ГИБДД отчиталась о серьезном снижении аварийности по
итогам 2015 года - в частности, на дорогах России погибло на 14,7%
граждан меньше, чем годом ранее. Эксперты считают, что сработал
комплекс мер по укреплению безопасности движения, включая ужесточение
наказания за пьяную езду. Кроме того, из-за экономического кризиса
люди стали меньше пользоваться машинами и реже попадать в аварии.
Дальнейшие меры по борьбе с аварийностью через месяц будет обсуждаться
на Госсовете с участием президента.
Согласно отчету ГИБДД, в 2015 году на российских дорогах произошло
184 тыс. аварии - это на 8,2% меньше, чем годом ранее. Всего в ДТП
погибли 23,1 тыс. человек (-14,7%) и ранены 231 тыс. человек (-8,6%).
Чуть медленнее снижается число аварий, происшедших по вине пьяных
водителей,- 16 тыс. (-1,9%). Напомним, в отчет ГИБДД попадают только
ДТП с пострадавшими или погибшими. Всего количество ДТП исчисляется
миллионами.
Самым аварийным регионом стала Москва, здесь за год произошло более
10 тыс. аварий. Следом идут Московская область (7,8 тыс. ДТП), Санкт-Петербург
(7,2 тыс.), Краснодарский край (6,2 тыс.) и Нижегородская область
(5,3 тыс.). Больше всего в авариях людей погибло в Московской области
(1,3 тыс. погибших), Краснодарском крае (1,1 тыс. погибших), Ростовской
области (676), Москве (673), Ленинградской области (611).
Тренд по снижению аварийности наблюдается последние два года: в
2013 году было зафиксировано 204 тыс. ДТП, в 2014-м - 199,7. Снижение
аварийности является целью федеральной целевой программы по повышению
безопасности дорожного движения в 2012-2020 годах с общим финансированием
в размере 33 млрд руб. (закупка камер, устройство разделительных
барьеров, пешеходных переходов и других инженерных сооружений).
Согласно программе, число жертв ДТП должно не превышать 19,9 тыс.
в 2020 году.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков
считает, что на снижение аварийности повлияло и новое законодательство,
изменившее поведение водителей. Так, введенный в 2013 году штраф
30 тыс. руб. за пьяное вождение дает эффект до сих пор, а летом
2015 год было введено уголовное наказание за повторную пьяную езду.
"Нельзя не учитывать и экономическую составляющую,- говорит
депутат.- Ведь в условиях подорожания топлива средние пробеги автовладельцев
сократились. В результате возникает меньше рисков попасть в аварию".
Отметим, что отчет об успехах ГИБДД выпущен в ходе подготовки к
заседанию Госсовета по безопасности дорожного движения в марте.
Последний раз на уровне президента РФ эта тема обсуждалась десять
лет назад. По данным "Ъ", на этот раз к обсуждению могут
быть предложены такие темы, как подготовка водителей, безопасность
пешеходов, автобусные перевозки. Вячеслав Лысаков (входит в рабочую
группу по подготовке заседания) опасается, что в проекте доклада
президенту будут использованы "неактуальные" данные о
ДТП с пьяными водителями за 2014 год. "Тогда ГИБДД стала больше
выявлять нарушителей благодаря усиленным проверкам, в результате
наблюдался прирост числа пьяных за рулем, - пояснил он.- Но пить
на самом деле больше не стали, хотя иногда эти данные преподносят
именно так. Президента могут ввести в заблуждение, необходимо использовать
более свежие цифры 2015 года".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)