В День российской науки мы поговорили о ее советской
предыстории и сегодняшнем дне. Действительно ли отток ученых из
сферы науки в другие страны и сферы российской экономики остаются
такими значительными? Как изменились кадровая ситуация и система
аспирантуры в контексте трансформации советской науки в постсоветскую,
российскую? На STRF.ru опубликовано статистическое исследование
НИУ ВШЭ, где представлены индикаторы развития российской науки за
последние 15 лет. А сейчас - экспертное мнение руководителя Центра
истории организации науки и науковедения Института истории естествознания
и техники им. С.И. Вавилова (ИИЕТ) РАН Александра Аллахвердян.
О демографии науки заговорили сравнительно недавно. С чем это связано
и чем вообще занимается это направление науковедения?
- Среди ключевых проблем, которыми занимается демография науки в
постсоветский период стоит выделить, прежде всего, изучение "народонаселения"
научной сферы, ее возрастные и миграционные проблемы, включая межстрановую
и межотраслевую миграцию, анализ мотивов оттока научных работников
в российский бизнес, госаппарат.
Эти проблемы, хотя существовали и в Советском Союзе, тогда не были
выражены так сильно. А социальная острота этих демографических проблем
в постсоветский период обусловила актуальность их исследования,
причем как демографами, так и экономистами, социологами, психологами.
К примеру, свободной миграции ученых в другие страны тогда практически
не существовало, а поведение ученых - "невозвращенцев"
резко осуждалось в обществе и рассматривалось как предательство.
Даже научно-профессиональные поездки за рубеж были редкими и совершались
только с разрешения властей. Поэтому об "утечке умов"
в ее современном понимании тогда не могло быть и речи. Не такой
активной была и межотраслевая миграция внутри России: наука была
одной из социально престижных и материально обеспеченных областей
деятельности, особенно в "золотые" для науки 1950-1960-е
годы.
Сегодня, когда российская наука столкнулась с ситуацией, которой
наука советская не знала, возникла потребность в новых инструментах
ее изучения.
Давайте попробуем рассмотреть эту ситуацию внимательнее. Какие демографические
перемены произошли с российской наукой в постсоветский период?
- С первым серьезным феноменом, прежде для нее нехарактерным, наша
наука столкнулась еще во времена позднего СССР, в конце 1980-х,
когда у ученых впервые появилась реальная возможность поехать поработать
за рубежом. В тот период межстрановая миграция еще только начиналась,
совсем в небольших объемах, и процесс этот касался лишь крупных
ученых, имевших хорошие контакты на Западе, где их ждали и принимали.
Они ехали работать, и уж затем там могли остаться, но массовой эмиграцией
это, конечно, еще нельзя было назвать.
По-настоящему отток за границу стал заметен уже в России, с появлением
в 1993 году закона о порядке выезда из РФ, который, фактически,
сделал его свободным. Однако активный уход кадров из науки начался
еще раньше и был связан с другим законом. Начиная с 1987 года, когда
в СССР было принято постановление о создании кооперативов, стартовала
миграция ученых в бизнес. Вот этот отток сразу стал достаточно масштабным.
Надо сказать, что в советской науке всегда сохранялась определенная
часть специалистов, попавших сюда более или менее случайно, в силу
обстоятельств и престижности этой деятельности. Конечно, они никогда
не составляли большинство, но определенный "балласт" в
научных кадрах имелся. Кроме того, наукой в СССР приходилось заниматься
и многим людям с предприимчивым, инициативным умом, прекрасно приспособленным
для бизнеса. Долгое время применить эти способности было больше
некуда, но как только появилась такая возможность, они стали покидать
сферу науки ради бизнеса.
Подчеркну: все это разворачивалось еще до начала финансовых проблем
в науке в начале 1990-х. Существует миф, что массовый отток ученых
из науки начался с введением "шоковой терапии" в 1992
году и резким сокращением финансирования. Однако это далеко не так.
Достаточно сказать, что за два года до "терапии" (1990-1991
гг.) численность исследователей сократилась больше (на 241 тыс.),
чем за два года (1992-1993 гг.) после нее (на 229 тыс.). На этом
фоне отток научных кадров на постоянное жительство за рубеж был
сравнительно невелик.
Получается, что отъезд на постоянное место жительства в западные
страны вообще был не таким массовым явлением, как принято считать?
- Не стоит верить распространенным "газетным" штампам,
оценкам, которые нередко берутся с потолка. В середине 1990-х мне
доводилось встречать упоминание, будто ежегодно из России уезжает
70-90 тыс. ученых. Однако такой статистики попросту не существует,
эти цифры не основаны ни на чем, кроме личного впечатления автора.
В эти цифры включались, в частности, и данные о временной научной
миграции за рубеж.
На самом деле, по данным паспортно-визовой службы МВД, на постоянное
жительство из сферы "Наука и образование" за период с
1992 по 2001 гг. уехало из России около 45 тыс. человек. По расчетам,
которые я сделал еще в начале 2000-х, на одного уехавшего навсегда
приходилось 15 человек, отправившихся на временную работу.
Вообще, если взять официальную статистику по сокращению научных
кадров между 1989 и 2010 гг., то в этом процессе можно выделить
несколько довольно неравномерных этапов. Из всего количества покинувших
науку за этот период 79% приходится на первую пятилетку (1989-1994
гг.), это был кадровый обвал. Следующий трехлетний этап (1995-1998
гг.) был уже намного более умеренным, а с 1999 г. численность научных
работников кратковременно стабилизировалась и к 2000 г. даже прибавилась
на 1%. Это было связано с финансовым дефолтом 1998 г., после которого
бизнес уже не мог массово принимать новые и новые кадры. Дальнейший
период между 2001 и 2010 гг. ознаменовался новым, постепенным и
плавным, оттоком работников из науки. Наконец, в последние годы
можно наблюдать стабилизацию и даже небольшой рост числа исследователей.
За счет чего происходит этот рост?
- Прежде всего, за счет того, что государство стало уделять больше
и внимания, и средств высшей школе. Нельзя недооценивать и усилия
по пропаганде, популяризации науки. При этом из эмигрировавших ученых,
конечно, возвращаются лишь единицы, так что пополнение идет за счет
"научной молодежи".
Выпускники ВУЗов стали чаще идти в аспирантуру: если сравнивать
цифры за 1990 и 2010 гг., то общая численность аспирантов возросла
более чем в 2,5 раза - с 63-х до 157 тыс. Однако это демографических
проблем российской науки не решало.
Плохо было то, что эти молодые кадры в таких впечатляющих же масштабах
до последнего времени не "перетекали" в средний возраст,
самый плодотворный для науки. Они приходили, работали некоторое
время - иногда защищали диссертации, иногда нет - но, увидев, что
многие их ожидания, в том числе и финансовые, не оправдываются,
уходили.
В нормальной ситуации превалирующим в научных кадрах должен быть
именно средний возраст, от 30 до 50 лет. Так было в Советском Союзе,
когда таких научных работников было в 5,4 раза (1987 г.), чем молодежи
возрастом до 30 лет. Лишь в последние годы, согласно статистике,
наметилась тенденция к "норме", но до нее пока далеко.
С чем можно связать активный приток молодых кадров в аспирантуру?
- Этот вопрос изучался науковедами. По данным Ирины Дежиной, в аспирантуру
нередко стали поступать для того, чтобы избежать службы в армии,
чтобы получить дополнительное время и окончательно определиться
со своей будущей профессией. Наконец, многие стремятся получить
ученую степень, дающую больше возможностей для успешной работы в
бизнесе и госаппарате, а иногда и начать карьеру за рубежом. Все
эти факторы привели к тому, что я называю "аспирантским пузырем":
некоторое время назад в российской науке образовалось большое количество
аспирантов, из которых львиная доля впоследствии никак не связывала
себя с наукой, либо с Россией.
Получается, что за эти 20 лет численность научных кадров в России
упала втрое, а количество аспирантов при этом увеличилось даже в
сравнении с Советским Союзом. Так, во всем СССР в самом "урожайном"
на аспирантуру в 1970 году их было всего 99 тыс., а в одной только
постсоветской России 2010 года - 157 тыс.
Правда, в последние 5 лет численность аспирантов стала постепенно
сокращаться.
Получается, что сегодня ключевыми задачами является более строгий
отбор и поддержка аспирантских кадров, а после - их удержание?
- На мой взгляд, сегодня экспертам важно вновь обсудить целесообразность
перенятия, хотя бы частично, советской практики распределения выпускников
вузов бюджетной сферы. Ведь это позволяло человеку сориентироваться,
осмыслить свои склонности и реальные способности на практике. Сегодня
в аспирантуру можно идти сразу после выпуска - прежде это было доступно
лишь наиболее одаренным и способным к науке студентам. Конечно,
необходимо и резко усилить требования к приему в аспирантуру, чтобы
коммерческая выгода не слишком снижала планку приема.
Кроме того, требуются серьезные меры по поддержке аспирантов-очников
бюджетной сферы. Стипендии аспирантов не дают им практической возможности
полностью сосредоточиться на диссертационной работе. Лишь небольшая
часть, имея финансирование через гранты, может позволить себе не
работать где-то на стороне.
На мой взгляд, аспирантура должна стать не очередным этапом обучения
, как это происходит сейчас, а важнейшей первичной ступенью научной
работы, как это было в советской науке. Для этого важно порвать
с традицией последних лет, когда индексация зарплат бюджетных научных
работников не сопровождалась пропорциональным увеличением аспирантских
стипендий. Возможно, стоит привязать стипендию к уровню, скажем,
80% от оклада младшего научного работника.
С чем можно связать надежды на такие изменения?
- С тем, что на систему аспирантуры, как важнейшую организационную
структуру по подготовке научных и научно-педагогических кадров,
обратят внимание
Тема отношения власти к системе подготовки научных кадров не нова,
она не раз возникала на разных этапах развития отечественной истории.
Еще в 1955 г. академик П.Л. Капица писал главному ученому секретарю
Президиума АН СССР А.В. Топчиеву: "Вопрос подготовки кадров
- это самый важный вопрос в организации научной работы, так как
только при его успешном решении мы можем поддержать высокий уровень
нашей науки. Над этим вопросом следует непрерывно работать и, по
мере роста материальной обеспеченности и масштабов наших научных
организаций, следует развивать и совершенствовать организацию подготовки
научных кадров".
Интересно, что сегодня в этом смысле ситуация складывается достаточно
подходящая. Прежде, при огромных ценах на нефть, все, что нужно,
даже самые современные и сложные технологии и технику мы могли купить
на Западе, и Запад эту возможность давал. На специальную подготовку
кадров высокой квалификации можно было государству особо не затрачиваться.
Однако при текущем положении дел становится ясно, что если нам и
будут что-то продавать, даже если у нас найдутся на это средства
- а ведь покупать готовое дороже, чем производить самому - то нам
предложат, в лучшем случае, технологии "второго эшелона".
Если мы хотим получить что-то высокотехнологичное, нужно и готовить
высококвалифицированные кадры. По-моему, такое понимание сегодня
пришло уже ко всем заинтересованным сторонам, а не только к самим
научным работникам. Будем надеяться, что и средства для этого найдутся.
Роман ФИШМАН. "Наука и технологии России",
8 февраля 2016 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)