Rambler's Top100

№ 639 - 640
20 апреля - 3 мая 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Огонек», «РБК» и «Коммерсантъ» о пенсионном возрасте
«Ведомости» об изменении пенсионного возраста и вызовах социальной политике
«Коммерсантъ» об избыточном уровне образования для российского рынка труда
«Газета.ру» о «социальной стабильности»
«РБК» о новой конфигурации предоставления маткапитала
«Телеграф» о поддержке молодых семей в Латвии
«Беларусь сегодня» и «Белорусы и рынок» о приросте населения Белоруссии
«Коммерсантъ-Власть» о новых миграционных правилах и рисках усиления нелегальной составляющей миграции
«НГ-Политика» о трудовых мигрантах из СНГ в России
«Gazeta.ru» о проблемах у мигрантов со сдачей экзаменов
«Коммерсантъ» об отмене льготного режима для украинских мигрантов в России
«Ведомости» о докладе ВБ о трудовой миграции и ремиттансе
«РБК» о мигрантах из визовых стран в России
«Коммерсантъ» о привлечении учебных мигрантов в Россию
«НГ-Политика» о теме миграции и российских СМИ
«НГ-Политика» о влиянии украинских событий на национальный вопрос в России

«Экспресс-К» о трудовой миграции в Казахстане
«Время» о мигрантском населении ОАЭ
«Slon.ru», «Deutsche Welle» и «The Wall Street Journal» о проблеме наплыва беженцев в Европу
«РБК» о направлениях трудовой миграции россиян
«LiveScience» о более религиозном мире
«Ведомости» о нормах шариата для российских законов
«EurasiaNet» об исламских детсадах в Киргизии
«Медицинская газета» о проблемах и перспективах российского здравоохранения глазами министра
«Новая газета» и «Коммерсантъ» о мнении Счетной Палаты о состоянии российской медицины
«Русская служба BBC» о прогнозе причин смерти
«Die Welt» о «раковых гостиницах» в Китае
«EurasiaNet» о ранних браках в Грузии
«The Washington Post» о связи однополых браков с абортами
«Gazeta.ru» о законопроекте по уголовной ответственности за аборты
«Полит.ру» о близкородственных браках и мутациях
«Expert Online» о положении вдов в Индии
«Коммерсантъ» об обязательном участии в переписи
«Новая газета» и «The new Times»о геноциде армян
«Slon.ru» о подземной жизни

о проблеме наплыва беженцев в Европу

По три «Титаника» в год: Как гибнут мигранты по пути в Европу

Утром 19 апреля мальтийские СМИ сообщили об очередном инциденте с африканскими мигрантами, перебиравшимися в Европу. Судно, на котором находились 700 жителей Ливии перевернулось в 200 километрах к югу от итальянского острова Лампедуза (расстояние до африканского берега – около 113 км). Спасти удалось только 30 человек, предположительно сотни человек утонули. Операция по спасению продолжается. Аналогичный случай произошел 15 апреля, когда недалеко от берегов Италии затонуло судно, также перевозившее мигрантов из Ливии. Погибло около четырехсот человек, среди которых было немало детей. Точное количество жертв неизвестно, так как регистрацией пассажиров никто не занимался. По данным итальянской береговой охраны, на пароме было 550 человек, из которых удалось спасти только 144 пассажира.
Эти почти рядовые происшествия, о которых вы, скорее всего, не прочитаете в российских СМИ. Чаще всего тела погибших в таких катастрофах итальянские власти вылавливают из моря неделями. К примеру, в октябре 2013 года после крушения корабля с мигрантами из Сомали и Эритреи было обнаружено 111 тел, в том числе трое грудных детей, еще 200 человек были объявлены пропавшими без вести. Тогда итальянское правительство объявило траур, а в школах по всей Италии прошла минута молчания. Президент страны Джорджо Наполитано назвал трагедию «бойней невинных». А когда главу департамента здравоохранения острова Лампедуза Пьетро Бартоло журналисты спросили, какая помощь ему нужна для ликвидации последствий катастрофы, он ответил довольно кратко: «Гробы, гробы и катафалки». Как заявил в свою очередь представитель UNICEF в Италии Андреа Йакомини, у берегов Италии происходит гуманитарная катастрофа, а Средиземное море уже превратилось в кладбище.
Жители беднейших стран из Северной Африки бегут в Европу в надежде закрепиться на континенте. Их жизнь на родине настолько ужасна, что перспектива утонуть при переправе на ветхой барже или надувной лодке не может их остановить. По данным «Би-би-си», всего за одну неделю апреля возле берегов Италии были подобраны на лодках 8000 мигрантов. Существенную часть из них составляют дети и беременные женщины, которые часто оказываются посреди моря без еды и пресной воды. Многие погибают от обезвоживания, так и не достигнув европейского берега.
Для перевозки мигрантов контрабандисты используют все возможные транспортные средства. Чтобы избежать столкновения с пограничными службами, судно просто ставят на автопилот и направляют к берегам Италии, а там его уже пытаются перехватить итальянские власти. По данным Frontex (агентство Европейского союза по безопасности внешних границ), нелегальные транспортировщики людей нередко обстреливают корабли Евросоюза, чтобы предотвратить конфискацию своих лодок.
Сами пассажиры зачастую не знают, что команда уже покинула судно, а они предоставлены самим себе. К примеру, недавно неподалеку от греческого острова Корфу был обнаружен брошенный командой молдавский сухогруз «Блю Скай Эм», на борту которого в ужасающих условиях находились около тысячи жителей Ирака и Сирии, пытавшиеся нелегально проникнуть в Европу. Их удалось найти после того, как один пассажир поймал сигнал сотовой связи, позвонил по единому номеру спасения 112 и сообщил, что уже неделю люди на судне не видели еды и питья и не знают, где находятся. Береговая охрана, обнаружив «Блю Скай Эм», поднялась на борт, отключила автопилот и привела судно в итальянский порт Галлиполи.
В январе 2015 года европейские власти обнаружили в Средиземном море 73-метровое судно «Эзадин» под флагом Сьерра-Леоне. Построенное еще пятьдесят лет назад судно предназначалось для перевозки скота, но на его борту находились 400 нелегальных мигрантов, в том числе много маленьких детей и беременных женщин. На этот раз один из мигрантов сумел воспользоваться корабельной радиостанцией и сообщил береговой охране, что судно также осталось без команды и двигалось на автопилоте к берегам Италии.

Все дороги ведут в Италию
Как именно реагировать на такие происшествия, в Европе до сих пор не придумали. Властям остается только вытаскивать из воды жертв и пытаться спасти выживших. Причем чаще всего именно властям Италии, так как она стала основным прибежищем для мигрантов из Ливии, Сирии и Сомали – наиболее проблемных с точки зрения безопасности регионов мира. 
В общей сложности в 2014 году в Италию через Средиземное море прибыли 170 тысяч мигрантов и еще как минимум 3500 человек погибло по дороге. При этом во все страны Евросоюза в 2014 году приехали незаконно 280 тысяч мигрантов, то есть более половины всех незаконных мигрантов ЕС прибывает в Италию. В настоящий момент в основном речь идет о беженцах из Ливии. С момента падения режима Муаммара Каддафи в 2011 году Ливия как государство де-факто прекратила свое существование, что только способствовало притоку беженцев из этой страны.

Уже к 2010 году количество африканских мигрантов в Италии достигло 1 млн человек, или 1,65% населения. Помимо ливийцев, это выходцы из Марокко, Туниса, Египта и Алжира, а также из бывших итальянских колоний: Сомали и Эритреи. Остановить поток беженцев не помогают даже достаточно жесткие правительственные решения, облегчающие их депортацию на родину. 
В 2011 году в районе Бари сотни африканских мигрантов вырвались с территории центров по приему беженцев и перекрыли железную дорогу, а затем устроили столкновения с полицией. После этого в августе 2011 года власти Италии получили возможность очень быстро депортировать мигрантов с территории страны, однако ожидание вида на жительство выросло с шести месяцев до полутора лет. Тех иностранцев, которых власти посчитают опасными, можно теперь депортировать немедленно с привлечением полиции. Главная сложность заключается в том, что подавляющее большинство мигрантов отправлять просто некуда. Не сажать же их обратно в лодку и автопилотом направлять к ливийскому берегу?

Италия для итальянцев?
В Италии мигрантам рады далеко не все. В феврале 2015 года лидер ультраправой партии Северная лига Маттео Сальвини предложил оставлять терпящих бедствие мигрантов на кораблях. «Я бы помог им, дал еды и питья, но я бы не позволял им спускаться на берег», – заявил политик. В свою очередь замглавы правящей в стране Демократической партии Андреа Коззолино назвал слова радикала безответственными, точно так же это заявление вызвало бурю возмущения в социальных сетях. В частности, один из пользователей написал кратко: «Сальвини не человек». 
Однако глава радикальной партии был непреклонен. На торговой выставке в Милане он снова заявил: «Мы никому не должны позволять высаживаться на берег». Как следует из исследований профессора Миланского университета Моники Коломбо, противники мигрантов чаще всего апеллируют к необходимости сохранить рабочие места для итальянцев, сократить пособия для мигрантов и защитить собственную культурную идентичность. 
При этом именно руководимую Маттео Сальвини «Северную лигу» исследователь называет политической партией, построившей на ненависти к мигрантам свою политическую программу. В частности, эта партия отстаивает идею предоставления гражданства по крови, а не по месту проживания. Эту же идеологию и поддерживает постфашистский «Национальный союз».
В свою очередь партии левого толка и примкнувшая к ним Католическая партия выступают за поддержку мигрантов, предоставление им пособий, однако большинство из них требуют более жесткого контроля за миграцией и усиления охраны границ. За полное отсутствие контроля за миграцией выступает только ультралевая партия «Rifondazione Comunista». Часть итальянских политиков продвигают идею патрулирования силами ЕС территориальных вод Ливии и Туниса, чтобы останавливать направляющиеся в Италию суда сразу после отплытия. В частности, эту инициативу поддерживает Луиджи Манкони, глава Комиссии по правам человека в итальянском Сенате. По его словам, у такого решения две причины: необходимость избежать возможных жертв из-за пересечения мигрантами Средиземного моря и распределить потенциальных мигрантов среди всех стран Евросоюза. Тем самым итальянские власти пытаются поделиться ответственностью за политический кризис в Северной Африке с другими членами ЕС.
Рядовые жители Италии высказывают прямо противоположные точки зрения на проблемы миграции. В частности, 18 октября 2014 года в Милане прошел стотысячный митинг против нелегальной миграции, организованный все тем же Маттео Сальвини. В тот же день по всей Италии были проведены массовые митинги против полицейской операции по выявлению нелегалов: митингующие считали такие действия полиции проявлением расизма. В итоге и те, и другие митинги закончились столкновениями с полицией: сторонники и противники миграции забрасывали полицию резиновыми шарами с краской и петардами, а стражи порядка отвечали им дубинками. 

В мигрантах – сила
Приток мигрантов в Италию оказывает существенное влияние на экономику этой страны, которая, по сути, превратилась в самую близкую копию «страны мигрантов» – США. Принимая приезжих, Италия своеобразным образом отдает свой исторический долг: с 1876 по 1970 год около 25 млн итальянцев покинули свою страну в поисках лучшей жизни. При этом около половины, или 12 млн человек, уехали за пределы Европы, в основном в Америку. Если вначале в основном мигрировали итальянцы с севера страны, то позднее к ним подключились выходцы с итальянского юга. Теперь сами итальянцы стали принимающей стороной. И итальянские власти ныне пытаются вписать мигрантов в собственную экономическую модель. Причем довольно успешно.
По данным Rome Business Group, количество малых предприятий, принадлежащих мигрантам, только в период между апрелем и июнем 2014 года выросло на 44%. В общей сложности им принадлежат 325000 небольших предприятий в Италии. Больше всего (63000 компаний) открыли выходцы из Марокко; 46000 – мигранты из Китая; 30600 компаний – албанцы, а 23000 – выходцы из Бангладеш. У каждой диаспоры есть своя специализация: если албанцы занимаются в основном строительством, то мигранты из Бангладеш заняты чаще всего в сфере туризма. Не имеющие никакого начального капитала, мигранты вначале несколько лет занимаются накоплением, а потом на эти средства открывают свой бизнес. Больше всего таких компаний работает во Флоренции и Милане. В настоящий момент среди работающего населения Италии, как подсчитала экономическая организация Leone Moressa Foundation, около 2,4 млн человек родились за пределами страны. Эти работники произвели в 2014 году около 8,8% ВВП страны, что эквивалентно 123 млрд евро.
Неслучайно, согласно проведенному еще в ноябре 2014 года официальному исследованию национального агентства Istat, мигранты в Италии чувствуют себя намного счастливее, чем местные жители. Так, 60,8% опрошенных мигрантов оценили свою удовлетворенность жизнью в 8 из 10 баллов. У коренных жителей страны этот показатель был на 20% ниже. В частности, 58% мигрантов довольны своей работой, и среди них, несмотря на все предрассудки, ниже процент безработицы. Занятость среди местного населения трудоспособного возраста составляет 59,5%, в то время как у тех, кто приехал в Италию, достигает 62%.

Алексей ЛОССАН. «Slon.ru», 10 апреля 2015 года

Глава Европарламента раскритиковал политику в отношении беженцев на юге Европы

Южноевропейские страны должны достичь договоренности с властями Ливии, чтобы удержать беженцев от опасной переправки через Средиземное море, считает Мартин Шульц.
После нового кораблекрушения в Средиземном море, число жертв которого может достичь 950 человек, председатель Европарламента Мартин Шульц  призвал пересмотреть европейскую политику в отношении беженцев. «Мы не можем дальше возиться с симптомами этой проблемы, а должны понять, что мы являемся иммиграционным регионом и нуждаемся в легальной и последовательной миграционной политике», — заявил он в интервью газете Kölner Stadtanzeiger, опубликованном в понедельник, 20 апреля.
По мнению Шульца, соответствующие меры должны принять, прежде всего, страны на юге ЕС. В качестве конкретных шагов европейский политик призвал достичь договоренности с властями Ливии, направленной на то, чтобы удержать направляющихся в Европу беженцев и уберечь их от «непредсказуемого риска».
Необходима также эффективная береговая охрана, способная бороться с бандами контрабандистов, незаконно переправляющих людей через Средиземное море, указал Шульц. Кроме того, по его словам, следует направить усилия для устранения причин проблемы беженцев, в частности, предоставлять больше помощи африканским странам.
Пан Ги Мун: Мировое сообщество должно совместно разрешить проблему беженцев
В свою очередь генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что трагедия у берегов Ливии «шокировала и глубоко опечалила» его. Он призвал международное сообщество к солидарности и распределению нагрузки между отдельными странами, вызванной проблемой беженцев. Мир должен объединить усилия для разрешения этого кризиса, подчеркивается далее в заявлении Пан Ги Муна.
По словам генсека ООН, Средиземное море стало одной из наиболее опасных и смертоносных дорог для беженцев. Правительства окружающих его стран должны повысить эффективность спасательных операций, а также привести иммиграционное законодательство в соответствие с нынешней ситуацией, когда все больше людей в мире спасаются от войны и ищут убежище, указал Пан Ги Мун.
Возможен внеочередной саммит ЕС
Между тем глава Евросовета Дональд Туск может созвать внеочередной саммит ЕС, посвященный проблеме беженцев. Туск проведет консультации с главами отдельных государств и правительств, а затем примет решение, сообщает AFP. Ранее проведения такого саммита потребовал, в частности, премьер-министр Италии Маттео Ренци. Ситуации с беженцами будет также посвящена встреча глав МИД стран ЕС 20 апреля.

Ольга ДЕМИДОВА. «Deutsche Welle», 20 апреля 2015 года

Мультимиллионный бизнес на доставке нелегальных мигрантов - вот что стоит за гибелью людей в Средиземном море

На прошлой неделе в Средиземном море погибли более тысячи нелегальных мигрантов, которые направлялись в Италию. "Правоохранительные органы и организации, помогающие мигрантам, заявляют, что это результат мультимиллионного бизнеса на контрабанде людей, которым занимаются ливийские военизированные группировки, члены племен и бандиты", - пишет журналистка The Wall Street Journal Матина Стевис.
В понедельник власти ЕС поклялись активизировать усилия по борьбе с этим бизнесом. Контрабандисты сажают людей, находящихся в отчаянном положении, на хрупкие лодки и отправляют в опасное плавание.
По словам официальных лиц Ливии и европейских чиновников, усилиям ЕС сильно препятствуют экономический крах Ливии и спешные попытки военизированных группировок и племен найти источники для финансирования вооруженного конфликта в этой стране.
Несколько ливийских вооруженных группировок активно рекламируют свои услуги среди сирийских беженцев и потенциальных мигрантов из субсахарианской Африки, отмечает Арецо Малакути (Altai Consulting, Париж). Они утверждают, что безвластье в Ливии - уникальный шанс гарантированного попадания в Европу.
"Доходы от контрабанды людей упрочили новый баланс сил в Сахеле и Ливии", - говорит Тьюзди Рейтано, глава Global Initiative Against Transnational Organized Crime (Женева). По оценкам Рейтано, племя тебу, например, зарабатывает по 60 тыс. долларов в неделю.
Барыши настолько велики, что племена, которые вообще-то воюют между собой, иногда сотрудничают при доставке мигрантов. По словам местного активиста, а также неназванного западного сотрудника служб безопасности, некоторые люди из племени тебу, которое поддерживает официальное правительство Ливии, передают мигрантов в руки племени улд-слимане - союзнику правительства мятежников-исламистов.
В других случаях племена (например, туареги и тебу) воюют между собой за контроль над прибыльными путями доставки мигрантов.
Обычно мигранты платят за доставку из Ливии в Европу примерно 1 тыс. долларов. Как правило, чтобы заработать эти деньги, африканцы по несколько месяцев работают чернорабочими или горничными в ливийской Сабхе.
"Африканский мигрант Исмаил (он не назвал своего полного имени и гражданства) в последние недели пытался пересечь море трижды, но дешевые пластиковые лодки, которые обычно предоставляются африканцам, были переполнены и ломались. Сирийцы обычно совершают плавание на более прочных деревянных лодках, поскольку многие из них более платежеспособны, а контрабандисты, в большинстве своем арабы, не подвергают их дискриминации", - говорится в статье.
Полковник Мохамед Динди из Береговой охраны Ливии сказал, что его ведомству не хватает ресурсов на пресечение контрабанды, и призвал к слаженным международным усилиям.
"Европейцы тоже не добились особых успехов при борьбе с этими сетями контрабандистов", - пишет газета. В 2014 году власти ЕС арестовали примерно 10 тыс. пособников контрабанды людей, но по большей части то были рядовые исполнители - водители грузовиков и экипажи судов.
Итальянский прокурор Джованни Сальви отметил в понедельник, что ухудшение обстановки в Ливии крайне затрудняет поимку контрабандистов - попадается лишь "мелкая рыбешка".
Организации, которые помогают мигрантам, заявляют: Европе следует создать "безопасные и легальные каналы", по которым потенциальные беженцы могли бы просить политического убежища, находясь у себя на родине.
"Контрабандисты мигрантов - это симптом, а не причина катастрофической ситуации", - заявил в понедельник Зейд Раад Аль Хуссейн, Верховный комиссар ООН по правам человека.

Матина СТЕВИС. «The Wall Street Journal», 21 апреля 2015 года
Опубликовано на ИноПресса.Ru

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.