«Материнский капитал нельзя ни реформировать, ни упразднять»
Минтруд выступил против сворачивания программы
Глава Минтруда Максим Топилин высказался категорически против как идей сворачивания программы материнского капитала, так и против превращения ее в способ поддержки только остро нуждающихся слоев населения. Остроту вопроса об объемах соцподдержки подтверждают и эксперты — с падением доходов от предпринимательской деятельности доля социальных выплат в доходах населения продолжает расти.
Господдержку семей с детьми — материнский капитал — нельзя упразднять, нельзя делать его «пособием по нуждаемости», его можно только совершенствовать, заявил сегодня глава Минтруда Максим Топилин на полях прошедшего во Владивостоке Восточного экономического форума (ВЭФ). Министр подтвердил позицию социального блока правительства — материнский капитал там воспринимают как «такой флаг не только демографической политики, а флаг всей социальной политики вообще или, может быть, политики российской государственной. И ни в коем случае нельзя ни реформировать, ни упразднять». «Кто-то говорит, что надо новые направления, но мне кажется, что и эти нормально работают»,— добавил он.
Напомним, ранее министерству удалось инициировать законопроект о продлении программы маткапитала до 2018 года, и сейчас обсуждается дальнейшая ее пролонгация. Ранее в РАНХиГС, анализируя демографическую политику правительства (см. “Ъ” от 1 июня), признали «эффективность и действенность» программы маткапитала и призывали продлить ее до 2020 года — это должно «стимулировать рождаемость у женщин в возрасте 30–40 лет» (их число к концу 2020 года вырастет на 980 тыс.) и «частично компенсировать общее снижение численности женщин в фертильном возрасте». В свою очередь, сомнения в наличии положительного влияния материнского капитала на рождаемость ранее выражали независимые эксперты, ссылаясь на то, что совпадение пика рождаемости и периода реализации программы было сугубо статистическим.
Отметим, что эксперты РАНХиГС в связи с необходимостью бюджетной экономии предлагали Белому дому подумать о разделении маткапитала на федеральную и региональную части с выплатой последней «только в регионах с низкой рождаемостью» — последняя идея вызвана высокой рождаемостью в СКФО, которая усиливает дотационную нагрузку на федеральный центр. Впрочем, глава Минтруда сегодня отреагировал на такие идеи отрицательно. «Сейчас есть такие высказывания, что надо сделать пособие какое-то текущее или давать по нуждаемости. Я считаю, что это неправильно», — сказал он.
Необходимость продления программы маткапитала подтверждают и данные опросов. 42% тех, кто отметил ухудшение своего материального положения за последний год (а таких в целом по экономике также 42%), говорят, что не справятся без помощи государства, при том что расходы на социальную политику в 2016 году вырастут лишь на 4,3% (против 23,5% в 2015 году) и пойдут лишь на минимальную индексацию пенсий и маткапитала (см. “Ъ” от 29 июня). При этом вес социальных выплат в доходах населения продолжает расти на фоне сокращения поступлений от предпринимательства, что по крайней мере в краткосрочном периоде делает продолжение программы безальтернативным.
Олег САПОЖКОВ. «Коммерсантъ», 6 сентября 2016 года
Государство – акушер
Эффективны ли попытки материально стимулировать рождаемость
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин предложил поощрять молодых мам, родивших второго ребенка до 30 лет, и продолжить выплату материнского капитала после 2018 г. семьям, где родились второй и последующие дети или усыновившим детей. По мнению министра, программа нормально работает и ее «ни в коем случае нельзя ни реформировать, ни упразднять». Ранее выплату капитала предлагалось прекратить в 2016 г., но в декабре 2015 г. Владимир Путин предложил продлить ее до 2018 г. и дальше. Вероятно, власти надеются, что государственная стимуляция рождаемости компенсирует снижение численности женщин фертильного возраста и позволит избежать демографического кризиса.
С 2006 г., когда был принят закон о материнском капитале, до 2014 г. рождаемость в России, по данным Росстата, выросла с 1,31 до 1,75 ребенка на одну женщину в возрасте от 15 до 49 лет. Анна Юрко и Фабиан Слонимчик из НИУ ВШЭ в статье «Оценка влияния политики материнского капитала в России» указали, что он повысил рождаемость в среднем на 0,15 ребенка на женщину. Важный вклад в повышение рождаемости внесли рост благосостояния, улучшение качества здравоохранения, а также обязательная с 2012 г. регистрация рождения детей с экстремально низким (более 500 г) весом. По мнению Лилии Овчаровой из НИУ ВШЭ, материнский капитал ускорил рождение вторых и последующих детей в первые пять лет выплат и стал поддерживающей, а не стимулирующей мерой. Многие семьи не решились родить последующих детей из-за невысоких доходов и недостатка мест в детских садах, что затрудняет совмещение воспитания детей и работы. Высокая эффективность материнского капитала не доказана, вероятно, более правильным было бы вложить часть средств в развитие дошкольных учреждений и детскую медицину, считает Юрко.
Идеи об «омоложении» материнства звучат странно. Средний возраст матери при рождении ребенка в России вырос с 25,8 года в 2000 г. до 28,1 года в 2014 г., но это ниже, чем во многих развитых странах (США – 28,6 года; Франция – 30,3 года; Швеция и Корея – 31 год). Если государство печется о здоровье женщин и детей, то ему следует прежде всего повысить качество родовспоможения и детской медицины. Более молодой возраст матерей и большее число детей характерны для стран третьего мира с низким образовательным уровнем женщин и их слабым участием в экономике. Воспроизводство подобных моделей, особенно в период рецессии, в России малореалистично, отмечает Овчарова. Женщины предпочтут работу рождению детей, нередко чреватому резким снижением благосостояния.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)