наблюдаем, трагедия неадекватности управления, трагедия непонимания вообще базовых вопросов жизни человека, – убежден Юрий Крупнов. – Сначала нужно создать инфраструктуру и занятость, причем достойную занятость. И тогда будет понятно, кого, зачем и куда приглашать. А сейчас людям предлагают ехать за 9 тысяч километров, брать там гектар – и что дальше? Если у человека нет жилья, то при любой поддержке и стимулировании он должен заработать на жилье, а для этого опять же нужна работа...
Наталья Зубревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, тоже уверена, что раздача бесплатной земли не решит проблемы Дальнего Востока в нехватке человеческого капитала. Она считает, что из девяти пилотных районов, выделенных для получения «дальневосточного гектара», пригодны для развития сельского хозяйства только три – в Приморье, Амурской области и частично в Еврейской автономии. В остальных регионах либо не климат, либо этим целям не соответствует ландшафт. Например, 95% территории Хабаровского края – охотничьи угодья, эти земли также в запретном списке.
Несомненно, кто-то из 13 тысяч смельчаков, потенциально готовых поменять Центральную Россию на окраину, сможет укорениться в Приморье. И даже обретет здесь вторую родину. Дай бог! Но смею напомнить: в прошлом году в наш край уже приезжали беженцы с Украины. Их встречали с помпой, музыкой и цветами. Им обещали достойную работу, материальную помощь, крышу над головой. Прошел всего год, и где сейчас эти люди?

Справка «В»
Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» вступил в силу 1 июня 2016 года. Сейчас он реализуется на отдельных территориях девяти регионов ДФО, в том числе в Приморье. До 1 октября свой гектар могут получить только местные жители, после этой даты – все дальневосточники. А с 1 февраля 2017-го такая возможность появится у всех остальных граждан России. Изначально земельный надел предоставят на пять лет бесплатно, по истечении этого срока землевладелец сможет оформить его в аренду либо в собственность.

Сергей КОЖИН. «Vladnews.ru», 14 сентября 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.