Rambler's Top100

№ 653 - 654
7 - 20 сентября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Доступность и качество российского здравоохранения: оценки пациентов

Эмигранты из России: сколько их? Кто они?

30-летний рубеж: гендерные роли и стереотипы

Скорый поезд «Россия – Москва» везет не всех

Демографический этюд


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Доступность и качество российского здравоохранения: оценки пациентов

О госполиклиниках и больницах большинство россиян отзывается негативно, в первую очередь сетуют на низкое качество медицинских услуг и непрофессионализм медперсонала.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как наши сограждане оценивают состояние системы здравоохранения страны, насколько удовлетворены доступностью и качеством медицинских услуг.

Согласно анализу, проведенному компанией «Медиалогия», тема «здравоохранение» в российских СМИ за год упоминалась 790586 раз. Самые заметные темы: борьба с вирусом Эболы и коронавирусом MERS, а также проведение реформы здравоохранения и митинги против реформы.

В случае болезни большинство наших сограждан (60%) прежде всего идут в государственные поликлиники. О своих правах по полису ОМС известно большинству респондентов, прежде всего, знают, что наличие полиса дает возможность получить первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (по 71%), а также консультации узких специалистов (57%).

При этом две трети россиян (65%) оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, в целом как низкое (чаще это отмечают люди с высоким достатком – 69%, нежели малоимущие – 59%).

Наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения, по мнению населения, являются низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС (9%).

Около (38%) в случае болезни не обращаются в госполиклинику – свое нежелание они чаще всего объясняют плохой организацией работы больниц (большие очереди – 16%, невозможность записаться на прием – 8% и т.д.), недоверием к медперсоналу (некомпетентность – 10%, равнодушие врачей – 6%, грубость – 5% и т.д.), а также тем, что не считают свои болезни серьезным поводом пойти к врачу (16%).

К услугам платной медицины обращаются только 8% опрошенных. Самолечение предпочитает четверть респондентов (25%). Пожилые люди чаще посещают государственные поликлиники (71% старше 60 лет – против 52% от 18 до 34 лет), а молодежь, напротив, пытается справиться с болезнями своими силами (31% от 18 до 34 лет – против 17% старше 60 лет). Народные целители пользуются популярностью лишь у 1% респондентов. Наконец, 4% участников опроса при недомогании не предпринимают никаких действий, пуская все на самотек.

Индекс доступности медицинской помощи показывает, как часто больные россияне обращаются в больницы. Чем выше значение индекса, тем чаще россияне обращаются в больницы и поликлиники. Индекс строится на основе вопроса: «Что Вы делаете, когда заболеваете?». Рассчитывается как разница суммы ответов («Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу» и «Обращаюсь в платную поликлинику, больницу») и ответов («Лечусь сам», "Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине" и «Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»»). Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100.

Что Вы обычно делаете, когда заболеваете? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)


2006

2008

2009

2012

2013

2014

2015

Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу

52

50

51

55

51

55

60

Лечусь сам

37

35

33

33

36

32

25

Обращаюсь в платную поликлинику, больницу

6

7

8

6

7

6

8

Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине

2

2

2

1

1

1

1

Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»

3

6

4

4

5

6

4

Затрудняюсь ответить

1

1

2

1

1

1

2

Индекс доступности медицинской помощи

16

14

20

23

16

22

38

Почему Вы не обращаетесь в государственную бесплатную поликлинику, больницу? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто в случае болезни не обращается в государственную больницу, поликлинику)


Все опрошенные

Большие очереди

16

Лечусь сам, серьезно не болел (-а), не оформляю больничный

16

Некомпетентность мед персонала

10

Невозможно записаться на прием, длительное ожидание записи

8

Нет времени

6

Равнодушие врачей, неэффективность, халатность

6

Все равно придется платить

5

Не доверяю врачам

5

Низкий уровень обслуживания, плохое отношение к пациентам

5

Нет нужного специалиста, нехватка персонала

4

Не хочу

4

Не вижу смысла

3

Не люблю врачей, больницы

2

Выписывают дорогостоящие лекарства

1

Среди родственников (близких друзей) есть врач

1

Привычка

1

Устаревшее оборудование, отсутствие оборудования

‹1

Другое

3

Затрудняюсь ответить

20

Какие услуги из перечисленных предоставляются государственными и муниципальными медицинскими учреждениями бесплатно, по полису Обязательного медицинского страхования? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

 

Все опрошенные

Обращались в медицинские учреждения для получения медицинской помощи в течение последних двух лет

НЕ обращались в медицинские учреждения для получения медицинской помощи в течение последних двух лет

Первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь

71

80

57

Скорая медицинская помощь

71

76

64

Специализированная медицинская помощь (помощь узких специалистов)

57

67

38

Установление индивидуального поста медсестры при лечении в условиях стационара

15

16

13

Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

16

18

12

Другое

1

1

1

Затрудняюсь ответить

10

2

22

По каждой паре выберите утверждение, с которым Вы в большей степени согласны (закрытый вопрос, один ответ, %)


Все опрошенные

В больницах, поликлиниках бесплатно оказывают все услуги, указанные в полисах ОМС - Многие положенные по ОМС услуги больницы стараются оказать платно

   Скорее первое

45

   Скорее второе

45

   Затрудняюсь ответить

10

Система Электронной очереди ускорила доступ пациентов к узким специалистам - Система Электронной очереди замедлила доступ пациентов к узким специалист

   Скорее первое

38

   Скорее второе

32

   Затрудняюсь ответить

30

В последние два года работа скорой помощи улучшилась - В последние два года работа скорой помощи ухудшилась

   Скорее первое

36

   Скорее второе

26

   Затрудняюсь ответить

38

В государственных больницах, поликлиниках качество мед. услуг высокое - В государственных больницах, поликлиниках качество медицинских услуг низкое

   Скорее первое

24

   Скорее второе

65

   Затрудняюсь ответить

11

Сокращение и укрупнение больниц облегчило доступ к узким специалистам - Сокращение и укрупнение больниц усложнило доступ к узким специалистам

   Скорее первое

21

   Скорее второе

50

   Затрудняюсь ответить

29

Сокращение и укрупнение больниц упростило получение места в стационаре - Сокращение и укрупнение больниц усложнило получение места в стационаре

   Скорее первое

19

   Скорее второе

39

   Затрудняюсь ответить

42

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 15-16 июля -2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 500 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: сентябрь 2014 – август 2015.

Пресс-выпуск ВЦИОМ №2919, 2 сентября 2015 г.
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115370

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.