Rambler's Top100

№ 687 - 688
23 мая - 5 июня 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» и «Московский комсомолец» о выполнении Майских указов
«РБК» о реформе здравоохранения и продолжительности жизни
«Коммерсантъ» о молодежной смертности
«Известия» о демографической ситуации в России и продолжительности жизни мужчин
«Факты» об упразднении учета ДТП в Украине
«Медицинская газета» о проблеме СПИДа в России
«Courier.co.il» о проблеме высокой рождаемости в Израиле
«Независимая газета» о ВРТ и репродуктивном здоровье в России
«Независимая газета» о материнском капитале и бесплодии
«Медпульс» о новых контрацептивах
«La Croix» о приверженности россиян традиционной семейной структуре
«Российская газета» о реформе пенсионной системы России
«Взгляд» и «Независимая газета» о пенсионном возрасте
«REGNUM» о предложениях введения визового обмена со странами Средней Азии
«Независимая газета» о депортациях из России
«Коммерсантъ» об обучении детей мигрантов
«EurasiaNet» о трудовой миграции из Узбекистана в обход России
«Delfi.lt» о трудовой миграции в Литву

«Коммерсантъ» об истинных масштабах иммиграции в Великобритании
«Zonakz.net» об изменении правил регистрации иностранцев в Казахстане
«Факты» о новых правилах регистрации граждан в Украине
«РБК» о регистрации и праве на проживание
«Известия» о фиктивных браках с иностранцами в России
«Коммерсантъ» о мнении Пан Ги Муна по проблеме беженцев
«Bloomberg» о проблеме беженцев в ЕС
«Die Welt» о пользе экономике от беженцев
«Независимая газета» о беженцах и болезнях
«Il Giornale» о закрытии лагерей беженцев в Кении
«Dagsavisen» о беженцах в Африке и из Африки
«Berlingske» об арабском рабстве
«Die Welt» о проблеме контрабанды людей в Средиземном море
«Publico.es» о торговле органами в Сирии
«Коммерсантъ-Власть» о российском рынке труда
«Новости Беларуси» о рынке труда в Беларуси
«Коммерсантъ-Деньги» о накоплениях россиян
«Новая газета» о потребительском поведении россиян
«Бизнес Online» и «Коммерсантъ-Деньги» об исламском банкинге
«Dagens Nyheter» о свободных экономических городах
«ВладТайм» об Антиалкогольной компании 1985 года
«Час» об «американском голодоморе»
«Dagbladet» о грядущих климатических бедах
«Радио Свобода» о проблеме штата Джамму и Кашмир

об обучении детей мигрантов

По всей строгости школьной программы

Детьми мигрантов решили заняться на государственном уровне

В России планируется создать систему обучения для детей мигрантов, которая должна помочь им не только овладеть русским языком, но и интегрироваться в российское общество, в том числе за счет сформированной в ходе обучения "российской картины мира". Эксперты, подготовившие эти предложения по заданию правительства, считают, что такой подход к обучению поможет предотвратить формирование в России "закрытых этнических анклавов". Предполагается, что обучение детей "новых соотечественников" будет вестись в системе допобразования и станет для них "добровольно-обязательным".
Первые предложения по созданию комплексной системы обучения детей мигрантов представлены в Российском университете дружбы народов (РУДН). Поручение вузу "по совершенствованию системы обучения детей мигрантов" дал Совет по русскому языку при правительстве РФ. Коллективные предложения специалистов представил завкафедрой русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Владимир Синячкин. "Дети, владеющие русским языком на низком уровне, становятся серьезной проблемой при организации обучения для учителей,— объясняется в докладе актуальность задачи.— Из-за незнания языка между детьми россиян и детьми новых соотечественников возникают языковые и психологические барьеры, что препятствует созданию условий для позитивной социализации всех детей".
Задачи обучения детей "с особыми образовательными потребностями", напомнил докладчик, должна решать Концепция развития допобразования, утвержденная правительством РФ в 2014 году. Направлениями ее реализации могли бы стать вопросы обучения и интеграции детей мигрантов. "Отличием системы от классических программ допобразования является то, что они, являясь де-юре добровольными, де-факто должны стать добровольно-обязательными",— отмечается в докладе. В этом "взаимно заинтересованы представители принимающего общества для предотвращения формирования в России закрытых этнических анклавов" и семьи мигрантов, "желающие использовать возможности российского образования в качестве социального лифта для детей".
Кроме того, в ФЦП "Русский язык" предлагается добавить пункт по созданию обучающих программ, которые решали бы не только языковые задачи, но и помогали культурной адаптации детей мигрантов. Эта идея фигурирует и среди методических направлений. В частности, предлагается разработка учебников и пособий "с тщательно отобранным культуроведческим материалом", которые должны сформировать у детей "российскую картину мира". Вместе с тем предлагается разработать и включить в учебный план российских школ факультативный курс по воспитанию толерантности, "в котором основным мотивом звучала бы мысль о том, что иммигранты являются носителями уникальных культур, знание которых обогащало русскую мысль в прошлом и будет чрезвычайно полезно ей в будущем". "Важной частью программы должны стать подготовка и переподготовка преподавателей русского языка с учетом особенностей обучения детей мигрантов",— говорят разработчики.
Управлять новой системой обучения, по мнению специалистов, "в рамках эффективного межведомственного взаимодействия" будут Минобрнауки России, субъекты РФ и профильные подразделения МВД России. Помимо разработки методик для детей мигрантов необходимо создать и инфраструктуру для их обучения: кроме детсадов, школ, техникумов и вузов в нее должны входить и центры, занимающиеся обучением русскому языку взрослых, частные образовательные организации, религиозные организации, национальные объединения, а также "потенциал открытого образования" (электронные порталы, например "Русский язык", "Российский тестовый консорциум"). Кроме того, обучение детей мигрантов должно включать и "довъездную подготовку" (обучение еще в стране предыдущего проживания). Здесь могут быть использованы площадки Россотрудничества и фонда "Русский мир", а также локальные центры тестирования. В целом инфраструктура предполагает создание Центра русского языка и культуры для детей мигрантов, научных лабораторий по разработке методик преподавания, территориальных региональных обучающих центров в РФ и центров обучения в странах проживания.
В Минобрнауки "Ъ" сообщили, что представленные в РУДН предложения являются рабочим документом и еще будут обсуждаться и дорабатываться на специальных мероприятиях. Когда будет сформирован итоговый проект, в ведомстве не уточнили.

Валерия МИШИНА. «Коммерсантъ», 23 мая 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.