Rambler's Top100

№ 663 - 664
16 - 29 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России

Безработица в странах ОЭСР - эволюция взглядов и политики

Жить "в тени" или умереть "на свету": неформальность на российском рынке труда

Социальный капитал и социальная мобильность в Махачкале, или Что делать, если у тебя нет влиятельных родственников?

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России

Е.Я. Варшавская[1]
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2015, №4, с. 40-47)

Традиционно для характеристики участия населения в рабочей силе и положения на рынке труда используются показатели уровней занятости, безработицы и экономической активности/экономической неактивности, измеряемые по методологии МОТ. Однако с начала 1990-х годов исследователи все чаще стали обращать внимание на их неполноту и недостаточную адекватность для оценки и анализа положения молодежи. Во-первых, уровень безработицы, рассчитываемый как доля безработных в численности экономически активного населения, не учитывает значительной вариативности показателя экономической активности молодежи, связанной с частыми переходами молодых людей из состояния экономической активности в неактивность и обратно, особенно в условиях усилившейся экономической нестабильности[2]. Во-вторых, при расчетах уровня экономической неактивности учитывается вся молодежь, не участвующая в рабочей силе, то есть как те, кто охвачен какими-либо формами обучения, так и те, кто не учится. При этом нивелируются существенные различия между молодыми людьми, получающими образование, и их необучающимися сверстниками, прежде всего с точки зрения шансов на трудоустройство и риска попасть в число безработных[3]. В-третьих, традиционные подходы и основанные на них показатели не учитывают усиливающиеся индивидуализацию и разнообразие жизненных траекторий молодежи при переходе «школа - вуз/другое учебное заведение», «учеба - работа»[4]. В определенной мере эти проблемы снимаются использованием альтернативного подхода, основанного на концепции социальной эксклюзии. В рамках этого подхода основное внимание уделяется молодым людям, которые не учатся и не работают, в результате чего существенно повышаются риски маргинализации, бедности и социальной эксклюзии.

Впервые на молодежь, которая не включена ни в сферу занятости, ни в образование, обратили внимание английские исследователи в конце 1980-х годов. Первоначально для ее обозначения использовался термин «группа Zer0». Спустя несколько лет он был заменен на NEET (аббревиатура от английского выражения «Not in Employment, Education or Training»). В 1999 г. термин NEET был впервые использован в официальных документах - в Докладе Правительства Великобритании, посвященном проблемам молодых людей в возрасте 16-18 лет[5]. Достаточно быстро он стал применяться исследователями и политиками других стран. С конца 2000-х годов понятие NEET широко используется в аналитических и программных документах различных международных организаций (ЕС, ОЭСР, МОТ) для анализа и характеристики социально-экономического положения молодежи. Так, в Европейской стратегии 2020 и разработанной на ее основе программе «Молодежь в движении» особое внимание обращается на необходимость решения проблем занятости и образования молодых людей, а уровень NEET, наряду с уровнем безработицы, признается одним из двух ключевых показателей, характеризующих положение молодежи[6].

В 2010 г. Евростатом было принято стандартизированное определение NEET и разработана методология статистического расчета уровня NEET. К группе NEET относятся молодые люди в возрасте 15-24 лет, которые являются безработными или экономически неактивными и при этом не учатся и не охвачены профессиональной подготовкой/переподготовкой. Уровень NEET рассчитывается как доля названной выше группы в общей численности молодежи в возрасте 1524 лет[7]. Для более детального анализа Евростат рекомендует странам ЕС рассчитывать этот показатель по половым, возрастным (15-19 лет, 20-24 года, 18-24 года, а также 25-29 лет и 15-29 лет[8]) и образовательным группам, а также по группам по статусу на рынке труда [так называемые показатели NEET-безработицы и NEET- экономической неактивности (ЭН)][9]. Необходимо подчеркнуть, что показатели NEET-безработицы и NEET-экономической неактивности отличаются от показателей, используемых для измерения уровней безработицы и экономической неактивности по методологии МОТ. Уровень NEET-безработицы - это отношение численности безработных в возрасте 15-24 лет к численности всего населения данного возраста, а не к числу экономического активного населения (как в случае с уровнем безработицы по методологии МОТ). При расчетах уровня NEET-экономической неактивности учитывается не все экономически неактивное население (как при определении традиционного показателя), а только те, кто не участвует в обучении и переподготовке.

Цель работы - проанализировать динамику уровня NEET в странах ЕС в 2000-2013 гг., основные социально-демографические характеристики европейской NEET-молодежи и ее структуру. Кроме того, в статье впервые представлены показатели NEET, рассчитанные для РФ. Эмпирической основой анализа являются данные Евростата. Расчет показателей для Рoccии выполнен по данным Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ).

Уровень и динамика NEET

В 2013 г. 13% молодых людей в возрасте 15-24 лет, проживающих в странах ЕС, не были включены в сферу занятости и образования, то есть относились к группе NEET. Этот показатель существенно дифференцирован по странам. В Люксембурге, Дании, Нидерландах, Германии и Австрии он не превышал 5-7%, в то время как в ряде стран Южной Европы (Греции, Испании, Италии, Хорватии), а также в Болгарии находился в пределах 19-22%. По данным ОНПЗ, в 2013 г. уровень NEET в России был близок к среднеевропейскому показателю и составлял 12,7%, то есть каждый восьмой молодой человек в возрасте 15-24 лет не работал и не учился.

База данных Евростата позволяет оценить динамику уровня NEET в странах ЕС в 2000-х годах. В течение 2000-2008 гг. уровень NEET в ЕС плавно снижался - с 13,2 до 10,9% (см. рис. 1). Снижение этого показателя происходило как среди юношей, так и среди девушек [на 1,8 и 2,9 процентного пункта (п.п.) соответственно], а также в обеих возрастных группах (на 1,3 и 3,4 п.п.). В 2009 г. понижательная динамика уровня NEET была прервана экономическим кризисом и начался рост этого показателя. В течение 2009 г. он увеличился на 1,5 п.п. Его pост происходил во всех странах ЕС. Причем в пяти государствах (Эстонии, Латвии, Испании, Ирландии, Литве) уровень NEET увеличился более чем на 3 п.п. В наибольшей мере этот показатель вырос среди молодых мужчин (на 2,3 п.п.) и в группе 20-24-летней молодежи (на 2,5 п.п.). В последующий период (до 2012 г.) рост уровня NEET продолжился, хотя значительно меньшими темпами. Только в 2013 г. впервые после начала кризиса 2008 г. было зафиксировано его несущественное снижение (на 0,2 п. п.).

Рисунок 1. Динамика уровня NEET в странах ЕС в 2000-2013 гг. по возрасту и полу (в процентах)

Изменение уровня NEET определяется главным образом динамикой NEET-безработицы, уровень которой весьма чувствителен к экономическому циклу (см. рис. 2). В 2004-2008 гг. этот показатель снизился на 1,5 п.п. (с 6,4 до 4,9%), а затем в течение всего лишь одного кризисного 2009 года драматически вырос на ту же величину. Наибольшая вариативность NEET-безработицы отмечается в группе 20-24-летних мужчин, в которой она сократилась на 2,8 п. п. за 2004-2008 гг. (с 10,6 до 7,8%), а затем увеличилась на 3,7 п.п. за последующие пять лет (до 11,5%), в том числе на 3,1 п.п. за 2009 г.

Рисунок 2. Динамика уровня NEET в странах ЕС в 2004-2013 гг. по возрастным группам и группам по статусу на рынке труда (в процентах)

Показатель NEET-экономической неактивности оставался на протяжении всего анализируемого периода стабильным (в пределах 6,0-6,5%), демонстрируя устойчивость и независимость от фазы экономического цикла. Так, за 2004-2008 гг. он уменьшился на 0,5 п.п., затем в течение 2009-2013 гг. вырос всего лишь на 0,2 п.п. Динамика экономической неактивности в младшей и старшей возрастных группах была сходной - незначительное снижение в период экономического роста (на 0,5-0,6 п.п.) и стабилизация в последующие годы. Юноши и девушки также вначале демонстрировали снижение показателя NEET-экономической неактивности (на те же 0,5-0,6 п.п.), однако в условиях экономической рецессии изменения этого показателя приобрели разнонаправленный характер. В течение 2009-2013 гг. экономическая неактивность девушек продолжала снижаться (на 0,3 п.п.), возможно за счет еще большего вовлечения в сферу образования. У юношей же она выросла на 0,8 п.п. Можно предположить, что молодые мужчины, не имея возможности найти работу и/или низко оценивая шансы ее получения, перешли в состав экономически неактивного населения.

Социально-демографические характеристики NEET-молодежи

Возраст и пол. Статус NEET в первую очередь характерен для юношей и девушек старше 20 лет. Показатель NEET, рассчитанный для 15-19-летней молодежи, почти втрое меньше аналогичного показателя для молодежи 20-24 лет (6,7 и 18,6% соответственно). В ряде стран, прежде всего южноевропейских (Испании, Греции, Италии, Хорватии, Болгарии), более четверти молодых людей в возрасте 20-24 лет не имеют работы и не учатся (см. рис. 3). Связь между уровнями NEET, рассчитанными для двух возрастных групп, сильная (г = 0,84, р < 0,01). Иначе говоря, высокая включенность молодежи в занятость и образование является одновременно характеристикой обеих анализируемых возрастных групп, и наоборот, низкие показатели участия в рабочей силе и образовании чаще всего также отмечаются в обоих возрастах.

Рисунок 3. Уровень NEET в странах ЕС и России в 2013 г. в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 года (в процентах) (страны расположены по возрастанию общего уровня NEET)

Уровень NEET у женщин несколько превышает этот показатель, рассчитанный для мужчин (13,2 и 12,7% соответственно). Обратим внимание, что за 2000-2013 гг. гендерный разрыв в уровне NEET сократился: если в 2000 г. он составлял п.п., то в 2013 г. - всего 0,5 п.п. Связь между уровнями NEET, рассчитанными для мужчин и женщин, очень сильная (г = 0,96, р < 0,01). Мы можем говорить, что в странах ЕС, в которых наблюдаются высокие показатели NEET для мужчин, они высоки и для женщин. И наоборот, низкие уровни NEET для мужчин отмечаются в тех странах ЕС, в которых этот показатель принимает низкие значения и для женщин.

Уровень NEET у юношей в возрасте 15-19 лет незначительно выше, чем у девушек (на 0,8 п.п.). Это соотношение наблюдается в большинстве стран ЕС (гендерный разрыв колеблется в пределах 0,5-2,5 п.п.). Напротив, среди 20-24-летних «женский» показатель NEET выше «мужского» (на 1,7 п.п.). В этой возрастной группе отмечается значительная межстрановая дифференциация. В таких странах, как Чехия, Венгрия, Румыния, Великобритания, уровень NEET у женщин превосходит «мужской» более чем на 5 п.п. Напротив, в Хорватии, Кипре, Финляндии наблюдается обратное соотношение: показатель NEET, рассчитанный для молодых мужчин, больше аналогичного показателя, рассчитанного для женщин, на 4-5 п.п.

Для России, как и для большинства стран Европы, характерна существенная гендерная и возрастная дифференциация анализируемого показателя (см. таблицу). Уровень NEET среди девушек в полтора раза превышает аналогичный показатель для юношей (15,3 и 10,2% соответственно). Доля NEET среди 2024-летних втрое выше, чем среди 15-19-летних (17,1 и 5,9%).

Таблица 1. Уровень NEET в РФ и странах ЕС по половозрастным группам, 2013 г.
(в процентах)

 

Возраст, лет

Россия

ЕС28

NEET

NEET-безраб.

NEET-ЭН

NEET

NEET-безраб.

NEET-ЭН

Мужчины

15-19

5,7

2,4

3,4

7,1

3,6

3,5

20-24

13,1

8,2

4,9

17,8

11,6

6,2

15-24

10,2

5,9

4,3

12,8

7,8

4,9

Женщины

15-19

6,0

2,3

3,7

6,2

2,5

3,7

20-24

21,4

7,0

14,4

19,4

8,9

10,6

15-24

15,3

5,1

10,1

13,3

5,9

7,4

Итого

15-19

5,9

2,3

3,5

6,7

3,0

3,6

20-24

17,1

7,6

9,5

18,6

10,3

8,3

15-24

12,7

5,5

7,2

13,0

6,9

6,1

Образование. В среднем в странах ЕС в 2013 г. почти половина (44,5%) NEET-молодежи в возрасте 15-24 лет имела образование не выше общего среднего. В таких странах, как Испания, Германия, Нидерланды, Дания, Австрия, доля такой молодежи превысила 50%. В целом для NEET-молодежи характерен невысокий уровень образования. На рис. 4 показана доля молодых людей, имеющих образование не выше общего среднего, среди группы NEET и в среднем для возрастной группы 20-24 года[10]. Несмотря на существенную межстрановую вариацию обоих показателей, во всех странах ЕС удельный вес тех, кто имеет образование не выше общего среднего, среди NEET-молодежи значительно превышает аналогичный показатель, рассчитанный для всех 20-24-летних. В среднем по ЕС разрыв составляет 20 п.п.

Рисунок 4. Доля молодежи, имеющей образование не выше общего среднего, в общей численности молодежи 20-24 лет и среди NEET-молодежи того же возраста (в процентах)

Низкий уровень образования является одним из основных факторов, существенно увеличивающих вероятность попадания в группу NEET-молодежи. Так, молодые люди, имеющие образование не выше среднего, в два раза чаще попадают в группу NEET по сравнению со своими сверстниками, получившими среднее профессиональное образование, и в три раза - по сравнению с теми, кто имеет высшее образование[11].

NEET-молодежь: статус на рынке труда

В 2013 г. уровень NEET-безработицы составлял в странах ЕС 6,9%, NEET-экономической неактивности - 6,1%, то есть около половины молодого населения в возрасте 15-24 лет, относимого к категории NEET, являлись безработными, другая половина относилась к экономически неактивным и не участвовала ни в каких формах обучения.

Отмечается значительная межстрановая дифференциация - размах вариации по обоим рассматриваемым показателям превосходит 12 п.п. (см. рис. 5). В половине стран ЕС уровень NEET- безработицы больше показателя NEET-экономической неактивности, в остальных странах наблюдается обратное соотношение. Среди стран первой группы выделяются Греция, Испания, Хорватия, где разница между NEET-безработицей и NEET-экономической неактивностью составляет около 8 п.п. В Болгарии, наоборот, уровень NEET-неактивности превосходит показатель NEET-безработицы на 7 п.п.

Рисунок 5. Уровни NEET-безработицы и NEET-экономической неактивности в странах ЕС и России в 2013 г. (в процентах) (страны расположены по возрастанию общего уровня NEET)

Следует отметить, что для стран с низкими показателями NEET (Нидерланды, Дания, Германия, Австрия, Швеция) характерны низкие уровни и NEET-безработицы (в пределах 2,03,7%), и NEET-экономической неактивности (3,0-3,9%). Очевидно, что в этих государствах для молодежи отсутствуют барьеры как для получения образования, так и для начала работы, в том числе и после окончания обучения. В странах с высоким уровнем NEET отмечаются высокие значения только одного показателя: либо NEET- безработицы (Испания, Хорватия, Греция), либо NEET-экономической неактивности (Румыния, Италия, Болгария). Другой же показатель находится обычно на среднеевропейском уровне.

Показатели NEET-безработицы и NEET- экономической неактивности существенно дифференцированы по половозрастным группам. Безработица является в первую очередь «мужским» феноменом: уровень NEET-безработицы для молодых мужчин в возрасте 15-24 лет составляет 7,8%, для женщин - 5,9%. Максимального значения этот показатель достигает в группе 2024-летних юношей, среди которых каждый 10-й (11,5%) не имеет работы. NEET-экономическая неактивность распространена преимущественно среди женщин, для которых ее уровень составляет 7,4%; для мужчин он в полтора раза меньше - 4,9%. При этом гендерные различия экономической неактивности усиливаются с возрастом. Если среди юношей и девушек 15-19 лет уровни NEET - неактивности практически равны (3,5 и 3,7%), то среди 20-24-летних разрыв составляет уже 4,4 п. п. (6,2% для мужчин и 10,6% для женщин).

В России уровень NEET-безработицы равен 5,5%, NEET-экономической неактивности - 7,2%. Как и в европейских странах, эти показатели значительно варьируются по половозрастным группам. Безработица свойственна главным образом молодежи в возрасте 20-24 лет, среди которой 7,6% не имеют работы, что почти в 3,5 раза больше аналогичного показателя для 15-19-летних (7,6 и 2,3%). Заметим, что 20-24-летние юноши являются единственной группой среди российской молодежи, в которой уровень NEET-безработицы превышает уровень NEET-неактивности. NEET - экономическая неактивность распространена преимущественно среди женщин: уровень NEET - неактивности для женщин составляет 10,1%, для мужчин он в 2,3 раза меньше - 4,3%. При этом ярко выраженная гендерная окраска экономической неактивности проявляется фактически только в более старшей возрастной группе. Если среди юношей и девушек 15-19 лет уровни NEET - неактивности практически равны (3,4 и 3,7%), то среди 20-24-летних разрыв достигает почти 10 п. п. (4,9% для мужчин и 14,4% для женщин). В целом именно в группе 20-24-летних женщин уровень NEET является максимальным, составляя 21,4%, то есть каждая пятая молодая российская женщина не работает и не учится.

Как выглядит Россия в сравнении со странами ЕС? В целом российские показатели NEET находятся на среднеевропейском уровне (см. таблицу 1). Наиболее существенные отличия наблюдаются в двух группах. Уровень NEET-безработицы среди 20-24-летних мужчин в России ниже, чем в странах ЕС (8,2 и 11,6% соответственно). Однако российские молодые женщины этого же возраста значительно чаще, чем их европейские сверстницы, являются экономическими неактивными: уровень NEET-неактивности для 20-24-летних россиянок составляет 14,4%, что почти в полтора раза выше, чем в странах ЕС (10,6%)[12]. В результате в России наблюдается самый высокий гендерный разрыв в уровне NEET среди молодежи в возрасте 20-24 лет (8,3 п. п.) по сравнению со всеми странами ЕС.

Подведем некоторые итоги.

В России каждый восьмой молодой человек в возрасте 15-24 лет находится вне сферы занятости и образования, то есть не работает и не учится. Одним из основных факторов, существенно увеличивающих вероятность попадания в группу NEET-молодежи, является низкий уровень образования. Наличие сильной связи между уровнями NEET, рассчитанными для различных возрастных и гендерных групп, свидетельствует о существовании общих институциональных и структурных условий на уровне страны, которые либо стимулируют, либо ограничивают включение молодежи (независимо от пола и возраста) в сферу занятости и образования.

По нашему мнению, дополнение российской статистики показателями, характеризующими NEET-молодежь, позволит получить более точную и достоверную информацию об этой социальной группе, в частности оценить, в какой мере возможно повышение уровня экономической активности молодежи, который в России существенно ниже, чем в большинстве стран Европы и Северной Америки.


[1] Варшавская Елена Яковлевна - д-р экон. наук, профессор, кафедра управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ.
[2] NEETs - Young people not in employment, education or training: characteristics, costs and policy responses in Europe. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012: 19
[3] NEETs - Young people not in employment, education or training: characteristics, costs and policy responses in Europe. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012; Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission, EMCO Contribution. 2011.
[4] Bynner J., Parsons S. Social exclusion and the transition from school to work: the case of young people not in education, employment or training (NEET). Journal of Vocational Behavior. 2002. Vol. 60; Quintini G., Martin P., Martin S. The Changing Nature of the School-to-Work Transition Process in OECD Countries. WDA-HSG Discussion Paper. 2007. №2; Thompson R. Individualisation and social exclusion: the case of young people not in education, employment or training. Oxford Review of Education. 2011. Vol. 37. №6.
[5] Bridging the gap: New opportunities for 16-18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. July 1999. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf (дата обращения: 5 декабря 2014 г.).
[6] Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission. Brussels, 2010; Youth on the move. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2010.
[7] Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission, EMCO Contribution. 2011: 2-3.
[8] Расширение возрастных границ, используемых для расчета показателей NEET, обусловлено главным образом удлинением времени получения образования, в результате чего во многих европейских странах многие молодые люди завершают обучение в возрасте 24 лет и старше, и соответственно переход «учеба-работа» происходит уже после 24 лет.
[9] Уровень NEET рассчитывается по данным национальных обследований рабочей силы.
[10] Для анализа была выбрана возрастная группа 20-24 лет, поскольку в этом возрасте получение общего среднего образования обычно завершено.
[11] Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission. Brussels, 2010: 56.
[12] Это в первую очередь объясняется тем, что Россия принадлежит к группе стран с наиболее «молодой» рождаемостью [Захаров С.В., Исупова О.Г., Сакевич В.И. Рождаемость и воспроизводство населения // Население России 2010-2011. Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013: 292]. Средний возраст появления первого и последующего ребенка хотя и растет, однако ниже, чем в большинстве европейских стран.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.