Rambler's Top100

№ 677 - 678
7 - 20 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Рейтинг устойчивого развития городов России – что нового?

Зачем ставятся вопросы устойчивого развития

Как считался рейтинг

Города Западной Сибири – в лидерах и аутсайдерах

Что влияет на положение городов в рейтинге

Городам требуется гармоничное развитие

Что изменилось за 2012-2014 годы

Возможности использования результатов рейтинга

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Бычков А.П., Долгих Е.И., Ерлич В.А., Кузнецова П.О. Рейтинг устойчивого развития городов России - что нового? //Демоскоп Weekly. 2016. № 677-678. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0677/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рейтинг устойчивого развития
городов России - что нового?

Над темой номера работали

Александр
БЫЧКОВ

Елена
ДОЛГИХ

Виктор
ЕРЛИЧ

Полина
КУЗНЕЦОВА

Что влияет на положение городов в рейтинге

В соответствии с методикой рейтинга четыре блока показателей (социально-демографический[20], экономический, городской инфраструктуры и экологический) имеют одинаковый вес при расчете ИУР. Вместе с тем положение городов в рейтинге в первую очередь определяется показателями экономического развития. Доля индекса по блоку экономических показателей с уменьшением итогового значения ИУР относительно равномерно снижается, достигая стабильно низких значений для городов-аутсайдеров (рис. 4).

Экологический фактор (рис. 3), напротив, оказывает разнонаправленное воздействие на значение ИУР, способствуя снижению позиций городов-лидеров рейтинга УР (Москвы, Екатеринбурга, Перми, Санкт-Петербурга) и несколько улучшая показатели ряда городов-аутсайдеров (Сарапула, Серова, Новошахтинска).

Взаимосвязь экономического развития и экологической ситуации в городах

Для лидеров рейтинга УР характерны хорошие экономические показатели и существенные различия в значениях индекса по блоку экологических показателей (рис. 3). В частности, экологические показатели - в первую очередь, загрязнение атмосферного воздуха - таких крупных экономически развитых городов, как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, способствуют снижению их позиции в итоговом рейтинге. При этом у таких нефтегазовых городов, как Ухта, Нефтеюганск, Нижневартовск, низкое загрязнение атмосферного воздуха и рациональное водопотребление на промышленных предприятиях во многом способствовали их попаданию в топ-10 итогового рейтинга. Среди аутсайдеров рейтинга УР выделяются два города - Иваново и Улан-Удэ, для которых крайне малые значения экологических показателей стали определяющим фактором низкого положения в рейтинге. Об отсутствии прямой зависимости между экологией и экономическим развитием свидетельствует и практически горизонтальная линия тренда.

Рисунок 3. Соотношениерезультатов рейтинга по блокам показателей экономики и экологии

Взаимосвязь экономического и социально-демографического развития городов

Распределение городов по другим блокам показателей рейтинга - демографии, социальной и городской инфраструктуры - в целом соответствует итоговому распределению городов по ИУР. Так, города, лидеры рейтинга УР (Сургут, Нижневартовск, Тюмень и др.), демонстрируют хорошие показатели социально-демографического развития, а большинство городов-аутсайдеров, напротив, заметно отстает от основной группы городов по указанным показателям (рис. 4).

Рисунок 4. Соотношение результатов рейтинга по блокам показателей экономики и социально-демографического развития

Вместе с тем некоторые города занимают высокие позиции в рейтинге УР, лидируя лишь по одному из названных выше блоков показателей и существенно отставая по другому блоку. Так, города Московской области, характеризующиеся высоким уровнем экономического развития (Домодедово, Мытищи, Щелково), смогли войти в число лидеров рейтинга УР, несмотря на относительно невысокую обеспеченность объектами социальной инфраструктуры. В то же время некоторые региональные центры европейской части России (Чебоксары, Саранск, Великий Новгород и др.), напротив, компенсировали невысокие значения показателей экономического развития лидирующими позициями по развитию социальной инфраструктуры в сочетании с относительно благоприятной демографической ситуацией.

Также следует выделить группу городов, обладающих крайне низкими показателями как экономического развития, так и демографии и социальной инфраструктуры. Характерно, что именно эти города стали абсолютными аутсайдерами рейтинга УР. Большинство среди них составляют моногорода (Прокопьевск, Киселевск, Сарапул, Ленинск-Кузнецкий и др.). Данная группа городов характеризуется такими проблемами, как устойчивый миграционный отток населения, низкий объем инвестиций, экономические трудности градообразующих предприятий, низкая доступность образования и др. Следует также отметить, что сокращение численности населения в этих городах не ведет к повышению доступности объектов социальной сферы.

Взаимосвязь экономического развития и развития городской инфраструктуры в городах

Большая часть городов, лидирующих в рейтинге УР по уровню экономического развития, характеризуется и высоким уровнем развития городской инфраструктуры (рис. 5). Но в ряде городов-лидеров рейтинга УР (Якутск, Ухта) и городов-лидеров по экономическому развитию (Астрахань, Калуга, Южно-Сахалинск) подобная закономерность не наблюдается. В этих городах уровень развития городской инфраструктуры заметно отстает от уровня экономического развития. Если в Астрахани, Калуге и Якутске это объясняется в основном высокой долей ветхого и аварийного жилья, то в Ухте - крайне низкой обновляемостью жилого фонда.

Рисунок 5. Соотношение результатов рейтинга по блокам показателей экономики и городской инфраструктуры

Следует отметить и ряд городов (Курск, Рязань, Ижевск), у которых именно высокие показатели развития городской инфраструктуры обеспечили попадание в Топ-30 итогового рейтинга при относительно невысоких позициях по остальным блокам показателей. Для них характерны высокая эффективность работы общественного транспорта и относительно низкая доля ветхого и аварийного жилья.

Среди городов, характеризующихся худшими показателями экономики и городской инфраструктуры, выделяются прежде всего Новошахтинск, Дербент. Также в данную группу городов входят Грозный, Серов, Хасавюрт и др. Для этих городов характерно сочетание высокой доли ветхого и аварийного жилья, низкой обустроенности жилого фонда централизованным теплоснабжением и канализацией, плохо развитой системы общественного транспорта.


[20] В данном разделе блок демографических показателей и блок показателей социальной инфраструктуры, вес каждого из которых при расчете рейтинга - 1/8, рассматриваются вместе.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.