Rambler's Top100

№ 633 - 634
9 - 22 марта 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» и «Коммерсант» о пенсионном возрасте
«FINANCE.UA» о влиянии старения на экономику
«Коммерсантъ-Деньги» о долголетии
«Gigamir.net» о мифах, связанных со старением
«Delfi.lt» о проблемах литовской молодежи
«Коммерсантъ» о структуре рабочих мест в России в 2000-е годы
«Коммерсантъ-Деньги» об отношении россиян к труду
«Российская газета» о безработице
«Новые известия» о безработице и внутренней миграции
«Новые известия» об экономии на соцрасходах
«Ведомости» о разной инфляции
«Российская газета» о региональной дифференциации уровня жизни в России
«Коммерсантъ» и «Новая газета» об очередях в ФМС за патентами
«Коммерсантъ» о проблемах украинских беженцев в России
«Коммерсантъ» о скандальном деле о безгражданстве

«Российская газета» об отъезде экспатов из России
«Gigamir.net» о планах по сокращению иммиграции в Великобритании
«Foreign Affairs» о проблемах мультикультурализма
«Die Welt» об изменении расового состава населения США
«Коммерсантъ» об опасениях медицинского туризма
«Эксперт» об онкозаболеваемости и помощи больным
«Медицинская газета» о более эффективном скрининге рака молочной железы
«Gazeta.ru» о пользе дезинфекции пуповины
«Коммерсантъ-Деньги» о грудном вскармливании
«Forbes» и «Financial Times» о гендерном равенстве
«Панорама» о казахстанской Стратегии гендерного равенства
«Эхо» о сексуальной активности женщин СНГ
«Эксперт» о глобальном рейтинге городов
«Эксперт» о населении Лондона
«Эксперт» о темпах развития городов
«Atlantico» о происхождении европейских языков
«The Guardian» о белорусском языке

об изменении расового состава населения США

Прощай, белая Америка

Доля азиатов и испаноговорящих в населении Соединенных Штатов растет. К 2060 году доля белых жителей этой страны составит всего 44%. Этот процесс изменит страну — и не только в политическом отношении

Макдес Хайлу (Makdes Hailu) вспоминает о том времени, когда она казалась чужой в средней школе Бетезда-Чеви Чейз (Bethesda-Chevy Chase), расположенной в пригороде Вашингтона. Эта чернокожая ученица получила в тот момент столь желанное место в общей школьной команде. И вскоре она случайно услышала замечание одной из ее одноклассниц, которая сказала, что ей предоставили это место только потому, что она черная. 
«В этот момент я почувствовала себя сильно оскорбленной, — рассказывает Макдес в снятом учениками этой школы видео, в котором рассказывается о проблеме представителей таких меньшинств как чернокожие и испаноговорящие в школах, где преимущественно обучаются белые. — Весь оставшийся год у меня было такое чувство, что все будут видеть во мне девочку, которая попала в класс, потому что она черная, а не на основании ее способностей».
Полная средняя школа Бетезда-Чеви Чейз считается в штате Мэриленд разнообразной по своему составу и толерантной. Однако одобренный руководством школы видео-проект свидетельствует о том, что многие принадлежащие к меньшинствам ученики чувствуют себя дискриминированными. Этот фильм под названием «Я тоже учусь в Бетезда-Чеви Чейз» пытается добиться понимания в отношении точки зрения других школьников, черных и испаноговорящих учеников, у которых возникает такое чувство, что они не вписываются в существующую в школе белую культуру большинства. 
Для штата Мериленд важное значение имеет обсуждение вопроса о благотворном сосуществовании различных этнических групп, а также реализация соответствующих установок на практике — этот штат, расположенный на восточном побережье, в ближайшие пять лет вместе со штатом Невада примкнет к группе из четырех штатов (Калифорния, Гавайи, Нью-Мексико и Техас), где белые составляют меньшинство. 
Дело в том, что Америка в данный момент находится в процессе бурных демографических изменений. «Масштаб расово-этнических трансформаций в Соединенных Штатах поражает воображение, — отмечают авторы недавно опубликованного доклада на эту тему. — В 1980 году население Соединенных Штатов на 80% состояло из белых. Сегодня их доля сократилась до 63%, а в 2060 году, как показывают расчеты, их доля будет составлять менее 44%». То, что описывает доклад под названием «В процессе изменений» (States of Change), можно назвать прощаньем с белой Америкой. Спустя 250 лет после начала восстания против британского господства американцы вновь сталкиваются с неопределенным будущим. 
«То, что происходит в этой области, можно назвать естественным экспериментом, — говорит Карлин Боуман (Karlyn Bowman), которая от консервативного исследовательского центра Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) принимала участие в подготовке этого доклада. В работе над ним участвовали также представители либерального исследовательского центра Брукингский институт (Brookings Institutopn), а также левого Центра в поддержку американского прогресса (Center for American Progress). В том числе по причине указанной трансформации Америка в настоящее время находится в периоде демократической турбулентности, — считает Боуман. Однако в конечном итоге она уверена в том, что касается будущего Америки. Ведь американцам удалось справиться и с совершенно другими проблемами, подчеркивает она. 
«Достаточно вспомнить о «величайшем поколении» (GI-Generation), об очень большой группе людей, которые вернулись домой после участия во Второй мировой войне. В то время Конгресс одобрил специальный закон, предоставивший им возможность получить высшее образование. А это, в свою очередь, привело к тому, что они смогли перебраться в пригороды, что способствовало созданию дорожной сети, соединяющей различные штаты». Кроме того, постепенно уходящие на пенсию представители поколения беби-бумеров также изменили страну в политическом, культурном и экономическом отношении. «Беби-бумеры превратили нас в толерантную страну», — подчеркивает Боуман. И таким образом они создали культурную основу для противостояния будущим вызовам в тот момент, когда белые примерно после 2044 года будут одним — хотя и самым большим — из многочисленных меньшинств. 

У республиканцев возникнут трудности
В выигрыше окажутся, прежде всего, испаноговорящие. В 1980 году их доля в населении Соединенных Штатов не превышала 6%. Сегодня она уже составляет 17%, а в 2060 году она, предположительно, составит 29%. И доля азиатов быстро увеличивается — с 2% в 1980 году до сегодняшних 8% и до примерно 15% в 2060 году. Таким образом, они перегонят черных, чья доля перестанет расти и будет колебаться в диапазоне от 12% до 13%. В политическом отношении подобная трансформация Америки будет на руку демократам. 
«В краткосрочной перспективе Республиканская партия столкнется с серьезной проблемой — она будет вынуждена становиться более открытой и развивать более благожелательную культуру, особенно в отношении испаноговорящих», — отмечает Боуман. В конечном итоге белое население, основной избирательный резервуар республиканцев, в течение каждого четырехгодичного цикла сокращается на 1,5%.
Руи Тейксера (Ruy Teixeira) из Центра в поддержку американского прогресса (Centre of American Progress) считает, что республиканцы уже на выборах через два года должны будут получить более 64% голосов белых избирателей для того, чтобы сбалансировать свою невысокую популярность среди представителей меньшинств. Вместе с тем Боуман указывает на то, что у республиканцев имеется «длинная скамейка молодых политиков» из числа испаноговорящих, а уже сейчас у них есть такие политики как, например, Джеб Буш (Jeb Bush) и Марко Рубио (Marco Rubio), обладающие «уникальной способностью быть привлекательными для испаноговорящих избирателей». 
К этому следует добавить, что не каждый представитель увеличивающихся по численности меньшинств имеет паспорт и, соответственно, право принимать участие в выборах. Но даже если речь идет о гражданах Соединенных Штатов, то они не так надежны в том, что касается посещения избирательных участков. Поэтому белые еще долго будут иметь больше влияния, чем можно было бы предположить, исходя из их уменьшающейся доли в общем населении Америки. 

Между приспособлением и изменением
Но что означают все эти изменения для Америки как нации? Будет ли и дальше функционировать плавильный котел, если ведущая культура перестанет существовать? В течение нескольких столетий вновь прибывавшие в страну люди должны были интегрироваться в белую, протестантскую культуру большинства, если они хотели стать настоящими американцами. Это не означает, что католики, иудеи, индусы или мусульмане вынуждены были отказываться от своей религии в беседе с иммиграционными властями. Однако ценности и культура этой молодой нации находились под сильным влиянием именно этой культуры — как ее моральных представлений, так и ее трудовой этики. 
«Когда я росла, у меня было такое чувство, что я должна выглядеть как белая, должна одеваться, как белые, и говорить как белые, и нужно это было для того, чтобы другие считали, что ты находишься с ними на одном уровне», — говорит, например, чернокожая ученица школы Бетезда-Чеви Чейз Сизан Дорсу (Sisan Dorsu). Ее подруга и тоже афроамериканка Арии Брайсон (Ari Bryson) соглашается с ней. «Иногда мне казалось, что я веду двойную жизнь». То, что рассказывают в своем видео ученики, можно назвать чувством отчужденности в среде, где доминирующее положение занимают белые. 
Если в продвинутом классе есть одна черная девочка или один испаноговорящий мальчик, то они чувствуют себя аутсайдерами. Однако в будущем подобное давление и необходимость подстраиваться под белую культуру большинства будут встречаться все реже. «В ходе прошлых иммиграционных волн существовало давление, направленное на то, чтобы сделать маргинальными культуры меньшинств, — говорит Руи Тейксейра. — Такого в будущем уже не будет». 
Судя по всему, проблема давления и приспособления в таких школах как Бетезда-Чеви Чейз решится сама собой демографическим путем. Приведет ли потеря основной белой культуры к тому, что Америка больше не будет единой нацией, как это предполагает старое изречение «Ex pluribus unum» (Из многих единое) и превратится в пестрый набор различных этнических нарративов? По мнению Боуман, этот вопрос пока еще остается открытым. Пока не ясно, будут ли испаноговорящие во втором или в третьем поколении воспринимать себя как латинос или, скорее, как американцы. «Мы совершаем ошибку, если полагаем, что испаноговорящее население будет представлять собой монолитный блок. Важно понимать, что смешанные браки в этой стране представляют собой значительный тренд». 
И Тейксейра не верит в то, что чувство общности американцев пострадает. «Существует основа для нового американского патриотизма, — говорит он. — В культурном отношении этот патриотизм будет менее жестким, более открытым и толерантным. Но будет и дальше существовать сильный патриотизм». То есть, пока не стоит беспокоиться по поводу сплоченности американской нации.

Клеменс ВЕРГИН (Clemens Wergin). "Die Welt", 4 марта 2015 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.