Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Полит.ру» о демографических итогах 1990-х годов
«Lenta.ru» и «Независимая газета» о демографии, терроризме и войнах
«Русская служба «Жэньминь жибао»» о китайской эпохе «двух детей»
«Независимая газета» о повышении пенсионного возраста
«Новости Беларуси» об экономии на повышении пенсионного возраста в Белоруссии
«Коммерсантъ» о старении населения и экономическом росте
«OPEC.ru» о факторах долгодетия
«The New Yorker» о достижениях в сфере медицины в 2015 году
«Медицинская газета» об экономии на медицине
«OPEC.ru» о ДТП и коррупции
«Московский Комсомолец» о домашнем насилии в России
«Зеркало недели» о населении ДНР
«Вечерний Бишкек» о предложении запретить церковные браки до регистрации в ЗАГСе в Киргизии
«Project Syndicate» и «Atlantico» о миграционном кризисе в Европе
«FranceTVinfo» и «Российская газета» о воспитании мигрантов в Европе

«Русская служба BBC» о сегрегации в США
«Коммерсантъ» об эмиграции из России
«Tageszeitung» о трудовой миграции из Армении в Россию
«Независимая газета» об обучении мигрантов и их детей в Москве
«Ведомости» о пространственной мобильности в кризис
«Ведомости» об условиях циркулярной миграции
«Ведомости» о конкуренции вузов на глобальном рынке
«Коммерсантъ» об объединении региональных вузов
«Полит.ру» о проблемах российского рынка труда в 2015 и ожиданиях в 2016 году
«Slon.ru» об интернет-услугах как средстве от кризиса на рынке труда
«Новая газета» о наркоистериках
«Свободная пресса» о креативных решениях по поощрению рождаемости
«Русская Служба Новостей» о России на миллиард
«Коммерсантъ» об успехах отдельных демографов
«Коммерсантъ» о предложении налоговых послаблений для молодых семей
«BBC» о грязном воздухе и ожирении
«Газета.Ру» о «вымирании» мужчин
«Коммерсантъ» о нераскрытии закрытых городов

о ДТП и коррупции

Коррупция способствует росту автоаварий

Коррупция мешает снижению числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России. Ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения, в том числе огромные штрафы за езду в нетрезвом состоянии, не улучшают ситуацию со смертностью на дорогах. Число пострадавших в авариях растет, а виновных – уменьшается.
Уже более десяти лет Россия удерживает первое место среди стран ОЭСР по количеству погибших в результате ДТП в расчете на 1000 жителей. Из-за дорожных аварий смертность в РФ в 5?6 раз выше, чем в большинстве развитых стран (и это при учете того, что число автомобилей на 1000 жителей у нас значительно ниже).
Несмотря на повышенное внимание и финансирование, проблема дорожно-транспортного травматизма долгие годы остается нерешенной. Реализация федеральной целевой программы в сфере безопасности дорожного движения (БДД) 2006?2012 годов ситуацию не улучшила. На фоне ужесточения уголовного и административного законодательства в области безопасности дорожного движения, смертность на дорогах не уменьшилась. Основная причина кроется в высокой коррупции, выяснил в ходе исследования «Коррупция как фактор высокой смертности от ДТП в России» стажер-исследователь Института демографии НИУ ВШЭ Тимур Фаттахов.
На основе данных ГИБДД, Росстата, Центра гуманитарных технологий и развития человека, а также OECD Statistics, WHO Mortality Database, European Road Safety Observatory, IRTAD и Transparency International он оценил влияние коррупции и госуправления на дорожно-транспортный травматизм. В качестве показателя, характеризующего и оценивающего уровень дорожно-транспортного травматизма, был взят общий коэффициент смертности от ДТП. Показателем, характеризующим уровень коррупции, – индекс восприятия коррупции, ежегодно рассчитываемый и публикуемый Transparency International.
Существует достаточно устойчивая статистическая зависимость между уровнем коррупции (по данным Transparency International) и числом погибших в ДТП, выяснил Фаттахов в ходе анализа опыта развитых стран в сфере регулирования безопасности дорожного движения.
 Коррупция влияет на эффективность государственного управления и сводит на нет эффект от всех инициатив регулирующих органов. Когда существует возможность «договориться» с сотрудником полиции, никакие системы контроля в области безопасности дорожного движения эффективно работать не будут.

Слишком много полицейских
По данным Transparency International, в последние годы Россия, наряду с некоторыми государствами бывшего СССР, прочно входит в число наиболее коррумпированных стран мира. Так, в 2013 году Россия занимала 127 место из 175 стран. Результаты исследований этой организации показали, что наиболее коррумпированной структурой в РФ, с точки зрения граждан, является ГИБДД. Это подтверждают и результаты опросов Фонда «Общественное мнение» и Центра Юрия Левады. Чаще всего сотрудники ГИБДД превышают должностные полномочия, злоупотребляют ими, совершают должностной подлог и берут взятки.
«Высокий уровень коррумпированности и всеобщее недоверие к ГИБДД можно назвать ключевыми факторами малой эффективности проводимых мероприятий в области безопасности дорожного движения в России», – подчеркнул Фаттахов.
По мнению автора исследования, одна из главных причин высокого уровня коррупции среди сотрудников ГИБДД – большой численный состав этой структуры. «Мнение о том, что чем больше сотрудников ГИББД на дорогах, тем выше уровень безопасности, ошибочно. Данные по европейским странам говорят об обратной зависимости», – отметил он. В России число полицейских на 100 тысяч населения самое высокое в Европе – 769 человек. Для сравнения, в Финляндии – 149, в Дании – 193, в Японии – 198, в Швеции – 210, в Швейцарии – 222.
При этом в Швеции на одного сотрудника полиции регистрируется в среднем около 70 преступлений в год, в Финляндии – 53, в Новой Зеландии – 52, в Швейцарии – 42, в России – всего 2.

Пострадавших больше, виновных меньше
Все большему количеству нарушителей удается избежать уголовной ответственности, свидетельствует статистика. Число пострадавших в ДТП растет, а осужденных за преступления на дорогах – падает.
С 1980 по 1992 годы в России 40% ДТП с пострадавшими проходило по ст. 264 Уголовного кодекса «Нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств». С 1994 по 2003 год эта статья применялась лишь к 25% ДТП, в которых были пострадавшие. С 2004 года доля аварий, к которым применялась эта статья, не превышала 10% от общего количества ДТП с пострадавшими.
Число осужденных за нарушения правил БДД и эксплуатации транспорта, повлекшие смерть потерпевших, в 1990 году составляло 14 тысяч человек. В девяностые годы их количество уменьшалось и к 1998 году стабилизировалось на уровне 6 тысяч человек. С тех пор оно не растет. При этом количество ДТП с пострадавшими за это время выросло почти в два раза.
Отсутствие статистической реакции на ужесточение законодательства в области БДД может говорить лишь о малой эффективности существующей системы контроля (в том числе, ужесточения антиалкогольного законодательства в отношении водителей в 2008 и 2010 годах), делает вывод Фаттахов.

Сила статистики
Данные правовой статистики в сфере БДД говорят о том, что все большему количеству нарушителей удается избегать уголовной ответственности, отметил Фаттахов. Так, не по всем заявлениям граждан предпринимаются необходимые следственные действия и выносятся судебные решения. Постепенно уменьшается доля заявлений, по которым возбуждаются уголовные дела. Часть заявлений граждане забирают из полиции.
Нежелание сотрудников ГИБДД регистрировать сложно раскрываемые случаи отбивает желание обращаться в полицию, так как подрывает веру в справедливость и силу закона, в неотвратимость наказания для преступников, сказал автор исследования. Низкое доверие граждан к полиции, в свою очередь, снижает готовность заявлять о преступлениях и развивает альтернативные способы решения проблем. Две трети потерпевших не обращаются в полицию официально. Это приводит к значительному недоучету количества аварий.
Для проведения эффективной политики в сфере БДД необходимы надежные статистические данные и хорошее знание реальной ситуации. Пока этого нет, коррупция будет процветать, резюмирует эксперт. Недоучет данных не позволяет фиксировать бездействие полицейских, отозванные заявления граждан, разницу между количеством пострадавших в ДТП и виновных.

Екатерина ШОХИНА. «OPEC.ru», 18 декабря 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.