Rambler's Top100

№ 675 - 676
22 февраля - 6 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Глобальный экономический кризис и рынок труда мигрантов

Отношение к иммиграции и субъективное благополучие принимающего населения

Сбор данных о трудовой миграции в ходе выборочных обследований населения

Запрет на въезд в Российскую Федерацию, как механизм регулирования миграционных процессов

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Запрет на въезд в Российскую Федерацию, как механизм регулирования миграционных процессов

Айдынбеков Э.Ф.[1] - специально для Демоскопа

С принятием в 2012 году Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в миграционной сфере России произошли некоторые изменения, которые существенным образом стали заметны не только государственным органам, но и самим иностранным гражданам.

С нарушителями миграционного законодательства начали бороться ужесточением миграционного законодательства: максимизацией ответственности иностранных граждан за несоблюдение сроков пребывания и осуществления трудовой деятельности, внедрением специализированных автоматизированных систем контроля, благодаря чему ряд государственных органов имеет возможность оперативно применять санкции по отношению к иностранным нарушителям, в виде запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Давайте рассмотрим, какие государственные органы, за какие нарушения, могут наложить данное ограничение на въезд по отношению к иностранному гражданину, а также рассмотрим механизмы отмены данной санкции.

Запрет на въезд - это вынужденная государственная мера, вводимая по отношению к иностранному гражданину, в случае нарушений им правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, правил и сроков пребывания, проживания в России, осуществления трудовой деятельности, а также иных нарушений Российского законодательства.

Как было отмечено главой Федеральной миграционной службы, Константином Ромодановским, запрет на въезд в Россию, является наиболее эффективной мерой в борьбе с нарушителями миграционного законодательства, которая стремительно дает результаты.

Так, к концу 2014 года, по словам Ромодановского, въезд в Россию был закрыт более чем 1 млн. 100 тыс. иностранцев, и данное количество в перспективе, безусловно, будет возрастать[2].

По официальным данным Федеральной миграционной службы по Московской области, лишь этот регион за 2014 год направил 222 тысячи 278 представлений о закрытии въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам. За первый квартал 2015 года УФМС по МО направило 81156 представлений о запрете въезда на территорию Российскую Федерацию. [3]

Постановлением правительства Российской Федерации утвержден перечень государственных органов, уполномоченных принимать решения о запрете на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам. Такими органами являются[4]:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Служба внешней разведки Российской Федерации
  • Федеральная миграционная служба Российской Федерации
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации
  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Перечень оснований, по которым въезд на территорию Российской Федерации может быть не разрешен, установлен 26 и 27 статьей Федерального закона №114 от 15.08.1996 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"[5].

Запрет на въезд в Российскую Федерацию может устанавливаться сроком на 3 года, 5 лет, 10 лет в зависимости от характера и тяжести допущенных нарушений.

К основным и самым массовым причинам, по которым иностранным гражданам запрещается въезд на территорию РФ, является нарушение сроков пребывания, а именно, не выезд иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечению срока временного пребывания.

Так, например, если иностранный гражданин не выехал за пределы РФ до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания, то в отношении него может быть применена мера в виде запрета на въезд сроком на 3 года. Если же иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации, не выехал из России и находится в ней непрерывно свыше 180 суток, но не более 270 суток со дня окончания предусмотренного срока временного пребывания в Российской Федерации, то запрет на въезд данному иностранцу устанавливается сроком на 5 лет.

Еще одной причиной, по которой массово инициируются запреты на въезд, являются наличие двух и более административных нарушений, а также уклонение от налога, либо оплаты административных штрафов.

Важно отметить, что с 23.05.2015 г. введен новый пункт, согласно которому ограничение на въезд может быть наложено, если иностранный гражданин участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании ее нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.

Подробнее со всеми причинами и основаниями, по которым уполномоченные органы инициируют запрет на въезд, можно ознакомиться в 26 и 27 статье Федерального закона № 114 "О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию".

Система инициирования иностранным гражданам запретов на въезд работает точно и исправно, об этом не раз было сказано директором ФМС России. Но система отмены данных решений вызывает множество споров и вопросов, как в профессиональной среде, так и у самих мигрантов.

Единого перечня оснований, наличие которых позволяет отменить принятое по отношению к иностранному гражданину запрета на въезд, на сегодняшний день нет. В нормативно правовой базе на возможность отмены инициированного в отношении иностранного гражданина решения, впервые указывается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12, пункт 6. В нём сказано, что при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день, существует два легальных порядка отмены запрета на въезд в Российскую Федерацию: административный и судебный.

Административный порядок предполагает подачу заявления (обращения) в государственный орган, инициировавший запрет на въезд по отношению к иностранцу, с изложением в нем всех обоснованных доводов и фактов, по которому защитник иностранного гражданина, его доверитель, либо сам иностранец требуют отмены данного решения.

Судебный же порядок подразумевает подачу искового заявления в суд.

Важно отметить, что на сегодняшний день единого правоприменительного подхода в судах и в органах, инициирующих данные санкции, нет. Это усложняет процесс отмены ограничений.

Отмена запрета на въезд требует профессиональных знаний и умений, определенного количества времени (в среднем от 1-2 месяцев), а также предоставления защитнику, либо доверителю иностранного гражданина, определенного перечня документов. Но не все иностранные граждане хотят идти по пути легального решения в данной ситуации.

В миграционной среде массово практикуется смена паспортных данных, ФИО и года рождения - получив новый паспорт, многим удается въехать в Россию. Получив "запрет", многие иностранцы пытаются въехать транзитом через Белоруссию или иными способами незаконного пересечения государственной границы. Важно отметить, что подобного рода действия, со стороны иностранных граждан грозят им серьезным наказанием. При выявлении незаконного въезда на территорию России, мигранта ждет выплата штрафа, принудительные работы, либо лишение свободы сроком от 2 до 6 лет, согласно 322 ст. УК РФ.

Многие иностранные граждане обращаются к недобросовестным организациям или физическим лицам, с целью отмены запрета на въезд, и попадают в руки многочисленных мошенников, при этом лишаясь последних денег и надежд.

* * *

Реализация первого этапа Концепции государственной миграционной плотики Российской Федерации на период до 2025 привело к изменениям законодательной базы, созданию миграционных центров и реализации новых механизмов борьбы с миграционными нарушителями. При этом, на сегодняшний день, одним из самых эффективных механизмов контроля и борьбы с нарушениями в миграционной сфере, является санкция по отношению к иностранцам, в виде запрета на въезд в Российскую Федерацию. Данная мера позволяет жестким способом наказывать нарушителей, а также носит воспитательный и стратегический характер. Вводимая санкция заставляет огромное количество мигрантов соблюдать миграционное законодательство, уважать российские законы и быть ответственным за их нарушения. Данная норма, в первую очередь, необходима самим иностранцам, так как соблюдение всех миграционных правил, дает мигрантам уверенность, частично интегрирует его и минимизирует риски попасть в руки мошенников либо представителей органов власти.

Механизмы отмены запрета на въезд на территорию Российской Федерации требуют "испытания временем", так как на сегодняшний день единого правоприменительного подхода в судах и в органах, инициирующих данные санкции, нет. Возможно, по истечению времени, подходы будут едиными и сбалансированными по отношению к публичным и частным (семейным) интересам. Также должны учитываться несоразмерность вмешательства в личную жизнь иностранного гражданина, со стороны публичных властей и нормы ратифицированной Российской Федерацией Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" и ее протоколы.


[1] Айдынбеков Эльмар Феррухович - эксперт Международного центра финансово-экономического развития.
[2] http://www.gazeta.ru/social/news/2014/12/05/n_6716061.shtml
[3] http://fmsmo.ru/ufms_rossii_po_mo/statistika_upravleniya
[4] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174204/
[5] http://base.garant.ru/10135803/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.