Rambler's Top100

№ 661 - 662
2 - 15 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты, дающие заботу

В нише домашнего труда

«Коллективный портрет» трудовых мигранток

Как находят такую работу

Режим - ненормированный

Специфика работы в домохозяйствах

Цена домашнего труда

Издержки «невидимости»

Проблемы интеграции и планы на будущее

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Карачурина Л.Б., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. Мигранты, дающие заботу //Демоскоп Weekly. 2015. № 661 - 662.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0661/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мигранты, дающие заботу

Над темой номера работали

Лилия КАРАЧУРИНА

Дмитрий ПОЛЕТАЕВ

Юлия ФЛОРИНСКАЯ

Как находят такую работу

Среди опрошенных в России и Казахстане ДР преобладают няни (гувернантки) – чуть более 30%, домработницы – 24%, сиделки и уборщицы – по 10%. Остальная работа так или иначе связана с перечисленными группами, но иногда не ограничивается только одним видом занятости: так, сиделки, как правило, еще и делают все по дому (стирают для больного или пожилого человека, готовят ему, убирают квартиру); повара, кроме приготовления еды, убирают кухню, закупают продукты и т.д. Есть даже небольшая категория опрошенных (около 2%), которая прямо себя назвала «разнорабочие», - т.е. они делают все, что укажет хозяин по даче и дому («все работы», «делаю все, что укажет хозяйка»).

Поиск работы в домашних хозяйствах еще менее формализован, чем поиск работы у юридических лиц. Так, по опросу женщин-мигрантов, проведенному Центром миграционных исследований в 2010 году, с помощью родственников и друзей находили свою работу 64% респондентов. Среди ДР такой путь устройства на работу использовали более двух третей опрошенных (табл. 2).

- Хозяева дом доделывали и искали проверенных людей, не со стороны. А муж хорошо с ними общался. Я вообще была на родине, он меня оттуда вызвал в качестве домработницы.

- У меня раньше тетя у этих хозяев домработницей работала, она меня им и порекомендовала, и они меня взяли.

- Я бросила клич по знакомым, мне здесь нашли работу.

- Меня устроил брат, я работала у бывшего соседа, он искал няню, помощницу по дому.

- Меня сюда вызвала моя коллега и моя подруга, которая приехала в Москву раньше работать, она работала няней в семье и сказала, что они тоже нуждаются в няне, и нужна грамотная няня с хорошей речью, правильной, русской.

(из интервью с мигрантами и по материалам фокус-группы с женщинами-ДР)

Таблица 2. Ответы на вопрос «Как Вы нашли эту работу?»

Ответ

Число ответивших

%

С помощью родственников, друзей, знакомых

306

75,6

Через посредника или вербовщика

26

6,4

Через ЧАЗ, фирму по трудоустройству

19

4,7

Через объявление в газете, по радио, телевидению

19

4,7

Через объявление или рекламу в Интернете

28

6,9

Другое

7

1,7

Итого

405

100,0

Источник: Обследование 2013 г.

Через родственные и дружеские связи, через знакомых, часто предпочитают находить работников и сами работодатели, особенно когда речь идет о работниках в городскую квартиру, няню к детям; в меньшей степени, когда это касается работы на загородном участке, уборки.

- У нас нет еще навыка искать таких работников через агентства или другие организации. Если честно, то я бы побоялась так искать, кто его знает, что там за люди. Конечно, надо доверять, но нет у нас в стране еще такой практики, поэтому мы все ищем через знакомых, а профессионалов найти трудно. Многие наши знакомые так и «передают» работников, так сказать, «из рук в руки», так надежнее.

- Еще у нас часто это происходит на детских площадках. С детьми гуляют, и няни переходят «из рук в руки». Няни у нас работают во дворе, то есть когда дети уходят в детский сад - няни переходят к другой семье, где есть маленькие дети.

- У нас в Москве приходящая работница, это было еще по рекомендации моей бабушки, то есть моя бабушка дружила с мамой этой женщины, то есть мы ее знали и со стороны бы тоже никого не пригласили, потому что в доме было уже все, а здесь пока была стройка, нам не нужен был надежный человек, так как тут никакие бриллианты, деньги не лежали.

(из интервью с работодателями)

Примерно в равной степени и ДР, и трудящиеся-мигранты, занятые у юридических лиц, обращаются к услугам посредников[38], вербовщиков или используют ЧАЗ. Несмотря на развитие Интернета, доля обращающихся к его возможностям при поиске работы растет незначительно: в опросе 2010 года информацией о вакансиях в Интернете пользовались 7%, а среди ДР в 2013 году – 8%.

Стратегии поиска работы в Казахстане и России очень близки между собой. В Казахстане еще выше, чем в России, доля неформальных каналов поиска – 79% ищут через родственников и знакомых и еще 10% - через посредника, вербовщика (в России – 73 и 4%, соответственно). Одновременно среди работающих в Алматы и Астане существенно меньше доля пользующихся объявлениями в Интернете – 1% против 11% в Москве.

Работа в секторе домашних услуг – лишь в менее половины случаев сознательный выбор трудящихся-мигрантов: 40% заявили, что хотели найти работу именно у частного лица, а 57% - что это вышло случайно. В Казахстане эти две группы почти равны – 45 и 49%, соответственно, а в России элемент случайности значительно выше – 62% «случайно» оказались домашними работниками против 38%, стремившихся к этому изначально. В целом преобладание случайности в выборе сферы приложения своего труда подтверждает выводы предыдущих исследований ЦМИ: большинство приезжающих ищут хоть какую-то работу, не имея особых предпочтений.

Средний срок работы в частном секторе – чуть больше 3 лет, около 4% занимаются домашней работой уже больше 10 лет. Средний срок работы у последнего работодателя – 1,8 года, 10% работают в одном и том же домохозяйстве 5 лет и больше.

Таким образом, в поиске домашней работы преобладают неформальные каналы, в Казахстане особенно. И ДР, и работодатели явно нуждаются в развитии системы квалифицированных и официально лицензированных агентств, помогающих удовлетворить потребности как ищущих домашнюю работу, так и ищущих ДР. Кроме того, выбор домашней работы в настоящее время – в большой степени случайность со стороны работников, хотя эта работа требует специальной юридической, психологической подготовки, знания специфики домашнего труда.


[38] Опыт предыдущих опросов и фокус-групп показывает, что под понятием «знакомый» часто скрывается посредник, чьими услугами мигрант уже пользовался раньше или пользовались его друзья. Так что канал частных посредников, очевидно, шире, чем видно из таблицы.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.