Rambler's Top100

№ 653 - 654
7 - 20 сентября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ридус» и «Коммерсантъ» о причинах роста смертности
«Общая газета» о «виновных» в росте смертности
«ИА ФедералПресс» и «Дни.ру» о критике ОНФ в адрес Минздрава
«Газета.Ру» о статистике причин смерти
«Полит.ру» о кризисах и смертности
«Коммерсантъ» о продолжительности жизни в России
«Economy Times» о демографической ситуации в России
«Московский Комсомолец» о спаде рождаемости в России
«Коммерсантъ» об индексации материнского капитала
«Economy Times» и «Новая газета» о социальных последствиях кризиса
«Медицинская газета» о расходах на здравоохранение
«Независимая газета» и «Новая газета» о ценах на лекарства в России
«Независимая газета» об «отмене» пенсионного возраста
«Новости Беларуси» о возможном повышении пенсионного возраста в Белоруссии
«Власть» о качестве жизни в странах БРИКС
«РБК» о мигрантах и экономике

«Независимая газета» о миграции и безработице
«РБК» об экономии на экспатах в кризис
«El Pais» и «РИА Новости» о миграционной проблеме Европы
«Ведомости» об отношении к беженцам
«BBC Русская служба» о масштабах беженства в ЕС
«Сноб» о «выброшенном на берег гуманизме»
«Ведомости» о «невидимых» беженцах в России
«Росбалт» о демографическом выигрыше от беженства из Украины
«Коммерсантъ» и «ТАСС» о школах и регистрации
«Коммерсантъ-Деньги» об экономической выгоде от образования
«Независимая газета» об интеллекте и долголетии
«Коммерсантъ» о производительности труда
«Эхо» об обязательном медобследовании молодоженов в Азербайджане
«Экспресс-К» о последствиях ядерных испытании под Семипалатинском
«Сabar.asia» о рурализации в Таджикистане
«Sputnik Молдова» о возможной реституции в Молдове

о миграционной проблеме Европы

Война против миграции?

Наконец-то европейские организации начали солидарно разрабатывать долгосрочную стратегию реагирования на неконтролируемую миграцию. Возможно, что уже в ближайшее время мы узнаем, в чем заключается новый европейский миграционный проект.
Человеческая трагедия, развернувшаяся у дверей Евросоюза, затронула самые различные виды миграции. Это люди, бежавшие из стран, охваченных гражданской войной, это и экономическая миграция, когда граждане, уставшие от нищеты, стремятся покинуть родину в поисках лучшей доли.
Новизна нынешней волны мигрантов заключается в том, что она приобрела неконтролируемый характер и угрожает безопасности Европы. Похоже, что европейская миграционная политика, принятая в 1985 году, потерпела крах.
С принятием Шенгенского соглашения (1985-1990 гг.) и последующим его расширением, согласно Дублинскому соглашению (1990-2003 гг.), европейское сообщество возвело настоящий железный барьер против внешней миграции. В первую очередь, это касается трудовой миграции, когда граждане из стран, не входящих в Евросоюз, были лишены возможности для легального трудоустройства. Кое-какие послабления остались лишь для тех лиц, которые въезжают для воссоединения семьи. Резко сократилось число лиц, которым предоставляется статус беженца и, следовательно, право на убежище. Кроме того, в 2003 году были внесены изменения в порядок предоставления убежища, согласно нововведению, прошение надо подавать в стране въезда в Европу, а не конечного назначения.
Вместе с тем, за последние 30 лет значительно увеличилось число мигрантов, устремившихся в Европу. Европейское руководство посчитало, что структурные проблемы демографического и геоэкономического характера можно решить только полицейскими мерами, именно на этом сейчас сконцентрировано внимание европейского сообщества. Евросоюз, впервые за время своего существование, подвергся одновременному массированному наступлению беженцев и экономических мигрантов, и остается только гадать, сумеет ли устоять под их натиском заградительная стена европейской империи. Большинство европейских стран из-за экономического кризиса не хотят пускать на свою территорию новых мигрантов, а также всячески противодействуют их легализации. Ряд стран ограничили права и свободное перемещение рабочей силы.
Общественное мнение крайне негативно настроено в отношении мигрантов, в то время как сотни тысяч отчаявшихся людей скопились на границе, подвергая свои жизни смертельной опасности.
Шенгенские и Дублинские соглашения постепенно дают трещину. Как заявила канцлер Германии Меркель во время посещения лагеря беженцев — необходимо полностью пересмотреть миграционную политику.

Интересно только узнать в какую сторону?
Последние годы характеризуются усилением тенденции ренационализации миграционной политики, отсутствием управления миграционными потоками, которые приобрели континентальный характер. Страны еврозоны, где ВВП один их самых высоких в мире, отказываются принять несколько тысяч беженцев с затонувших судов.
Ренационализация управления финансовыми потоками, которую Британия возвела в ранг государственной политики, является даже более вредной, чем нынешняя беспомощность властей. Она иррациональна, так как не учитывает всю сложность миграционных явлений.
Политика сдерживания, проводимая европейскими странами в течение последних 30 лет, привела к нынешней взрывоопасной ситуации. Надо было не накапливать проблемы, а решать, в том числе путем увеличения экономической помощи странам, не входящим в ЕС для снятия социальной напряженности среди населения.
Сегодняшний Евросоюз, отгородившийся от своих нищих соседей, нарушает основополагающее право человека — право на свободное передвижение в мире. Нынешнюю ситуацию отягощает демографический взрыв в африканских странах к югу от Сахары, высоким уровнем безработицы среди молодежи.
Сейчас ни одно европейское государство не может само по себе справиться с этими вызовами. Только общая политика, которая учитывает исторические особенности и экономические интересы каждого заинтересованного государства, может обеспечить решение миграционного кризиса в Европе.
В противном случае, Евросоюз будет реагировать на нынешние миграционные процессы путем хаотической милитаризации границ. Поэтому очень важно, чтобы европейские институциональные учреждения начали совместную разработку управления миграционными процессами, рассчитанную на долгосрочную перспективу.
Такая стратегия могла бы стать основой для повторной ренационализации европейского проекта.
Следует учредить наряду с существующим видом на жительство в странах еврозоны, еще один документ, который бы давал право приезжать трудовым мигрантам в зависимости от потребности принимающего государства. Такой документ не должен давать автоматического права на воссоединение семьи, но в то же время мог бы адекватно реагировать на неудовлетворенный иммиграционный спрос.
Одновременно, необходимо разработать единую европейскую политику сотрудничества с учетом национальных интересов каждой страны. Это даст возможность увеличить долю бюджета ЕС на оказание финансовой помощи предпринимателям, защиту окружающей среды. Следует также пересмотреть правила предоставления политического убежища и ужесточить борьбу с мафией, занимающейся торговлей людьми, имея для этого мандат ООН.
Кроме того, необходимо усилить роль общественных объединений, муниципалитетов и общин в приеме беженцев.
Вот те основные направления деятельности, где Евросоюзу необходимо сосредоточить свои усилия для реформирования устаревшей миграционной системы. Ведь именно она несет ответственность за нынешнюю трагедию. Пора понять, что для Европы в XXI веке мигранты не представляют военной угрозы.

Сами НАИР — профессор политологии международного университета Андалузии. «El Pais», 7 сентября 2015 года
InoSMI 7 сентября 2015 года

Зорин: миграция в Европе пока не представляет серьезной угрозы для РФ

Россия должна анализировать происходящее в Европе, несмотря на то что миграционный кризис не затрагивает непосредственно РФ, считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте российского государства Владимир Зорин.
Эксперты пока не видят серьезных угроз для России в связи с потоком мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, но считают необходимым анализировать ситуацию в Европе, извлекая уроки из ошибок европейских лидеров.
С начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыли 340 тысяч мигрантов. Согласно оценкам аналитиков, ситуация с нелегальными мигрантами в данный момент в странах ЕС является наихудшим кризисом с перемещенными лицами со времен Второй мировой войны.
В понедельник пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности России обсудил меры по минимизации для РФ негативных последствий миграционной ситуации в Европе.

Нестабильная Европа — дискомфорт для России
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимир Зорин отметил, что происходящее в Европе сейчас кажется далеким и непосредственно не затрагивающим интересы РФ. "Но, как европейское государство, мы должны внимательно анализировать ситуацию, чтобы извлекать уроки из действий и ошибок руководства Евросоюза", — сказал он. Кроме того, эксперт считает необходимым продумать шаги, как не допустить, чтобы потоки мигрантов развернулись в нашу сторону через южные рубежи.
Зорин напомнил, что в России существует программа по переселению в РФ соотечественников, которая затрагивает и выходцев из Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, осевших в том числе в Сирии. "Важно при решении гуманитарных задач не допустить, чтобы к нам попадали люди, настроенные радикально или с недобрыми намерениями", — сказал эксперт.
Он отметил, что в связи с сообщениями о попытках использовать РФ для транзита нелегальных мигрантов в скандинавские страны следует усилить контроль по этой линии.
"Кроме того, нестабильная Европа — это определенный дискомфорт для РФ с точки зрения туризма и развития культурных и экономических связей", — добавил Зорин.

Бороться нужно с причиной
Председатель Общественного совета ФМС России профессор Владимир Волох полагает, что миграционная система страны позволяет четко отслеживать вопросы миграции, четко определять тех, кто действительно имеет основания на получение статуса беженца или временного убежища. "Поэтому я полагаю, что угрозы реальной нет, но, безусловно, нужно быть готовыми и работать на опережение, чтобы не допустить тех событий, которые мы видим сейчас в Европе", — сказал он.
Собеседник отметил, что сейчас главная задача всего мирового сообщества — направить усилия на прекращение военных действий во всех регионах. "То есть в целом нужно бороться с причиной, а не со следствием", — подчеркнул Волох.

Долгосрочные перспективы
Заведующая сектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. Ломоносова Ольга Чудиновских полагает, что последствия массовой миграции, которая сейчас наблюдается в мире, может коснуться России только косвенно.
"Эти последствия могут быть накоплены в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Пока для нас не вижу никакой угрозы", — сказала собеседница агентства. Она отметила, что пока российским властям нужно сконцентрироваться на вопросах притока вынужденных мигрантов с Украины.
Собеседница агентства подчеркнула, что основные потоки мигрантов следуют в Европу в обход России. "Какая-то небольшая часть сирийцев приезжает в Россию, потому что есть родственные связи, кто-то здесь учился. Но в любом случае речь идет о сотнях человек, а не о десятках тысяч, что имеет место в Европе", — сказала она.
Чудиновских отметила, что переселенцы в Евросоюз пытаются использовать транзитные пути в скандинавские страны (в частности, в Норвегию) через Россию, но надолго они здесь не задерживаются. "Есть намерение осесть все-таки не в России, а в странах западной Европы с высоким уровнем жизни и с либеральной политикой в отношении предоставления убежища и различных социальных выплат", — полагает эксперт.
Собеседница агентства обратила внимание на то, что мигранты из Африки и Ближнего Востока могут осесть в странах, граничащих с их государствами, но предпочитают ехать туда, где смогут получить больше средств и более благополучную среду для дальнейшей жизни. Поэтому, по ее словам, Евросоюзу еще предстоит разобраться, кто из них является беженцами, а кто — экономическими переселенцами.

«РИА Новости», 7 сентября 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.