Rambler's Top100

№ 645 - 646
1 - 14 июня 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» о демографической ситуации в России
«Новая газета» о причинах роста смертности в России в начале 2015 года
«Новые известия» об убийствах в России
«Полит.ру» о смертности в США
«Новые известия» о смертности от индийской жары
«Огонек» о социально-демографических проблемах России
«Новые известия» о низкой рождаемости в Германии
«Sverigesradio» об экономическом стимулировании донорства яйцеклеток в Швейцарии
«Эхо Москвы» и «Экспресс-газета online» об идее запрета абортов
«Новые известия» об отношении Правительства к отмене бесплатных абортов
«Огонек» о новой волне борьбы с абортами
«Огонек» о «свадьбе века» и «чеченских традициях»
«Известия» об отношении россиян к многоженству
«Русский репортер» об алкопотреблении в мире
«Огонек» об алкопотреблении и женском алкоголизме
«Gazeta.ru» о курении в мире
«Slon.ru» и «Коммерсантъ» о борьбе с курением
«Казахстанская правда» о курении в Казахстане
«Телеграф» о населении ДНР
«Час» о демографических проблемах Латвии
«Paruskg.info» о населении Киргизии и миграции
«РБК» о 5 миллионах с двойным гражданством
«Эхо» о двойном гражданстве в Азербайджане

«Новая газета во Владивостоке» о демографических и миграционных проблемах Дальнего Востока
«Эксперт-Казахстан» о последствиях вступления Киргизии в ЕАЭС
«Slon.ru» о трудовой миграции несовершеннолетних из Таджикистана
«Радио Болгария» о детях болгарских мигрантов
«Коммерсантъ-Деньги» об иммиграционных проблемах Европы
«The New York Times» об украинских беженцах в Европе
«Новая газета» о «лодочном беженстве»
«Коммерсантъ» об адресности соцпособий
«Коммерсантъ» о реестре инвалидов
«Деньги» о помощи старшему поколению
«Коммерсантъ-Деньги» и «Новые известия» о пенсионной проблеме России
«Зеркало недели» о пенсионном возрасте в Украине
«Коммерсантъ» и «Эксперт» об экономическом неравенстве
«Коммерсантъ» об экономических проблемах ухода в тень малого бизнеса
«Коммерсантъ» о борьбе с теневой занятостью
«Деньги» об экономической эффективности подневольного труда
«РБК» о влиянии религиозной принадлежности на финансовое состояние
«Огонек» о кризисе, патернализме и счастье
«Коммерсантъ» об отношении россиян к обязательному участию в переписи
«Daily Mail» об антирасистском сне

о трудовой миграции несовершеннолетних из Таджикистана

Чайлдфри. В Таджикистане решили ограничить количество мигрантов

Власти Таджикистана планируют ввести запрет на трудовую миграцию несовершеннолетних. Соответствующие поправки в законодательство могут быть приняты до конца 2015 года. Запрет может способствовать исправлению ситуации, при которой тысячи подростков бросают учебу, выезжают на заработки за рубеж, трудятся, как правило, нелегально и становятся объектами для различных злоупотреблений. С другой стороны, похожая ситуация – и даже в большем масштабе – складывается и в самом Таджикистане. В стране остается высоким уровень бедности, на этом фоне сотни тысяч детей работают, чтобы помочь своим семьям.
Запрет, о котором идет речь, может стать частью нового закона о миграции. В начале 2015 года о необходимости его принятия заявил президент Таджикистана Эмомали Рахмон. В законе, по его словам, должны быть отражены вопросы правовой и социальной защищенности мигрантов, их профессиональной подготовки, знания языка и культуры страны пребывания.
Согласно проекту закона, по информации «Радио Озоди» (местной службы «Радио Свобода»), жители Таджикистана должны будут перед поездкой на заработки проходить регистрацию и получать направление, процедура будет доступной для тех, кто достиг 18 лет. В ходе общественного обсуждения документа звучали предложения пойти еще дальше и поднять планку до 20 лет.
Число подростков, выезжающих на заработки из Таджикистана, главным образом в Россию, составляет десятки тысяч человек (общее число трудовых мигрантов из этой республики, включая нелегальных, как считается, превышает миллион человек). В 2012 году масштаб такой миграции оценивали примерно в 50 тысяч, годом позже – в 74 тысячи. Сообщалось, что для борьбы с этим явлением создана специальная рабочая группа. За возврат тех подростков, которые уехали работать за рубеж, выступил и омбудсмен Таджикистана Зариф Ализода. «Дети должны учиться, а не зарабатывать вдали от родины, где их подстерегает немало опасностей и болезней», – заявил он.
По данным Федеральной миграционной службы на май 2015 года, в РФ находятся более 116 тысяч выходцев из Таджикистана моложе 17 лет. Официально в России допускается труд несовершеннолетних – с определенными ограничениями. С другой стороны, Госдума еще в 2013 году приняла законопроект, запрещающий выдавать разрешение на работу трудовым мигрантам, не достигшим 18 лет. Впрочем, эксперты отмечали, что это едва ли окажет существенное влияние на ситуацию, поскольку несовершеннолетние гастарбайтеры работают, как правило, нелегально. В ФМС тогда подтвердили, что случаев получения разрешений на трудовую деятельность несовершеннолетних иностранцев зафиксировано не было.
Подростки работают на рынках и стройках, устраиваются грузчиками и уборщиками. Некоторые приезжают вместе с родителями, другие – вслед за ними. Неясно, смогут ли таджикские власти этому помешать. Один из подростков, 15-летний Азам, пару лет назад рассказывал журналистам, что выехал в Россию автобусом после окончания девятого класса под видом «поездки к родителям». Он устроился грузчиком в магазин и проработал там до зимы, потом вернулся на родину, но с намерением уже следующим летом вновь ехать в РФ.
По словам подростка, ему приходится помогать семье – матери с тремя маленькими детьми. Его отец ранее сам уехал на заработки, однако впоследствии прервал связь с родными.
Влияние родителей, уезжающих работать за рубеж, проявляется по-разному. С одной стороны, как отмечалось в отчете UNICEF, опубликованном в начале 2010-х годов, дети следуют по пути взрослых и уезжают, бросая учебу. С другой стороны, в случаях, когда мигрант теряет связь с семьей, заводя новую в России (а таких случаев немало), его родные, оставшиеся на родине, лишаются источника дохода, что побуждает детей идти зарабатывать самим.
«Сегодня множество подростков, учащихся 7–8-х классов, уже давно готовятся к миграции, – констатировала, комментируя эту тему, таджикская правозащитница Ойнихол Бобоназарова. – Причиной этому служит тяжелое положение семей и невозможность для большинства из них продолжить обучение в вузах или колледжах после окончания школы. Другая причина – опасение, что даже после пяти лет учебы в вузе выпускники не смогут найти работу».
В самом Таджикистане, подписавшем ряд международных соглашений о защите прав детей, по данным конца 2014 года, работала почти четверть несовершеннолетних. В абсолютных цифрах – около 522 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. Наиболее высокий уровень занятности был отмечен в группе мальчиков от 15 до 17 лет (45,5%); в младшей возрастной группе, от 5 до 11 лет, показатель составил около 10%.
В основном детский труд используется в сельском хозяйстве и торговле. Несовершеннолетние работают также в обрабатывающей промышленности и в строительстве. «Все взрослые здоровые мужчины подались в трудовую миграцию, – отмечал несколько лет назад представитель одной из местных общин. – Остались больные, дети и женщины. При этом площадь земли, выделенная под хлопчатник, большая – около двух тысяч гектаров. Есть план, который надо выполнять любой ценой».
Это, естественно, сказывается на учебе. По информации, полученной в результате исследования, проводившегося Агентством по статистике Таджикистана и Международной программой МОТ по искоренению детского труда, уровень посещаемости в школах существенно снижается по достижении учениками 16 лет (в 16 лет школьники заканчивают обязательную девятилетку, после чего могут по желанию проучиться еще два года). В начале 2010-х годов в прессе публиковались данные, согласно которым вообще не посещали школу в стране около 20 тысяч детей.
Детский труд в Таджикистане существует на фоне высокого уровня бедности. По официальным данным на начало 2015 года, он составил около 32% (власти при этом утверждают, что им удалось добиться снижения этого показателя на несколько процентов в 2014 году). Схожую оценку давал и Всемирный банк. В то же время из Национального доклада в сфере человеческого развития, опубликованного в апреле, следовало, что для большинства населения страны – более 80% – основным источником дохода являются средства, которые они получают от родственников-гастарбайтеров.
Эта зависимость критична с учетом того, что объем переводов в прошлом году снизился из-за кризисных явлений в российской экономике. Если в 2013 году выходцы из Таджикистана, по данным ЦБ РФ, перевели на родину $4,1 млрд, то в 2014-м – $3,8 млрд. Определяющим фактором остается и безработица: по официальным данным, ее уровень невысок – всего 2,4% (около 55 тысяч человек). Однако при этом не учитываются незарегистрированные безработные, равно как и трудовые мигранты, покинувшие страну из-за отсутствия приемлемой работы на родине. По неофициальным оценкам, в действительности речь идет о сотнях тысяч безработных и частично занятых людей.
Руководство республики в начале 2015 года пообещало создать в стране не менее 200 тысяч дополнительных рабочих мест. Впрочем, как отмечали же международные эксперты, анализировавшие ситуацию на рынке труда в Таджикистане, одного только роста числа вакансий недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию: значительная часть уже существующих, по их оценкам, не соответствует ожиданиям людей, не хватает также квалифицированных кадров. Ко всему прочему, ежегодный прирост трудоспособного населения составляет около 2,8% (в абсолютных цифрах – около 180 тысяч человек). Попытки ввести ограничения на миграцию в этих условиях едва ли удержат тех, кто не нашел приемлемой работы на родине.

Михаил ТИЩЕНКО. «Slon.ru», 3 июня 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.