Rambler's Top100

№ 653 - 654
7 - 20 сентября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ридус» и «Коммерсантъ» о причинах роста смертности
«Общая газета» о «виновных» в росте смертности
«ИА ФедералПресс» и «Дни.ру» о критике ОНФ в адрес Минздрава
«Газета.Ру» о статистике причин смерти
«Полит.ру» о кризисах и смертности
«Коммерсантъ» о продолжительности жизни в России
«Economy Times» о демографической ситуации в России
«Московский Комсомолец» о спаде рождаемости в России
«Коммерсантъ» об индексации материнского капитала
«Economy Times» и «Новая газета» о социальных последствиях кризиса
«Медицинская газета» о расходах на здравоохранение
«Независимая газета» и «Новая газета» о ценах на лекарства в России
«Независимая газета» об «отмене» пенсионного возраста
«Новости Беларуси» о возможном повышении пенсионного возраста в Белоруссии
«Власть» о качестве жизни в странах БРИКС
«РБК» о мигрантах и экономике

«Независимая газета» о миграции и безработице
«РБК» об экономии на экспатах в кризис
«El Pais» и «РИА Новости» о миграционной проблеме Европы
«Ведомости» об отношении к беженцам
«BBC Русская служба» о масштабах беженства в ЕС
«Сноб» о «выброшенном на берег гуманизме»
«Ведомости» о «невидимых» беженцах в России
«Росбалт» о демографическом выигрыше от беженства из Украины
«Коммерсантъ» и «ТАСС» о школах и регистрации
«Коммерсантъ-Деньги» об экономической выгоде от образования
«Независимая газета» об интеллекте и долголетии
«Коммерсантъ» о производительности труда
«Эхо» об обязательном медобследовании молодоженов в Азербайджане
«Экспресс-К» о последствиях ядерных испытании под Семипалатинском
«Сabar.asia» о рурализации в Таджикистане
«Sputnik Молдова» о возможной реституции в Молдове

о демографической ситуации в России

Публицистика на службе демографии

Алла Тындик о том, можно ли говорить о всплеске смертности в 2015 году

Тема «высокой смертности» в России на фоне экономического кризиса и реформы здравоохранения остается актуальной. С января по июнь 2015 года в стране родилось 926,7 тыс. человек, умерло – 988 тыс., естественная убыль населения за первое полугодие составила 61,3 тыс. Научное сообщество, между тем, не спешит делать выводы и находит свои «но» на каждый из аргументов.
Перед Россией, действительно, стоят серьезные демографические вызовы. Это и снижение общей численности населения, и неблагоприятная возрастная структура – старение и так называемые демографические волны – и ухудшение динамики смертности и рождаемости. Вспоминают и про неравномерность демографического развития страны, опустение многих регионов. Все эти процессы имеют под собой глубокие исторические основания, они идут не первый год, а под влиянием актуальной повестки дня то один, то другой приковывает внимание общественности. Пару лет назад бурно обсуждался «рост рождаемости», а в этом году – «всплеск показателей смертности».


Число родившихся и умерших (тыс. человек)

Есть ли влияние социально-экономического спада на динамику смертности? Скорее всего, нет. Шоковые кризисные явления действительно приводят к росту смертности (так было в 1990-х годах), однако текущая стагнация таковой не является. В случае «кризисного» характера явления можно было бы ожидать роста смертности от внешних причин и от причин, прямо и косвенно связанных с алкогольным фактором. Этого не наблюдается. Вместе с тем, в связи с заявленными приоритетами понижения смертности от одних причин перед другими возможно искажение собираемой статистики. Об этом свидетельствует и давно растущая доля «прочих», «других» и «неустановленных» причин. Помимо этого, динамика по причинам смертности показала ее рост в результате гриппа, ОРЗ и пневмонии. О том, что повышение числа умерших в первом квартале 2015 года может быть тесно связано с эпидемией гриппа говорит известный специалист в области смертности Евгений Андреев.


Естественный прирост (убыль) населения в 2014 году (на 1 тыс. человек)

Можно ли связать динамику смертности с изменениями в системе российского здравоохранения? И да, и нет. Определенно нет, если речь идет о преобразованиях, начавшихся с января 2015 года. Никакая реформа не может мгновенно повлиять на столь фундаментальный демографический процесс. Тем более, что рост общих коэффициентов смертности начался еще осенью 2014 года (в сентябре и декабре). Однако сами преобразования, в частности, сокращение числа врачей, идут уже не первый год. Тем не менее, смертность продолжала «снижаться». Безусловно, состояние здравоохранения - важнейший фактор динамики смертности. И столь серьезное отставание России по уровню смертности и продолжительности жизни от развитых стран во многом связано с накопленными в здравоохранении структурными проблемами. Эти проблемы глубоки, разноплановы и всем давно известны – от плохой кадровой политики до недофинансирования всей отрасли. Они также не решаются одним лишь укрупнением больниц, как не ведет одно укрупнение больниц к мгновенному росту смертности.
Наконец, для демографов главный вопрос состоит в том, можно ли вообще говорить о всплеске смертности в 2015 году? Смерть - это одно из немногих событий со стопроцентной вероятностью, и «повышение смертности» – термин исключительно публицистический. Прежде чем делать далеко идущие выводы о связи динамики смертности с социальными факторами, необходимо хорошо представлять, от каких причин умирает население и, что еще более важно – в каком возрасте. «Повышением смертности» корректнее считать увеличение числа смертей в более молодых возрастах. Так вот никакой официальной статистики о возрастных коэффициентах смертности за первый квартал 2015 года не существует, она будет доступна много позже. А краткосрочные колебания общих (грубых) показателей ставят вопросов больше, чем дают ответов. Анализируя демографическую статистику, стоит запастись терпением и багажом знаний по истории.

В июне впервые с начала года был зафиксирован естественный прирост населения - 4,5 тыс. человек
Демографическая динамика сегодняшнего дня определяется факторами многолетней давности даже больше, чем днем вчерашним. В частности, тяжелым наследием в виде последствий мировых войн и смен социальных формаций (это – тот масштаб социальных явлений, которые действительно оперативно отражаются на демографической статистике). Оно и приводит к тому, что недавнее превышение числа родившихся над числом умерших не имеет шансов сохраниться и впредь. Откуда такой пессимизм?
Даже ответственные за повышение рождаемости чиновники признают, что численность женщин в репродуктивном возрасте в ближайшие годы будет снижаться. Ее пик мы уже прошли – в 2010-2012 годах. Сейчас в наиболее активных репродуктивных возрастах (20-35 лет) находится около 17 млн женщин, в ближайшие 10 лет по прогнозу Росстата их число опустится до 13 млн. И чтобы к 2025 году абсолютное число рождений было на уровне, например, 2013 года, коэффицент суммарной рождаемости должен достигнуть 2,5 ребенка на 1 женщину. Последний раз он был таковым примерно в 1960 году – совершенно в другом обществе, с иным отношением к планированию семьи и календарем всех событий жизни.
О естественном приросте последних лет (0.2 на 1000 населения) нужно знать и то, как он распределился по территории России. Возрастная структура населения, при которой растет доля пожилых и снижается доля молодых характерна для большинства российских регионов, но особенно сильно от нее страдают центральные и северо-западные области. Территории на периферии двух столиц отдают свое молодое население мегаполисам, и в них естественная убыль достигает 7.5 человек на 1000 (например, Псковская область).
«Последние данные Росстата показали, что по рождаемости ситуация несколько улучшилась: в июне зарегистрирован прирост числа родившихся в сравнении с прошлым годом  –  почти на 11 тыс. человек. В целом за полугодие пока отстаем почти на 6 тыс. от прошлогоднего показателя. Смертность выросла прилично –  только за июнь на 12,5 тыс. человек. Ситуация конечно же настораживает, но пока говорить об устойчивом росте смертности преждевременно. О влиянии экономического кризиса на уровень смертности также говорить еще рано. Стоит обратить внимание на другой показатель, более объективный – ожидаемая продолжительность жизни. Когда он будет подсчитан за этот год, может оказаться, что ситуация не настолько и пугающая, если продолжительность жизни примерно останется на прошлогоднем уровне. Конечно, играют роль и структурные факторы: чем больше в структуре населения пожилых и старых людей, тем, при прочих равных условиях, больше число умерших, а у нас продолжается старение населения. Обращая внимание на статданные, надо делать соответствующие выводы, но не обвинять, как мы с вами слышали пару месяцев назад, только руководителей местных органов здравоохранения. Ну, уволили несколько десятков «стрелочников». Ситуация стала лучше? Наверное, есть какие-то просчеты и на их уровне, но важно решать и масштабные проблемы – финансирование здравоохранения, подготовка кадров, обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом».
Валерий Елизаров, заведующий лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ

Сложившиеся в России структурные факторы столь сильны, что преодолеть их усилиями текущей рождаемости и смертности в ближайшей перспективе невозможно. Однако это не отменяет значения позитивной динамики воспроизводства населения в России. Тем более, что если в отношении роста рождаемости потенциал практически исчерпан, то в снижении смертности он огромен. Несмотря на последние колебания этот потенциал реализуется. В основе позитивных тенденций лежит изменение поведения самого населения, поворот к более здоровому образу жизни. В частности, постепенное снижение употребления крепкого алкоголя помогает решить ключевую задачу демографического развития: сократить потери от сверхсмертности мужчин трудоспособных возрастов. Демографические вызовы в XXI веке отнюдь не приговор социально-экономическому развитию государств. Современная экономика способна справляться и с неблагоприятной возрастной структурой, и с новыми требованиями к социальным системам.

Алла ТЫНДИК, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
«Economy T
imes», 29 августа 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.