Rambler's Top100

№ 679 - 680
21 марта - 3 апреля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«The Washington Post» о соглашении между ЕС и Турцией по проблемам миграции
«Gigamir.net» о миграционных проблемах ЕС
«Jyllands-Posten» о проблемах Дании с мигрантами
«km.ru» о том, что Европа – это Россия вчера
«Slon.ru» об иммигрантах и выборах в США
«Коммерсантъ» о мигрантах-основателях бизнеса
«Yle» об отношении к русским в Финляндии
«Die Welt» о климатической причине миграции с Ближнего Востока
«FINANCE.UA» о трудовой миграции из Украины
«Коммерсантъ» о медицинских полисах для мигрантов
«Независимая газета» об экзамене по русскому языку для иностранцев
«Независимая газета» о задержках зарплат трудовым мигрантам
«Вести. Экономика» о демографии и экономике
«Известия» о демографических итогах 2015 года
«Известия» о рождаемости в России
«Комсомольская правда» о демографических достижениях властей Москвы
«inforeactor.ru» о «либеральных» демографических мифах
«km.ru» о переносе столицы на Дальний Восток
«ИА ЕАОMedia» о демографической ситуации в ЕАО
«Независимая газета» о потенциале переселения горожан в села
«Коммерсантъ» о недейственности программы материнского капитала

«Давыдов. Индекс» о миллионе жизней за маткапитал
«Независимая газета» о «Национальной стратегии охраны общественного здоровья и медицинской помощи»
«Медицинская газета» о демографии и проблемах здравоохранения
«Коммерсантъ» о проблеме ВИЧ/СПИДа в России
«Медицинская газета» о трансмиссии ВИЧ мать-ребёнок
«Советская Белоруссия» о младенческой смертности в Белоруссии
«Полит.Ру» о скрининге и гипердиагностике
«Экономические известия» и «Obozrevatel.com» о сокращении больничных коек на Украине
«Vatican Insider» о паллиативной помощи
«Новые известия» о донорстве органов
«Независимая газета» о нефрологических заболеваниях
«Ведомости» о финансировании охраны труда
«Известия» и «Российская газета» о повышении пенсионного возраста
«Новости Беларуси» и «Беларусь сегодня» о повышении пенсионного возраста в Белоруссии
«Коммерсантъ» о бедности в России
«Правда.Ру» о понижении прожиточного минимума
«BBC Русская служба» о близнецах от разных отцов
«Lenta.ru» о ролике про последствия падения нравов
«BBC Русская служба» о «семьеведении»
«Paruskg.info» о киргизских «консервативных патриотах»
«Le Huffington Post» о «великой мечте ДАИШ»

о повышении пенсионного возраста в Белоруссии

В Беларуси повысят возраст выхода на пенсию

О повышении возраста выхода на пенсию в Беларуси уже можно говорить как о решенном вопросе. Предполагается, что поэтапно повышать пенсионный возраст начнут с 2017 года. Но готов ли рынок труда к этим переменам?

«В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать»
Александр Лукашенко считает справедливым, если повышение пенсионного возраста коснется всех — и мужчин, и женщин, и тех профессиональных категорий, у которых иная от общей пенсионная планка.
По мнению главы государства, в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни сегодня 55-60 лет — «это нормальный возраст». 
«И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай — другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить, и потянет», — сказал Лукашенко 10 марта на совещании по вопросам развития пенсионной системы.
Президент упомянул и военных пенсионеров, которые уходят на пенсию в 45 лет: «И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех».
В прошлом году, незадолго до президентских выборов, Лукашенко по вопросу повышения пенсионного возраста был более категоричен — он твердо заявлял, что проблема для страны не актуальна и «поднимать этот вопрос нечего». 
Однако сегодня перед главой государства не стоит задача набивать себе цену в глазах избирателей, а ситуация в экономики вынуждает идти на непопулярные меры.

А если увеличить пенсионный возраст только для женщин?
Предложение увеличить пенсионный возраст для всех — новшество в риторике властей. Ранее преобладала позиция, согласно которой предлагалось уравнять возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. При том, что ожидаемая продолжительность жизни у белорусских женщин после выхода на пенсию, по данным за 2014 год, составляла более 25 лет против 15,3 года у мужчин.
По мнению помощника президента по экономическим вопросам Кирилла Рудого, выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин будет способствовать ускорению темпов экономического роста. В частности, позволит сократить дефицит фонда социальной защиты населения и будет способствовать росту ВВП более чем на 1%, начиная с 2019 года.
По подсчетам Naviny.by, если бы женщины работали до 60 лет, как мужчины, то экономия была бы значительная — не надо было бы ежемесячно выплачивать пенсий более чем на 1,38 трлн рублей или почти 73 млн долларов. В год экономия составила бы более 876 млн долларов. 
Как сообщила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, на рассмотрение главе государства предложены три варианта повышения пенсионного возраста. 
Первый предполагает выход на пенсию женщин в 60 лет и мужчин в 65 лет. Второй — женщин в 60 лет, мужчин в 63 года. Третий — женщин в 58 лет, мужчин в 63 года.
Ожидается, что поэтапное повышение пенсионного возраста в Беларуси может начаться уже в 2017 году.

Видимость реформы
Эксперты в течение последних десяти лет то и дело говорят, что Беларуси необходимо проводить пенсионную реформу. Это один из пунктов программы структурных реформ, на которой настаивает Международный валютный фонд. Однако ярым противников реформ выступает как раз глава государства.
Получается, в плане реформирования пенсионной системы он не рассматривает других вариантов, кроме повышения возраста выхода на пенсию. А это само по себе не решит проблему нагрузки на Фонд соцобеспечения.
Демографы считают, что развитие накопительного уровня системы пенсионного страхования не менее важно, чем вопрос повышения пенсионного возраста. Однако введение механизма накопительной пенсии в Беларуси невозможно без развитого реального и ликвидного денежного рынка и стабильной экономической ситуации.

Пенсионный возраст уже увеличивается
В Беларуси с 1 января 2016 года минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту, составляет 15,5 года с уплатой обязательных страховых взносов. Далее минимальный стаж будет ежегодно увеличиваться на полгода до достижения показателя в 20 лет. Такие положения закреплены в указе № 534 «О вопросах социального обеспечения». 
Если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году — 16,5 года и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие трудового стажа с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.
Как пояснила Naviny.by начальник управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Елена Живица, в страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались.
Однако эти периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии.
«Таким образом, страховой стаж — право на получение трудовой пенсии по возрасту, а размер пенсии исчисляется из количества лет общего трудового стажа», — сказал специалист.
Очевидно, что люди, у которых по каким-либо причинам не хватает страхового стажа, будут вынуждены работать и после достижения пенсионного возраста, хотят они этого или не хотят.
Сергей Балыкин. Это означает, отметил в комментарии для Naviny.by юрист и экономист Сергей Балыкин, что рынок труда необходимо адаптировать к приходу дополнительной рабочей силы.
По данным Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, если повысить пенсионный возраст на пять лет всем, количество трудоспособного населения увеличится на 670 тысяч человек.
Пенсионеры, отметил Сергей Балыкин, с одной стороны, имеют опыт, который трудно переоценить, а с другой, люди в возрасте не могут работать с той же интенсивностью, во всяком случае, если речь идет о физическом труде. Значит, нужны программы по переобучению, стратегия по мерам поддержки, отметил эксперт.
Однако, по его мнению, скорее всего, государство не озаботится проблемами пожилых работников и не станет комплексно решать их проблемы.
«Мне кажется, что цель пенсионной реформы для власти — снять с себя обязательства по материальному обеспечению людей определенного возраста и переложить эту задачу на них самих», — заключил Сергей Балыкин.

Елена СПАСЮК. «Новости Беларуси», 10 марта 2016 года

Все должно быть продумано до мелочей

В конце минувшей недели Президент, общаясь с трудовым коллективом фабрики «Коммунарка», рассказал, какой из трех предложенных Правительством сценариев повышения пенсионного возраста ему кажется наиболее интересным. Речь идет о поэтапном повышении планки на 3 года с шириной шага полгода за год. «Так мы спокойно, за 6-7 лет сможем пройти эти три года», — пояснил Александр Лукашенко. Мы продолжаем обсуждать с экспертами особенности проведения у нас пенсионной реформы. Пока картина вырисовалась примерно следующая: повышать пенсионный возраст нам придется, вопрос только в том, как сделать этот переход максимально безболезненным для граждан. Большинство согласны с Александром Лукашенко: резко проводить изменения в законодательстве, очертя голову, не стоит, в данном вопросе важны взвешенность и осторожность. А самое главное — поэтапность действий.
Первый в мировой истории пенсионный кризис случился на закате существования Римской империи. Некоторые историки на полном серьезе считают, что он даже стал одной из причин ее краха. Юлий Цезарь для поддержания воинского духа легионеров придумал такой стимул: пенсии как некие постоянные денежные суммы, выплачиваемые на содержание, могут выступать формой награды. Но когда число «пенсионеров» вдруг превысило определенный предел, а соответствующую финансовую подпитку уже было трудно обеспечить, экономика Рима стремительно покатилась по наклонной... Такие уроки прошлого стоит учитывать и в будущем. Разумеется, нынешняя пенсионная система выстроена совершенно по иным признакам и параметрам, нежели древнеримская, но проблемы во многих государствах мира она начала испытывать схожие — при снижении числа работающих прокормить растущее число ушедших на заслуженный отдых становится задачей нелегкой.
— Пенсионная проблема — она не только наша, а общемировая, — напоминает член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Валерий Бороденя. — Практически все страны Западной и Восточной Европы и США периодически обращаются к этому вопросу, как сделать свою пенсионную систему более эффективной. И повсеместно наблюдаются одни и те же факторы — никуда не годящаяся демография и постоянное увеличение продолжительности жизни.
Получается, белорусы сейчас живут дольше, а детей при этом у них рождается меньше. Картинка в одном из статистических сборников Белстата наглядно показывает, насколько серьезна наша проблема. «Классическая» пирамида распределения населения по десятилетним возрастам больше напоминает не геометрическую фигуру, а дерево. Крона — это те граждане, кто скоро будет уходить на пенсию, а тоненький ствол должен будет их обеспечивать.
— Статистика показывает: в Беларуси значительное количество людей продолжают работать, уже достигнув пенсионного возраста. И работают они долго. Конечно, многие говорят, что поступают так, потому что пенсия настолько мала, что на нее сложно прожить, но на самом деле это далеко не всегда так. Опросы показывали, что чаще всего люди остаются на работе потому, что не хотят резко менять образ своей жизни, — говорит Бороденя. Одно из предложений пенсионной реформы касается не только поднятия возрастной планки для всех, но и уравнивание ее для обоих полов. Женщины, по статистике, живут дольше мужчин, так задумано самой природой, но в нашей стране разрыв в продолжительности их жизни особенно заметен. Если показатель предполагаемой продолжительности жизни, высчитываемый медиками, верен, получается, что белоруски пребывают на пенсии около четверти века. С такими доводами, вспоминая азы пенсионной системы, которую придумал «железный» канцлер Германии Отто фон Бисмарк, конечно, можно поспорить. Не зря же, наверное, тот решил отправлять женщин на заслуженный отдых раньше мужчин. Но, оказывается, в таком решении на тот момент был другой резон. В те годы у среднестатистических супругов разница в возрасте обычно составляла 5 лет. Систему создали в таком виде только для того, чтобы муж и жена могли выйти на пенсию одновременно. Сегодня же это различие почти нивелировалось, значит, и пенсионный возраст можно выравнивать.
— Общемировая тенденция такова, что возраст выхода на пенсию увеличивается, и Беларусь обречена быть, что называется, в тренде, — признает доктор экономических наук, профессор БГУ Валерий Байнев. — Но, по идее, вопрос надо ставить не так, сколько у нас на работающих будет приходиться пенсионеров. Надо уделять внимание и производительности труда, тогда планку пенсионного возраста можно будет... снизить. На дворе ведь XXI технотронный век. До 40 — 45 лет человек должен трудиться, собирая роботов. А после выхода на пенсию вместо него должны трудиться эти самые роботы. А так — если работник будет вооружен лопатой, то и сотня таких, как он, не смогут прокормить одного пенсионера.
Почетный председатель правления БСПН имени профессора Кунявского Георгий Бадей напомнил: еще три года назад предпринимательские союзы внимательно изучили ситуацию и разработали свою модель пенсионной реформы, которую представили в Правительство и в Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. До поры до времени этот документ лежал под сукном, но похоже, что его извлекли на свет и внимательно изучают.
— Само по себе повышение пенсионного возраста ситуацию ведь не спасет, предоставит нам отсрочку на 3—5 лет — не более, — считает Бадей. — Следует решить более важные вопросы, например, как избежать пенсионной уравниловки. При существующей системе и директор, и уборщица у нас в итоге получают примерно одинаковые пенсии независимо от того, что до этого отчисления в Фонд социальной защиты они делали разные. Получается, нынешняя система не стимулирует человека к труду.
Еще одна сторона вопроса — необходимость создания в стране хотя бы условно накопительной пенсионной системы. В этой части проблем хоть отбавляй, потому такой шаг потребует сверхнадежных финансовых инструментов. Но в Европе, если призадуматься, нет ни одной страны, где на протяжении последних 50 лет не случалось бы финансовых кризисов и обвалов национальных валют. Пожалуй, только США и Германия могут похвастаться определенной незыблемостью своих позиций. Кстати, американцы в настоящее время очень обеспокоены вот каким вопросом: их пенсионный фонд, составляющий 120% ВВП, тоже начинает подвергаться рискам «проедания». Аналитики подсчитали: если не начать влиять на ситуацию уже сейчас, то к 2050 году на всех пенсионеров большой копилки уже не хватит. Что уж говорить о тех государствах, в которых фонды гораздо скромнее...

Александр БЕНЬКО. «Беларусь сегодня», 23 марта 2016 года

Увеличение пенсионного возраста бросает вызов рынку труда

Увеличение пенсионного возраста смягчит нагрузку на Фонд социальной защиты населения, но с другой стороны — увеличит на рынок труда. И если вовремя не принять компенсирующие меры, это может грозить социальным взрывом.
Правительством предложены три основных варианта повышения пенсионного возраста. Первый — постепенное повышение возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет. 
По данным Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, если повысить пенсионный возраст на пять лет всем, количество трудоспособного населения увеличится на 670 тысяч человек. И даже если по умолчанию сохранить для несостоявшихся пенсионеров их рабочие места, то новую работу придется искать для тех, кто должен был заменить уходящих. 

С работой сейчас в Беларуси плохо
Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2015 года составила 43,3 тысячи человек. А за один лишь январь этого года ряды безработных выросли еще на 10% — до 47 600 человек. 
Самый низкий уровень безработицы — в Минске. На начало 2016 года официальная численность безработных составляла 6800 человек, но за январь этот показатель вырос до 7155 человек. То есть, не имеет работы 0,7% от экономически активного населения белорусской столицы. 
Лидерами по безработице являются Гомельская и Могилевская области, где безработные составляют 1,3% от экономически активного населения. В целом же по стране этот показатель равен 1,1%. 
При этом более миллиона жителей Беларуси трудоспособного возраста официально не заняты в экономике. По данным Белстата, в декабре 2015 года в национальной экономике было занято 4 млн 464,3 тыс. человек, а численность трудоспособного населения составляла 5 млн 560 тыс. человек. 
Напряжение на рынке труда, а также число не занятых в экономике будет только увеличиваться, считает экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко. 
В том числе это связано с ситуацией вокруг индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. Из-за изменившихся условий многие будут вынуждены уйти из этой сферы, искать другую работу. 
И если представить, что на рынке труда может появиться чуть ли не одномоментно более 1,6 млн человек (несостоявшиеся пенсионеры и трудоспособные, которые пока не работают), станет понятно, что трудоустраивать их некуда. Необходимо создать огромное количество новых рабочих мест. 

Как увеличить число рабочих мест? Провести совещание 
Совмин, облисполкомы и Мингорисполком обязаны ежегодно увеличивать количество трудоустроенных граждан на новых рабочих местах на 50 тысяч человек. Однако в условиях кризиса это требование президентского указа не работает. 
Сейчас, когда вопрос увеличения пенсионного возраста решен положительно, проблема новых рабочих мест актуализировалась до предела. 
«Когда увеличивается пенсионный возраст, на рынке труда остается большее количество людей. Но мы должны учитывать, что приходит и молодежь. В этом году у нас около 100 тысяч молодых людей заканчивают учебные заведения, и мы обязаны обеспечить их работой», — отметила на этот счет вице-премьер Наталья Кочанова. 
Можно сказать, что власти попали в ловушку собственной беспечности. Время, когда пенсионный возраст можно было увеличивать более-менее безболезненно, упущено. Делать это надо было в так называемые сытые годы, когда страна получала хорошие доходы от нефтепереработки и экспорта калия, когда ВВП увеличивался, а на рынке труда наблюдался дефицит рабочих рук. 
«Реформа пенсионной системы должна была состояться 15 лет назад, причем с введением накопительной составляющей пенсии. У нас же проблема не решается, а только откладывается, в результате происходит накапливание проблем, не решение», — отметил в комментарии для Naviny.by руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. 
Уже тогда, по сути, надо было начинать адаптацию рынка труда к будущим изменениям и каждый год увеличивать на несколько месяцев возраст выхода на пенсию.  
Теперь же, как отметила министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, которая занимает эту должность с декабря 2009 года, говорит, что самый медленный темп, который страна может себе позволить в вопросе повышения пенсионного возраста, это 6 месяцев каждый год: 
«Если отложить принятие решения по пенсионному возрасту, темп придется ускорить, а это более болезненно для людей. Скажем, повышение пенсионного возраста ежегодно на 1 год фактически равнозначно его повышению сразу до нового предела. С последствиями резкого повышения может не справиться рынок труда». 

Политика латания дыр 
Попытка решить годами копившиеся проблемы через увеличение пенсионного возраста говорит о том, что власти вновь избегают комплексного подхода к оценке ситуации и ее последствий, считает Владимир Ковалкин. 
«Если допустить, что более 600 тысяч человек окажутся без пенсии и без работы, это грозит социальным взрывом, — считает эксперт. — Отмечу, что это количество составляет более 14% трудоспособного населения. По разным оценкам, теперь в Беларуси число безработных выше официально зарегистрированного и составляет около 10% от трудоспособного населения. Таким образом, сложение 10% и 14% дает в сумме 24%. Это огромная доля безработных».

Отметим, что в настоящее время согласно законодательству с работниками предпенсионного возраста (женщины — 53 года, мужчины — 58 лет), добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. 
Вероятно, что этот элемент защиты людей предпенсионного возраста сохранится и после увеличения возраста выхода на заслуженный отдых. Однако, считает Владимир Ковалкин, для людей старших возрастов и выпускников учебных заведений риск оказаться без работы будет наиболее ощутим. В особенности это будет касаться жителей маленьких городов и сельской местности. 
«Даже если возраст выхода на пенсию будет ежегодно увеличиваться на полгода, рынок должен поглотить значительное количество работников. Однако в стране не создаются новые рабочие места. Скажите, что будут делать люди, которые останутся в зрелом возрасте без пенсии и пособия по безработице в размере, позволяющем выжить? Такая ситуация, как ни крути, может грозить социальным взрывом, ухудшением криминогенной обстановки», — предполагает эксперт. 
Чтобы этого не случилось, необходимо предпринимать комплекс мер, включающих реформу пенсионной системы с накопительным компонентом. Постепенное повышение пенсионного возраста может стать лишь одним из инструментов реформы. 
Обязательно, отметил Владимир Ковалкин, необходимо создавать условия для увеличения рабочих мест, поощряя частную инициативу. 
Параллельно, сказал эксперт, следует разрабатывать меры защиты социально уязвимых слоев населения, увеличивать размер пособия по безработице, в частности. Важна также профориентация и переобучение тех, кто остался без работы или не может работать по той или иной специальности в силу возраста или состояния здоровья.

Елена СПАСЮК. «Новости Беларуси», 15 марта 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.