Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Полит.ру» о демографических итогах 1990-х годов
«Lenta.ru» и «Независимая газета» о демографии, терроризме и войнах
«Русская служба «Жэньминь жибао»» о китайской эпохе «двух детей»
«Независимая газета» о повышении пенсионного возраста
«Новости Беларуси» об экономии на повышении пенсионного возраста в Белоруссии
«Коммерсантъ» о старении населения и экономическом росте
«OPEC.ru» о факторах долгодетия
«The New Yorker» о достижениях в сфере медицины в 2015 году
«Медицинская газета» об экономии на медицине
«OPEC.ru» о ДТП и коррупции
«Московский Комсомолец» о домашнем насилии в России
«Зеркало недели» о населении ДНР
«Вечерний Бишкек» о предложении запретить церковные браки до регистрации в ЗАГСе в Киргизии
«Project Syndicate» и «Atlantico» о миграционном кризисе в Европе
«FranceTVinfo» и «Российская газета» о воспитании мигрантов в Европе

«Русская служба BBC» о сегрегации в США
«Коммерсантъ» об эмиграции из России
«Tageszeitung» о трудовой миграции из Армении в Россию
«Независимая газета» об обучении мигрантов и их детей в Москве
«Ведомости» о пространственной мобильности в кризис
«Ведомости» об условиях циркулярной миграции
«Ведомости» о конкуренции вузов на глобальном рынке
«Коммерсантъ» об объединении региональных вузов
«Полит.ру» о проблемах российского рынка труда в 2015 и ожиданиях в 2016 году
«Slon.ru» об интернет-услугах как средстве от кризиса на рынке труда
«Новая газета» о наркоистериках
«Свободная пресса» о креативных решениях по поощрению рождаемости
«Русская Служба Новостей» о России на миллиард
«Коммерсантъ» об успехах отдельных демографов
«Коммерсантъ» о предложении налоговых послаблений для молодых семей
«BBC» о грязном воздухе и ожирении
«Газета.Ру» о «вымирании» мужчин
«Коммерсантъ» о нераскрытии закрытых городов

об интернет-услугах как средстве от кризиса на рынке труда

Окажи услугу

Как рынок труда справляется с кризисом

Еще несколько лет назад для заказа такси нам требовалось заранее звонить в диспетчерскую и куда проще было поймать машину «с руки» – сегодня уже множество мобильных сервисов позволяют нам заказать автомобиль за пару минут, а стоимость поездки по центру города соразмерна цене за чашку кофе. Подобным образом реализуется проникновение и других офлайн-услуг в интернет-среду. Электронная коммерция, недвижимость, авто и даже образование уже давно представлены в интернете огромным количеством проектов. И только бытовые услуги – один из последних рыночных сегментов с объемами в сотни миллиардов долларов, в котором большинство коммуникаций и процессов пока осуществляются вне сети.

Экономика по требованию
Именно поэтому в последние годы на интернет-рынке услуг развернулась активная борьба, в которую вступили как гиганты индустрии вроде Google и Amazon, так и огромное количество стартапов, которые привлекают сотни миллионов долларов в надежде стать новым Uber в одной из многочисленных вертикалей клиентских сервисов. Новая модель потребления услуг получила название on-demand economy  экономика по запросу. Ключевую роль в ней играют самозанятые граждане, предоставляющие услуги через сервисы-агрегаторы, что позволяет заказчикам получать услуги быстрее и дешевле.
По оценкам исследования «The 1099 Economy Workforce Report», в США более 34% работоспособных американцев уже сегодня подрабатывают на фрилансе, а в ближайшие пять лет их количество должно увеличиться еще на треть. Активный рост интереса к свободной работе связан с множеством факторов. Среди них и кризисные явления в мировой экономике, повлекшие за собой волну сокращений, вынуждающих часть трудоспособного населения искать площадки для заработка, и уникальность молодого поколения работников (18–25 лет). Согласно статистике, при выборе работы они обращают внимание не столько на размер заработной платы, сколько на гибкость графика. 87,9% из этой возрастной категории привыкли работать менее 25 часов в неделю.
По оценке сервиса Angie’s List, объем рынка бытовых услуг только в США оценивается от $400 до $800 млрд, что составляет порядка 10% от общемирового рынка услуг.

Исполнители решают всё
Основные причины, по которым агрегаторы бытовых услуг выигрывают у компаний и агентств в борьбе за клиента, – это более выгодная стоимость и высокая скорость выполнения заказа. В российских реалиях многие заказчики принципиально хотят сотрудничать только с частниками, так как не доверяют юридическим лицам, считая, что с частником будет проще и быстрее договориться. По данным YouDo.com, на сервисе активнее всего развиваются курьерские услуги – 40% заданий, бытовой ремонт – 25% и грузоперевозки – 15%.
Перед запуском YouDo.com в начале 2012 года мы активно изучали российский и западный рынок. В Рунете искать частных исполнителей можно было в неудобных каталогах и на досках объявлений, где исполнители не проходили проверку, не было системы отзывов, нормальных профилей с примерами работ и так далее. Существовало несколько онлайн-агрегаторов, но они работали в отдельных категориях услуг. Агрегатора, который позволял бы заказчику находить «в одном окне» исполнителей для любых типов бытовых задач, мы не нашли.
На Западе уже существовали подобные сервисы, которые были заметны на рынке, например Thumbtack.com, TaskRabbit.com. Мы считали, что эта тенденция обязательно придет и сюда. Хотя на первых встречах с инвесторами нам практически всегда задавали вопрос: «Если этот рынок действительно такой перспективный, почему в России до сих пор никто из крупных игроков не прощупал его?»
Прогнозы оправдались: спустя год начали запускаться новые конкуренты. Позже обратили внимание на рынок и крупные компании. Так, Avito после ребрендинга вынесла раздел «Услуги» в отдельную вертикаль, которая сегодня в общей выручке сервиса уступает только «Недвижимости» и «Авто», а с ноября 2015 года сервис запустил обширную телевизионную рекламную кампанию в поддержку бытовых услуг. «Яндекс» в прошлом году запустил сервис бытовых услуг «Яндекс.Мастер». Правда, в ноябре этого года он был закрыт, как и многие другие конкуренты, которые не смогли быстро решить главную проблему – наладить привлечение и удержание заказчиков. Бизнес-модель большинства агрегаторов очень низкомаржинальна и может показывать успешные результаты только на больших объемах ежедневных заказов. Поэтому быстрый рост как заказчиков, так и исполнителей очень важен.
В США лидер рынка до сих пор не определился. Практически никто из существующих компаний не разглашает свои показатели. Поэтому их можно сравнивать лишь по количеству привлеченных инвестиций. Сервис по заказу бытовых услуг Thumbtack, оценка которого на последнем раунде составила $1,2 млрд, привлек уже более $270 млн, в том числе и от Google.
Примерно столько же привлек сервис Instacart, который позволяет заказывать продукты из торговых сетей. Курьерский сервис Postmates, который недавно отказался от продажи Amazon, суммарно привлек $138 млн с оценкой последнего раунда более полумиллиарда долларов. Сервис по уборке квартир Handy – $110 млн, Taskrabbit – $37 млн и так далее.
Из крупных корпораций стоит обратить внимание на Amazon, запустившую в этом году Amazon Home Services, позволяющий заказчикам вызвать сантехника, электрика, компьютерного мастера, садовника, тренера по йоге и получить еще более пятисот типов различных услуг. В этом же году другой интернет-гигант, Google, начал тестировать в Калифорнии Home Service Ads, который позволит заказчикам прямо в поисковой форме Google размещать заявку на услугу и тут же выбирать подходящего исполнителя.
Громких провалов на Западе тоже достаточно. Например, недавно рынок взбудоражила новость о том, что закрылся HomeJoy. Сервис, который успел привлечь более $40 млн, запустился в нескольких странах, но так и не смог сделать работу бизнес-модели эффективной.

Мастера в свободное от работы время
Ежегодно мы проводим исследования пользователей YouDo.com. Средний возраст исполнителя в 2013 году был 18–25 лет (45,5%), однако к 2015 году 45,3% исполнителей оказались в возрасте от 25 до 34 лет. Рынок бытового фриланса взрослеет и отходит от стереотипа чисто студенческой подработки.
Тенденцию к взрослению исполнителей можно проследить и в уровне их образования: если в 2013 году людей с высшим образованием было зарегистрировано на сервисе всего 24%, то в 2015-м этот показатель увеличился больше чем в два раза – 50,1%. Количество исполнителей-мужчин также увеличилось с 68,5% до 79,9%. Средний чек услуги увеличился с 1500 рублей (2013 год) до 2500 в 2015 году.
Сегодня исполнитель YouDo.com тратит на удаленную работу в среднем 25 часов (по данным, основанным на 33,3%, кто работает менее 25 часов, и 31,3% – от 25 до 40 часов), хотя два года назад среднее время, выделенное на самозанятость, составляло 28 часов. Однако этот интересный факт говорит о том, что на сегодняшний день большинство исполнителей уже не имеют постоянного места работы, что и объясняет показатели (44,1% фрилансеров на YouDo.com имеют одно место работы или несколько, а более половины всех респондентов, 52,7%, относят себя к трудоустроенным специалистам или владельцам бизнеса).

Всё более самозанятые
Нестабильность экономики в последний год сильно отразилась на росте пользователей, которые решили попробовать себя в бытовом фрилансе – на сервисе YouDo.com их стало в три раза больше. Количество исполнителей в отдельных категориях нам даже пришлось искусственно ограничивать из-за слишком большого роста желающих выполнять заказы. Реальные доходы населения снижаются – и люди стремятся дополнительно монетизировать свое свободное время.
Как ни странно, кризис хорошо повлиял и на увеличение заказов. За 2015 год мы выросли в 3,5 раза по количеству заданий. Заказчики не готовы отказываться от услуг и своих привычек, но они стали более экономны и избирательны. Агрегаторы помогают им находить более выгодные предложения.
Кризис способствует росту самозанятости населения. По нашим прогнозам, в ближайшие годы количество предложений на рынке будет значительно превышать спрос. С одной стороны, это сдержит рост стоимости услуг, с другой – повысит их качество, так как конкуренция и борьба за клиента среди исполнителей усилится.

Денис КУТЕРГИН. «Slon.ru», 18 декабря 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.