Rambler's Top100

№ 621 - 622
1 - 14 декабря 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» и «Gazeta.ru» о демографических мотивах в Послании Президента
«Utro.ru» о демографическом будущем России
«Медицинская газета» о социально-демографическом заседании ОНФ
«Новая газета» о дальнейшей судьбе финансирования демографической политики
«Коммерсантъ» о сертификате дошкольника
«Коммерсантъ» о сокращении мест в больницах
«Медновости.Ru» об «оптимизации» роддомов
«Вечерний Бишкек» о материнской смертности в Киргизии
«Slovo.kg» о репродуктивном здоровье в Киргизии
«Большой город» о ситуации с ВИЧ в России и Европе
«Новые известия» о ситуации с ВИЧ/СПИДом в Москве
«Факты» о проблеме ВИЧ в Украине
«Коммерсантъ» о нехватке лекарств для ВИЧ-инфицированных
«BBCRussian.com» об ослаблении ВИЧ
«Коммерсантъ» о сокращении доли курильщиков в США

«Forbes.Ru» о миграции и рынке труда
«Коммерсантъ» об отраслевых ограничениях для мигрантов
«Новые известия» и «Коммерсантъ» о патентах для трудовых мигрантов
«BBCRussian.com» и «The New York Times» об иммиграционной реформе в США
«Коммерсантъ» о реформе социальной поддержки мигрантов в Великобритании
«The Guardian» об иммиграционной проблеме Великобритании
«Коммерсантъ» о реформе института убежища в России
«Новые известия» о выдаче Россией северокорейских беженцев
«Зеркало недели» о двойном гражданстве в Украине
«Коммерсантъ» о патриотизме российских эмигрантов
«Новые известия» и «Коммерсантъ-Деньги» о бедности
«Коммерсантъ-Деньги» об экономике рабства в Америке
«Ведомости» о проблеме Глобального потепления
«Atlantico» о кидалтах

о материнской смертности в Киргизии

Летальный уход

Рожать в Кыргызстане стало смертельно опасно

Будучи на круглом столе по охране репродуктивного здоровья женщин, подумала, что все эти доклады и речи я уже слышала. Проблемы материнской смертности остались те же, никто их не решил. Они, судя по тому, что показатель материнской смертности вырос за последние годы, еще более усугубились. В 2012 году в республике умерли 74 беременные женщины в родах и в послеродовом периоде. В прошлом еще больше. Причины смертности те же, что и десять лет назад, — более 40 процентов рожениц умирает от кровотечений, далее — гипертензивных расстройств и септических осложнений. То есть из–за тех состояний, которые зависят от профессионализма врачей, качественного ухода, наблюдения за будущей мамочкой во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Причем в статистике материнской смертности существует разница, и немалая, между официальными данными Минздрава, естественно, заниженными, и данными международных исследований.
На круглом столе был впервые представлен конфиденциальный аудит случаев материнской смертности. Минздрав внедрил его в 2010 году, чтобы установить истинные причины смертей рожениц путем анонимного опроса всех участников трагического события. Этот аудит, как было сказано на встрече, позволил выделить трудности в оказании медицинской помощи, когда наряду с причинами, зависящими от сектора здравоохранения, имеют место социально–экономическая незащищенность матери, внешняя и внутренняя миграция, неинформированность женщин об опасных признаках во время беременности и после родов как самой женщины, так и членов ее семьи, позднее обращение за медицинской помощью.
Из 149 случаев смерти женщин, зарегистрированных в 2011–2012 годах, было проанализировано 95. Остальные разобрать почему–то не представилось возможным. Так вот, 23 из 95 умерших имели, оказывается, доход ниже прожиточного минимума, 12 были мигрантками, 7 из этих 12 поступили в роддом в крайне тяжелом состоянии. У
10 женщин были семейные проблемы — либо муж пил, либо был не оформлен брак, 4 из этих 10 подвергались семейному насилию. Только 4 из 95 умерших имели постоянное место работы, 36 не состояли на дородовом учете.
Хочется спросить: и что из этого? Из этого отчета следует, что медики ловко перекладывают свою вину на государство, которое не обеспечило женщин тем–то и тем–то, и сами–то роженицы, дескать, одинокие, мигрантки, а в придачу даже не знают об опасных признаках беременности. Как говорится, открыли Америку! Да об этом трубят лет десять, не меньше! В чем тут конфиденциальность–то? Конфиденциальность как раз подразумевает выявление скрытых истинных причин смерти той или иной женщины, почему она умерла. О чем вслух при всех медработник побоится сказать, а анонимно рискнет поведать правду. Ведь то, что происходит в роддомах, — остается тайной за семью печатями для всех. Поскольку нередко врачи тут же, сразу после смерти женщины, переписывают целиком историю ее родов. И после — не подкопаешься, будь ты хоть суперпрокурором. Так убедительно объяснят, что у женщины, дескать, начались не зависящие от них осложнения и они так героически сражались за ее жизнь, что прямо слезу вышибает.
Таких случаев десятки, о которых, кстати, “Вечерка” рассказывала. 19–летняя Варвара Попова, например, умерла по вине врачей из–за начавшегося кровотечения, которое в свою очередь случилось из–за халатности, неисполнения своего служебного долга врачами. Кстати, историю ее родов переписали в первую очередь. В чем признался один из докторов. Мать роженицы несколько лет билась, чтобы установить правду о смерти дочери и внука, но врачи ушли от ответственности по истечении срока давности совершенного преступления и продолжают работать. Исключительно только по вине врачей умерла молодая женщина в перинатальном центре, оставив сиротами своих долгожданных двойняшек. Главных врачей, правда, бывает, снимают с должностей за это и назначают на новые. В общем, имитация наказания для родных умерших, чтобы не шумели.
Конфиденциальный аудит необходим для того, чтобы навести порядок в роддомах, наказывать объективно тех, кто виновен в смерти человека, чтобы подобных ошибок, случаев халатности не было в больничных стенах. Врачей меньше всего должен волновать уровень занятости будущих мамочек, их семейное положение и доход семьи. Как говорится, любить и родить нельзя погодить. Женщины рожали и будут рожать, несмотря на то, есть у нее муж или нет.
Безусловно, говорить об этих проблемах тоже надо. Но медикам бы со своими разобраться. Если будущие мамочки не знают, как говорится в отчете, об опасных признаках беременности, то кто виноват? Государство, что ли? И почему из этого надо делать проблему? Медики в первую очередь должны вести профилактику заболеваний и просвещать народ. И почему женщины не знают об этом, вопрос напрямую к Минздраву. Или почему у большинства рожениц диагностируется анемия, грозный признак для здоровья женщины и ее младенца? А что Минздрав сделал для ее снижения? Сейчас в парламенте рассматривается закон о фортификации муки железом и фолиевой кислотой. Но активных его защитников в лице врачей что–то не слышно, словно их не касается здоровье народа.
Или взять тот же вопрос о планировании семьи. “Имеют место случаи материнской смертности женщин, умерших в возрасте старше 40 лет, что свидетельствует о недостаточной работе службы планирования семьи”, — говорится в докладе Но, господа, сколько об этом можно говорить? Помнится, еще покойный директор Института охраны материнства и детства профессор Ильин в 80–х годах начал говорить об этом. А проблема осталась, все только говорим, а женщины умирают.
Растет количество абортов, которые остаются одним из основных методов регулирования рождаемости. В 2011 году Минздрав вместе с ЮНФПА и ВОЗ провели стратегическую оценку политики, программ и услуг в области контрацепции и абортов в стране. Ее результаты показали, что знания даже медицинских работников, не говоря о населении в целом, о планировании семьи и контрацепции низкие. Что ведет к увеличению ранних родов, абортов среди молодых людей до 20 лет. Неподготовленность девушек–матерей как в моральном, так и физическом плане часто становится причиной материнской и младенческой смертности, многочисленных заболеваний у новорожденных.
Согласно официальным данным, растет количество абортов у девочек в возрасте 12–19 лет. И если в 1999 году более 40 процентов женщин пользовались контрацептивными средствами, то в 2011 году таковых только 28 процентов. Чья тут вина?
В общем, проблем, как говорится, выше крыши. Но, похоже, новому министру здравоохранения, которого почему–то не было на этом большом разборе полетов, не до них...
Согласно официальным данным, растет количество абортов у девочек в возрасте 12–19 лет.

кстати
— Цель этого круглого стола — представить анализ выполнения национальной репродуктивной стратегии. В следующем году сроки ее реализации заканчиваются, и надо подвести итоги, — сказал исполнительный представитель Фонда ООН в области народонаселения Медер Омурзаков.
— Сейчас правительство говорит о разработке стратегии здравоохранения 20:20. Поэтому надо обсудить, как вопросы непродуктивного здоровья будут интегрироваться в эту стратегию. Вторая цель — представить первый национальный отчет по конфиденциальному расследованию случаев материнской смертности. Это знаменательное событие для Кыргызстана. Получены очень интересные результаты. Собраны все 149 случаев материнской смертности за 2011–2012 годы, 95 из них были проанализированы. Остальные проанализировать не удалось из–за отсутствия недостаточной информации.
— И о чем говорят результаты?
— Они свидетельствуют о том, что материнская смертность — не только медицинская проблема. Очень многое зависит от других секторов — от самих женщин, которые должны знать о своей беременности, становиться своевременно на учет. Важную роль играет питание женщин, среди которых очень распространена анемия, что негативно сказывается на результатах родов.
— Эта проблема поднимается не впервые, а уже много лет, но ситуация только ухудшается. Почему?
— Наша задача — говорить об этой проблеме, поднимать ее, оказывать поддержку в ее решении, но кардинально изменить ситуацию может и должно государство.

Нина НИЧИПОРОВА. «Вечерний Бишкек», 26 ноября 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.