Rambler's Top100

№ 661 - 662
2 - 15 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Положение домашних работников в мире: глобальная и региональная статистика и степень правовой защиты

Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России

Народонаселение современной России: риски и возможности

Новая Россия: политика и управление миграционными процессами

Регионы Республики Беларусь. 2015. Том 1

По страницам журналов «Социологические исследования» и «Профилактическая медицина»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

О.Д. Выхованец, А.В. Прохорова,
Ю.К. Савинкова, М.В. Старчак,
Е.Б. Яценко

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

М., Фонд "Наследие Евразии", 2014,
144 страницы


В 2004 году для стран Евросоюза была разработана специальная методика оценки политики интеграции, основанная на соотнесении законодательства стран с директивами Совета Европы, касающихся правового положения иммигрантов. Эта методика получила название «Индекс интеграции мигрантов МІРЕХ». Оценка законодательства стран в области интеграционной политики проводилась в 2004-м, 2007-м и 2010-м году. По ее результатам каждый раз составлялся рейтинг стран. В 2010 году 31 страна попала в рейтинг: 25 стран ЕС плюс Канада, Норвегия, Швейцария, Болгария, Румыния, США (таблица 2.2.1). В 2014 году общее число стран, принявших участие в обследовании, достигло 40. России в этом рейтинге до сих пор не было. В соответствии с методикой построения индекса М1РЕХ «интеграция» интерпретируется как соблюдение принципа равных возможностей. Следовательно, в странах-лидерах рейтинга раз¬рыв в правах и возможностях граждан и иммигрантов минимален.

Таблица 2.1.1. Рейтинг МІРЕХ по результатам расчета индекса в 2010 году

1. Швеция

11. Люксембург

21. Венгрия

2. Португалия

12. Германия

22. Румыния

3. Канада

13. Великобритания

23. Швейцария

4. Финляндия

14. Дания

24. Австрия

5. Нидерланды

15. Франция

25. Польша

6. Бельгия

16. Греция

26. Болгария

7. Норвегия

17. Ирландия

27. Литва

8. Испания

18. Словения

28. Мальта

9. США

19. Чехия

29. Словакия

10 Италия

20. Эстония

30. Кипр

31. Латвия

Стр. 57.

2.3.Взаимодействие акторов в вопросах адаптации и интеграции мигрантов в России

  • Политика интеграции мигрантов в России начала формироваться несколько лет назад. Участие в этом процессе принимали как государственные, так и негосударственные акторы.
  • Параллельно законодательному оформлению интеграционной политики Шла практическая работа по интеграции мигрантов: все проблемы, с которыми сталкивались мигранты в России, начиная от недостаточного знания русского языка и доступом к медицинским услугам и заканчивая продлением разрешительных документов на работу и пребывание, занимались общественные организации и диаспоры.
  • Особенность концептуального подхода к интеграции мигрантов в ж России состоит в том, что интеграция мигрантов рассматривается как инструмент противодействия и профилактики межнациональных конфликтов.
  • Несмотря на то, что главным объектом интеграционных мер являются трудовые мигранты, экономический аспект интеграции остается до сих пор практически без внимания
  • Социально-культурная интеграция мигрантов полностью перешла в ведение ФМС России и Министерство образования и науки, которое несет ответственность за разработку экзаменационных тестов по русскому языку, истории России и российскому законодательству.
  • Роль бизнес ассоциаций, тестировавших механизмы организованного набора иностранных работников, остается малозаметной. В разработанном законопроекте о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан без внимания остается опыт по работе с мигрантами, накопленный общественными и диаспорными организациями

Стр. 78-79.

Закон о социальной и культурной адаптации иностранных граждан как инструмент реализации Концепции миграционной политики (стр. 87)

Задачи политики интеграции мигрантов

Способ решения задач в рамках законопроекта об адаптации и интеграции

1. создание центров содействия иммиграции

Создание системы организаций, оказывающих адаптационные и интеграционные услуги, включая обучение русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, истории, информирование о культурных традициях народов России и правилах поведения, принятых в российском обществе, центры информационной и правовой поддержки, центры социальной адаптации и интеграции, где мигранты будут проживать и проходить обучение, центры профессиональной подготовки и переподготовки.

2. создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов

3. создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации

Есть ли у Вас желание переехать в Россию на ПМЖ? (в % от всех опрошенных)
(стр. 108)

Наличие желания переезда в Россию

В % от всех опрошенных

желание есть, делаем все для его реализации

17%

желание есть, но опасаемся возможных трудностей

21%

вопрос с переездом обсуждается, но окончательного решения нет

30%

желания нет

32%

В публикации дается комплексная оценка сложившихся реалий в сфере адаптации и интеграции мигрантов в России. В ракурсе проводимой миграционной политики, рассматриваются вопросы трансформации идентичности мигрантов с точки зрения влияния этих процессов на формирование российского гражданского общества. Что у нас есть и насколько мы готовы адаптировать мигрантов и интегрировать в себя прибывающий человеческий капитал, в каком правовом поле это должно происходить? Что сами мигранты думают и предлагают делать по этому поводу? Кто, где, на какие средства, в какой степени и каким способом должен обеспечивать адаптацию мигрантов к работе и проживанию в России, чтобы полученный опыт был позитивным для самих мигрантов, принимающего социума и сообщества стран исхода? Как влияют процессы адаптации и интеграции на идентичность мигрантов и представителей принимающего сообщества, влияют ли вообще? Как и на что в дальнейшем ориентировать работодателей по отношению к использованию человеческих ресурсов из-за рубежа? Эти и другие вопросы требуют аргументированного ответа. Попытке поиска ответов на них и посвящен данный проект.

Книга адресована специалистам сферы управления миграцией, а также всем, интересующимся актуальными проблемами становления гражданского общества в России.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

О ПРОЕКТЕ

Раздел 1. СИТУАЦИЯ С ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В РОССИИ

1.1. Анализ стратегических документов Российской Федерации в сфере миграции
1.2. Анализ миграционного законодательства Российской Федерации
1.3. Анализ правового поля России и стран Центральной Азии в сфере миграции
1.4. Актуальные вопросы, связанные с трудовой миграцией из Центральной Азии

Раздел 2. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ГОСУДАРСТВО И МИГРАНТЫ

2.1. Программно-целевые методы содействия интеграции мигрантов: лучший зарубежный опыт и российская практика
2.2. Вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения интеграции и адаптации мигрантов
2.3. Взаимодействие акторов в вопросах адаптации и интеграции мигрантов в России
2.4. Опыт интеграции мигрантов в России: роль организаций диаспор, бизнеса, РПЦ

Раздел 3. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЗАЧЕМ, КАК и КТО ЕСТЬ КТО?

3.1. Основные мотивы миграции и вопросы рекрутинга
3.2. Прикладная идентичность мигрантов в контексте бизнес-интеграции
3.3. Адаптация мигрантов как фактор развития бизнес-процессов с точки зрения краткосрочных и долгосрочных интересов бизнес-структур

Раздел 4. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ

4.1. Факторы, влияющие на трансформацию идентичности трудовых мигрантов
4.2. Основные трудности мигрантов при адаптации к российской действительности
4.3. Выявление возможных трансформаций идентичности трудовых мигрантов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

SUMMARY

Приложения

Список сокращений

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.