Rambler's Top100

№ 651 - 652
24 августа - 6 сентября 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Доверие, всеобщее благосостояние и политическая экономия: национальные различия в использовании тюремного заключения. Первая часть

Доверие, всеобщее благосостояние и политическая экономия: национальные различия в использовании тюремного заключения. Вторая часть

Сухой остаток ГУЛАГа

География несвободы: об инфраструктуре депортаций и советской режимности

Ограничение территориальной мобильности и конструирование пространства от сталинской эпохи до наших дней

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

География несвободы: об инфраструктуре депортаций и советской режимности

Павел Полян[1] - специально для Демоскопа

Так уж повелось, что российская государственность исторически плохо переваривала и переваривает гражданские и корпоративные свободы. Демократия, как достигнутый компромисс и консенсус между «вертикальностью» власти (монарх, генсек, президент) и «горизонтальностью» общества (межпартийный ландшафт, гражданские инициативы, корпоративные и личностные свободы), если и работала в России, то очень недолго и с большими сбоями.

Черта осёдлости как кредо

Советский Союз – особенно в его сталинском ипостаси – время весьма специфической социалистической законности, представляющей интересы меньшинства (диктатура пролетариата, при делегировании пролетариатом своих прав монополистической компартии, компартией – Политбюро партии и т.д.). Такая система может держаться только на репрессиях (репрессивной политике) и репрессивном аппарате. Поэтому репрессии – системообразующий фактор советской власти, ее сердцевина и ее нерв.

Репрессии – помимо их тяжести – принципиально отличаются по тому признаку, направлены ли они против индивидуума (конкретной личности) или их целью является некое сообщество людей, чем-то (группа, коллектив, корпорация).

Именно корпоративные репрессии, например, депортации различных контингентов, являются одним из наиболее массовых видов репрессий. То же можно сказать и о принудительном оседании, и принудительным закреплением за какой-то территорией. Примером такого закрепления может послужить черта осёдлости.

Как государственный институт черта осёдлости - территория, вне которой воспрещалось свободное и постоянное проживание евреев – просуществовала в романовской России более века с четвертью – между 23 декабря 1791 г. и 15 марта 1917 г.[2] Как понятие «черта осёдлости» стала синонимом политики государственного антисемитизма, но для нас здесь существенно, что это одна из разновидностей ограничения корпоративной (контингентной) свободы. Ведь и крепостничество допустимо рассматривать как разновидность черты осёдлости, только с другими социальными и географическим параметрами контингента (крепостных).

Институциональная инфраструктура миграций

Институциональная инфраструктура миграций в России имеет свою историческую традицию. До конца XIX века вопросами вялотекущего переселения занималось Министерство государственных имуществ: выразительная деталь, подчеркивающая специфическое отношение российского государства к своему населению именно как к «имуществу».

По мере обретения населением России личной свободы и индивидуального лица миграционные компетенции все больше сосредотачивались у МВД, какие бы ипостаси – ОГПУ, НКВД и др. – оно впоследствии ни принимало. Так, первый в России миграционный орган - Переселенческое управление – впервые было основано 2/14 декабря 1896 г. при МВД. При этом международные миграции регулировались МВД в кооперации с МИД, а внутренние - в кооперации с органами юстиции[3] или аграрного профиля – в зависимости от степени принудительности миграции. То же Переселенческое управление было изъято в мае 1905 г. из подчинения МВД и передано в ведение Главного управления землеустройства Министерства земледелия.

Главное Переселенческого управление СССР длительное время (с 1924 по 1936 гг.) находилось в ведении Минсельхоза СССР. В советское время впервые наметился тренд к выделению миграционных органов из структур МВД и их превращению в самостоятельные структуры при правительстве.

Но, разумеется, все то, что было связано с вопросами насильственного переселения, из рук репрессивных органов МВД, как правило, не утекало. В этой связи немалый интерес представляет организационная структура депортационного дела в СССР. При всем принципиальном отличии между советскими депортированными (как административно-высланными спецпоселенцами) и советскими заключенными (как осужденными НКВД или судами), важно помнить, что сугубо организационно и за то, и за другое отвечали органы ОГПУ-НКВД-МВД. Большую часть периода депортаций Отдел спецпоселений или аналогичные ему органы входили непосредственно в ГУЛАГ как его составная часть. В самом начале 1930-х гг., во время кулацкой ссылки, в составе ОГПУ существовал самостоятельный Отдел по спецпереселенцам, со своими отделениями и инспекциями на местах.

Заметим, что и третья составная часть внутренних миграций – добровольно-принудительные «плановые переселения» - некоторое время тоже входила в состав компетенций НКВД. Переселенческий отдел НКВД был образован 22 июля 1936 года на базе Всесоюзного Переселенческого комитета при СНК[4]. 9 августа 1939 года отдел был вновь выведен из штата НКВД и передан в ведение Переселенческого управления при СНК. Интересно, что на время его существования в составе НКВД пришлась первая тотальная этническая депортация – выселение корейцев.

Институционализация миграций, в том числе и принудительных, неотрывна от ее документального наполнения. Жанровый репертуар документации по принудительным миграциям велик и неупорядочен. Анализ одного только сборника документов «Сталинские депортации»[5] выявил около двух десятков таких жанрово-типологических обозначений: законы, постановления, указы, распоряжения, решения, директивы, приказы, циркуляры, планы, указания, инструкции, сводки, письма, телеграммы, шифрограммы обращения, докладные и служебные записки, разъяснения, запросы, справки, спецсообщения и сообщения, донесения, рапорты, отчеты, представления к награждению, памятки, просьбы и т.п. Вся эта пестрая жанрово-типологическая совокупность, безусловно, заслуживает своего анализа и упорядочения.

Такие типы документации, как законы, постановления, указы, распоряжения издавались высшими органами власти. Издающими органами при этом выступали СНК, ГКО (во время войны), ПВС. Но нередко инициирующими и решающими бывали не советские, а партийные документы - решения политбюро и его комиссий (именно им «обязаны» кулаки и поляки в 1930 г.). Но руку прикладывали не только центральные, но и региональные парторганы (в частности, тотальная депортация корейцев была инициирована директивой крайкома).

Нередко практиковались и совместные постановления исполнительной власти и партийных органов, в частности, постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О переселении немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей» от 26 августа 1941 г. Указы ПВС СССР как бы завершали необходимую бюрократическую работу – «оформляли» все как надо и легитимизировали любое беззаконие. Случай оформления депортаций (точнее, ее итогов) в виде законов единичен: это Закон РСФСР «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область» от 25 июня 1946 г.)

Всю исполнительскую, – но нередко, впрочем, и инициирующую – работу по депортациям осуществляли органы НКВД, так что преобладание именно их документооборота в большинстве публикаций первичных материалов по депортациям более чем понятно.

Принципиальные решения о депортациях (в особенности о депортационных кампаниях) всегда принимались в Москве, на центральном уровне, откуда транслировались в регионы и ниже. В 1920-е и 1930-е гг. изредка встречались депортации, санкционированные республиканскими органами (в частности, УССР), но пика своей децентрализации депортационное дело достигало в годы ВОВ, когда право вынесения решения о тех или иных депортациях было делегировано фронтовым армейским органам: в качестве примера укажем на Постановление Военного Совета Ленинградского фронта № 00714a от 20 марта 1942 г. об обязательной эвакуации финского и немецкого населения из пригородных районов области и города Ленинграда.

Следует заметить, что массовые переселения депортационного типа занимают промежуточное положение между насильственными перемещениями в пространстве ГУЛАГа миллионов осужденных советских граждан и так называемым плановым, или организованным, или сельскохозяйственным, переселением, призванным выправить внутреннюю диспропорцию трудовых и земельных ресурсов, сложившуюся в пределах России и СССР (отчасти исторически, отчасти в результате перегибов национальной и экономической политики). Формально это последнее переселение велось на "добровольной основе", в действительности же — в условиях тоталитарного режима — все было совершенно иначе: недаром к реализации этой политики были привлечены не только органы внутренних дел, но и система военкоматов, а вся документация по этому вопросу велась в режиме секретности.

Методы «добровольной» вербовки, особенно в 1930-е гг., не оставляют и тени сомнений в принудительном и неэффективном характере этих переселений. Так, в «Докладе об итогах переселения красноармейских хозяйств на Северо-Кавказский край» за IV квартал 1933 года читаем: “Отдельные воинские части, в погоне за выполнением "контрольных цифр", — при вербовках допускали по существу насильственные методы вербовок, в приказном порядке. У части коммунистов отбирались партбилеты за отказ от выезда на Кубань; исключали из партии. В эшелоне № 170 у переселенца отобрана подписка о невыезде его с Кубани; отдельных красноармейцев снимали с постов, приказывали грузиться в эшелоны и выезжать[6].

Вместе с тем, закономерно возникает вопрос о соотношении типологических, организационных и, в особенности, географических черт между системами планово-добровольного, депортационного и тюремно-лагерного («Архипелаг ГУЛАГ») переселения и т.д. Депортационная политика тесно связана с общей политикой принудительного труда в СССР и может быть понята только в единстве с практикой принудительного трудоиспользования осужденных в ГУЛАГе и планово-добровольного переселения.

В частности, провал планового переселения в 1920-е гг. в сочетании с валютоприносящим экспортом древесины во многом предопределили принудительные формы и методы переселения и трудоиспользования, на которые государство перешло в 1930-е гг. как по линии заключенных (исправительно-трудовая система ГУЛАГа), так и по линии депортированных (спецпереселенцев, административно-высланных и т.д.). При этом считалось, что принудительный труд мог быть более эффективным, чем свободный. Между планово-добровольным, депортационным и тюремно-лагерным типами переселений отмечалось не всегда четкое, но все же ощутимое макрогеографическое разделение труда: так, плановое переселение “отвечало” за переселение в трудодефицитные регионы с относительно благоприятными природными и социальными условиями (например, на Северный Кавказ или в отдельные районы юга Дальнего Востока), тогда как “Архипелаг ГУЛАГ” специализировался на освоении районов с экстремальными природными условиями (как, например, на Колыме) или же обеспечивал физическим трудом сверхсекретные объекты (урановые рудники, закрытые города и т.д.).

Что же касается системы спецпоселков и комендатур для депортированных, то она занимала промежуточное положение между ними, в результате чего основными ареалами вселения депортированных были Европейский Север, Урал, Западная Сибирь, Казахстан и Средняя Азия, за исключением самых обжитых или приграничных районов.

Политэкономия большевизма зиждилась на ложной, но твердой уверенности в том, что принудительный труд, если его грамотно применять, может быть более эффективным, нежели труд свободный. Поэтому репрессии разных видов должны были не только обильно поставлять «человеческий материал», но и обеспечить контролируемую территориальную мобильность рабочей силы в соответствии с географией «великих строек» и меняющимися экономическими задачами государства. Вся страна служила своего рода «человеческим карьером», откуда добывалась принудительно используемая рабочая сила, а репрессии были циничным методом их добычи и транспортировки.

При этом между различными типами репрессий существовало определенное, в том числе и территориальное, «разделение труда». Так, «Архипелаг ГУЛАГ» зиждился на легитимизированной через квазисудебные решения абсолютной бесправности «зэка» и был в значительной мере специализирован на освоении районов с экстремальными природными условиями (как, например, угледобыча в Печорском бассейне, лесодобыча и лесосплав на Крайнем Севере[7], добыча золота на Колыме или платины в районе Норильска и т.д.). Он же обеспечивал физическим трудом строительство, а если надо, то и проектирование и частично эксплуатацию («шарашки») сверхсекретных объектов (военных баз, урановых рудников, закрытых городов и т.д.).

Жертвы депортационной политики (спецпоселенцы и аналогичные им группы) выбирались иначе - на контингентно-административной репрессивной основе, формально допускавшей минимум общих для них прав (сохранение институтов семьи, соседства, а отчасти и профессиональной преемственности). Реализация этих прав была бы невозможна в климатически экстремальных условиях. В соответствии с этим, ареалами вселения депортированных служили относительно обжитые территории Европейского Севера, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии, за исключением разве что наиболее урбанизированных и приграничных режимных районов, где спецпереселенцам, в силу их статуса запрещалось жить.

Центрами территорий их вселения служили, как правило, небольшие поселки, в которых размещались комендатуры. Поэтому расселение депортированных в начальной своей фазе было, как правило, мелкоселенным, а по своей хозяйственной функции, в основном, аграрным или лесохозяйственным, что, хотя и дублировало аналогичную «ГУЛАГовскую отрасль», но, как правило, не означало перекрытия с лесными зонами лагерных островов ГУЛАГа.

Межконтингентное «разделение труда» и режимные ограничения

Еще один специфический и географически самостоятельный элемент «межрепрессионного разделения труда» составляли плановые трудовые мигранты, де-юре не репрессированные, а завербованные по линии планово-добровольного переселения. Ареалами их вселения вполне могли быть и трудодефицитные регионы с относительно благоприятными природными и социальными условиями (например, юг Дальнего Востока, Поволжье, Северный Кавказ или даже отдельные районы Украины или Крыма после коллективизации, голода или массовых депортаций). Однако методы этого добровольного переселения и условия, в которые попадали мигранты, зачастую носили такой характер, что фактически ничем не отличались от «мягких» индвидуализированных репрессий типа административной ссылки или высылки.

В правовом отношении указанным группам принудительно мобилизованных рабочих соответствовали разные административные режимы, отличавшиеся по степени личной свободы и ограничения мобильности (или, иначе, по степени «прикрепленности» человека к месту отбывания им репрессии). Регламент ГУЛАГа сравним с рабовладельческим укладом, спецпоселения – с феодально-крепостническим, а добровольно-плановые трудовые миграции представляли собой столыпинскую реформу, вывернутую наизнанку. Если Столыпин взял курс на экономическое освобождение вчерашних крепостных, хотя и обретших личную свободу, но не способных вырваться за черту своей общинной оседлости, то статус трудовых мигрантов по оргнабору имел отчетливую тенденцию к их закрепощению и помещению в ту или иную устанавливаемую государством «черту новой оседлости». Их номинальная свобода передвижения ограничивалась и режимом прописки, и условиями заключенных с государством договоров, нацеленных на максимально жесткое закрепление рабочей силы за предприятиями. Статус трудовых мигрантов по оргнабору заметно ужесточился в конце 1930-х гг. и особенно сильно - в годы войны. Это отражалось и в документальном оформлении кабалы: фактическое отсутствие личных документов на зоне (в ГУЛАГе), наличие индивидуальных справок и комендантский режим у спецпоселенцев (в некоторых случаях и у ссыльных) и частичная паспортизация (в начале 1930-х гг.) у плановых переселенцев из числа горожан.

В экономическом плане трудовые мигранты в принципе могли работать в любой сфере, вплоть до обрабатывающей промышленности и образования, и соответственно, оседать даже в крупных городах, тогда как экономическим профилем ГУЛАГа были добывающая промышленность и строительство, а спецпоселенцев – сельское и лесное хозяйство. Из них только ГУЛАГ был зоной, при необходимости «свободной» от действия экономических законов, описанных в том числе и К. Марксом. Только ГУЛАГ, в порядке рецидива рабовладельчества, допускал постановку, а в отдельных случаях, не считаясь с рентабельностью или даже человеческими жертвами, «решение» задач, практически нерешаемых в иных общественных условиях (например, строительство железной дороги Воркута – Дудинка, заслуженно прозванной потом «мертвой дорогой»).

После войны, когда демографический потенциал страны основательно оскудел, указанное «разделение труда» начало постепенно размываться, особенно после смерти Сталина. Новые хозяйственные задачи требовали иной раз объединения усилий как репрессированных, так и нерепрессированных. Крупные проекты стали уже непосильны ни для одной из категорий в отдельности. Классический пример – освоение целины. Трудовые ресурсы этого проекта представляли собой комбинацию остаточных элементов всех упомянутых «архипелагов» в сочетании с системой так называемого «комсомольского призыва» - своего рода инновации в области принудительной мобилизации труда, по-прежнему стремящейся иметь видимость «добровольной».

Выше уже упоминались понятие режима (режимности) территорий и ссылка и высылка как «мягкие» формы индивидуальных репрессий. При этом под высылкой традиционно понимается насильственное выдворение из некоей местности, а под ссылкой, – наоборот, водворение в определенной предустановленной по суду местности на жительство[8]. Они могли быть и бессрочными, но чаще всего приговор содержал в себе и указание срока.

Свобода передвижения высланного или ссыльного имела немало ограничителей, но ограничения вовсе не прекращались с истечением срока высылки и ссылки. Далее в ход вступали разнообразные «минусы» («минус 6», «минус 12» и т.д.), суммировавшие запреты и ограничения на дальнейшее проживание в отдельных местностях[9].

Однако, как это ни удивительно, вопросы миграционной режимности репрессированных категорий граждан относятся к числу наименее изученных в науке о репрессиях в СССР, а значительная часть соответствующей документации по необъяснимым причинам до сих пор не рассекречена.

Публикуемые документы призваны несколько изменить это положение[10].

< 1 >

ПРИКАЗЫ
ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗА 1930 ГОД.

Содержание

№ 19/10. 11-го января 1930 г., гор. Москва

При сем объявляется инструкция по применению положения о ссылке и высылке, применяемых постановлением Особого Совещания при ОГПУ, утвержденная ОГПУ и прокуратурой, согласно ст. 10 «Положения о правах ОГПУ в части высылки и ссылки» (см. приказ № 172 от 2/IV-24 г.)

Нач. Админоргупр’a И.Воронцов

Приложение к Приказу ОГПУ 1930 г. № 19/10.
«Утверждается»

Зам. Председателя ОГПУ Г. Ягода

11-го января 1930 г.

ИНСТРУКЦИЯ
по применению положения о ссылке и высылке, применяемых
постановлением Особого Совещания при ОГПУ

На основании ст. 10, ч. 2 Положения о правах ОГПУ в части административной высылки и ссылки, применяемых постановлением Особого Совещания при ОГПУ, объявляется следующий порядок применения высылки и ссылки в отношении различных категорий высылаемых лиц.

А. Высылка из местности, где проживало высылаемое лицо и запрещение дальнейшего ему проживания в этой местности на срок до 3-х лет.

1. Этот вид высылки осуществляется путем предъявления данному лицу обязательства, как правило, в недельный срок, покинуть местность, в которой ему запрещено проживание. В отдельных случаях указанный срок может быть понижен (до одного дня).

2. Никаким иным правовым ограничениям, а равно и ограничениям свободного передвижения и проживания вне запрещенной местности, высылаемый не подвергается.

3. При назначении этого вида высылки запрещение проживания ограничивается территорией района, города, округа.

4. При обнаружении высланного лица по истечении срока, предъявленного ему для выезда, и до истечения срока высылки, на территории, запрещенной ему для проживания, обязательным является применение к нему нового срока высылки с прикреплением к определенному местожительству.

5. Разрешение на временный въезд в запрещенную для проживания местность может быть дано только органом, вынесшим постановление о высылке.

Б. Высылка из местности, где высылаемый проживал с запрещением сверх того проживания в ряде местности, согласно списку, устанавливаемому ОГПУ на срок до 3-х лет

1. Этот вид высылки осуществляется путем предъявления высылаемому обязательства в недельный срок покинуть запрещенное для проживания место и объявление высылаемому списка местностей, в которых проживание ему воспрещено.

2. На высылаемого этой категории распространяется действие ст. ст. 2, 4 и 5 раздела «А» инструкции.

3. Высылка с запрещением проживания в ряде местностей делится на два вида:

а) Высылка с запрещением проживания в 6 пунктах и сверх того с запрещением проживания в пограничных округах или без такового (Приложение: - список этих пунктов)

б) Высылка с запрещением проживания в пунктах (Приложение: - список этих пунктов)

В. Высылка из местности, согласно А и Б Положения, но с прикреплением к определенному месту для проживания на срок до 3-х лет.

1. Высылаемые этой категории имеют право перед выездом избрать себе местожительство в любом районе, за исключением мест, запрещенных им для проживания.

2. Высылка эта осуществляется путем предложения высылаемым выехать в недельный срок в избранное ими местожительство, при чем высылаемому на руки выдается специальный документ (проходное свидетельство), в котором указывается, что такое-то лицо следует в высылку в избранную им местность для жительства. Это документ сдается при явке высланного в местный Отдел ОГПУ.

3. В случаях, когда у Особого Совещания при ОГПУ, выносящего постановление, нет достаточной гарантии, что высылаемый прибудет к месту избранного им жительства, в постановлении делается оговорка о направлении его к месту избранного жительства по этапу. В этом случае высланный доставляется в соответствующий окружной Отдел ОГПУ, где он освобождается и где ему выдаются его личные документы.

4. Высланные этой категории:

а) не имеют права до окончания срока высылки выехать из избранного ими места жительства.

б) Могут свободно передвигаться лишь в пределах избранного ими для жительства округа, города, района или волости.

в) Обязаны периодически, раз в 3-14 дней, являться для регистрации в местный отдел ОГПУ, или в иной административный орган, по указанию местного отдела ОГПУ.

г) Никакими иными ограничениями не подвергаются, проживают по своим личным документам и могут заниматься всеми незапрещенными законом промыслами и занимать должности на общественной и государственной службах. Если ОГПУ считает необходимым подвернуть высланного ограничениям, в смысле допущения на государственную и общественную службу, или занятия тем или иным промыслом, оно специально должно оговорить это ограничение в самом постановлении о высылке, равным образом должно быть оговорено лишение активных и пассивных избирательных прав.

5. Определение границ избранной для жительства территории, а равно и установление срока периодической регистрации, определяется ОГПУ при направлении высылаемого в соответствующий отдел ОГПУ.

6. При побеге с места высылки, или с пути следования к ней, обязательно применение ссылки в отдаленную местность (согласно разделу «г» настоящей инструкции) на срок до 3-х лет.

7. Выезд высланного с места избранного жительства, равно переизбрание места проживания, может быть разрешено лишь органом, вынесшим постановление о высылке.

Г. Ссылка

1. Ссылка в определенную местность по выбору и указанию ОГПУ может иметь место на срок до 3-х лет и в местности по установленному списку (Приложение: список мест ссылки).

2. Ссылаемый следует к месту назначения по этапу.

3. По прибытии сосланный поступает в распоряжение соответствующего отдела ОГПУ, который и назначает ему окончательное место жительства.

4. Эта категория ссыльных, при неимении средств к существованию, и до подыскания себе работы, пользуется государственным пособием, в размерах, установленных для сего; лишается активных и пассивных избирательных прав. Подвергается периодической регистрации. Свободное передвижение в местах ссылки ограничивается определенным районом, радиусом не менее 5 клм.

5. Побег с места ссылки, а равно с пути следования к нему[11], влечет для совершившего – заключение в концлагерь, на срок до 3-х лет.

6. Разрешение на выезд с места ссылки и на изменение местожительства в районе ссылки, определение границ района и сроков регистрации устанавливаются соответствующим ПП ОГПУ, при выборе местожительства сосланным.

L. Порядок отбывания ссылки

1. Порядок следования к месту ссылки может быть и не этапным, если об этом имеется специальное разрешение ОГПУ.

2. Срок ссылки, а равно и высылки всех видов, исчисляется со дня вынесения постановления, с зачетом предварительного содержания под стражей.

3. При невозможности по климатическим условиям доставить сосланного к месту ссылки, сосланные содержатся под стражей в местах лишения свободы по месту ссылки, однако срок этого содержания не может превышать 3-х месяцев.

4. Высланному, или сосланному, должно быть, при объявлении ему о состоявшемся постановлении, объявлен под расписку срок, когда кончается наложенное на него ограничение.

5. По окончании этого срока и при отсутствии нового постановления органа, вынесшего постановление о высылке, все ограничения, наложенные на высланного или сосланного, отпадают без какого-либо предварительного разрешения с чьей либо стороны.

6. Прокурорский надзор наблюдает за соблюдением настоящей инструкции. На нем лежит обязанность по приему жалоб высланных или сосланных, на невыплату им пособия, не предоставление лечения, нарушения настоящей инструкции, а также прием ходатайств о перемене места ссылки в пределах области.

Все указанные вопросы разрешаются Прокурором по согласованию с ПП[12] ОГПУ.

7. Все прежние временные инструкции и разъяснения, с изданием настоящей инструкции, отменяются.

Приложение: Списки

Список местностей к разделу «Б» ст. 3 п. «а»

1. Московская область.
2. Ленинградская область.
3. Сев. Кавказский край и Дагестан.
4. Харьковский округ.
5. Киевский округ.
4. Одесский округ.
С пограничными округами или без таковых

Список местностей к разделу «Б» ст. 3 п. «б»

По РСФСР

1. Погранокруга.
2. Московская область.
3. Ленинградская область.
4. Сев. Кавказский край и Дагестан.
5. Все центральные округа областей, краев и автономных республик

По УССР

6. Вся территория УССР.

По БССР

7. Вся территория Белорусского Военного округа.

По ЗСФСР

8. Вся территория ЗСФСР.

По Туркменской ССР

9. Гор. Ашхабад, г. Кирки, г. Мерв и их округа.
10. Гор. Красноводск

По Узбекской ССР

11. Вся Узбекская ССР и Кара-Калпакская АССР
12. Вся Таджикская ССР.

Список местностей к разделу «Г» ст. 1

1. Севкрай.
2. Сибкрай.
3. Уральская область.
4. Маробласть.
5. Чувашская область.
6. Вотская область.
7. Комиобласть
8. Казахстан.
9. Средняя Азия.
10. Другие места Союза ССР в отдельных и исключительных случаях.

Особуполномоченный при Коллегии ОГПУ ФЕЛЬДМАН

Прокурор при ОГПУ КАТАНЬЯН

ЦА ФСБ. Ф.100. Оп.1. Д.1.Л.46-49.

< 2 >

ПРИКАЗЫ
ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗА 1931 ГОД.

Содержание

№ 124/77. В дополнение к Инструкции по применению положения о ссылке и высылке, объявленной в приказе ОГПУ 1930 г. № 19/10.

№ 124/77. 13-го марта 1931 г., гор. Москва

В дополнение к Инструкции по применению положения о ссылке и высылке (приказ ОГПУ 1930 г. № 19/10 от 11/1-30 г.) – Приказываю:

I. При вынесении постановления о высылке (т.е. ограничения права проживания в определенных пунктах) или без прикрепления, но с обязательным запрещением не в 6-ти пунктах, а в 12-ти, согласно списка местностей к разделу «Б» ст. 3 п. «б» приказа № 19/10 от 11/1-30 г. и никакому дальнейшему ограничению права проживания в иных местах не подвергать.

II. В целях максимальной разгрузки этапа лиц, осужденных к ссылке в определенную местность (разд. «Г» упомянутой инструкции), отправлять к месту ссылки в порядке § 2 раздела «В» инструкции, т.е. не по этапу. Этап применять только в тех случаях, когда это оговорено в постановлении о ссылке.

Зам. предс. ОГПУ С. Мессинг

ЦА ФСБ. Ф.100. Оп.1. Д.5.Л.174.

< 3 >

ПРИКАЗЫ
ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗА 1931 ГОД.

Содержание

№ 807/436. С объявлением инструкции о порядке направления в ссылку и высылку лиц, отбывших наказание в лагерях ОГПУ.

№ 807/436. 31-го декабря 1931 г., гор. Москва

В целях устранения имевших место недоразумений при направлении в ссылку и высылку заключенных, освобождаемых из лагерей ОГПУ в порядке приказа № 361/164 – 30 г., а также получивших ссылку или высылку в качестве дополнительной меры социальной защиты после отбытия основного срока в лагерях, при сем отдельным приложением объявляется для руководства и неуклонного исполнения, инструкция о порядке направления в ссылку и высылку лиц, отбывших наказание в лагерях ОГПУ.

Приложение: Инструкция

Зам. Предс. ОГПУ В.Балицкий

Утверждаю: Приложение к приказу

Зам. Пред. ОГПУ ОГПУ 1319 г. №80/436

В. Балицкий Секретно

29 декабря 1931 г.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке направления в ссылку и высылку заключенных, освобождаемых из лагерей ОГПУ.

1. Лица, осужденные органами ОГПУ, получившие в качестве дополнительной меры социальной защиты ссылку, направляются в распоряжение ПП ОГПУ по месту ссылки, причем этапом следуют лишь в тех случаях, когда об этом есть специальная оговорка в постановлении Ос[обого] Сов[ещания], или Коллегии ОГПУ.

2. Лица, осужденные органами ОГПУ, получившие в качестве дополнительной меры социальной защиты высылку – 12 пунктов, следуют к месту избранного жительства одиночным порядком и с последних берется подписка о явке в орган ОГПУ по месту избранного жительства, если в постановлении не указано о направлении к месту жительства этапом.

3. Лица, осужденные органами ОГПУ, досрочно освобожденные из лагерей в порядке приказа № 361/164-30 г., следуют в ссылку или высылку на оставшийся срок в соответствии с п.п. 1-м и 2-м настоящей инструкции.

4. Лица, осужденные органами НКЮ и получившие по приговору Суда в качестве дополнительной меры социальной защиты cсылку, направляются в распоряжение Управления Р.К. Милиции по месту ссылки в порядке, указанном в п.1.

Туда же следуют лица, получившие в качестве дополнительной меры социальной защиты высылку в виде ограничения – 12 п.п., причем последние следуют в Управление Р.К. Милиции по месту избранного жительства одиночным порядком.

5. Лица, осужденные Судами и досрочно освобожденные из лагерей в порядке приказа № 361/164-30 г., с заменой оставшегося срока ссылкой или высылкой, независимо от того, что изменения меры социальной защиты состоялось по постановлению органа ОГПУ, направляются для отбытия оставшегося срока, как лица осужденные судебными органами, т.е. порядком указанным в п. 4-м настоящей инструкции.

Примечание. Списки на подлежащих освобождению из лагерей в соответствии с приказом № 695/373 – 31 г. на указанные категории представляют в ОГПУ органами милиции.

6. В соответствии с введением указанного выше порядка передачи освобождаемых из лагерей заключенных, с момента передачи таковых полномочным представителям ОГПУ и Управления Р.К. Милиции, все вопросы, возникающие в порядке отбытия ссылки или высылки, или по отбытой ранее основной меры соц[иальной] защиты разрешаются:

а) в отношении осужденных органами ОГПУ – соответственным ПП ОГПУ;

б) в отношении осужденных Судами органами ОГПУ – соответственным Управлением Р.К. Милиции.

7. Отправка к месту ссылки, независимо от органа, коим заключенные осуждены, производить этапным порядком силами конвойных войск в установленном порядке.

8. Лица, получившие ограничение -12 (высылку) следуют к месту избранного жительства одиночным порядком, для чего последним выдается на руки жел.-дор. требование №1 и продовольствие из расчета пути следования.

9. Управление лагерей одновременно с отправкой людей направляют в органы (ОГПУ или Милиции в соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 и 5) по месту ссылки или высылки заключенного: карточку ф. №1, постановление органа ОГПУ или другие документы о дальнейшей мере социальной защиты и все личные документы заключенного, при чем лицам, следующим одиночным порядком на высылку, выдается на руки удостоверение с указанием в таковом запрещенных пунктов проживания и что таковое видом на жительство служить не может, а с высылаемого отбирается подписка о явке на регистрацию в орган ОГПУ или Милицию по месту избранного жительства, с указанием срока явки.

10. Органы ОГПУ и Управление Р.К. Милиции немедленно после прибытия обязаны поставить в известность соответствующие лагеря путем подтверждения прибытия.

11. Протокол о досрочном освобождении и месте направления освобождаемых в копиях должны быть направлены в ОЦР ОГПУ.

Пом. Нач. Гл. Упр. Лаг. ОГПУ ЕРЕМИН

За нач. Гл. Инспекции ОГПУ по Милиции УСОВ

Зам. Особоуполномоч. При Коллегии ОГПУ БЕРДИЧЕВСКИЙ

Нач. ОЦП ОГПУ ПИСЬМЕННЫЙ

< 4 >

СОВ. СЕКРЕТНЫЕ ПРИКАЗЫ
ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗА 1933 ГОД.

Содержание

№ 00257. Об урегулировании ссылки и изменении порядка освобождения осужденных за отбытием сроков изоляции.

№ 00257. 23-го июля 1933 г., гор. Москва

ВСЕМ ПП ОГПУ И НАЧ. ГПУ ЯКУТИИ

В целях упорядочения вопросов, связанных с применением органами ОГПУ ссылки, а также порядка освобождения осужденных из лагерей и ссылки по отбытии ими сроков изоляции,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Запретить тройкам ПП ОГПУ применять, как меру изоляции, высылку с ограничением права проживания в других областях (минус 12, минус 6, минус 2 и т.д.).

2. Запретить высылку во все области и края, за исключением территории Запсибкрая, Севкрая и Казахстана.

3. ПП ОГПУ Запсибкрая, Урала, Средней Азии, Казахстана и Севкрая, ссылку применять в пределах своих краев, областей.

Примечание. В особых случаях, при необходимости высылки вне пределов края (области), запрашивать санкцию Коллегии ОГПУ.

4. Запретить применение ссылки к лицам, не достигшим 18-летнего возраста и к лицам старше 60 лет, а также к нетрудоспособным и инвалидам. При необходимости применения ссылки к лицам указанных категорий, ПП ОГПУ направлять дела с мотивированными ходатайствами на рассмотрение в ОГПУ.

5. Отправку к месту ссылки этапом производить только по оперативным соображениям, или в случаях опасения побегов. Этапирование должно быть оговорено в решениях тройки.

Примечание. Направление в ссылку этапом производить, не допуская скопления ссыльных в местах заключения; в случаях единовременного направления этапом более 100 человек, отправку производить лишь с санкции ОГПУ.

6. Лицам, отправляемым к месту ссылки одиночным порядком, выдавать на руки удостоверение по установленной форме. Выдачу литеров для проезда производить лишь в отдельных случаях, только после проверки действительного отсутствия у ссыльного средств для выезда.

7. Во избежание встречных перевозок и для сокращения пути следования ссыльных установить на территории Севкрая, Запсибкрая и Казахстана приемно-распределительные пункты, в задачи которых входит: прием, оформление и направление к месту отбывания ссылки по планам ПП.

8 ПП ОГПУ направлять ссыльных по местам ссылки через следующие приемно-распределительные пункты:

а) высылаемых в Запсибкрай – направлять: из ПП ОГПУ, МО, ЛВО, Украины, СКК, ЦЧО и НВК – в Томск, Омск, Канск и Барабинск; из ПП ОГПУ ДВК – в Томск.

б) высылаемых в Казахстан – направлять: из ПП ОГПУ, ЛВО, МО, ЦЧО и Татарии – в Петропавловск и Акмолинск; из ПП ОГПУ Крыма, УССР, СКК, Башкирии, НВК, СВК и Закавказья – в Актюбинск и Уральск.

в) высылаемых в Севкрай – направлять: из ПП ОГПУ, МО, ЛВО, Украины, БССР, СКК, ЦЧО, НВК, СВК, ИПО, Татарии, Запобласти, Горьккрая и ВСК – в Вологду (зимой и летом), в Архангельск (только летом с 1/VI по 1/X); из ПП ОГПУ ЛВО, МО, Горьккрая, ИПО, Запобласти, БССР, ЦЧО, СКК и Украины – в Котлас (зимой и летом); из ПП ОГПУ ЛВО, МО, Горьккрая, ИПО, Запобласти и БССР – в Комиобласть (только летом водным транспортом);

9. ПП ОГПУ Севкрая, ЗСК и Казахстана организовать в местах приема ссыльных приемно-распределительные пункты, для чего направить из аппарата ПП квалифицированных работников. Ответственность за работу приемно-распределительных пунктов возложить на нач. УСО ПП и начальников органов ОГПУ, на территории которых расположены приемно-распределительные пункты.

10. Политссыльных (членов антисоветских партий, троцкистов, децистов и т.д.), вне зависимости от порядка следования к месту ссылки (одиночным порядком, спецконвоем или этапом), направлять исключительно в распоряжение ПП ОГПУ для определения места отбывания ссылки.

11. Во изменение приказов ОГПУ № 480/с и 604/с 1932 г., установить следующий порядок освобождения осужденных из лагерей и ссылки:

а) все содержащиеся в лагерях и ссылке, отбывшие определенные им сроки изоляции, подлежат освобождению в день окончания срока. Начальники местных органов ОГПУ и начальники ИТЛ ОГПУ несут персональную ответственность за несвоевременное освобождение осужденных;

б) пересмотр дел для определения дополнительных сроков изоляции в лагерях или ссылке производить через Особое Совещание и Коллегию ОГПУ, по представлению отделов, управлений ОГПУ и ПП ОГПУ.

Пересмотр возможен только в отношении осужденных нижеследующих категорий:

а) членов антисоветских партий, б) троцкистов и членов других антипартийных к.-р. организаций и группировок; в) шпионов, г) диверсантов, д) террористов, е) главарей политбанд, ж) членов центров вредительских организаций и других, в отношении которых будут специальные ходатайства отделов, управлений и ПП ОГПУ.

Начальники ИТЛ и ПП ОГПУ, на территории которых находятся ссыльные, обязаны за 3 м[еся]ца до окончания срока изоляции сообщить в УСО ОГПУ о предстоящем освобождении лиц указанных категорий, с одновременным направлением в УСО имеющегося компрометирующего материала.

Отделы (управления) ОГПУ центра и ПП ОГПУ, заинтересованные в пересмотре дела на предмет продления мер социальной защиты, обязаны за 2 м[еся]ца до истечения срока заключения или ссылки, поставит дело на Особое Совещание или Коллегию ОГПУ, представив для этого достаточные основания.

При отсутствии решения Особого Совещания или Коллегии ОГПУ о продлении мер социальной защиты начальники ИТЛ или ПП ОГПУ освобождают осужденных указанной категории в общем порядке (по месту ссылки) в день окончания срока.

12. В связи с тем, что до настоящего времени имеют место задержки в лагерях и ссылке осуждения после отбытия ими сроков заключения или ссылки, ПП ОГПУ и начальникам ИТЛ ОГПУ произвести переучет всех осужденных, освободив тех из них, которым истекли сроки заключения или ссылки. Начальнику УСО ОГПУ обеспечить живой инструктаж и помощь на местах в деле переучета ссылки.

Сроки переучета установить следующие:

а) ПП ОГПУ Севкрая и Казахстана – 3 м[еся]ца,

б) ПП ОГПУ ЗСК, ВСК, Урала и Ср. Азии – 2 м[еся]ца,

в) всем остальным ПП ОГПУ и нач. ИТЛ – 1 м[еся]ц.

О ходе переучета сообщать в УСО ОГПУ один раз в месяц, а по окончании работы представить специальный доклад.

Начальнику УСО ОГПУ в декадный срок разработать и представить мне на утверждение инструкцию о порядке выполнения настоящего приказа.

Зам. Председателя ОГПУ Я. АГРАНОВ

ЦА ФСБ. Ф.100. Оп.1. Д.5.Л.203-209.

< 5 >

Приложение № 1

СПИСОК МЕСТНОСТЕЙ, В КОТОРЫХ ЗАПРЕЩЕНО ПРОЖИВАНИЕ ВЫСЛАННЫМ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

Лица, высылаемые в административном порядке по Постановлению Особого Совещания, лишаются права проживания:

а) в 15-ти нижеследующих населенных пунктах:

1. Москва и 100 клм. зона.
2. Ленинград и 100 клм. зона.
3. Киев и 50 клм. зона.
4. Харьков.
5. Сталино.
6. Днепропетровск.
7. Крымская АССР.
8. Азово-Черном. край.
9. Северо-Кавказский край.
10. ЗСФСР.
11. Свердловск.
12. Магнитогорск.
13. Чита.
14. Хабаровск.
15. Все населенные пункты пограничной полосы.

б) В режимных пунктах.

Высылаемые по пункту «б» лишаются права проживать в вышеуказанных 15 пунктах и режимных паспортных пунктах, устанавливаемых согласно постановлению СНК Союза ССР.

Приложение № 2

СПИСОК МЕСТ ДЛЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ССЫЛКИ

Местами ссылки устанавливаются следующие административно-территориальные единицы.

1. Северный край.
2. Восточно-Сибирский край, за исключением пограничной полосы и гор. Читы.
3. Красноярский край.
4. Западно-Сибирский край.
5. Омская область.
6. Челябинская обл.
7. По Горьковскому краю: а) Марийская авт. область. б) Чувашская АССР.
8. Кировский край.
9. Башкирская АССР.
10. Оренбургская область.
11. Казахстан.
12.Узбекская ССР, за исключением погранполосы.
13.Туркменская ССР, за исключением погранполосы.
14. Таджикская ССР, за исключением погранполосы.
15. Кара-Калпакская АССР.
16. Киргизская ССР.

ЦА ФСБ. Ф.100. Оп.1. Д.5.Л.233-234.


[1] Полян Павел Маркович – д.г.н., ведущий научный сотрудник лаборатории Геополитических исследований Института географии РАН.
[2] Впрочем, ее фактическое начало, как, впрочем, и ее фактический конец, имели место, каждое или каждый, несколько раньше.
[3] Минюст составлял им конкуренцию исключительно по пенитенциарной системе.
[4] В 1937-1938 гг. его возглавлял И.И. Плинер.
[5] Полян П.М., Поболь Н.Л. Сталинские депортации. 1928-1953. Документы ./ Сер.: Россия XX век. М.: Материк - Фонд Демократия, 2005. 904 с.
[6] РГАЭ. Ф.5675. Оп.1. Д.43. Л.49. Не менее выразительно и то, что по пути контакты с местным населением не допускались.
[7] До известной степени роль леса в экспорте СССР в сталинское и, отчасти, в хрущевское время сопоставима с ролью углеводородов во время правления Брежнева и после него.
[8] Таганцев Н. Ссылка и высылка как уголовное наказание //Журнал гражданского и уголовного права. -1881. Т.11. Кн. третья, Май - Июнь. - С. 117 – 134.
[9] См., например: Нерлер П. «Слово и “Дело” Осипа Мандельштама. Книга доносов, допросов и обвинительных заключений. М., 2010. С.79-84.
[10] Автор благодарит коллег-историков и архивистов из ЦА ФСБ за помощь.
[11] Так в тексте. – Публ.
[12]Политические представительства.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.