Rambler's Top100

№ 659 - 660
19 октября - 1 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
На что жалуемся, мамочка?

Гладко было на бумаге…

Трудовые права изучать нелегко

Как мы работали с базой данных

Кто, где и на что жалуется

Что показывает вариационный и регрессионный анализ

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Исупова О.Г., Белянин А.В., Островская Ю.Е. На что жалуемся, мамочка? //Демоскоп Weekly. 2015. № 659 - 660.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0659/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

На что жалуемся, мамочка?

Над темой номера работали

Ольга ИСУПОВА

Алексей БЕЛЯНИН

Юлия ОСТРОВСКАЯ

Что показывает вариационный и регрессионный анализ

Приведенные выше общие выводы были дополнены результатами вариационного анализа, примененного к более агрегированным категориям обращений, распределение которых представлено в табл. 7.

Все причины обращений (случаев было 1544, поскольку мы рассматривали как отдельные те ситуации, когда один и тот же человек жаловался на несколько нарушений) были сгруппированы для целей этого анализа сначала в 17 категорий, а затем – в 7.

В результате первая группа - нарушения прав беременных женщин, “pregnancy” - включила в себя увольнение беременной, нарушение права на отпуск беременной, плохие условия работы беременных, потерю работы (позиции) за время беременности/отпуска по уходу, окончание срочного трудового договора во время беременности.

Вторая группа охватывает нарушения прав матерей, связанных с условиями найма и труда (неденежными вопросами) - “maternitynon-money” – увольнение имеющей детей и препятствия для работы во время отпуска по уходу.

Третья группа - нарушения прав матерей, связанные с денежными вопросами - “maternitymoney” – неправильное назначение отпуска по беременности и родам и выплат по нему.

Четвертая группа - нарушения, не связанные с беременностью и материнством (общие), и связанные с денежными вопросами- “generalmoney” – невыплата зарплаты, невыплата больничных, недоплаченные переработки.

Пятая группа - общие нарушения, связанные с условиями найма и труда (неденежными вопросами) - “general non-money” – отсутствие оформления на работу, принуждение к увольнению и вынужденная смена места работы.

Шестая группа - обращения по другим причинам- “other” – дискриминация и другие причины.

Седьмая группа - обращения за консультациями - “consultation” –консультация.

Таблица 7. Распределение сгруппированных причин обращений

Группы причин

Число обращений

Абсолютное

В процентах к итогу

Беременность

346

22,41

Материнство-неденежные вопросы

161

10,43

Материнство - денежные вопросы

334

21,63

Общие права - денежные

62

4,02

Общие права - неденежные

119

7,71

Другие причины обращений

38

2,46

Консультация

484

31,35

Всего

1544

100,00

Из таблицы 7 можно видеть, что просто обращения за консультацией составили чуть менее трети всех обращений. Далее по частоте следуют обращения по трудовым проблемам, связанным с беременностью и с вопросами выплат, связанных с материнством. Довольно часто возникали также вопросы по неденежным аспектам сочетания материнства и работы, а также по неденежным общим трудовым правам. То есть спецификой проблемной области нарушения именно женских трудовых прав являются проблемы, связанные с беременностью и материнством.

Вариации в долях обращений для этих категорий в зависимости от характеристик индивидов оказываются существенными лишь в некоторых случаях. К числу значимых факторов вариации относятся статус занятости (работающие по найму, безработные, предприниматели, пенсионеры, учащиеся, и несколько случаев в стадии судебных разбирательств), а также опыт работы на предприятии по семи категориям и статус заработной платы (белая-серая-черная).

Напротив, такие показатели, как агрегированные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область и Сибирь), наличие или отсутствие формального трудового контракта, размер предприятия оказываются не значимыми. Это говорит о том, что жалобы на нарушения прав работников разнятся по категориям в зависимости от особенностей индивидуальных контрактов (причем скорее неформальных), а не от самого факта наличия или отсутствия формального трудового договора.

От местоположения и типа предприятия жалобы также зависят не существенно: жалобы по всем категориям поступают и от работников крупных предприятий, и от работников мелких фирмочек, с крайнего запада и с востока страны. Анализ значимых факторов вариации показывает, что вариации сами по себе не говорят о причинных связях, однако подсказывают, что 1) нарушения трудового законодательства носят универсальный характер, и распространены повсеместно, и 2) возмущение и жалобы людей связаны скорее с нарушениями неформальных контрактов (недоплаты серой зарплаты, обижают опытного работника, временных сотрудников), нежели с нарушениями формального характера.

Подтвердить или опровергнуть эти факторы позволяют результаты регрессионного анализа.

Со статистической точки зрения, жалобы и обращения, относящиеся к той или иной категории, могут рассматриваться как величины, зависящие от ряда наблюдаемых и ненаблюдаемых характеристик: людей, которые с большей или меньшей вероятностью обращаются с этими жалобами; их работодателей, которые с большей или меньшей вероятностью нарушают те или иные права жалобщиков; наконец, внешних обстоятельств – так, например, можно предположить, что в кризис число нарушений прав работников будет расти.

К сожалению, количество доступных наблюдаемых переменных крайне ограниченно характеризует самих индивидов, обратившихся с жалобой, практически ничего не говорит об их предприятиях, и недостаточно разбросано по времени, чтобы можно было говорить о достаточно точном контроле. Большое количество категориальных переменных также накладывает серьезные ограничения на количество степеней свободы. В этих условиях мы попытались дополнить базу анкетных сведений информацией по предприятиям, взяв данные статистической отчетности из внешних источников (www.spark-interfax.ru). Однако предприятия удалось идентифицировать лишь для небольшого числа респондентов (около 140 из 1311), и сведения по ним доступны лишь с большими пропусками. Все это не позволяет использовать их в структурных моделях, которые предъявляют еще большие требования к количеству степеней свободы, и просто не могут быть оценены на имеющихся данных.

По всем этим причинам мы фактически были вынуждены ограничиться тестовыми моделями, исследующими статистические взаимосвязи между категориями жалоб и теми немногими из потенциальных объясняющих переменных, которые в достаточном количестве имеются в базе. Ошибки наблюдений в таких случаях поневоле оказываются очень большими, и не исключено, что будь в нашем распоряжении более полная база, оценки пришлось бы пересмотреть. Тем не менее, на имеющихся данных были получены достаточно устойчивые оценки значимости коэффициентов в уравнениях множественных регрессий, что позволяет говорить об идентификации определенных факторов, приводящих к тем или иным жалобам.

Здесь мы опускаем технические детали анализа и приводим только основные следующие из него выводы. Напомним, что мы стремились оценить, как влияют выделенные нами ранее 9 характеристик женщин (возраст, регион проживания, наличие беременности, наличие детей в возрасте до трех лет, наличие детей в возрасте от трех до 14 лет, характер оформления трудовых отношений, характер заработной платы («белая», «серая», «черная»), размер предприятия, стаж работы на предприятии) на вероятность обращений по каждой из групп причин, приведенных в табл. 7.

Согласно полученным нами результатам, наиболее значимы:

  • для переменной «pregnancy», объединяющей все темы жалоб, так или иначе связанные с беременностью:
    • стаж – при увеличении стажа (при переходе в каждую следующую категорию по стажу) вероятность обращения к юристам уменьшается на 5 процентных пунктов;
    • характер зарплаты – при серой зарплате обращаются по индивидуальным проблемам, связанным с беременностью, намного реже (на 9 процентных пунктов реже, чем при белой);
    • наличие детей в возрасте 0-3 года - обращаются по поводу вопросов беременности также реже (на 14 процентных пунктов), по сравнению с женщинами, беременными в данный момент; очевидно, что после рождения ребенка женщинам важнее другие трудовые проблемы;
    • регион - значимо чаще, чем в Москве, обращаются по вопросам трудовых проблем, связанных с беременностью, в Санкт-Петербурге (на 7 процентных пунктов по сравнению с Москвой), и еще чаще – в Сибири (на 12 процентных пунктов по сравнению с Москвой).
  • для переменной «maternity non-money», объединяющей все коды, связанные с совмещением участия в рынке труда и материнства, не связанные с денежными выплатами:
    • опять-таки стаж, в данном случае с увеличением стажа вероятность жалобы увеличивается (с переходом в следующую категорию стажа – на 5 процентных пунктов). Вероятно, это связано с тем, что жалобы возникают чаще у тех, кто работает на предприятии 1-3 года и 4-5 лет, по сравнению с теми, кто работает меньше. В то же время у тех, кто работает 6 лет и более, эта вероятность увеличивается медленнее;
    • наличие ребенка в возрасте 0-3 года (выше на 4 процентных пункта по сравнению с беременными). Это время, когда большинство матерей «сидят» в отпуске по уходу за ребенком, и совершенно естественно, что именно вопросы, связанные с совмещением материнства и работы, в том числе, и не связанные с денежными выплатами, становятся особенно актуальны.
    • регион - Санкт-Петербург (на 7 процентных пунктов по сравнению с Москвой) – и Калининград (на 8 процентных пунктов по сравнению с Москвой) – связаны со значимо меньшей частотой обращений по не-денежным вопросам, связанным с материнством. Возможно, для женщин в этих регионах просто намного важнее другие вопросы.
  • по переменной «maternity money», объединяющей обращения по вопросам, в основном, выплат пособий в связи с рождением ребенка:
    • стаж – чем он больше, тем вероятность проблем меньше (2 процентных пункта при переходе из категории в категорию);
    • «серая» зарплата (высокая значимость, на 15 процентных пунктов больше по сравнению с белой зарплатой) – при «белой», расчеты более прозрачны, при «черной» - нет ожиданий полагающихся по закону выплат в полной мере
    • наличие детей в возрасте 0-3 года (на 23 процентных пункта по сравнению с беременными) – совершенно естественно, что именно в период отпуска по уходу за ребенком проблемы размера выплат материнских пособий наиболее актуальны
    • регион - Сибирь на 28 процентных пунктов, Калининград на 11 пунктов меньше, по сравнению с Москвой. В Москве и Санкт-Петербурге обращаются по поводу материнских выплат гораздо чаще. Это может быть связано не только с тем, что в Сибири и Калининграде работодатели в этом отношении «честнее» - но и, что более вероятно, с тем, что у москвичек и петербурженок больше надежд на благополучный исход дела при обращении к юристам.
  • для группы кодов general non-money, объединяющей жалобы, не связанные ни с материнством, ни с деньгами:
    • возраст – чем старше женщина, тем вероятность обращения этой тематической группы меньше (на 3 процентных пункта при переходе из каждого возрастного интервала к следующему); но в старших возрастах вероятность уменьшается медленнее;
    • «черная» зарплата – при ней вероятность обращения больше (на 11 процентных пунктов по сравнению с белой), что естественно, т. к. в эту группу входят, например, как раз вопросы отсутствия официального контракта,
    • регион - Санкт-Петербург, где особенно велика, по сравнению с другими регионами, обращаемость, например, по принуждению к увольнению (выше на 5,5 процентных пунктов по сравнению с Москвой).
  • и, наконец, по группе кодов «general money»:
    • опять же стаж (чем он больше, тем таких обращений меньше, 1,5 процентных пункта при переходе в следующую категорию),
    • наличие детей в возрасте от 3 до 14 лет (на 2,7 процентных пункта по сравнению с состоянием беременности) – поскольку в этом периоде материнства значительные пособия не полагаются, на первый план выходят вопросы непосредственно заработка и, например, выплат по больничному;
    • значим, в данном случае положительно, регион – в Сибири вероятность на 4,2 процентных пункта выше, чем в Москве, то есть здесь чаще возникают проблемы, связанные, например, с невыплатой или задержкой зарплат, и то же самое, хотя и в несколько меньшей степени, можно сказать о Калининграде (разница с Москвой 7 процентных пунктов, но значимость результата ниже). Возможно, нарушения наиболее базовых трудовых прав, связанных с заработком, в этих регионах важнее, и поэтому тут возникает относительно меньше жалоб на, например, неденежные аспекты проблем сочетания материнства и платной работы.
  • В категории «другое» ничто не оказалось значимым, видимо, потому, что она объединяет слишком разнообразные причины обращений.

В заключение вкратце коснемся взаимосвязи жалоб по категориям с показателями предприятий, собранных по базе данных spark. На рис. 7 представлены средние значения двух финансовых показателей предприятий (дебиторской задолженности и долгосрочных вложений) для каждой из семи категорий жалобщиков. Оба эти показателя косвенным образом характеризуют степень состоятельности предприятия (чем выше – тем лучше), а первый из них – еще и степень, в которой предприятие кредитует других (прежде всего, своих покупателей). Если эти показатели велики, то работники, которым, вероятно, это также известно, при прочих равных условиях, будут иметь больше оснований для выражения недовольства, если предприятие не рассчитывается с ними. Значения обоих показателей значимым образом различаются для разных категорий жалоб, что указывает на осмысленность такого рода сопоставлений.

Рисунок 7. Финансовое состояние предприятий по категориям обращений

Первое, что обращает на себя внимание, – низкие значения обоих показателей для тех случаев, когда жалобы касаются материальных вопросов. Это означает, что на материальные нарушения работники если и жалуются, то вне зависимости от финансового состояния предприятия: если мне что-то должны заплатить и не платят – меня не волнует, откуда у предприятия на это деньги. Напротив, если состояние предприятия оказывается не таким уж плохим (оно в состоянии кредитовать других и инвестирует само) – возникают и требования более высокого уровня, связанные с условиями труда, правами на работу в удобное время, и пр.

Кроме того, из этих последних случаев жалобы на общие проблемы существеннее связаны с финансовым состоянием, чем жалобы на нарушения прав в случае беременности и декретных отпусков. Это можно интерпретировать так, что, если предприятие чувствует себя совсем хорошо - выдает существенные дебиторские кредиты и даже инвестирует (самые большие категории) - тут уже у некоторых работников возникают стимулы к стратегическому поведению, и истребованию от предприятия определенных льгот. Недостаток данных не позволяет определить, правильно ли это объяснение.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.