Rambler's Top100

№ 661 - 662
2 - 15 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты, дающие заботу

В нише домашнего труда

«Коллективный портрет» трудовых мигранток

Как находят такую работу

Режим - ненормированный

Специфика работы в домохозяйствах

Цена домашнего труда

Издержки «невидимости»

Проблемы интеграции и планы на будущее

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Карачурина Л.Б., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. Мигранты, дающие заботу //Демоскоп Weekly. 2015. № 661 - 662.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0661/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мигранты, дающие заботу

Над темой номера работали

Лилия КАРАЧУРИНА

Дмитрий ПОЛЕТАЕВ

Юлия ФЛОРИНСКАЯ

Издержки "невидимости"

«Невидимость» для общества домашней занятости способствует также более выраженной, чем у других групп мигрантов, нелегальности их положения. Наличие разрешения на работу в 2008-2010 годах указали только 40% респондентов, в 2013 году – 19% указали на наличие патента на ведение трудовой деятельности у физических лиц и еще 17% - разрешения на работу[56]. Имели письменный трудовой договор в 2008-2010 годах не более 20%, в 2013 году – около 16% (рис. 4). Что касается последнего, то, очевидно, что не только «внешние» мигранты, но и внутристрановые мигранты, а также местные жители, задействованные в этой сфере, трудятся в основном в соответствии с устной договоренностью. Это приводит к дополнительным трудностям во взаимоотношениях с работодателями, влечет дополнительные риски для мигрантов.

Рисунок 4. Наличие документов для законного пребывания и осуществления трудовой деятельности в России, 2008-2010, 2013 годы, %*

* долевые показатели рассчитаны с учетом тех, кому данные документы необходимо иметь в соответствии с действующим законодательством.
**В Обследовании 2013 года- миграционный учет (отрывной талон) или регистрация (для граждан РФ).
*** В соответствии с изменениями в законодательстве РФ в Обследованиях 2008-2010 годах вопрос задавался о наличии Разрешения на работу, в Обследовании 2013 года также о наличии патента на работу у физических лиц

Источник: Обследования 2008-2010 и 2013 гг.

Внедрение патентов для мигрантов, работающих у россиян-физических лиц[57], уже в своем названии ставило своей задачей легализацию труда иностранцев, задействованных в частной сфере услуг. Но статистика выданных патентов запутана (например, патенты могут приобретаться одним мигрантом несколько раз в течение года; а могут продлеваться и т.д.), кроме того, повседневные практики показывают, что многие приобретающие патенты трудятся не на частные домохозяйства[58]. Поэтому пока трудно понять, насколько эта мера повлияла на вывод мигрантов – домашних работников из теневого сектора. Кроме того, как указывает Е. Тюрюканова, «на первый взгляд, введенный для легализации этой категории мигрантов патент кажется гендерно-нейтральной мерой, поскольку никаких различий по полу не предусматривает, однако при анализе статистики видно, что среди покупающих патенты … абсолютно преобладают мужчины – 90% против 10% женщин. Другими словами, приемлемого инструмента для легализации женщин-мигрантов, занятых в секторе домашних услуг, часто на длительные сроки, так и не найдено»[59]. К сожалению, динамика показателей, полученная в ходе Обследований 2008-2010 гг. и 2013 г., наглядно демонстрирует это.

Имели действующую миграционную карту 61% ДР-иностранцев в России, или 82% тех, у кого она должна быть[60] (рис. 5). Отрывной талон постановки на миграционный учет наличествовал у 52% опрошенных. Примерно столько же имели документы, разрешающие работать в стране пребывания, в том числе 17% имели разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство в России, 19% приобрели патент и 17% - действующее разрешение на работу.

Рисунок 5. Какие документы Вы имеете на руках?

Примечание: долевые показатели рассчитаны с учетом тех, кому данные документы необходимо иметь в соответствии с действующим в странах законодательством.

Источник: Обследование 2013.

С сентября 2013 года некий аналог российских патентов был введен и в Казахстане - теперь на основании полученного разрешения между иммигрантом и физическим лицом будет заключаться трудовой договор на выполнение работ в домашнем хозяйстве[61]. Разрешение будет предоставляться на срок от 1 до 3-х месяцев и может быть продлено максимально до 1 года. Мигранты в Казахстане, работающие у физических лиц, должны платить индивидуальные подоходные налоги размером в две минимальные зарплаты РК – 3400 тенге (707 рублей).

У работодателей отношение к патенту свое[62]:

«- Считаете ли вы защитой патент? Для Вас, например, он что-то дает?

- Да, я думаю, что дает, хотя в принципе, если отобрать паспорт, то это будет одно и то же. Но, с другой стороны, тогда, если они выйдут из дому, могут их где-то поймать и придется их выкупать, так уж лучше сначала заплатить уж не такую большую сумму, зато люди могут и из дому выйти и куда-то доехать, и в общем-то знаем, где их искать, если что-то случится» (интервью с работодателем, Москва)

И в России, и в Казахстане доля легальных работников выше среди длительно проживающих в странах по сравнению с совершающими краткосрочные и сезонные поездки. Легальный статус чаще имеют работники, приехавшие с супругом (ой), а также те, кто привезли с собой детей.

Судя по данным опроса, в России большая часть ДР имели самые необходимые документы: миграционную карту и действующие в стране документы, обеспечивающие осуществление трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством. Возможно эти данные завышены, так как, как уже отмечалось ранее в наших исследованиях, в ряды респондентов социологических опросов попадают в большей мере легальные мигранты, а также по причине неискренности респондентов при ответе на «чувствительные» вопросы об их статусе[63]. Так что эти данные скорее отражают более благостную картину, чем та, что наблюдается в реальности.

Более половины (52%) опрошенных ДР в России сообщили о наличии у них медицинской справки об отсутствии инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. При получении патента в России предоставление таких справок не является обязательным, однако специфика работы (например, с детьми) делает наличие подобных документов желательными: «Знаете, рабочие, которые на улице, это не так важно. У Гули, может быть, но она до этого работала поваром в Москве» (Россия, интервью с работодателем)»; «Работодатели в основном не требуют показывать медицинские книжки. Но были работодатели, которые требовали и сами заплатили за мое обследование, в первую очередь, я сдавала кровь на венерические заболевания, ВИЧ, гепатиты, это их интересовало» (фокус-группа, работница-сиделка, 45 лет).

Парадокс между требованиями к образованности и здоровью людей, допускаемых в частное пространство семей, не описан в других исследованиях и нуждается в дополнительной верификации и осмыслении. Можно предположить, что он связан с неверием в неподдельность возможно предоставляемых медсправок, а также с тем, что подавляющая часть домашнего персонала трудоустраивается через знакомых или родственников, т.е. «по рекомендации».

Среди респондентов в Казахстане медицинские документы имели очень немногие ДР. Однако необязательность этого, так же, как и в России, соседствует с желательностью их наличия; зачастую работодатели сами контролируют прохождение необходимых процедур: «Нет, к врачам я не ходила, правда, когда меня хозяйка на работу брала, она меня к своему врачу водила, я кровь сдавала, все хорошо. Я сначала обиделась, что я заразная что ли, а потом вспомнила, что мы в школе всегда проходили осмотр, каждый год, и хозяйка мне тоже по-хорошему все сказала, зачем это нужно. Я ведь еду готовлю и в доме у них все время, а у них маленькие дети, все правильно» (Астана, работница – гражданка Кыргызстана). «У иностранцев страховок нет, у них даже справок о здоровье не бывает, но если работодатель требует ее, они могут получить ее в Астане в частной клинике» (Интервью с работником агентства по трудоустройству, Астана).

Медицинскую страховку (полис) имели немногие работники: в России таковых 13%, в Казахстане их не оказалось вовсе. Проблемы со здоровьем решаются по мере их «наступления», в основном методами самолечения или пользуясь услугами платной медицины: «…все услуги платные. Но мы не покупаем страховку. Платим на месте» (Россия, фокус-группа). Мигранты также пользуются услугами «своих» врачей, специализирующихся на оказании медицинской помощи землякам.

Проблемы, связанные с легализацией статуса пребывания, но в еще большей степени – статуса трудовой деятельности, - остаются центральными проблемами для всех трудящихся мигрантов и в России, и в Казахстане, в том числе и, видимо, даже в еще большей мере – для мигрантов, которые трудятся в частных домохозяйствах. Необходимо заметить, что легализация статуса деятельности, оформленная в соответствии с действующими в странах нормативными законодательными актами, является общим «слабым местом» для ДР в мире. Не случайно именно эта тема является ключевой в контексте выработки глобальной Конвенции по урегулированию деятельности ДР, инициируемой МОТ в качестве «беспрецедентной возможности проникнуть в сферу неформальной экономики и обеспечить достойный труд для миллионов наиболее уязвимых работников в мире»[64].

В России и Казахстане проблемы легализации статуса трудовой деятельности трудящихся мигрантов, задействованных в секторе домашней работы, отягощены коррупционными схемами, отсутствием исторически сложившегося опыта полноправного включения ДР в сферу охраны труда, непрозрачностью законодательства и его постоянным реформированием, за нюансами которого невозможно «поспеть». Отсутствие трудовых контрактов с работодателями, призванных, кроме легализации миграционного трудового статуса, регламентировать деятельность работника, остаются обычным явлением для ДР. Ответственность за это лежит не только на мигрантах, но и в неменьшей степени на работодателях. Важная сторона вопроса – повсеместно низкая правовая культура трудящихся мигрантов, раздробленность мигрантов, работающих в частных домохозяйствах между собой и отсюда низкие «объединительные» возможности в борьбе за урегулирование своих прав.

Весьма острой проблемой является отсутствие медицинских полисов. По новому российскому законодательству, с 1 января 2013 года даже услуги скорой помощи для иностранных граждан, не имеющих медицинских полисов, стали малодоступными: финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной, санитарно-авиационной) осуществляется теперь не за счет бюджета, а из городских фондов обязательного медицинского страхования (ОМС)[65]. Если учесть, что в частных домохозяйствах задействованы преимущественно женщины, которые зачастую нуждаются в дополнительной (по отношению к мужчинам) медицинской помощи, то это усиливает проблемность ситуации.


[56] Впрочем, не исключено, что часть респондентов, имеющих патент, сообщали интервьюеру о наличии разрешения на работу, хотя это разные документы.
[57] ФЗ от 19 мая 2010 г. № 86 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[58] Мукомель В.И. Трансформация миграционных потоков: циркулярные миграции //Миграционное право. 2012. №3: 32.
[59] Тюрюканова Е. Гендерные аспекты миграции. Вводная статья к разделу «Женщины и миграционный режим» //Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах. Т.1. Ч. 2 /НП РСМД; под общ. ред. И.С.Иванова. Отв. Ред. Ж.А.Зайончковская. – М.: Спецкнига, 2013: 213.
[60] Миграционную карту не обязательно иметь тем, у кого есть РВП в стране или вид на жительство. Граждане Белоруссии (с недавних пор и Казахстана) уравнены в трудовых правах с гражданами России и также освобождены от необходимости получать указанные документы.
[61] Шушакова У. Трудовых мигрантов в Казахстане заставят платить налоги //Интернет-журнал о бизнесе «Про бизнес». 25 сентября 2013 г. http://pro-business.kz/novosti/2013/009/trudovykh-migrantov-v-kazakhstane-zastavyat-platit-nalogi.html.
[62] Вопрос был задан в контексте безопасности.
[63] Женщины-мигранты из стран СНГ в России /Тюрюканова Е.В. (ред). Зайончковская Ж.А., Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. М.: МАКС Пресс, 2011. (Серия: Миграционный барометр в Российской Федерации). с. 30.
[64] Достойный труд для домашних работников. Доклад IV(2А), 100-я сессия, Женева, 2011, с. 1.
[65] Разъяснение заместителя мэра Москвы по социальным вопросам Л. Печатникова: «Чтобы «скорая» получала деньги за помощь россиянам, которые приехали в Москву из других городов, мы выставляем счета фондам ОМС других регионов. Предъявить счет мигранту, у которого не только полиса, но и паспорта может не быть, нереально. При этом «скорая», как и раньше, не будет оставлять приезжих — как гастарбайтеров, так и иностранных туристов, без помощи» // Башарова С. Платную скорую помощь в Москве создали из-за мигрантов: с 2013 года бюджет не выделяет средства на экстренные вызовы гастарбайтерам // Известия. 23 января 2013 г. http://izvestia.ru/news/543516.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.