Rambler's Top100

№ 661 - 662
2 - 15 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты, дающие заботу

В нише домашнего труда

«Коллективный портрет» трудовых мигранток

Как находят такую работу

Режим - ненормированный

Специфика работы в домохозяйствах

Цена домашнего труда

Издержки «невидимости»

Проблемы интеграции и планы на будущее

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Карачурина Л.Б., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. Мигранты, дающие заботу //Демоскоп Weekly. 2015. № 661 - 662.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0661/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мигранты, дающие заботу

Над темой номера работали

Лилия КАРАЧУРИНА

Дмитрий ПОЛЕТАЕВ

Юлия ФЛОРИНСКАЯ

Проблемы интеграции и планы на будущее

Проблема интеграции мигрантов стоит в России достаточно остро. Политику адаптации и интеграции мигрантов можно назвать пассивной: специальных программ нет, но мигранты частично попадают в социальные программы. Они могут использовать бесплатную медицинскую помощь в экстренных случаях (скорая помощь, бесплатное пребывание и лечение в больнице до 3 дней) и при родах (роды бесплатны, пребывание роженицы в больнице в течение 3 дней бесплатно), дети мигрантов имеют доступ в российские школы при условии наличия регистрации у их родителей. Но можно сказать, что эти базовые меры являются недостаточным минимумом для поддержания атмосферы сотрудничества между прибывшими на работу мигрантами и принимающим их российским обществом.

Результаты исследования показывают, что трудящиеся-мигранты, работающие на частных лиц, ведут достаточно закрытый образ жизни, что, безусловно, затрудняет и усложняет для них адаптацию и интеграцию (табл. 7). Менее трети из них (29% в целом, у работающих на россиян – 33% и казахстанских работников - 21%) общаются с местными так же, как и с такими же мигрантами, как они. Ограничение своего общения рамками семьи и соотечественниками (или другими мигрантами) поддерживает более половины опрошенных. Можно сказать, что в Казахстане такая закрытость выше.

Таблица 7. Сфера общения домашних работников, %

«С кем Вы общаетесь?»

Россия

Казахстан

В целом

Преимущественно с членами семьи, где я работаю

28,2

34,2

30,5

Преимущественно с мигрантами, такими же, как я

25,0

16,8

21,9

Преимущественно с местными

9,7

21,5

14,1

С мигрантами и местными одинаково

33,1

20,8

28,5

Другое

4,0

6,7

5,0

Итого

100,0

100,0

100,0

Источник: Обследование 2013.

Ограничение круга своего общения той семьёй, в которой работает ДР, бывает психологически очень тяжёлым. «Вот эти несколько лет были адскими, сказать честно. Потому что это было очень трудно, когда ты в чужой семье. Замкнутость оттого, что мы жили за городом. Я никуда не могла выйти. Мы с ребенком. Я постоянно была к нему привязана, и мы никуда не выходили вообще. Был большой дом, большой двор. Комфортабельная, очень удобная и уютная тюрьма. Потому что ты ни на шаг влево, ни на шаг вправо. Ты все время под контролем, под камерами… Вот это все напряжение… Их не интересовала моя жизнь, так же, как и не интересует их и сейчас. Единственное что, если раньше я это воспринимала болезненно, потому что рядом никого не было, то сейчас, когда рядом есть мои дети, я понимаю, что это только работа.

....Ты все время угнетен… Прав ты или виноват, тебя об этом никто не спросил. Так ты видишь или по-иному. Т.е. ты никак не влияешь на то, что ты делаешь. Если вы видите, что-то не то, что не полезно ребенку, пойдет во вред, но если так сказали, то будете делать заведомо то, что не приведет к чему-то доброму, хорошему, светлому. Т.е. из ребенка не вырастет то, чего бы хотелось изначально» (из интервью с ДР в России).

Те ДР, которые не так сильно привязаны к своей работе, далеко не всегда находят радушный приём у местных жителей. Иногда они сами отгораживаются от горожан, сторонятся их. Иногда горожане не впускают их в круг своего общения.

Вот что участницы фокус-группы говорили об общении с местными жителями. Как видим, разброс мнений очень широк:

- У меня подруга вышла замуж за москвича (он ночевал у ее родителей когда-то в Таджикистане, она ему понравилась). Он ее позвал замуж, сейчас у них все хорошо, уже третьего ребенка родили. Он русский.

- Есть смешанные браки. Больше всего мужчины женятся на россиянках, даже не на москвичках. А есть мужчины российские - выбирают таджичек – они хорошие жены, готовят хорошо.

-...есть подруги местные. И русские, и киргизки, и таджички. А вот бой-френд – нет, мне не нравятся русские мужчины. Мой - тоже мигрант (узбек).

- Все-таки чаще мигранты становятся близкими, ближе, чем родственники.

- С русскими трудно. Я даже не пошла в общежитие с русскими, поселилась в квартире с киргизами. Русские – чужие, они меня сожрут живьем. Я не такая как они.

- Москвичи разные. У меня подруга-москвичка, она мне одеяло дала, какие-то вещи. Некоторые хорошие москвичи…

- Все-таки москвичи-снобы. Они дистанцию держат.

- Они постоянно указывают пальцем, кто ты есть…

- У меня трое подружек - москвички. Мы свободно общаемся. Я и переночевать могу у них.

В Петербурге сотрудники ЧАЗ «Монплезир» специально организовали клуб для общения домашнего персонала, куда могут прийти не только те работники, которые трудоустраивались через них, но и все желающие ДР. С одной стороны, для агентства это хорошая возможность расширить свою базу по ДР. С другой стороны, это хорошая возможность для самих ДР пообщаться с коллегами, имеющими одинаковый с ними жизненный статус, отдохнуть и снять напряжение, возникающее, когда ДР ограничивает своё общение семьёй, где работает.

Самое важное различие между ДР в России и Казахстане – это их миграционные установки. Казахстанские ДР больше ориентированы на оседание в Казахстане, а российские – на длительное пребывание, которое завершится возвращением на родину (табл. 8). Так, 42% казахстанских ДР хотели бы остаться на постоянное жительство в месте своего пребывания, а среди российских ДР об этом думают только 23%. И наоборот, среди тех, кто работает в России, 43% хотят довольно долго жить в России, чтобы потом вернуться на родину, а среди работающих в Казахстане таких 15%. Можно сказать, что свою миграцию и работу на частных лиц подавляющее большинство ДР считают успешной – о завершении своей работы думают единицы. Никто из них также не хочет менять страну для выезда на заработки. Во многом такая позиция обосновывается относительно высокими заработками.

Таблица 8. Планы на будущее, %

Миграционная установка

Россия

Казахстан

В целом

Остаться на постоянное жительство в этом городе/ получить российское гражданство (для иностранных граждан)

23,4

41,6

30,3

Жить здесь некоторое длительное время (несколько лет), а затем вернуться домой

43,2

14,9

32,4

Приезжать на какое-то время, зарабатывать деньги и уезжать домой

28,2

31,2

29,4

Больше не приезжать сюда, закончить поездки на заработки

2,8

1,9

2,5

Переехать в другую страну (регион, город)

0,4

3,9

1,7

Другое

2,0

6,5

3,7

Источник: Обследование 2013

Так, участницы фокус-группы говорили, что после ряда неудач, им удалось заработать и устроить свою жизнь именно при найме к частным лицам.

- Сказали, что в Подмосковье набирают на стройку людей, я приехала сюда с разрешением на работу, побыла на стройке 2 недели, сбежала оттуда. Потом случайно опять вернулась и, когда устраивалась в общежитие на стройке, то охранник меня запомнил, сказал, что помнит, что я уже приезжала. А со мной еще мужчина тоже приехал, его брали как электрика, а в итоге он работал подсобным рабочим. Условия там были нечеловеческие. И этот охранник мне сказал, что у него есть знакомая в Москве, которая работает сиделкой, можно ей позвонить, спросить, есть ли у нее места в агентстве на Таганской. Так я и попала. Они меня взяли. Я работала в Зеленограде вначале, потом в Москве. Все время сиделкой. Сначала через агентство искала, потом через Интернет.

(по материалам фокус-группы с женщинами-ДР)

Важна также и надежда дать в России или на родине образование своим детям.

- Забрать детей, потому что на родине одна русскоязычная школа, а у меня ребенку на следующий год идти в первый класс.

Сына выучить. Поэтому заработать на это, а потом уехать.

(по материалам фокус-группы с женщинами-ДР)

Рассмотрим подробнее, кто именно из ДР настроен остаться жить в стране, куда они приехали работать.

На постоянное проживание в Астане и Алмате настроены в основном выходцы из Кыргызстана (39% из желающих остаться) и Узбекистана (34%), остальные – внутренние мигранты из других регионов Казахстана. Причём, если желающие осесть из Кыргызстана в основном – этнические киргизы, то среди выходцев из Узбекистана узбеков – около трети, остальные – русские, татары и казахи. Среди желающих осесть около 40% имеет детей до 18 лет и около 40% имеет высшее образование. Более двух третей из них хорошо знают русский язык и также две трети перед прибытием в Алмату и Астану знали, что будут работать как ДР. Половина из них почти не ездят домой. Больше всех среди них работающих нянями, сиделками и домработницами. Больше половины из них хорошо интегрированы – больше общаются с местными жителями или с местными и мигрантами одинаково.

На постоянное жительство в Москве настроены в основном выходцы из Украины (36%), Белоруссии (10%), Молдавии (10%), Таджикистана (9%). Около трети из них – русские по национальности, а 28% - украинцы. По сравнению с Казахстаном, среди них больше городских жителей (около двух третей, а в Казахстане – менее половины), меньше тех, кто имеет детей до 18 лет (таких около трети), и больше имеющих высшее или незаконченное высшее образование (около половины). Русский язык хорошо знают почти все и две трети почти не ездят в страну, из которой прибыли. Около половины знали точно или примерно представляли, что будут работать как ДР. Больше всего среди них нянь и домработниц. Две трети из них хорошо интегрированы – предпочитают общаться преимущественно с местными жителями или одинаково общаются как с местными, так и с мигрантами.

Замкнутый образ жизни ДР слабо способствует их интеграции, но, тем не менее, подавляющее большинство опрошенных работников это не отталкивает от намерений по возможности пожить в России и Казахстане.

Самое важное различие между ДР в России и Казахстане – это их миграционные установки. Казахстанские ДР больше ориентированы на оседание в Казахстане, а российские – на длительное пребывание, которое завершится возвращением на родину.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.