Rambler's Top100

№ 675 - 676
22 февраля - 6 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» и «Накануне.RU» о демографической ситуации в России
«Forbes» о российской смертности от алкоголя
«Известия» и «Новые известия» о снижении алкопотребления в России
«РИА АМИ» о смертности от болезней сердца
«Независимая газета» о дефиците витаминов и риске рака
«Медицинская газета» о конгрессе по репродуктивной медицине
«The Guardian» о проблеме СПИД в России
«Медицинская газета» о мнении населения о расходах на здравоохранение
«Новости Беларуси» о зарплатах врачей в Белоруссии
«Ведомости» о дифференциации пенсионной системы
«Советская Белоруссия» о пенсионном возрасте и пенсионных проблемах
«Медицинская газета» о том, что иерархи против абортов
«GeekTimes» о возможности нажиться на разводах
«Русская служба BBC» о супружеских изменах
«REGNUM» о детсадах и школах - трансформерах

«РБК» о проблемах российского образования
«Независимая газета» о ценностях населения России
«BBC Русская служба» о полиции нравов в Иране
«Le Figaro» о будущем Шенгенской зоны
«BBC Capital» об иммиграционной политике Австралии
«Независимая газета» об имамах для гастарбайтеров
«Коммерсантъ-Власть» о детях выдворяемых из России иностранцев
«Новая газета» о социальном лице «русского мира»
«Frankfurter Allgemeine Zeitung» об отношении русских немцев к беженцам
«Sveriges Radio» об откупе от беженцев
«Publico.es» о беженстве и многоженстве
«Известия», «Великая эпоха» и «Накануне.RU» о привлечении мигрантов на Дальний Восток
«РБК» о положении в моногородах
«Ведомости» о запрещении нового строительства в нескольких городах Подмосковья

о будущем Шенгенской зоны

Миграционный кризис: почему Шенгенская зона — в прошлом

Максим Тандонне полагает, что Европа не в полной мере осознает масштабы происходящих вокруг событий, и что Шенгенская зона мертва.
Сейчас Европейский совет приступает к очередному обсуждению миграционного кризиса, однако Европа явно не в полной мере осознает масштабы текущих событий. Массовое движение населения из Центральной и Восточной Европы на запад в 1989 году указали на грядущий распад Советского Союза. Сейчас же приток более миллиона мигрантов в ЕС за 2015 год (в 2016 году этот процесс, по всей видимости, только усиливается: с начала года их уже насчитывается 80 000) может предрекать новые монументальные потрясения, которые на этот раз коснутся уже Западной Европы.
С 1990-х годов Европейский Союз опирался на два столпа: единую валюту и свободное движение людей в так называемой Шенгенской зоне. Возможность беспрепятственно путешествовать в пределах Шенгенского пространства стала плодом титанических усилий. Причем шли они в несколько этапов: Шенгенское соглашение 1990 года, Маастрихтский договор 1992 года, Амстердамский договор 1992 года, Лиссабонский договор 2007 года. Система работает на основе общих норм и законов, директив и постановлений, которые подготавливаются Европейской комиссией, а затем утверждаются квалифицированным большинством Советом министров и Европейским парламентом. Эти европейские правила по границам, визам, иммиграции и убежище интерпретируются обладающим широким влиянием Судом ЕС. Так, постановлением от 2010 года он запретил Франции проводить проверку документов в 20-километровой полосе от ее границ. А в 2011 году он запретил государствам принимать какие-либо карательные меры просто за факт нелегального нахождения на их территории.
Но эта гигантская юридическая конструкция сегодня разваливается на части под ударами последних событий. Она опиралась на существование общей границы, которая должна обеспечивать контроль над миграционными потоками для всех государств-членов Шенгенского пространства. Но в хаотической ситуации 2015 года Европа не стала ее защищать. Это решение получило отражение в призывах высокопоставленных руководителей Евросоюза «распахнуть объятья» мигрантам и ввести «квоты» на их размещение, как предложила Ангела Меркель. Европейский Союз охвачен паническими настроениями, испытывает противоречивые эмоции, настежь распахнул свои двери и окончательно перестал применять на практике основополагающие правила: прием беженцев, но отнюдь не нелегальных мигрантов.
Все это запустило потенциально роковой процесс: отчаянную гонку за национальными решениями. Германия, Австрия, Дания, Швеция, Словения и Венгрия восстановили контроль на национальных границах. Европейское постановление от 15 марта 2006 года («шенгенский пограничный кодекс») с поправками от 2013 года официально запрещает подобные действия для решения миграционных вопросов. Поэтому сегодня принцип свободного движения и его юридические основы катятся в пропасть. Более того, заявлениями о квотах для беженцев Австрия нарушает европейское право, как и «гуманитарная сверхдержава» Швеция, которая намеревается выдворить 80 000 мигрантов. Такая хаотическая обстановка вновь вызывает к жизни острую напряженность, которая раздирает Центральную Европу вокруг Германии. Экстремистские партии набирают силу повсюду. Миграционный хаос подталкивает Великобританию к выходу из ЕС, Греция становится козлом отпущения, собирая обвинения в неспособности обеспечить пограничный контроль. Существует реальная опасность политической дестабилизации Европы и прихода к власти националистических режимов.
Только вот нет никаких оснований полагать, что развал Шенгенского пространства в состоянии урегулировать миграционный кризис. Единственное его потенциальное воздействие заключается в том, что новоприбывшие (на время) будут заблокированы в Греции и Италии, а две эти страны окажутся брошенными на произвол судьбы. Нынешняя трагедия свидетельствует о провале определенной концепции Европы. Она на протяжении многих десятилетий шла по ультрабюрократическому процедурному пути с упором на общие нормы и санкции. Но она не захотела стать сверхдержавой суверенных государств, которых объединяет общая политическая воля, сознание общей судьбы и способность воздействовать на свое окружение посредством военной коалиции. Ведь у миграционного кризиса нет иного решения, кроме как ударить по контрабандистам-работорговцам, объединиться, чтобы положить конец хаосу на побережье Средиземного моря, оказать людям помощь на местах и поспособствовать развитию их родных стран. Ни одна европейская страна не в силах сделать это в одиночку.
Единственно возможное решение проблемы подразумевает появление общей политической воли великих европейских наций и объединение их сил. Быть может, хаос, наконец, раскроет людям глаза, покажет путь к спасению?
Оригинал публикации: Crise des migrants : pourquoi l'espace Schengen est déjà derrière nous

Максим ТАНДОННЕ. (Maxime TANDONNET). «Le Figaro», 18 февраля 2016 года
ИноСМИ.RU 19 февраля 2016 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.