Rambler's Top100

№ 675 - 676
22 февраля - 6 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Глобальный экономический кризис и рынок труда мигрантов

Отношение к иммиграции и субъективное благополучие принимающего населения

Сбор данных о трудовой миграции в ходе выборочных обследований населения

Запрет на въезд в Российскую Федерацию, как механизм регулирования миграционных процессов

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сбор данных о трудовой миграции в ходе выборочных обследований населения[1]

О.С. Чудиновских[2]
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2015, №9, с. 12-22)

Регион СНГ является ареной масштабной трудовой миграции. По оценкам, до экономического кризиса последних лет ежегодно в целях трудоустройства от 7 до 10 млн человек меняли страну пребывания в пределах Содружества[3], и основной страной приема остается Россия, где в 2014 г. количество выданных разрешений на работу и патентов для иностранных граждан, по данным Федеральной миграционной службы, превысило 3,7 млн. Сотни тысяч мигрантов, преимущественно из стран европейской части СНГ, выезжали на работу в государства за пределами Содружества. Присутствие на национальном рынке труда принимающих стран значительного числа иностранных работников, или напротив, отсутствие в стране части населения рабочих возрастов неизбежно поднимает вопрос об оценках объемов этого явления и изучения его структурных характеристик. Кроме того, для отдающих стран измерение трудовой эмиграции неразрывно связано с темой денежных переводов, доля которых по отношению к валовому внутреннему продукту очень высока: три страны СНГ входят в десятку первых государств мира по этому показателю, который, по данным Всемирного банка, в 2012 г. достиг в Таджикистане 47%, Молдове - 23 и Киргизии - 29%[4].

Несмотря на интенсивное развитие административных источников данных, роль традиционных обследований и переписей населения для измерения и изучения трудовой миграции по-прежнему велика. Развитие общих региональных рынков труда, снятие барьеров в виде разрешений на работу и т.п. снижают возможности административных источников для учета трудовой миграции, и в этом случае компенсировать отсутствие или неполноту административных данных помогают материалы обследований. Опыт последних десятилетий показывает, что даже страны, имеющие регистры населения, проводят выборочные обследования населения. Причем обследования проводятся не только "виртуальные", когда нужные сведения собираются посредством информационных технологий из разных национальных регистров, но и традиционные, предполагающие опрос населения. В ряде государств классической иммиграции, таких, как США, Канада и Австралия, обследования являются главным источником информации о трудовой миграции (и миграции вообще).

Одной из негативных сторон миграции в СНГ является распространенность недокументированной занятости, то есть нелегальной трудовой миграции. Указанное обстоятельство сужает возможности использования административных источников данных, отражающих выданные разрешения на работу в странах приема. Кроме того, в существующих системах учета трудовой миграции фиксируется лишь незначительное количество переменных, что также ограничивает возможности анализа и более глубокого понимания этого важнейшего феномена двух последних десятилетий. Обследования имеют преимущество и перед переписями, так как могут проводиться достаточно регулярно и с небольшими временными интервалами, а также стоят дешевле. Отметим, что переписи также используются для оценки международной трудовой миграции; в их программы, особенно в странах - донорах рабочей силы, включаются вопросы об отсутствующем населении. В ряде стран есть возможность сопоставлять данные о трудовой эмиграции, собранные в ходе переписей и обследований.

В современных условиях у проблемы информации о трудовой миграции проявляются новые аспекты. Экономический спад в основных странах приема в регионе СНГ неизбежно повлияет на их миграционную привлекательность, но также может усилить действие выталкивающих факторов. Иными словами, масштабы и направления трудовой миграции в регионе могут измениться. Решить проблему недостающей информации и расширить ее горизонты позволяют выборочные обследования населения и домашних хозяйств, которые в ряде стран стали основным источником данных о миграции, и в первую очередь ее экономической составляющей.

Предлагаемая статья является кратким обзором ситуации в области проведения выборочных обследований трудовой миграции в странах СНГ в контексте опыта развитых стран. Это своего рода введение в исследование, инициированное в 2015 г. Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Его целью является не только обобщение сведений о проводимых в СНГ обследованиях трудовой миграции, но также разработка рекомендаций, направленных на более эффективное использование этого важного источника статистических данных.

Многообразие выборочных обследований, проведенных в странах СНГ за постсоветский период, в том числе связанных с трудовой миграцией, большой эмпирический и методологический материал, накопленный к настоящему времени, обусловливают необходимость внесения определенных ограничений при описании этих вопросов. В рамках данной статьи основное внимание будет уделено обследованиям, проведенным с участием национальных статистических агентств, вне зависимости от того, кто финансировал проведение обследования или разрабатывал его методологию.

Говоря о трудовой миграции, следует подчеркнуть, что она является только частью (причем необязательно основной) потока или контингента мигрантов. Мигранты на постоянное жительство чаще всего представлены лицами, переезжающими для воссоединения с членами семьи, уже находящимися в стране назначения. Например, среди иммигрантов, получивших вид на жительство в США (Грин карту) в среднем за период с 2004 по 2013 г. доля лиц, получивших статус постоянного жителя США на основании преференций, связанных с занятостью, составила всего 15%, а доля семейной миграции - почти 65%[5]. Среди лиц, въехавших в США по не иммиграционным визам в 2011-2013 гг., трудовые мигранты и сопровождающие их лица не превышали 2%. Приведем другой пример: по данным Росстата, в потоке иммиграции в Россию доля указавших целью прибытия работу только с 2011 г. превысила 30%, а ранее была значительно ниже, составляя в 2004-2010 гг. в среднем около 10% потока. В потоках краткосрочной или временной миграции доля трудовых мигрантов может быть выше. Федеральная миграционная служба в 2011-2013 гг. поставила на временный миграционный учет по месту пребывания около 30 млн иностранных граждан; среди них цель прибытия "работа" указали 29% потока.

Поэтому трудовую миграцию можно и нужно измерять и изучать в рамках обследований миграции "вообще". Обследования с более широкой целевой группой показывают место трудовой миграции в общем контексте. Кроме того, лица трудоспособных возрастов в случае долгосрочной миграции, по каким бы причинам ни совершался переезд, в большинстве случаев выходят на рынок труда в поисках работы в стране нового проживания, становясь, по сути, трудовыми мигрантами.

В отличие от иных источников данных, обследования позволяют не только измерить объемы миграции (потоков или численности мигрантов на определенную дату), но и описать структуру мигрантов. В зависимости от задач обследования и дизайна анкеты могут быть получены ответы на вопросы, касающиеся причинно-следственных связей миграции, экономического поведения мигранта и членов его домохозяйства, а также мнения самих мигрантов и их родственников по разным вопросам, связанным с миграцией и их планами на будущее. В ходе обследований важно собрать информацию о своего рода контрольной группе - не мигрантах. Сравнение ситуации в домохозяйствах мигрантов и не мигрантов (или характеристик самих мигрантов и не мигрантов) является одной из задач таких обследований. На основе полученной в обследованиях информации часто изучаются интеграция мигрантов, их адаптация и взаимодействие с принимающим сообществом, в том числе на рынке труда страны назначения.

При проведении обследований трудовой миграции и анализе собранных данных следует принимать во внимание их объективные ограничения. Вопросы об отсутствующем населении некому задать, если все домохозяйство выехало; остающиеся информанты (хотя в этих случаях для опроса рекомендуется выбирать ближайших к отсутствующему мигранту лиц) все равно могут предоставлять неточные сведения. Второй сложностью является выбор временного интервала отсутствия мигранта: чем больше времени прошло с момента отъезда, тем менее точны сведения об отсутствующем члене домохозяйства, так как мигрант мог, например, изменить гражданство, место пребывания и пр.

На охват трудовых мигрантов и их структуру (например, по видам экономической деятельности) могут влиять сезонные колебания объемов трудовой миграции, в особенности ее краткосрочных форм, а страны не всегда располагают ресурсами для проведения повторного обследования - в период сезонного пика или спада трудовой миграции. Наличие множественного гражданства вносит искажения в данные и в стране-доноре, и в принимающей стране, особенно в условиях упрощенной натурализации, как это имеет место в регионе СНГ (и России в частности).

Принято считать, что существует два основных типа выборочных обследований, с помощью которых собирается информация о миграции (в том числе трудовой). Во-первых, это обследования широкой тематики, в которые включены модули вопросов о миграции. К ним относятся обследования рабочей силы (занятости населения), уровня (условий) жизни или бюджетов домашних хозяйств, демографические и медицинские обследования и т.д.[6]. Задачей миграционных модулей в этом случае является в первую очередь определение числа мигрантов, находящихся или отсутствующих в стране, и уточнение их основных характеристик, в том числе причин или целей миграции, а иногда срока пребывания или отсутствия. Модули вопросов могут быть непосредственно сфокусированы на трудовой миграции или же касаться миграции вообще. В этом случае выделить трудовую миграцию помогает вопрос о цели переезда или наличии занятости в зарубежной (для мигранта) стране.

В мире накоплен богатый опыт проведения обследований населения широкой тематики с модулем вопросов, относящихся к миграции, и в частности трудовой миграции. В Соединенных Штатах Америки основным источником информации о трудовой миграции является Текущее обследование населения (Current Population Survey), на основе которого Бюро статистики труда публикует доклады о мигрантах в составе рабочей силы и проводит сравнения распределения уроженцев страны и мигрантов по видам экономической деятельности, уровню заработной платы и т. п. Основным критерием определения мигрантов является страна рождения, то есть к мигрантам относятся все лица, родившиеся за границей у не граждан США. При разработке данных дополнительными характеристиками служат также этнические признаки, такие, как раса или регион происхождения[7].

Страны Европейского союза собирают информацию о трудовой миграции в рамках обследований рабочей силы (ОРС), которые проводятся в странах-участницах и кандидатах ежеквартально. Национальные статистические агентства стран-участниц отвечают за формирование выборки, подготовку вопросников, проведение интервью и передачу материалов в Евростат. Набор данных существует с 1983 г. и позднее, дополняясь информацией по мере присоединения новых стран к ЕС. Обработка данных производится централизованно Евростатом. При этом используются одинаковые концепции и определения, руководящие принципы Международной организации труда, общие классификаторы и одинаковый набор переменных для каждой страны[8], общее число которых приближается к 100[9]. На сайте Евростата размещены анкеты обследований для каждой из стран ЕС, и можно увидеть, что они различаются и учитывают национальную специфику[10]. Евростат публикует статистику на основе ОРС, с выделением блока данных по трудовым мигрантам. Критериями определения международных трудовых мигрантов в обследованиях рабочей силы являются (в зависимости от нужд статистики или политики) гражданство и страна происхождения. Следует отметить, что вопрос о гражданстве, как правило, задается в развернутой форме, например в анкете ОРС Германии 2015 г. уточняется не только гражданство респондента, но и его ближайших родных, а также история получения гражданства. В странах, имеющих регистры населения, часть информации в ходе обследований рабочей силы собирается из регистров, о чем респондента информируют в анкете (ОРС Норвегии 2015 г.).

Второй тип обследований - это специализированные обследования, ключевой задачей которых является получение информации о миграции в целом или только трудовой миграции. Они позволяют не только измерить объемы феномена и описать его структуру, но также проводить глубокие исследования причинно-следственных связей миграции, изучать профессиональную биографию самого мигранта, экономическое поведение членов его домохозяйства, собирать сведения не только о текущем моменте, но и реконструировать обстоятельства миграции в прошлом[11], а также уточнять мнения мигрантов и их родственников по разным вопросам, связанным с миграцией и их планами на будущее.

Такие обследования довольно дороги, но они дают возможность собрать сведения, которые не могут быть получены иным способом. В мировой практике накоплен довольно значительный опыт таких обследований, их история насчитывает не один десяток лет[12]. Большую известность в связи с интересным методологическим подходом приобрел проект Европейской комиссии и Евростата, реализованный группой ученых Нидерландского междисциплинарного демографического института (NIDI) в конце 1990-х годов[13]. Аналогичная с методологической точки зрения работа была позднее выполнена учеными Национального института демографических исследований Франции (INED)[14]. Основной идеей исследования было одновременное проведение опроса мигрантов в нескольких странах назначения и членов домохозяйств тех же мигрантов, остающихся в странах происхождения[15]. Иными словами, обстоятельства миграции и ее последствия рассматривались с позиций самих мигрантов и их близких, не участвовавших в миграции. Опыт обоих проектов, осуществленных в странах Европы, Азии и Африки, отраженный в указанных исследованиях, показал, что при таком подходе можно получить уникальные сведения, которых не дают обычные опросы. Однако в силу чрезвычайно трудоемкого процесса определения круга респондентов и больших финансовых затрат решение о проведении таких (весьма дорогостоящих) проектов нужно принимать лишь при достаточном понимании сложностей, которые могут отразиться на качестве собранной информации.

В настоящее время крупный международный проект по проведению специализированных обследований домохозяйств по вопросам миграции осуществляется в регионе стран Ближнего Востока и Северной Африки (The Mediterranean Household International Migration Survey - MED-HIMS). Как отмечают эксперты, отвечающие за осуществление проекта, перед исследователями не стоит задача измерить потоки и численность мигрантов[16]. Основная цель заключается в получении, скорее, качественной, чем количественной информации, характеризующей последние тренды, детерминанты и последствия международной миграции в регионе, связи миграции и развития. Кроме того, на основе полученных данных предполагается изучить сценарии усиления взаимодействия между странами исхода мигрантов и странами назначения, преимущественно являющимися членами Евросоюза. В ходе обследований применяется несколько анкет, адресованных разным целевым группам респондентов: анкета для всего домохозяйства, индивидуальные анкеты для отсутствующего члена домохозяйства, возвратившегося мигранта, не мигранта, вынужденного мигранта и пр.[17].

Нужно отметить большую работу по организации, методологическому и финансовому сопровождению обследований миграции, в том числе трудовой, которую ведут международные организации, например Всемирный банк, Международная организация труда и др. Всемирный банк, проводя Обследование уровня жизни (Living Standards Measurement Study[18]) в разных странах, как правило, включает в анкету блок вопросов по миграции. Например, в обследовании, проведенном в Таджикистане в 2007 г., задавались вопросы об отсутствующих членах домохозяйства (где находится на момент опроса), о стране последнего пребывания, длительности и причине отсутствия (с вариантами ответа, в том числе отражающими трудовую миграцию, такими, как "работа в другой части республики; работа в другой стране СНГ; работа в России". Международная организация труда помогает проводить обследования рабочей силы с использованием модуля вопросов по трудовой миграции и специальных обследований трудовой миграции[19]. Одним из последних проектов такого рода были обследования рабочей силы в Молдове и Украине[20]. В 2014 г. при поддержке Всемирного банка (но без участия национальных статистических служб) было проведено межстрановое обследование трудовых мигрантов из Таджикистана в России и домохозяйств мигрантов в Таджикистане[21]. Публикация его итогов ожидается в ближайшее время.

Важнейшим условием проведения обследований миграции (и в частности трудовой миграции) является грамотное построение выборки. В рамках данной статьи мы не предполагаем подробно рассматривать эту тему, так как она заслуживает отдельного обсуждения. Опыт стран СНГ показывает, что в странах - донорах рабочей силы домохозяйства, имеющие в своем составе трудовых "эмигрантов", вероятнее всего, относительно равномерно распределены среди постоянного населения, так как феномен миграции имеет массовый характер. Поэтому взятая за основу проведения обследований вероятностная выборка позволяет более или менее адекватно отразить масштабы миграции. В принимающих странах ситуация осложнена очень неравномерным распределением мигрантов (как постоянно, так и временно проживающих) по их территории и тем, что мигранты могут быть "редкими элементами". В этом случае эксперты предлагают применять комбинированный подход и в регионах с наибольшей концентрацией мигрантов (что определяется на основе других источников - переписей, административных данных и пр.), формировать детерминированную выборку, которая позволит увеличить охват мигрантов и повысит качество полученной информации[22].

При сборе данных о миграции, в силу многомерности и разнообразия этого явления, одним из ключевых (если не главным) является вопрос определений. Без четкого понимания, кого считать мигрантом, обоснованного выделения целевых групп, в отношении которых можно получить достоверную и полную информацию, невозможно корректно интерпретировать данные, собранные в ходе обследований. Может сложиться впечатление, что "трудовых мигрантов" или трудовую миграцию определить несложно, поскольку факт переезда с целью работы достаточно точно определяет границы целевой группы. Однако эта категория имеет несколько важнейших измерений, которые нужно применять при формулировке определений, разработке методологии обследования и, главное, при описании и анализе его результатов. Эти подходы выражаются в форме отдельных вопросов анкеты и фильтров, ограничивающих круг респондентов. Принято считать, что главным критерием определения трудового мигранта является занятость вне страны своего гражданства, а трудящийся мигрант - это лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. Иными словами, считается, что трудовые мигранты - это иностранцы в стране назначения или граждане страны, выехавшие за рубеж на работу. Такой же позиции придерживается и Межгосударственный статистический комитет СНГ.

Вторым критерием может быть место рождения, но при этом целесообразно уточнить, в каком возрасте или в каком году мигрант совершил переезд. Время миграции - это еще один важный критерий, так как информация может собираться не только о лицах, на момент опроса работающих вне страны своего гражданства (или рождения), но и о тех, кто имел опыт трудовой миграции в определенный, установленный для данного обследования интервал времени. Например, в обследовании трудовой миграции Украины 2012 г., о котором пойдет речь ниже, учитывались лица, имевшие такой опыт с 1 января 2010 г. по 17 июня 2012 г., но на момент опроса уже вернувшиеся в страну.

Понятно, что дополнительные вопросы в анкете повышают трудоемкость и стоимость обследований. Тем не менее при проектировании анкеты нужно руководствоваться перспективами анализа данных. Заложив более широкие рамки для измерения трудовой миграции по разным критериям, мы получаем большую свободу действий при анализе и возможности комбинировать различные характеристики мигрантов.

При этом, определяя целевую группу респондентов, желательно учитывать, что, с одной стороны, охват респондентов не должен быть чрезмерно широким, чтобы в итоге не получить данные, плохо поддающиеся анализу. Например, в странах исхода нецелесообразно пытаться учесть всех мигрантов, выехавших за рубеж на работу. Вне зависимости от времени отъезда информация о мигрантах, выбывших давно, вряд ли будет адекватной. (Но в стране приема, напротив, изучение разных миграционных когорт вполне целесообразно: данные могут быть получены от самих мигрантов и намного более надежны.) С другой стороны, определения "трудового мигранта" не должны отсекать от наблюдения целые категории лиц, без учета которых картина трудовой миграции была бы неполной. Так, например, ограничение периода миграции 12 месяцами правильно с точки зрения демографической статистики. Но для нужд политики необходимо иметь информацию и о тех трудовых мигрантах, которые находятся вне страны своего постоянного проживания и гражданства более года, но имеют там временный статус и намерены вернуться домой. Учет таких мигрантов все более актуален в свете развития практики циркулярной, или именно возвратной (иногда - повторяющейся) миграции.

Сбор данных о трудовой миграции в странах СНГ в ходе обследований имеет ряд особенностей. Государства региона представлены и отдающими, и принимающими странами, но потенциал в области проведения обследований трудовой миграции (общих и специализированных) в большей степени накоплен в странах-донорах. Миграционные модули и в общих обследованиях, и в специальных обследованиях трудовой миграции стали здесь важнейшим каналом получения данных. Предметом измерения и изучения являются не только масштабы трудовой эмиграции, но также возвратная миграция, вопросы денежных переводов и многое другое. Собранные сведения получили широкое использование на национальном и региональном уровнях.

Приведем несколько примеров. В Армении только за последние годы тема миграции становилась предметом изучения в рамках нескольких обследований, как специализированных (выборочное обследование внешней и внутренней миграции Республики Армения 2002-2007 гг. и комплексное обследование миграции населения 2007-2013 гг.[23]), так и модульных. В частности, вопросы о миграции были включены в программу Интегрированного обследования условий жизни, проведенного в 2013 г.[24]. В Белоруссии в IV квартале 2015 г. проводится специальное обследование трудовой миграции, анкета которого содержит отдельные блоки вопросов, позволяющих выяснить миграционные намерения респондентов и собрать информацию об отсутствовавших на момент опроса в стране членах домохозяйства.

Хорошим примером может быть практика выборочных обследований более широкой, или сфокусированной на миграции тематики в Молдове (модульное обследование рабочей силы) и Киргизии, где только за последние годы было проведено несколько таких обследований. В таблице 1 приведен пример обобщения Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики данных о трудовой миграции, собранных в ходе различных обследований и переписи населения.

Таблица 1. Численность внешних трудовых мигрантов по различным источникам данных Кыргызской Республики (тыс. человек)

Наименование источника

Год сбора информации

Численность отсутствующего (выезд с целью работы) населения

Единовременное обследование занятости

2006

161,4

Перепись населения и жилищного фонда

2009

224,4

Выборочное обследование трудовой миграции

2010

137,4

Интегрированное выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы

2014

187,4

Источник: Текеева Л. О важности качественного измерения трудовой миграции для Кыргызской Республики. Презентация на Семинаре "Проблемы измерения основных показателей рынка труда и трудовой миграции при переписях населения и обследованиях рабочей силы" (4-6 августа 2015 г., Кыргызская Республика) URL: http://www.cisstat.com/rus/CIS_Labourstat_meeting_Kyrgyzstan_4-6aug_ 2015%20program.htm

Государственная служба статистики Украины при поддержке различных национальных и международных структур дважды, начиная с 2008 г., провела обследования внешней трудовой миграции, ставшие важнейшим источником информации для исследователей, политиков и практических работников. Первое обследование проводилось в июне 2008 г., охватывало мигрантов, имевших опыт трудовой миграции в течение пяти лет до даты обследования. Второе обследование проводилось в 2012 г., периодом наблюдения был выбран интервал с 1 января 2010 г. до 17 июня 2012 г. Выделялись категории возвратившихся мигрантов, краткосрочных мигрантов и трудовых эмигрантов[25].

В целом можно сказать, что в странах СНГ, преимущественно являющихся донорами рабочей силы, ситуация в области проведения обследований для измерения и изучения трудовой миграции относительно благополучная. А как обстоят дела в странах СНГ, которые принимают мигрантов из соседних государств и из стран дальнего зарубежья?

Принимающие страны (которые, фокусируя внимание на присутствии мигрантов на своей территории, вероятнее всего, недооценивают масштабы и последствия трудовой эмиграции своих граждан за рубеж) для измерения и изучения трудовой миграции преимущественно используют административные источники данных. Опыт сбора данных о внешней трудовой иммиграции в рамках национальных обследований занятости в России и Казахстане пока нельзя признать успешным. Нужно отметить, что в Казахстане имелся опыт (в обследованиях бюджетов домашних хозяйств и позднее - в обследовании рабочей силы) применения анкеты с развернутым миграционным модулем (см. таблицу 2).

Таблица 2. Вопросы миграционного модуля Анкеты обследования уровня жизни Республики Казахстан 2010 г.*

Номер вопроса в анкете

Формулировка и варианты ответов

2

Проживаете ли Вы с рождения в данном населенном пункте?

3

Дата прибытия на место текущего проживания (когда приехали жить сюда)

4

Уроженцем какого государства Вы являетесь?o Республика Казахстан (город / село)o Страны СНГ (без уточнения)o Другие страны

5

Проживали ли Вы один год и более в других странах (укажите название стран) и годы проживания в них

6

В течение последних 10 лет (укажите, что относится к Вам):o постоянно проживали в указанном местеo переехали в пределах одной областиo переехали из другой областиo переехали из другой страны, в том числе по квоте иммиграции оралманов; в качестве беженца; в качестве трудового мигранта

* Анкета утверждена Приказом Агентства Республики Казахстан по статистике № 78 от 15.05.2009.

К сожалению, данные, собранные посредством этих вопросов, не публиковались. Позднее планировалось включить миграционный модуль в анкету выборочного обследования занятости населения, однако тестирование вопросника в нескольких регионах страны дало результаты, которые были признаны мало информативными. В этой связи по информации, полученной Статкомитетом СНГ из Комитета по статистике Республики Казахстан, было принято решение в дальнейшем отказаться от продолжения этой работы и вести мониторинг трудовой миграции на основе административных источников.

В Российской Федерации предпринимались попытки сбора данных о трудовой миграции в рамках Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ). В течение нескольких лет в анкете присутствовали вопросы о гражданстве респондентов (с тремя вариантами ответа: а) гражданство России; б) другого государства (без уточнения страны); в) России и другого государства), а также об использовании в домашнем хозяйстве труда мигрантов, в том числе имевших иностранное гражданство. Собранные с помощью этих вопросов данные практически не использовались. С 2012 г. началась разработка информации о гражданстве самих респондентов, что позволило провести первые сопоставления основных характеристик иностранного населения и граждан России. В частности, были получены сведения об экономической активности иностранных граждан в возрасте 15-72 лет, распределении иностранцев, занятых в экономике, по месту основной работы, статусу на основной работе, уровню образования и пр. Обследование охватило постоянно проживающих на территории России иностранцев, вне зависимости от их правового статуса[26]. С учетом распространения выборки на генеральную совокупность обследование показало, что численность иностранцев в возрасте 15-72 лет колебалась в пределах от 260 до 364 тыс. человек (см. таблицу 3).

Таблица 3. Численность иностранных граждан в возрасте 15-72 лет, постоянно проживающих в России (по данным Обследования населения по проблемам занятости)

 

2012

I квартал
2013

II квартал
2013

2013

1-е полугодие
2014

Иностранные граждане - всего, тыс. человек

260

239

321

313

364

Источник: данные Росстата.

Для оценки охвата (в рамках ОНПЗ) иностранного населения соответствующего возраста мы пытались сравнить полученные данные с административной статистикой Федеральной миграционной службы, в частности - численность лиц, проживающих в России по видам на жительство и разрешениям на временное проживание (РВП) на конец 2012 и 2013 гг. В силу особенностей имевшейся статистики были выбраны более узкие возрастные интервалы: для 2012 г. - 18-59 лет, для 2013 г. - 15-59 лет. Численность иностранцев с РВП и видами на жительство составила соответственно 598 тыс. и 656 тыс. человек, что почти вдвое превышает оценки, сделанные на основе ОНПЗ для более широкой совокупности иностранцев как с точки зрения возраста, так и статуса. Таким образом, недоучет постоянно проживающего населения с иностранным гражданством очень значителен, что заставляет подвергать сомнению достоверность полученных распределений. В этом смысле решением проблемы будет, вероятнее всего, формирование детерминированной выборки для проведения опроса, что позволит расширить охват и повысить надежность данных.

Нужно подчеркнуть, что выделение трудовых мигрантов только по критерию иностранного гражданства хотя формально и показывает присутствие иностранцев на рынке труда, но на деле существенно сужает исследовательский потенциал собираемых данных. Спецификой России является ускоренный для большинства иммигрантов процесс натурализации. Весь путь к российскому гражданству для подавляющего большинства соискателей достаточно недолог и занимает не более трех лет. После приобретения гражданства мигранты, которые могут попасть в круг респондентов ОНПЗ, фактически "сливаются" с местным населением. Важнейшей темой при анализе миграции является интеграция мигрантов, но мы ничего не знаем о том, как складывается трудовая биография вчерашних иностранцев, которые уже приобрели российское гражданство, отличаются ли их структуры по видам экономической деятельности, занятиям, уровню безработицы от коренного населения России (не мигрантов). Приблизиться к получению этого знания можно, задав респонденту вопросы о том, является ли он гражданином России по рождению или в результате натурализации, о месте рождения и годе переезда в Россию на постоянное жительство.

В 2014 г. впервые (в рамках ОНПЗ) было проведено выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов. Обследование проводилось в III квартале 2014 г. в рамках ежемесячного Обследования населения по проблемам занятости. Согласно полученным сведениям, в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу, около 1,3 млн иностранцев были привлечены для работы в частных домохозяйствах и около 930 тыс. - у предпринимателей[27]. Эти данные отражают, скорее, факты найма, нежели число нанятых работников, в особенности в частных домохозяйствах, где распространена краткосрочная занятость для разовых работ. Однако пока отсутствуют возможности оценить вероятность повторного счета, формализовать ее и скорректировать полученные в ходе обследования показатели. Но мы убеждены, что этот опыт Росстата следует оценить положительно. Таких разработок до сих пор не выполнялось, и собранные данные, безусловно, закрывают многие пробелы в нашем знании о занятости иностранцев в России.

Подводя итог, отметим следующее. Несмотря на определенный тренд последнего десятилетия к дезинтеграции СНГ, появление новых экономических союзов и объединений стран (в первую очередь, Евразийского экономического союза), на протяжении обозримого будущего тенденции трудовой миграции, скорее всего, останутся прежними. Основными странами приема будут Россия и Казахстан, и большая часть потоков трудовых мигрантов из стран-доноров будет направляться в эти государства. Сохранятся и общие интересы статистиков - иметь возможность сопоставлять данные, собранные партнерами по СНГ, или партнерами по миграционному обмену. В этих условиях на повестке дня остается вопрос гармонизации подходов к измерению трудовой эмиграции и иммиграции в ходе выборочных обследований (или переписей населения).

Представляется, что при определении трудовой миграции в ходе обследований желательно найти баланс критериев - времени, гражданства, наличия работы. В принципе лучше применить более широкие рамки, чтобы впоследствии выделить отдельные категории

мигрантов (или не мигрантов) в зависимости от интересов и задач исследования. Обследования трудовой миграции - мощный и достаточно дорогой инструмент сбора информации, их целью не должно быть получение единственного индикатора - присутствия иностранцев на зарубежных рынках труда или отсутствия граждан страны, выехавших за рубеж. В ходе обследований можно собрать более обширную информацию, а потом выделить по потребностям нужные категории для анализа и статистических разработок. В будущем Стат- комитет СНГ может, по аналогии с другими международными статистическими агентствами, вести экспертную работу с национальными статистическими службами, в ходе которой будет происходить обмен положительным опытом в проведении обследований трудовой миграции, обсуждаться спорные или сложные моменты, связанные с методологией, выборкой и инструментарием. Имеет смысл создать своего рода региональный репозиторий обследований трудовой миграции (модульных, специализированных и пр.), который будет содержать методологические материалы, анкеты обследований, ссылки на полученные агрегированные статистические данные или микроданные[28], а также аналитические публикации.


[1] Работа выполнена в рамках проекта Межгосударственного статистического комитета СНГ "Обобщение мирового опыта по измерению трудовой миграции на основе выборочных обследований населения (2015 г.)
[2] Чудиновских Ольга Сергеевна - к.э.н., Зав сектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
[3] Denisenko M., Chudinovskikh O. Migration between CIS countries: trends and policy. Preprint. SEARCH Working Paper. WP3. Barcelona University, 2013. No. WP3/06.
[4] Migration and Development Brief. April 19 2013. World Bank.
[5] Рассчитано по Yearbook of immigration statistics 2013. USA Department of Homeland Security.
[6] Measuring International Migration through Sample Surveys. United Nations Secretariat ESA/STAT/AC.132/3 Department of Economic and Social Affairs September 2007.
[7] См. например, Foreign-born Workers: Labor Force Characteristics-2014. Bureau of Labor Statistics. News release, May 2015.
[8] http://ec.europa.eu/eurostat/web/microdata/european-union-labour-force-survey
[9] http://ec.europa.eu/eurostat/web/lfs/overview
[10] http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/EU_labour_force_survey_-_methodology#Core_questionnaires
[10]Методологические подходы к сбору такой информации см. [15].
[11] Методологические подходы к сбору такой информации см. Schoumaker B., Beauchemin C. Reconstructing trends in international migration with three questions in household surveys: Lessons from the MAFE project. DEMOGRAPHIC RESEARCH VOLUME 32, ARTICLE 35, PAGES 983-1030 PUBLISHED 19 MAY 2015 URL: http://www.demographic- research.org/Volumes/Vol32/35/ DOI: 10.4054/DemRes.2015.32.35
[12] К числу хрестоматийный работ по этой тематике можно отнести публикацию 1984 г., в которой описаны не только теоретические основы вы- борочнык обследований миграции, но также рассматривается опыт нескольких стран - доноров миграции и приводятся анкеты обследований [Bilsborrow R.E., Obtrai A.S., Standing G. Migration Surveys in Low-Income Countries. Guidelines for Survey and Questionnaire Design. CROOM HELM London and Sydney. 1984].
[13] Schoorl J., Heering L. et al. Push and pull factors of international migration: a comparative report. European communities, Luxemburg 2000.
[14] Beauchemin C., Gonzalez Ferrer A. Multi-Country Surveys on International Migration: An Assessment of Selection Biases in Destination Countries. MAFE Working Paper 3, September 2010.
[15] Подробнее описание одновременных обследований в нескольких странах, их методологии и основный проблем, связанных с выборкой и сбором информации, см. [Bilsborrow R., Groenewold G. Design of Samples for International Migration Surveys: Methodological Considerations and Lessons Learned from a Multi-Country Study in Africa and Europe. In International Migration in Europe: Current Trends and Issues, C. Bonifazi and M. Okolski, eds. Rome: Universite di Roma; Mazzucato V. Bridging boundaries with a transnational research approach: A simultaneous matched sample methodology In: Falzon M.A. (ed) Multi-sited ethnography. Pages 215-232, Farnham: Ashgate; Schoorl J., Heering L. et al. Push and pull factors of international migration: a comparative report. European communities, Luxemburg 2000].
[16] Нужно отметить, что, как правило, обследования и общей тематики, и специализированные дают представление о контингентах (численности) мигрантов, находящихся или отсутствующих в стране, однако если в анкете задан вопрос о годе (и месяце) переезда, то появляется возможность увидеть миграционные когорты и сопоставить их с потоками
[17] Farid S., Cantisani G. The Programme of Household International Migration Surveys in the Middle East and North Africa (MED-HIMS): Evolution, methodology and first regional project. Economic Commission for Europe Conference of European Statisticians, Group of Experts on Migration Statistics, Work Session on Migration Statistics. Geneva, 17-19 October 2012.
[18] http://econ.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTRESEARCH/EXTLSMS/0,
contentMDK:21610833~pagePK:64168427~piPK:64168435~theSitePK:3358997,00.html
[19] http://www.ilo.org/Search4/search.do?sitelang=en&locale=enEN&
consumercode=ILOHQSTELLENTPUBLIC &searchWhat=labour+migration+survey&searchLanguage=en
[20] Пресс-релиз по итогам обоих обследований опубликован на сайте МОТ [Moldova and Ukraine: Effective Governance of Lab our Migration and its Skill Dimensions. URL: http://www.ilo.org/budapest/what-we-do/publications/WCMS_247459/lang--en/ index.htm.].
[21] Bilsborrow R., Denisova I. and Davis J. International Migration from Tajikistan: Comparison of Results of Surveys in Tajikistan and Russia, 2014 . Brief Comparison of Methodology (and why the comparability is limited). Доклад на семинаре 16 июня 2015 г. в московском офисе Всемирного банка.
[22] Bilsborrow R., Groenewold G. Design of Samples for International Migration Surveys: Methodological Considerations and Lessons Learned from a Multi-Country Study in Africa and Europe. In International Migration in Europe: Current Trends and Issues, C. Bonifazi and M. Okolski, eds. Rome: Universit? di Roma.
[23] Report on Household Survey on Migration in Armenia. Yerevan 2014.
[24] Респондентам были заданы вопросы о месте их рождения, об отсутствующих членах домохозяйства, в том числе о периоде отсутствия и его причине. Для выделения когорт мигрантов был установлен временной критерий и учитывались факты миграции, имевшие место с января 2010 г. Также уточнялось, совершался ли переезд в пределах страны или за рубеж, когда было последнее возращение или приезд домой, причина переезда, работал ли по найму или был самозанятым, основной вид экономической деятельности и пр.
[25] Обследование 2008 г. проводилось Украинским центром социальных реформ совместно с Государственной службой статистики Украины. (см. [Ukrainian External labour Migration. Kyiv 2009]). Обследование 2013 г. проведено Государственной службой статистики Украины совместно с Институтом демографических и социальных исследований им. М.В. Птухи и при поддержке Международной организации труда (см. [Report on the Methodology, Organization and Results of a Modular Sample Survey on Labour Migration in Ukraine 2013 URL: http://ukrstat.org/en/druk/publicat/kat_e/publ7_e.htm]). Отчеты по обоим обследова­ниям на английском языке размещены на сайте Государственной службы статистики Украины, раздел "Публикации", подраздел "Рынок труда" URL: http://ukrstat.org/en/druk/publicat/kat_e/publ7_e.htm
[26] Согласно разъяснениям Росстата, в обследовании населения по проблемам занятости принимают участие следующие иностранные граждане: прибывшие в Россию на постоянное жительство или ищущие убежище, включая и тех из них, кто не успел оформить регистрационные документы; постоянно проживающие в Российской Федерации; прибывшие в Российскую Федерацию на учебу или работу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они пробыли в стране и сколько им осталось находиться в России).
[27] Без учета лиц, не указавших страну гражданства. Информация об обследовании размещена на сайте Росстата URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/imigr/index.html
[28]Многие страны мира обеспечивают пользователям доступ к микроданным обследований, существенно экономя на их разработке. Но в СНГ пока такая практика не нашла распространения. Хочется надеяться, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.