Rambler's Top100

№ 649 - 650
1 июля - 23 августа 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сложное демографическое будущее Беларуси

Демографические успехи последних лет

Возрастная структура населения охлаждает оптимизм

Прогнозы не вселяют радужных надежд

Что надо делать

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Шахотько Л.П. Сложное демографическое будущее Беларуси //Демоскоп Weekly. 2015. № 649 - 650.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0649/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сложное демографическое будущее Беларуси

Над темой номера
работала

Людмила ШАХОТЬКО

Что надо делать

Повышение рождаемости и семейная политика

Как показывает мировой опыт, повлиять на увеличение ориентации семей на большее количество детей в семье очень трудно. Повысить же долю семей, которые смогут полностью реализовать те установки, которые у них сформировались, но реализации их мешают те или иные социально-экономические причины, для государства более выполнимая задача, конечно, при условии роста общего благосостояния населения и качества жизни в стране. Поэтому государственная демографическая политика должна быть направлена в первую очередь именно на создание условий для полной реализации планируемого семьей количества детей. Кроме того, следует уделить должное внимание мерам по формированию у населения более высоких репродуктивных установок.

Из социально-экономических факторов на демографические процессы наиболее существенное влияние оказывает качество жизни населения, а в условиях относительно невысоких доходов у населения - материальное положение и жилищные условия. Материальное благополучие семьи является одной из важнейших жизненных ценностей. Для его улучшения и повышения уровня удовлетворенности граждан жизнью необходимо дальнейшее увеличение норм минимальных государственных стандартов (МПБ, БПМ, минимальная заработная плата и др.), формирующих материальное благополучие семьи, которое должно стать приоритетным направлением семейной политики. Реализация этого направления возможна лишь на основе создания экономических предпосылок роста заработной платы, ее целенаправленного увеличения у низкооплачиваемых категорий работников; повышения минимальных государственных гарантий в области оплаты труда до уровня бюджета прожиточного минимума на 1 одного взрослого и одного ребенка; усиления законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

Выплата государственных пособий семьям с детьми – это высокозатратные мероприятия. Уже в настоящее время доля этих расходов составляет в Беларуси 1% ВВП. Однако эти расходы необходимы. В соответствии с рекомендациями ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН), эти расходы должны составлять не ниже 2,5-3,5% от ВВП (в зависимости от доли детского населения и уровня детской бедности)[4]. Для сравнения: в Бельгии доля расходов на поддержку семей с детьми составляет 2,43% ВВП, в Германии - 3,13%, в Дании - 3,77%, в Норвегии - 3,77%, в Финляндии - 3,15%, во Франции - 2,85%[5].

В то же время, приоритетным принципом государственных программ, предусматривающих оказание материальной помощи нуждающимся группам населения, должно быть стимулирование их активности для самостоятельного решения экономических проблем. Другими словами, актуален принцип, который предполагает предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить семейное благосостояние. Люди, занятые в общественном производстве, не должны попадать в категорию малообеспеченных даже при рождении очередного ребенка. Дети в условиях невысокого уровня жизни становятся главным фактором бедности, а, соответственно, отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения. Даже в настоящее время, когда общий уровень малообеспеченности домашних хозяйств в Беларуси снизился до 4%, среди домохозяйств без детей он составлял 2%, среди домохозяйств с детьми до 18 лет он в 4 раза выше (8,3%), а среди домохозяйств с 2 детьми и более он почти в 6,5 раз выше (13,7%). Поэтому рождение каждого очередного ребенка для семьи cвязано с увеличением риска попасть в категорию малообеспеченных.

При сопоставлении среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в стране в разные годы становятся очевидными причины отказа семей от рождения желаемых детей. Семьи использовали его, как наиболее эффективный способ противостоять снижению уровня благосостояния своей семьи (рис. 9).

Рисунок 9. Соотношение среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета, в процентах

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник. – Мн.: Национальный статистический комитет РБ, 2014 г. - 327 с. http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_435/

Так, в 1995 году два работающих родителя, получающих среднюю по стране заработную плату, могли обеспечить только сами себя, и то на уровне минимального потребительского бюджета. Только после 2005 года такая семья могла позволить себе иметь детей без большого риска попасть в число малообеспеченных. Поэтому материальная поддержка семей с детьми остается важным направлением семейной политики и в настоящее время.

В целях усиления социальной защищенности семей с маленькими детьми необходимо компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из трудоспособных членов уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка. В этой связи нужно продолжить поэтапное совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также ее реформирование; стимулировать рождение второго ребенка в семье путем предоставления ей дополнительной поддержки. Формами такой поддержки могут быть: дополнительные выплаты семье при рождении второго ребенка по аналогии с «материнским капиталом», предоставляемым в Российской Федерации. Весьма своевременным является высказывание Президента страны на IV Всебелорусском народном собрании о том, что «хорошим стимулом увеличения рождаемости станет повышение пособия по уходу за ребенком. Сейчас оно выведено на уровень бюджета прожиточного минимума. Но этого уже недостаточно. Привязка должна быть к средней зарплате матери до декретного отпуска»[6]. В принципе, финансовая поддержка семей с детьми предназначается в основном для нивелирования финансового неравенства между семьями с детьми и без детей. С этой целью, возможно, какую-то сумму выплат, как в Германии, целесообразно предоставлять семье и после достижения ребенком 3 лет, до 18 лет, пока ребенок учится.

Выравниванию материального положения семей с детьми и без них призвано способствовать совершенствование налоговой политики, в частности, увеличение порога стандартного налогового вычета работающим родителям, дифференцированного в зависимости от количества малолетних детей в семье. В увеличении возможностей более полной реализации репродуктивных намерений значимую роль сыграет повышение доступности жилья для семей с детьми путем предоставления безвозмездных субсидий малообеспеченным семьям, льготных кредитов при строительстве (приобретении) жилья с оказанием финансовой помощи в погашении задолженности по кредиту; предоставление жилья социального пользования без учета совокупного дохода семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Можно также проработать вопрос об оказании помощи государства в найме жилья семьям с детьми. Целесообразно максимально развивать рынок съемного жилья.

В повышении престижа института семьи, родительства и других семейных ценностей, формировании более высоких установок населения на количество детей в семье, здорового образа жизни населения, оптимизации миграционной политики важные задачи возложены на средства массовой информации, литературу, киноискусство. Кроме того, можно использовать и другие возможности, в том числе рекламу. Например, целесообразно поощрять рекламу товаров и услуг, связанных с пропагандой здорового образа жизни и крепкой полной семьи с несколькими детьми, в которой отношения строятся на равноправной основе.

Ввиду важности для общества и страны в целом решения проблемы повышения количества родившихся в семье детей, следует проработать вопрос о возможности отнесения одного из родителей в семьях, на должном уровне воспитывающих четырех и более детей до 16–18 лет, к категории занятых в экономике. При этом должна начисляться определенная оплата, и эти годы включаться в стаж работы при начислении пенсии.

Снижение смертности и рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни

В направлении снижения смертности и повышения продолжительности жизни населения в последние годы в республике сделано немало. Однако основные меры были направлены на улучшение работы органов здравоохранения. Но, как говорят результаты исследований[7], состояние здоровья населения более чем на 50% зависит от образа и качества жизни населения, на 20% от экологии, 20% - определяет генетика человека и на работу органов здравоохранения остается менее 10%. Поэтому, не снижая внимания к совершенствованию работы медицины в стране, следует больше уделять внимание образу жизни населения. В целях снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни важным направлением является усиление профилактической работы медицинских учреждений. Возрастает потребность в формировании и распространении здорового образа жизни среди населения страны. Много говорится о вреде курения и злоупотребления алкоголем, которые уносят большое количество человеческих жизней, а распространение этих вредных привычек среди населения страны продолжает расти. Противостоять этому сложно, однако в последние годы есть положительный опыт борьбы с курением в ряде стран Европы, который следует перенимать более активно. В Беларуси также принят ряд мер по снижению распространения курения и уже отмечаются первые положительные результаты их применения.

С точки зрения снижения смертности особенно важна борьба с алкоголизмом. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты антиалкогольной кампании, проводившейся в СССР с 1985 г. В Республике Беларусь эта кампания за шесть-семь лет сохранила порядка 75 тыс. человеческих жизней, отодвинув смерть этих людей в более старшие возраста. Таким образом, почти 1% населения продолжали работать и вносить вклад в экономическое развитие страны. Эта величина посчитана следующим образом. Начиная с середины 60-х годов, в республике устойчиво и довольно равномерно увеличивалось количество умерших. В 1985 году оно достигло 105,8 тыс. человек. Уже на следующий год после начала антиалкогольной кампании количество умерших резко сократилось и составило в 1986 году 97,3 тыс. человек, что на 8,5 тыс. человек меньше, чем в 1985 году. Средняя продолжительность жизни населения возросла на 1,5 года для мужчин и на 0,5 года для женщин. Однако уже с 1987 года количество умерших опять начало расти, а продолжительность жизни стала снижаться. К 1990 году количество умерших превысило уровень 1985 года, а к 1993 году вышло на ту линию роста, которая существовала до антиалкогольной кампании (рис. 10).

Рисунок 10. Число умерших в Республике Беларусь за 1980-1999 гг. и гипотетическое число смертей за 1986-1992 гг. при отсутствии антиалкогольной кампании, тыс.

Источник: расчеты автора.

Если выровнять образовавшийся провал, построив гипотетическую динамику роста показателей смертности, то можно приблизительно рассчитать то количество жизней, которое сохранилось в результате этой кампании. Конечно, на динамику количества умерших в эти годы влияли и другие факторы, но снижение потребления алкоголя было решающим. Антиалкогольная кампания наглядно показала, что снижение потребления алкоголя - существенный фактор снижения смертности в Беларуси, особенно смертности мужчин в активном трудоспособном возрасте. Этот фактор действует и сейчас. Так, только за 2012 год в Республике Беларусь от причин, связанных с потреблением алкоголя, умерло 11 тысяч человек (в том числе 9,3 тысячи мужчин и 1,7 тысячи женщин).

Расчеты, показали, что если бы в стране не было смертей, непосредственно связанных со злоупотреблением алкоголем, то ожидаемая продолжительность жизни увеличилась бы более чем на 2 года (на 3 года у мужчин и почти на 2 года у женщин). Это достаточно много. Для сравнения укажем, что при отсутствии смертности от всех злокачественных образований ожидаемая продолжительность жизни увеличилась бы меньше чем на два года.

В то же время следует отметить, что антиалкогольная кампания проводилась без учета ряда экономических, социальных и психологических факторов, она привела к возникновению огромных очередей за водкой, росту спекуляции ею, к расширению масштабов самогоноварения и наркомании. Республиканский бюджет потерял 50 миллиардов рублей, в два раза возросло потребление самогона. Все это привело в дальнейшем к ее свертыванию. Сейчас, планируя меры по борьбе со злоупотреблением алкоголем, необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные уроки антиалкогольной кампании 80-х годов.

Трудовой потенциал страны

В области решения проблем, связанных с резким уменьшением во втором десятилетии численности населения в трудоспособном возрасте считаем, что частично проблему дефицита трудовых ресурсов можно будет решить как за счет лучшего использования уже имеющихся трудовых ресурсов,так и привлечения их из новых источников. Среди возможных направлений политики в этой области и увеличения трудового потенциала можно выделить следующие: 1) рост территориальной мобильности трудовых ресурсов внутри республики и расширение внешней трудовой иммиграции, 2) совершенствование системы пенсионного обеспечения и более активное использование остаточной трудоспособности пенсионеров; 3) повышение эффективности работы секторов бюджетной сферы; 4) создание возможностей для повышения занятости инвалидов.

Однако главное - необходимо повысить эффективность использования имеющегося в стране человеческого потенциала, за счет перехода к инновационной экономике и, как следствие, максимального уменьшения потребность экономики в трудовых ресурсах. Во всех государственных документах говорится, что экономика Беларуси ориентирована на внедрение новых методик и технологий, на переход к инновационному пути развития. Это, безусловно, наиболее верное решение проблем с дефицитом трудовых ресурсов.

В то же время, инновационный путь развития - это прерогатива, в первую очередь, молодых. Численность же и доля молодежи, пополняющей ряды трудящихся в стране, в ближайшее десятилетие будет постоянно уменьшаться. Поэтому уже сейчас необходимо принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить нежелательные негативные последствия.

Все указанные меры могут только частично решить ожидаемую проблему дефицита трудовых ресурсов на ближайшие годы. Необходимым условием обеспечения национальной безопасности в этом направлении на длительную перспективу является успешное решение демографических проблем, которое не должно откладываться на будущее, так как ощутимый эффект, например, от повышения рождаемости проявится значительно позже, когда родившиеся сейчас дети вырастут, получат образование и начнут принимать активное участие в экономическом развитии страны.

Только успешная реализация программы демографической безопасности, повышение рождаемости, снижение смертности и эффективная миграционная политика, может принципиально решить проблему уменьшения численности экономически активного населения в будущем, хотя это совсем не исключает необходимости параллельного повышения эффективности использования имеющегося в стране человеческого и социального потенциала и в дальнейшем.

Пенсионная система

В условиях существующей демографической ситуации, когда сокращается численность населения в трудоспособном возрасте и растет численность населения в возрастах старше трудоспособного, назрела необходимость реформирования пенсионной системы. В Беларуси пенсионная система построена таким образом, что она непосредственно зависит от количества занятых в экономике страны и от налогов, поступающих в ее бюджет. Резкое снижение численности занятых и рост лиц в пенсионном возрасте нарушат сложившийся баланс пенсионной системы. Значительно увеличиваются расходы государства на социальное обеспечение при уменьшении численности занятых в экономике, благодаря которым формируется Фонд социальной защиты населения. Возрастной дисбаланс населения и постоянный рост жителей старших возрастов может в будущем негативно сказаться на стабильности системы пенсионного обеспечения. Для решения проблемы, в первую очередь, необходимо повышать эффективность производства, более оперативно переводить экономику страны на инновационный путь развития. В какой-то степени решению проблемы будет способствовать реформирование самой пенсионной системы, в том числе повышение возраста выхода на пенсию. Это - непопулярная мера, но среди альтернатив решения проблемы — еще менее популярные меры, такие как снижение размера пенсий или существенное повышение пенсионных взносов

Оптимизация миграционных процессов

В условиях депопуляции, когда население страны воспроизводится только частично, компенсировать убыль населения предстоит миграции. Поэтому государство заинтересовано в притоке населения в республику и стремится проводить в стране эффективную миграционную политику, направленную на активное привлечение иммигрантов, особенно из стран СНГ, их успешную интеграцию в белорусское общество и нейтрализацию возможных отрицательных последствий.

Однако, возможности у страны полностью погасить депопуляцию на длительный период за счет притока на постоянное место жительства молодежи из стран СНГ и Балтии практически отсутствуют. Несмотря на то, что в последние годы положительное сальдо миграции населения в Беларусь из стран СНГ и Балтии значительно увеличилось, и, по отчетным данным, сальдо миграции с другими странами стало положительным, и общее сальдо миграции впервые за последние 20 лет превысило естественную убыль населения, этот прирост остается небольшим и не сможет длительное время стабильно перекрыть естественную убыль населения. При обострении дефицита трудовых ресурсов Беларуси потребуется привлекать временных трудовых мигрантов. Уровень и состав притока временных трудовых ресурсов легче регулировать, используя экономические и политические рычаги управления. Кроме того, этот контингент трудовых ресурсов требует меньше дорогостоящих вложений, связанных с обустройством на постоянное место жительства. Однако следует учитывать, что это должны быть квалифицированные работники и оплачиваться их труд должен так же, как граждан Беларуси. Привлекать в страну неквалифицированных разнорабочих и получать эффект за счет более низкой оплаты трудовых мигрантов нецелесообразно. Это, во-первых, будет тормозить развитие прогресса в механизации тяжелого ручного труда, во-вторых, может привести к обострению социальной обстановки в стране.

Учет региональных особенностей

Интенсивность рождаемости в городах значительно ниже, чем в сельской местности. Это результат того, что в городах быстрее, чем в сельской местности, идет процесс перехода к новому типу воспроизводства населения, в результате чего у городских жителей сформировались репродуктивные установки ниже, чем у сельских. Это следует учитывать при формировании очередной Национальной программы демографической безопасности, так как принимаемые меры по повышению рождаемости в городах, особенно в крупных, действуют менее результативно, чем в сельской местности. Так, суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности в 2013 году был равен 2,929 ребенка на одну женщину, а в городе - всего 1,497, причем за последние 10 лет под действием улучшения социально-экономической ситуации в стране и под действием целенаправленных мер, реализуемых Национальных программ демографической безопасности, показатель суммарной рождаемости в сельской местности вырос на 83,3%, а в городах - всего на 31,2%. Принимаемые меры для сельских жителей оказываются более результативными, чем для горожан. Особо низкую результативность принимаемые меры показывают для жителей Минска. Здесь за десять лет суммарный показатель вырос менее чем на 25%. В связи с этим больше внимания необходимо уделить разработке региональных программам, которые должны учитывать особенности демографического развития конкретного региона.

Особого внимания требуют г. Минск, в котором суммарный показатель остается самым низким в стране (1,285 ребенка на 1 женщину) и Витебская область, где показатели рождаемости ниже, а показатели смертности выше, чем в других регионах.

Кроме того целесообразно принять ряд административных мер

Вернуть практику ежегодной разработки демографических прогнозов, которая существовала в стране с 1963 по 2011 год. На наш взгляд, статистическими органами демографические прогнозы должны разрабатываться регулярно – как это делается в России и ряде других стран. Это позволит совершенствовать методику прогнозов и разработать сквозные математические программы, увязывающие расчеты отчетных демографических показателей, как базы для проведения прогнозов и разработку самих демографических прогнозов. Научно-исследовательским институтам оставить только разработку гипотез демографического развития на перспективу. При этом желательно, чтобы они разрабатывались в нескольких независимых научных подразделениях страны для того, чтобы можно было выбрать альтернативный наиболее обоснованный вариант.

Для получения достоверной и регулярной информации об изменениях, происходящих в формировании у населения определенных взглядов и установок относительно демографических процессов, целесообразно, например, один раз в 2–3 года, включать в вопросник Национального статистического комитета Республики Беларусь по проведению выборочных обследований домашних хозяйств расширенный комплекс вопросов по проблемам брака и семьи, образа жизни, здоровья, миграции и других вопросов, касающихся демографической политики.

Следует вести мониторинг демографического развития страны, своевременно выявлять возникающие негативные явления и тенденции и принимать соответствующие меры по их устранению или минимизации последствий. Для стимулирования исследований в области демографических проблем необходимо поощрять фундаментальные и прикладные научные проекты по экономическим, социологическим, правовым, педагогическим, социально-психологическим, а также междисциплинарным проблемам демографического развития. Предусмотреть координацию и финансирование подобных научных исследований в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях страны. Это позволит создать научную базу данных для разработки научно обоснованной эффективной демографической политики в стране в будущем.

С целью повышения демографической грамотности населения страны, особенно работников, принимающих управленческие решения, необходимо ввести курсы лекций по демографии на всех гуманитарных кафедрах высших учебных заведений. В настоящее время в высших учебных заведениях Беларуси этим вопросам уделяют недостаточно внимания. Основы демографической статистики в том числе демографического прогнозирования (4 часа) преподают в БГЭУ на кафедре статистики и то только тем группам, которые обучаются по специальности «Статистика». Некоторые знания по демографии дают в БГУ на географическом факультете и на отделении социологии. Учитывая всю важность демографических знаний, для будущих руководящих работников, этого критически мало.

Нельзя забывать, что, несмотря на достигнутые в последние годы некоторые позитивные результаты, демографическая безопасность и в долгосрочной перспективе будет выступать одним из наиболее проблемных аспектов социальной безопасности, требующих к себе повышенного внимания. Принятие своевременных мер, поможет значительно сгладить негативные явления и даже предотвратить ряд нежелательных последствий.


[4] Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт. М., 2003. С.73-74.
[5] Новости Беларуси БЕЛТА Доля расходов на выплату пособий семьям с детьми составляет в Беларуси 1% ВВП http://www.belta.by/ru/all_news/society/Dolja-rasxodov-na-vyplatu-gosposobij-semjam-s-detmi-sostavljaet-v-Belarusi-1-VVP_i_629261.html
[6] Выступление Президента Беларуси перед делегатами IV Всебелорусского народного собрания http://www.krasnoetv.ru/node/7616
[7] Веселкова И.Н. Социально-экономические аспекты здоровья трудоспособного населения Минск 1988 С.17-18.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.