После смерти мужей, они теряют свою личность, их отвергает общество, они обречены просить милостыню и носить траур вдов до конца своих дней. Но раз в году фестиваль Холи возвращает их к жизни
Облако красной, голубой, фиолетовой пыли поднимается в небо. Все вокруг погружается в краски. Когда пыль оседает, появляются силуэты сотен женщин. Они поют песни под ритмы ситара, аккордеона и таблы или танцуют, поднимая руки и покачивая бедрами. Они плачут и обнимаются с прохожими. Все они – вдовы. С тех пор, как они остались без мужей, общество отвергло их – в Индии быть вдовой – это значит быть изгоем.
По подсчетам организации по защите прав пожилых людей HelpAge, в Индии проживает около 22 миллионов вдов. Тысячи из них живут в священных городах Вриндаван, Харидвар и Варанаси. Здесь женщины должны отчистить свою карму. Забытые всеми, он влачат жалкое существование. «Без приукрас, в целом, условия их жизни в Индии ужасны,– рассказывает директор HelpAge Мэтью Чериан, – их ситуация показывает уровень половой дискриминации в стране (особенно одиноких женщин). В патриархальном обществе, когда ты теряешь своего мужа, ты теряешь свою личность, ты – ничто».
Многие в Индии считают, что вдовы лишены удачи. Люди верят, что даже тень вдовы приносит проклятье. Им запрещено появляться на праздниках. Они должны жить в скорби и носить только белые (траурный цвет) сари. Им запрещены украшения, серьги и браслеты, они не имеют права отращивать волосы и надевать обувь.
Каждая из них, без исключений, прошла тяжелое время страданий. «Я больше не плачу, потому что у меня не осталось слез» – говорит Локи Мукерджи. Но на один день она может забыть о своей судьбе. Очень особенный день: Холи – ежегодное индуистское празднование прихода весны и победы добра над злом. В основе этого фестиваля лежит история Кришны. По традиции ежегодно в последние дни марта индийцы раскрашивают своих любимых в разные цвета, используя цветную пыль.
В дни этого фестиваля улицы переполняются людьми, которые бросают друг в друга разноцветные краски. И впервые за долгое время в этом фестивале разрешили участвовать вдовам.
В Вридване, городе вдов, расположенном южнее Нью Дели (столицы Индии) живет более 57000 человек. В этом застывшем в своем облике городе по поверьям индуистов провел свое детство бог Кришна. Его последователи возвели в Нью Дели тысячи храмов, создавая один из самых густо застроенных городов в мире. А в промежутках между храмами и домами, на маленьких продуваемых улочках, бродят коровы и обезьяны. Именно в нем вдовы спасаются от своей тяжелой судьбы, посвящая свою жизнь служению Кришне.
По подсчетам ООН 15000 вдов Вридвана находятся за чертой бедности. Государство предоставляет им пенсию в 500 рупий (7 евро) в месяц.
«Вдовы хотели снова праздновать Холи. Для них это было, как доказательство жизни,– рассказывает Биндешвар Патак, основатель SI по защите прав отверженных. Его НПО никогда раньше не занимался вдовами,– однако, когда я увидел, в каких условиях живут эти женщины, утратившие свое достоинство, мне пришлось что-то сделать. С другой стороны, они тоже отверженные». И в 2012 году высший суд постановил, что SI могут заботиться о вдовах города.
Все это явилось ответом на доклад National Legal Services Authority, в котором говорилось, что вдовы в Индии выживают благодаря милостыне и тому, что они берутся за любую работу. При этом они живут в недостатке простого медицинского обеспечения и в ужасных жилищных условиях. После смерти, их тела проходят через последний позор: вместо кремации, их тела разрубают на куски и бросают в мешках в реку.
«Празднование Холи позволило нам снова почувствовать себя живыми. Когда я потеряла своего мужа 40 лет назад, мне пришлось отказаться от всех удовольствий жизни. Играть с красками на фестивале – это единственное, что доставляет мне удовольствие» – рассказывает Ману Гош, сейчас ей 84 года, а в 10 лет ее семья выдала ее замуж за мужчину на 15 лет старше ее. Но она оправдывает своих родителей: «Мы жили в более трудные времена. В семье было 11 детей и мы были очень бедны». После смерти мужа у нее осталось 3 ребенка, которых она потеряла одного за другим – улыбка исчезает с ее лица, когда она вспоминает об этом: «Я не могла прокормить их, а когда они заболели, я не могла ничего с этим поделать. Мне кажется, они умерли от бедности»– говорит Ману сквозь слезы.
После всех невзгод в ее жизни она переправилась в Вриндван, где просила милостыню. Но ее жизнь изменилась, когда она пришла в Ашрам: «Здесь нам дают 28 евро в месяц, к нам приходит доктор, есть скорая помощь, и мы живем неплохо»– рассказывает Ману. Как утверждает ряд экспертов, история Гош не необычна: вдовы имеют право на собственность их покойных мужей, поэтому некоторые дети предпочитают избавиться от них, чтобы оставить дом себе.
Ашрам, в котором они живут, называется «Сумасшедшая баба». В него приходят женщины, которые хотят научиться что-то делать: работать на швейной машинке, делать палочки с благовониями, научиться писать. Приходят женщины всех возрастов, однако больше всего пожилых. Одной из них, Лалита Даси уже 110 лет. Хотя она так же, как все ходит в магазин за овощами и готовит на кухне. Она такая маленькая, такая худая, что кажется, что может раствориться в воздухе. Как и всем, ежедневно ей рисуют сандаловой пылью большой алмаз на носу и букву V на лбу – символ Кришны.
Самые часто повторяемая жалоба в «Сумасшедшей бабе»: с приходом сезона дождей заливает комнаты. Но, тем не менее, женщины знают, что лучше жить в таких условиях, чем бродить по улицам.
Раме Бхай 65 лет, она живет на улице, ходит босая, а ее одежда так стара и изорвана, что без сочувствия на нее не взглянешь. «Когда-нибудь я умру, и никто не поднимет мое тело»– говорит она дребезжащим голосом. После смерти ее мужа в ее дом начали приходить злые слухи: «Я стала обузой. Однажды меня посадили в машину и потом бросили тут. Я забыла, что такое счастье. Я ничего не жду от жизни, она почти закончилась. Единственное, я жду смерти, которая избавит меня от страданий».
Поэтому вдовы ашрама «Сумасшедшая баба» знают, что им повезло, и Холи – праздник, который они могут себе позволить. После готовки и религиозных песен они должны собрать огромное количество роз, которые впоследствии будут использованы в праздновании. Под музыку начинается игра. Они берут в руки цветную пыль и рисуют на щеках и лбу ближайшего друга. «Радхи, Радхи, это Холи» – смеются они.
Затем стеснение уходит и краски начинают летать из стороны в сторону. Белые сари окрашиваются в розовый, красный, желтый, зеленый, оранжевый. Все веселятся. Лепестки роз разбросаны по всему двору. Две женщины обнимаются и, громко смеясь, начинают вращаться в танце, к ним присоединяются еще и еще. Старшие ютятся по углам, но все равно не хотят пропустить это действо: продолжают увлеченно наблюдать за танцующими. Сари становятся совершенно разноцветными. Хотя бы сегодня они могут почувствовать себя живыми.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)