Rambler's Top100

№ 641 - 642
4 - 17 мая 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о демографии и конце китайского экономического чуда
«Forbes» об ухудшении демографической ситуации в России
«Эксперт» о рынке труда и миграции в ЕС
«Телеграф» о снижении населения Риги
«Час» о вымирании латвийской провинции
«РБК» о слабом влиянии материнского капитала на показатели рождаемости в России
«Русская служба BBC» о рисках смерти во время беременности
«NRG» о землетрясении в Непале и суррогатном материнстве в Израиле
«EurasiaNet» о ранних браках в Киргизии
«Tages anzeiger» о семейных ценностях в Латинской Америке
«Ведомости» о «традиционных ценностях» в России
«Независимая газета» о первых плодах новой политики в отношении трудовых мигрантов
«Коммерсантъ» и «Новая газета» о беженцах в мире и Европе
«El Mundo» и «Atlantico» об иммиграционных проблемах Европы

«Коммерсантъ» о том, как Россия мешает Европе бороться с нелегальной миграцией
«The Guardian» о росте иммиграции в Израиле
«Izvestia.com.ua» об очередях за польскими визами в Киеве
«Коммерсантъ» о беспорядках в Балтиморе
«Эхо Москвы» о многослойности межрасовых проблем в США
«Opec.ru» об опасности заражения СПИДом и гепатитом для наркопотребителей
«UzDaily.uz» о пользе иммунизации
«Медицинская газета» о проблеме туберкулеза
«The Washington Post» о модификации человеческого генома
«Новые известия» и «Ведомости» о накопительной пенсии
«FINANCE.UA» о пенсионной реформе в Украине
«Коммерсантъ» о возможном лишении «теневиков» полиса ОМС
«Ведомости» о сокращении потребления в России
«Российская газета» о бедности в российских городах
«Деньги» о проблемах российского образования
«Ведомости» о жилищной проблеме в России
«BBC» о мегаполисах
«Огонек» о постарении старости
«The Sunday Times» о неопределенном поле

о вымирании латвийской провинции

Провинция вымерла: кто виноват

После трех пятилеток региональной реформы страну из 26 районов поделили на 494 волости и 76 городов и в конечном итоге «пазл» собрали обратно. Получилось 110 краев и 9 городов республиканского подчинения. Идея была — из бедных волостей создать богатые края. А что получилось?
Не прошло и пяти лет, как стало ясно, что при сложении трех бедных все равно не получается один богатый. Население краев бежит в столицу. А особо удачливые направляются прямо за границу. В провинции уже появились края, в которых живет меньше пяти человек на квадратный километр, и такие, в которых работает лишь 6% трудоспособного задекларированного населения. Остальные трудоспособные давно реально живут и работают либо в Риге и других крупных городах, либо в Европе.
Идейным отцом административной реформы был мэр города Валмиера Карлис Грейшкалнс, который изначально предложил поделить страну на 5–7 регионов с населением по 300 тысяч человек, тогда было бы реально привлечение европейского софинансирования на развитие. Но удельные старосты долго суди–рядили, и в итоге идею извратили как смогли, остановившись на системе 110 краев + 9 городов.
Взять Варкавский край. Там задекларирован 1791 работоспособный житель. У 670 из них вообще, по данным СГД, не было никаких доходов. То есть или они сидят дома, или давно уехали за границу.  Из оставшихся 1121 человека 743 перебиваются случайными заработками и не получают даже минимальной зарплаты. Получается, регулярный доход есть лишь у 314 человек. Из них у 211 работодатель зарегистрирован в Риге, соответственно и сами они не живут по месту декларации. А в самом Варкавском крае регулярную зарплату получают 103 человека. Из них 52 работают в… администрации Варкавского края.
При этом Варкавский край из фонда выравнивания самоуправлений получит 600 тысяч евро дотаций.
Премьер–министр Лайма Страуюма сообщила, что в стране может быть примерно 30 самоуправлений, то есть в четыре раза меньше, чем сейчас. Те самые 9 городов республиканского подчинения: Рига, Юрмала, Вентспилс, Лиепая, Елгава, Валмиера, Екабпилс, Даугавпилс, Резекне. И 21 региональный центр. На это звание «номинируются» Кулдига, Салдус, Талси, Добеле, Бауска, Цесис, Смилтене, Валка, Гулбене, Алуксне, Мадона, Лимбажи, Ливаны, Прейли, Краслава, Лудза, Балви, Айзкраукле, Тукумс, Огре, Сигулда. Но последние пяти городов, это уже Пририжье, и по утрам оттуда в столицу направляются туго набитые поезда, а по вечерам возвращаются обратно. А если бы в  Талси тоже ходили электрички, то и жители этого города работали бы в столице. Бауска каждое утро берет штурмом автобусы, идущие в Ригу. Города разделяет лишь 68 километров. Латвия хоть и больше Швейцарии на 1/3, но «центр развития» у нас только один.
Мэр Риги Нил Ушаков полагает, что на данный момент оптимальной может быть именно модель 9+21. Такого же мнения придерживается и премьер–министр Лаймдота Страуюма. Она полагает, что главный вопрос — качество жизни. Но, по ее мнению, города — это движущая сила прогресса, они аккумулируют возможности и способны реализовывать проекты с привлечением европейского финансирования. Но правительство сейчас не обсуждает принцип подобного административного деления.
При этом в городах, которым прочат судьбу региональных центров, закрываются больницы, принимаются ограничения по числу учеников в классах, один за другим отменяются поезда и заменяются непредсказуемыми автобусами. То есть и у «региональных центров» тоже неблестящие перспективы. Особенно в свете того, что новые рабочие места в реальном секторе экономики там не создаются. Тут уж какую административную реформу ни проводи, а отток населения не остановишь.
При этом в высших эшелонах власти никто даже не заикается о самом простом решении: вернуться к административному делению межвоенной Латвии. Тогда в стране было 19 уездов, которые были распределены между историко–культурными регионами — Видземе, Курляндия с Семигалией и Латгалия.
Но опять же, главное — это создание в регионах новых рабочих мест с хорошими зарплатами и высокой прибавочной стоимостью, доступность населению качественных медицинских услуг и хорошего образования. И мобильность внутри регионов, чтобы люди могли добраться до работы, медицинского и образовательного учреждения. В противном случае Рига и Пририжье станут «последним бастионом», куда устремятся латвийцы. Перед тем как покинуть страну. В прошлом году, по данным статистики, из региональных городов уехало 6 тыс. человек, а в Пририжье приехало 2,5 тыс. человек. И это в основном молодежь.
Как в этой связи отметил Нил Ушаков, «если микрорайоны Пурвциемс и Плявниеки решат создать свое самоуправление, то это будет второе по числу населения самоуправление в стране. И, по мнению столичного градоначальника, следует двигаться в направлении условно «26 районов» — 26 самоуправлений, тогда самоуправления получатся примерно по 50 тысяч человек, и тогда можно говорить об эффективности. «И не дай бог создать еще и районы как второй уровень управления. Тогда мы увеличим занятость лишь за счет роста числа чиновников, что стало бы большой ошибкой».
Министр регионального развития Каспар Герхард отметил, что, не будь Риги, положение в стране было бы куда хуже. И если в прошлом веке миллион литовцев ухал в поисках работы в США, то латвийцы вместо заграницы ехали искать работу в Ригу и продолжают ехать в Ригу дальше. И главное в этой связи — образование. И по опыту Финляндии можно заключить, что вузы «пошли» в регионы. И они должны стать теми «региональными центрами». И если факультеты РТУ можно было перенести на Кипсалу, то с тем же успехом их можно было перенести в Кулдигу. Почему Юрмала, оживленный город летом, не могла бы стать университетским городом зимой? — риторически вопрошал министр.
Глава Салацгривского края Дагнис Страуберг сказал, что предлагаемая реформа напоминает басню Крылова «Квартет»: «Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» с закономерным выводом — как ни дели…
По предсказаниям социал–антрополога профессора Роберта Килиса, в городах Латвии к 2020 году должно будет жить 80% населения, или 1,6 млн. человек. А шансы на развитие еще остаются у Даугавпилса и Резекне, остальная провинция должна будет переселяться в региональные центры, где должна быть работа. Хотя на блюдечке с голубой каемочкой работу в провинцию переселенцам никто не привезет…
Писатель Отто Озолс резюмировал: слушая разговоры о необходимости новой административной реформы и развитии страны путем переселениях жителей «чувствую себя как на дне памяти усопших. Провинция вымерла. Через пять лет, возможно, нам придется говорить о вымерших региональных центрах. А через 10–15 лет — о вымирающей Риге. Хотя тогда Рига, наверное, уже будет заполнена мигрантами из стран Третьего мира. Ведь лишь за счет превышения смертности над рождаемостью с 2001 года мы потеряли как минимум 270 тысяч человек».
А вот будет ли потом административная реформа 3.0 или нет?

Вадим ФАЛЬКОВ. «Час», 6 мая 2015 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.