Rambler's Top100

№ 675 - 676
22 февраля - 6 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» и «Накануне.RU» о демографической ситуации в России
«Forbes» о российской смертности от алкоголя
«Известия» и «Новые известия» о снижении алкопотребления в России
«РИА АМИ» о смертности от болезней сердца
«Независимая газета» о дефиците витаминов и риске рака
«Медицинская газета» о конгрессе по репродуктивной медицине
«The Guardian» о проблеме СПИД в России
«Медицинская газета» о мнении населения о расходах на здравоохранение
«Новости Беларуси» о зарплатах врачей в Белоруссии
«Ведомости» о дифференциации пенсионной системы
«Советская Белоруссия» о пенсионном возрасте и пенсионных проблемах
«Медицинская газета» о том, что иерархи против абортов
«GeekTimes» о возможности нажиться на разводах
«Русская служба BBC» о супружеских изменах
«REGNUM» о детсадах и школах - трансформерах

«РБК» о проблемах российского образования
«Независимая газета» о ценностях населения России
«BBC Русская служба» о полиции нравов в Иране
«Le Figaro» о будущем Шенгенской зоны
«BBC Capital» об иммиграционной политике Австралии
«Независимая газета» об имамах для гастарбайтеров
«Коммерсантъ-Власть» о детях выдворяемых из России иностранцев
«Новая газета» о социальном лице «русского мира»
«Frankfurter Allgemeine Zeitung» об отношении русских немцев к беженцам
«Sveriges Radio» об откупе от беженцев
«Publico.es» о беженстве и многоженстве
«Известия», «Великая эпоха» и «Накануне.RU» о привлечении мигрантов на Дальний Восток
«РБК» о положении в моногородах
«Ведомости» о запрещении нового строительства в нескольких городах Подмосковья

о снижении алкопотребления в России

Россияне пьют меньше, отказываясь от джина и текилы

В прошлом году в стране выпили на 5,3% меньше крепких напитков, чем в 2014 году

В прошлом году россияне выпили на 5,3% меньше крепких алкогольных напитков, чем в 2014 году. Об этом говорится в исследовании компании Nielsen (есть у «Известий»).  Особенно россияне охладели к заметно подорожавшим заморским джину и текиле — их продажи упали на 20,3%. Спад спроса не коснулся только рома: его в январе–ноябре 2015 года покупали на 0,3% больше, чем в те же месяцы 2014-го.
Судя по статистике, меньше пить россиян заставляет не забота о здоровье, а рост цен: граждане купили на 5,3% меньше в литрах, а денег потратили только на 1,5% меньше. Практически не изменились в прошлом году продажи рома (подросли на 0,3% — как поясняют в Nielsen, благодаря интенсивным промоакциям). Продажи всех остальных 40-градусных напитков начали падать. Так, водки в прошлом году купили на 4,9% меньше, чем в предыдущем, бренди — на 6,2% меньше, коньяка — на 7,8%, виски — на 13,8%, джина и текилы — на 20,3%.
При этом аналитики отмечают, что отечественные горячительные напитки разбирают охотнее.
 «По сравнению с 2014 годом импортные категории алкоголя демонстрируют печальный тренд: по большинству напитков фиксируется спад продаж на уровне 10–20%, что объясняется ростом цен, связанным, в свою очередь, с ростом курса валют и экономической нестабильностью», — говорится в материалах Nielsen.
Аналитики указывают на то, что наибольший вклад в торможение спада продаж спиртного в России внесла водка: темпы сокращения ее продаж уменьшились с 16% в 2014 году до 6% в 2015-м.
— Продажи коньяка и бренди российского производства также падают медленнее: в натуральном выражении эта категория сократилась на 5% по сравнению с 8% в 2014 году, — уточняет аналитик алкогольной группы «Nielsen Россия» Сергей Новгородов.
Импортные же горячительные напитки теряют популярность у потребителей, как говорится в исследовании, в связи с ростом курса валют.
Также в Nielsen считают, что на цены и продажи повлияли изменения минимальной розничной цены (МРЦ) на водку, в 2014 году составлявшей 220 рублей за пол-литра, а с 1 февраля 2015 упавшей до 185 рублей.
— Поэтапное повышение минимальной розничной цены (МРЦ) на водку в прошлые годы приводило к постепенному сокращению продаж на легальном рынке, и, соответственно, их росту в теневом. После понижения МРЦ на водку до 185 рублей мы наблюдали замедление темпов падения продаж категории ввиду частичного возвращения потребления в легальную плоскость, — говорят в Nielsen.
Отметим, в декабре прошлого года о том, что россияне стали меньше пить, заявляла и директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава РФ Татьяна Клименко. В 2014-м на душу населения приходилось 13,5 л выпитого спирта в год, а в 2015-м — уже 11,5 л.
— Снижение начало происходить с тех пор, как алкоголь перестали продавать по ночам. Это очень позитивный момент, который говорит о действенности ограничительных мер. Результат видно: на улице пьяных почти нет, — говорила Татьяна Клименко.
Гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз отметил, что из-за подорожания легального алкоголя россияне переходят на контрафакт — от этого и падают магазинные продажи.
— Водка и коньяк замещаются суррогатами. Виски, джин, ром в огромных масштабах замещаются напитками нелегальной интернет-торговли в 4–5 раз дешевле магазинной цены. Кроме того, сейчас пропало пижонство, когда примерно раз в месяц не особо обеспеченные люди позволяли себе, например, бутылку виски подороже. Сейчас они пьют положенную их социальному статусу водку за 200 рублей, — пояснил Вадим Дробиз.

Анна ИВУШКИНА. «Известия», 15 февраля 2016 года

Время отрезвления

В кризис россияне стали потреблять меньше алкоголя

Международная маркетинговая компания Nielsen обнародовала данные своего исследования, согласно которому в 2015 году россияне употребили спиртных напитков на 5,3% меньше, чем в 2014 году. Специалисты объясняют это девальвацией рубля и падением уровня жизни населения, вынужденного экономить в том числе и на спиртном. Впрочем, не все собеседники «НИ» согласились с выводами Nielsen. В числе скептиков оказался и легендарный кинорежиссер Георгий Данелия, выступивший в роли эксперта «НИ».
Как показало исследование, наибольший спад за год наблюдается в торговле импортными джином и текилой – тут зафиксировано сокращение более чем на пятую часть от общего объема продаж. Любопытно, что уменьшение спроса не затронуло рома: его в 2015 году покупали даже на 0,3% больше, чем за год до этого.
В целом же спад продаж спиртного зафиксирован не только по количеству декалитров, но и по финансовым объемам. Посетители винно-водочных отделов магазинов израсходовали на 1,5% меньше денег на горячительное, чем в 2014-м. При этом, приходят к выводу авторы исследования, россияне отдают предпочтение алкоголю «родного розлива». Так что в данной отрасли импортозамещение вполне действует: падающий курс рубля на глазах превращает импортные напитки в предметы роскоши.
Исследование Nielsen во многом подтверждается и данными Росстата, которые свидетельствуют о тенденции на некоторое отрезвление населения. Если в 2014 году на душу населения приходилось 13,5 литра спирта, то в 2015 году данный показатель снизился сразу на 2 литра. В определенной степени, по мнению аналитиков, этому способствовал введенный запрет на торговлю алкоголем в ночное время суток.
По номенклатуре алкоголя Росстат выдал следующие цифры: водки в прошлом году купили на 4,9% меньше, чем в 2014-м; бренди – на 6,2%, коньяка – на 7,8%; виски – на 13,8%; джина и текилы – на 20,3%. Показательно, что аналитики Nielsen также обращают внимание на снижение продаж горячо любимой в массах водки – по их данным, годовой спад «беленькой» составил 6%.
Но и торговля отечественными марками коньяка и бренди также снижается: на 8% в 2014-м и на 5% в – 2015-м. Такие данные приводит аналитик «Nielsen Россия» Сергей Новгородов.
«Кризис и девальвация рубля стали основными причинами увеличения спроса на куда более доступную в цене продукцию российского производства, в том числе и алкогольные напитки, – полагает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – Спад же потребления алкоголя связан прежде всего с тем, что это не продукт первой необходимости, поэтому в условиях вынужденной экономии семейного и личного бюджетов он все чаще выпадает из обязательного набора продуктов».
Также, по мнению эксперта, на объемы потребления влияет и распространение европейских стереотипов жизни среди молодой, активной части общества, когда россияне, бывая в цивилизованных странах, перенимают опыт перехода с крепких напитков на сухие вина. «А их ассортимент неплохо представлен именно отечественными производителями», – замечает эксперт.
А вот легендарный кинорежиссер Георгий Данелия в разговоре с «НИ» усомнился в достоверности данных как компании Nielsen, так и Росстата, потому что, по его мнению, «Россия как пила, так и пьет». «Другое дело: что пить. Ведь совсем небольшая часть, где-то один процент от населения, пила джин. Я думаю, и сейчас эти люди вряд ли отказались от своих привычек. Понятно, что прикладывалась к «вискарю» в основном интеллигенция либо люди состоятельные. Мои друзья, начиная с 60-х годов, почти все пили виски. А кто не мог раньше позволить себе эти напитки, тот и теперь не может – тем более в кризис», – сказал «НИ» режиссер Данелия.
Данные же официальной статистики он предложил дополнить динамикой употребления в РФ самогона. «А он по-прежнему в моде, – делится наблюдениями народный артист СССР. – Так же, как дешевая водка и портвейн, который в советское время употребляли намного больше».
«Хотя лично я уже тридцать лет не пью ни капли и другим не советую», – добавил собеседник «НИ».

Алексей ГОЛЯКОВ. «Новые Известия», 16 февраля 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.