Rambler's Top100

№ 659 - 660
19 октября - 1 ноября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Гендерные различия в труде

Гендерная статистика рынка труда развивается, но остается неполной, особенно в менее развитых странах

Участие женщин в рабочей силе ниже, чем мужчин во всех регионах мира

Женская безработица превышает мужскую во всех регионах, кроме Восточной Азии и Восточной Европы

Женщины чаще работают как самозанятые или семейные работники

Оплата женского труда остается более низкой, чем мужского

Растет число стран, в которых предоставляются родительские отпуска

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Гендерные различия в труде /Демоскоп Weekly. 2015. № 659-660. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0659/barometer659.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Женщины чаще работают как самозанятые или семейные работники

Условия занятости существенно различаются для женщин и мужчин.

Прежде всего различны сферы приложения труда, хотя распределение занятых по секторам экономики изменяется со временем и у мужчин. В целом, сокращается доля занятых в аграрном секторе экономике и увеличивается доля занятых в секторе услуг (рис. 7). Если еще в 1995 году аграрный сектор привлекал наибольшую часть занятых, особенно женщин (44% занятых женщин и 41% занятых мужчин), то в начале 2000-х годов начал уступать место сектору услуг и в 2015 году, по оценкам МОТ, привлекал уже менее трети занятых женщин и мужчин (по 30%). В то же время доля занятых в сфере услуг заметно возросла, особенно среди женщин, увеличившись с 40% в 1995 до 52% в 2015 году (среди занятых мужчин – с 35% до 43%). Доля занятых в индустриальном секторе экономики также росла, но гораздо медленнее и в основном после 2005 года, увеличившись среди занятых женщин с 16% в 1995 году до 18% в 2015 году, а среди занятых мужчин – с 24% до 27%. Таким образом занятые мужчины более равномерно распределены по секторам экономики, тогда как женщин заняты преимущественно в секторе услуг.

Рисунок 7. Распределение занятых по секторам экономики*и полу, мир в целом,
1995-2015 годы, %

* В соответствии с классификацией ISIC (International Standard Industrial Classification System)

Источник: United Nations, 2015. The World's Women 2015, chapter4_d.xls (Figure 4.6. Distribution of employed persons by economic sector of employment, by sex, 1995 to 2015)

В четырех регионах – Латинской Америке и странах Карибского бассейна, Восточной и Южной Европе, а также в других развитых регионах – в секторе услуг трудятся более 70% занятых женщин (от 73% до 89%). В этих регионах и среди мужчин доля занятых в секторе услуг заметно выше, чем в индустриальном и аграрном секторах, но, тем не менее, она ниже, чем среди занятых женщин, по крайней мере, на 20 процентных пунктов (рис. 8). Только в двух регионах сектор услуг играет большую роль в занятости мужчин, чем в занятости женщин, – в - Южной Азии (36% занятых мужчин против 20% занятых женщин) и Океании (33% и 30%).

Аграрный сектор остается основным для приложения труда женщин в трех регионах – Океании, Южной Азии и Африке южнее Сахары, - в нем трудятся около 60% занятых женщин. В Африке южнее Сахары и в Океании аграрный сектор экономики является основным и для занятости мужчин (около 60% занятых мужчин).

Исчезновение гендерных различий по доле занятых в аграрном секторе экономики в целом по миру маскирует сохранение существенных различий в половине регионов – в Северной Африке, Океании, Южной Азии, Африке южнее Сахары, Закавказье и Средней Азии, Западной Азии женщины гораздо чаще, чем мужчины трудятся в аграрном секторе. Только в одном регионе не наблюдается гендерных различий по этому показателю – в Юго-Восточной Азии в аграрном секторе экономики работают 37% занятых женщин и мужчин. В остальных регионах – Восточной Азии, Латинской Америке и странах Карибского бассейна, Восточной и Южной Европе и других развитых регионах – аграрный сектор экономики играет большую роль в занятости мужчин.

В большинстве регионов, за исключением Африки южнее Сахары и Океании, от 20% до 40% мужчин заняты в индустриальном секторе экономике. Среди женщин доля занятых в индустриальном секторе, как правило, не достигает 20%. Более высокая доля женщин, занятых в индустриальном секторе экономики, отмечается только в Восточной (30%) и Южной (21%) Азии. Во всех регионах доля мужчин, занятых в индустриальном секторе, выше, чем среди занятых женщин. Гендерные различия по этому показателю составляют от 3 процентных пунктов в Океании до 21 процентного пункта в Восточной Европе, где доля мужчин, занятых в индустриальном секторе самая высокая (39%).

Рисунок 8. Распределение занятых по полу и секторам экономики*в регионах мира, 2015 год, %

* В соответствии с классификацией ISIC (International Standard Industrial Classification System)

Источник: United Nations, 2015. The World's Women 2015, chapter4_d.xls (Figure 4.7. Distribution of employed persons by economic sector of employment, by sex and region, 2015)

В секторе услуг доля женщин особенно высока в сфере образования, здравоохранения и социальной помощи, в также в обслуживании частных домохозяйств. В целом, такая занятость в сфере услуг обычно оплачивается ниже, требует более продолжительного рабочего дня и хуже защищена социально. Мужчины же преобладают в таких сферах сектора услуг, как транспорт и складское хозяйство, информация и связь, управление и операции с недвижимости, для которых не характерны перечисленные выше недостатки. Кроме того, существенные гендерные различия наблюдаются по статусу занятости.

В целом по миру примерно половина занятых женщин и мужчин работают по найму и получают вознаграждение за свой труд в виде заработной платы или оклада, однако доля наемных работников существенно различается среди рабочей силы разных регионов (рис. 9).

В Восточной Европе и других развитых регионах подавляющее большинство женщин и мужчин выступают на рынке труда как наемные работники (около 90% с незначительными различиями по полу), в Южной Европе и странах Латинской Америки и Карибского бассейна – преобладающая часть (более 60 и 70%), причем доля наемных работников среди занятых женщин выше, чем среди мужчин, особенно в Южной Европе (на 9 процентных пунктов). Гендерные различия по доле наемных работников среди занятых не характерны для Закавказья и Средней Азии, где она составляет около 60% и среди мужчин, и среди женщин. В остальных регионах доля наемных работников выше среди занятых мужчин. В Восточной Азии, Северной Африке и Западной Азии более половины занятых женщин получают заработную плату или оклад, но среди мужчин эта доля выше (57% и 70%, соответственно). В Юго-Западной Азии доля наемных работников среди занятых женщин составляет 37%, а среди занятых мужчин - 41%.

В Океании, Южной Азии и Африке южнее Сахары доля работников, получающих заработную плату или оклад, низка и среди женщин (менее 20%), и среди мужчин (около 30%), а большая часть трудится как самозанятые без применения наемного труда или как помогающие семейные работники.

Распространенность оплачиваемого наемного труда характеризует вовлеченность в денежную экономику (в отличие от натурального хозяйства) и доступность регулярного дохода для занятых. Доступность таких форм занятости для женщин обеспечивает повышение их самостоятельности и финансовой независимости в домохозяйстве, расширяя возможности личного развития и принятия различных решений.

Люди, работающие на условиях самозанятости или как помогающие семейные работники, как правильно, лишены даже основных форм социальной защиты, которыми пользуются наемные работники, трудятся в более тяжелых условиях и получают более низкие доходы. Поэтому данные формы занятости относят к «уязвимым» типам. В 2015 году, по оценкам МОТ, доля «уязвимой» занятости среди женщин составляла около 49%, а среди мужчин была лишь немного ниже - 47%. Однако женщины гораздо чаще заняты как помогающие семейные работники, не получающие никакого дохода (19% против 7% среди занятых мужчин), а среди мужчин больше самозанятых, работающих на себя без привлечения наемного труда (39% против 29% среди занятых женщин). Такие тенденции наблюдаются во всех регионах мира с более выраженными гендерными различиями в развивающихся странах и менее выраженными - при сравнительно низкой доле «уязвимой» занятости - в развитых странах.

Лишь незначительная часть занятых мужчин и женщин – 3% и 1%, соответственно – выступают на рынке как работодатели, то есть привлекают в свой бизнес одного и более наемного работника. Среди регионов мира наивысшая доля работодателей среди занятых мужчин отмечается в Западной Азии и Северной Африке и Южной Европе (по 8%), а среди женщин – в Южной Европе (почти 4%).

Рисунок 9. Распределение занятых по полу и статусу занятости в регионах мира,
2015 год, %

Источник: United Nations, 2015. The World's Women 2015, chapter4_d.xls (Figure 4.10. Distribution of employment by status in employment, by sex and region, 2015)

Доля женщин среди работодателей постепенно растет, увеличившись в целом по миру с 16% в 1995 году до 21% в 2015 году, но до гендерного равенства по этому показателю еще очень далеко. Исследования показывают, что и в развитых, и в развивающихся странах женщины реже становятся предпринимателями. Заняться предпринимательством женщин чаще подталкивают такие факторы, как бедность или развод. Предприятия, возглавляемые женщинами, обычно меньше по размеру, оперируют менее значительным капиталом, чаще носят семейный характер и в целом менее устойчивы, чем предприятия, возглавляемые мужчинами. В то же время из-за гендерных различий в оплате труда и получаемой прибыли многие предприятия, возглавляемые женщинами, способны лучше противостоять различным угрозам, используя весь свой производственный и инновационный потенциал. Начиная свой бизнес, многие женщины мотивированы, скорее, не максимизацией прибыли, а большей гибкостью занятости и возможностью сочетать работу и семейную жизнь.

В 1995 году доля женщин среди работодателей составляла от 3% в Западной Азии до 26% в Восточной Европе, а в 2015 году – от 5% в Северной Африке до 34% в Восточной Европе (рис. 10). Наибольшее увеличение доли женщин среди предпринимателей за рассматриваемый период отмечалось в Африке южнее Сахары и странах Латинской Америки и Карибского бассейна (почти на 10 процентных пунктов), а также в Восточной Европе, Закавказье и Средней Азии, Океании и Восточной Азии (на 8 п.п.). Незначительное снижение отмечалось только в Северной Африке (менее 1 п.п.). В итоге, доля женщин среди предпринимателей во всех регионах, кроме Северной Африки, Западной и Южной Азии, Океании, превышает 20%, а в двух регионах – Восточной Европе и Африке южнее Сахары – 32%.

Рисунок 10. Доля женщин среди работодателей в разных регионах мира,
1995 и 2015 годы, %

Источник: United Nations, 2015. The World's Women 2015, chapter4_d.xls (Figure 4.11. Share of women among all employers, by region, 1995-2015)

Неполная занятость (в течение неполного рабочего времени[6]) является эффективным способом в поисках баланса времени, позволяющего сочетать оплачиваемую работу, ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, а также выполнение иных семейных обязанностей. Она позволяет повысить уровень занятости, особенно женщин, обеспечивая, кроме того, постепенное вхождение на рынок труда и уход с него. Однако это дается определенной ценой. По сравнению с занятыми полное время, занятые неполное время работают подчас в менее благоприятных условиях, включая более низкую почасовую оплату и слабую защищенность на рабочем месте, и располагают меньшими возможностями для профессионального обучения, роста и продвижения по служебной лестнице. Частично занятые подвергаются более высокому риску оказаться за чертой бедности, им в меньшей мере доступна такая социальная помощь, как пособия по безработице. Некоторые формы неполной занятости, также как самозанятость или занятость на основе временных (срочных) договоров, в развитых странах относят к нестандартным формам занятости, характерным в большей степени для неформальной занятости.

Во всех регионах, по которым имеются данные, неполная занятость в большей мере распространена среди женщин, среди мужчин она, как правило, вдвое-втрое ниже.

По данным за 2012 год, наивысшая доля частично занятых женщин – 28% - отмечалась в развитых регионах, за исключением Восточной и Южной Европы, (рис. 11). Особенно высока она была в странах Северной и Западной Европы. В Нидерландах более 60% женщин работали неполное время, а в Германии, Ирландии, Великобритании и Швейцарии – более 35%. За пределами Европы высокой была доля женщин, занятых неполное время, в Австралии (38%), Новой Зеландии и Японии (по 35%). В США она была вдвое ниже (18%).

В странах Латинской Америки и Карибского бассейна также высока доля женщин, занятых неполное время. В среднем по региону она составляла около 26%, а в Аргентине и Никарагуа превышала 35%.

В Южной и Восточной Европе частичная занятость даже среди женщин распространена в меньшей степени, составляя, соответственно 15% и 9%.

Рисунок 11. Доля занятых неполное время среди женщин и мужчин в некоторых регионах мира*, 2012 год, %

* В скобках указано число стран, по которым имеются соответствующие данные

Источник: United Nations, 2015. The World's Women 2015, chapter4_d.xls (Figure 4.13. Proportion of employed people working part-time by region and sex, 2012)

По сравнению с 1995 годом, доля частично занятых мужчин увеличилась практически во всех странах, по которым имеются данные (в 30 из 31 страны). Тенденции изменения доли частично занятых женщин были разнонаправленными: в 17 странах она увеличилась, а в 14 сократилась. Наиболее значительный рост доли женщин, занятых неполное время, наблюдался в Австрии, Чили, Ирландии, Италии и Турции, а наибольшее сокращение – в Исландии (на 14 процентных пунктов), Норвегии (на 8 п.п.) и Швеции (на 5 п.п.).

Неполная занятость не всегда выбирается добровольно. Значительное число занятых неполное время предпочли бы при возможности полную занятость. Недоиспользованная занятость частично занятых[7] особенно высока, по последним из имеющихся за 2010-2012 годы данным, среди женщин в четырех регионах – Южной Азии (21%), Северной Африке (17%), Африке южнее Сахары (16%), Латинской Америке и странах Карибского бассейна (10%). Среди частично занятых мужчин недоиспользованная занятость выше всего – более 12% - в Африке южнее Сахары и Южной Азии (рис. 12).

В большинстве регионов недоиспользованная занятость женщин, работающих неполное время, выше, чем у мужчин. Наибольшие гендерные различия отмечаются в Северной Африке (на 14 процентных пунктов) и Южной Азии (на 9 п.п.).

Рисунок 12. Недоиспользованная занятость по полу и регионам мира, 2010-2012 годы, % желающих и могущих работать большее время

Источник: United Nations, 2015. The World's Women 2015, chapter4_d.xls (Figure 4.15. Time-related underemployment rate by sex, 2010-2012 (latest available))


[6] МОТ использует национальные критерии полного рабочего времени, единого официального критерия для разделения «полного» и «неполного рабочего времени» нет. Данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) гармонизированы в соответствии с общим определением неполной (частичной) занятости, которое основывается на критерии 30-часовой занятости на основной работе (в течение недели до обследования).
[7] Термин «недоиспользованная занятость» среди занятых неполное время применяется по отношению к тем, кто в период обследования хотел бы работать дополнительное время, работал меньше часов, чем предполагает национальный критерий полного рабочего дня (недели), и был готов приступить к работе в дополнительное время.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.