Rambler's Top100

№ 617 - 618
3 - 16 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Состояние человеческого капитала в Узбекистане

К вопросу о рождаемости в Узбекистане

Влияние смертности на продолжительность жизни населения в трудоспособном возрасте в Узбекистане

Демографическое развитие Узбекистана в долгосрочной перспективе

Современные тенденции демографической ситуации в Казахстане

Подготовка кадров в системе среднеспециального профессионального образования, и их дальнейшее трудоустройство в Узбекистане

Узбекская трудовая миграция из Южной Киргизии в Россию и её влияние на гендерные отношения

Особенности реализации миграционных процессов и их влияние на социально-экономическое и демографическое развитие Кыргызстана

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Подготовка кадров в системе среднеспециального профессионального образования, и их дальнейшее трудоустройство в Узбекистане

Ахмедова М.А.[1] - специально для Демоскопа

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. Основной продукцией системы профессионального образования является выпускник образовательного учреждения, на подготовку которого расходуются значительные финансовые средства государственного бюджета. Эффективность бюджетных расходов на систему профессионального образования растет одновременно с ростом востребованности выпускников на рынке труда, то есть определяется как трудоустройством выпускников в целом, так и их работой по полученной специальности. Началом нового этапа глубоких реформ в сфере образования стало принятие по инициативе Президента Ислама Каримова 29 августа 1997 года Закона «Об образовании» и не имевшей аналогов по своим масштабам, комплексности и целям Национальной программы по подготовке кадров. Образование в Узбекистане было законодательно провозглашено приоритетной сферой развития, удовлетворяющей экономические, социальные, научно-технические и культурные потребности личности, общества и государства. Эффективное трудоустройство выпускников особенно по полученной специальности в настоящее время является в нашей стране одним из важных задач стоящих перед государством.

За годы независимости в республике было принято ряд нормативных документов для эффективного трудоустройства и охвата выпускников 9-х классов средне- специальным и профессиональным образованием[2].

Стоит заметить, что идея преобразования системы образования и включение в неё ССПО способствует тому, что на рынке труда повышается уровень занятости среди лиц с начальным и основным общим образованием, поскольку эти лица, в основном, сосредоточены в младшей (15-19 лет) возрастной группе и создание благоприятных условий для трудоустройства молодёжи через получение определённой специальности или будущей профессии.

В решении проблем обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда принимают участие учреждения системы ССПО и высших образовательных учреждений республики, позволяющие обеспечить молодежи разнообразный выбор будущей профессии. Задача обеспечения территориальной доступности учреждений среднего специального, профессионального образования решается за счет наращивания сети АЛ и ПК, мощностей и расширения перечня специальностей в них. В настоящее время сеть образовательных учреждений системы ССПО достигла 1551 единиц, в числе которых 143 академических лицеев и 1408 профессиональных колледжей.

Источник: Статистический Комитет РУз.

Рост сети системы ССПО и наращивание их мощностей позволили принять на обучение в 20012/2013 учебном году 553,8 тыс. выпускников 9-х классов общеобразовательных школ, в том числе 38,7 тыс. (7,0%) в академические лицеи (АЛ) и 515,1 тыс. (93%) – в профессиональные колледжи (ПК).

Интенсивный рост приема выпускников общеобразовательных школ позволил достичь их охвата до уровня 100%, а численность учащихся на начало 2012/2013 учебного года в АЛ достигла 112,0 тыс. (в 2001 г. – 17,5 тыс., рост в 9,4 раза) и в ПК - 1573,9 тыс. человек (в 2001 г. – 216,7 тыс., рост в 13,5 раза). Для молодежи обеспечен разнообразный выбор будущей профессии путем организации профессиональных колледжей различного профиля и расширения направлений подготовки. Они ориентированы на удовлетворение спроса отраслей экономики на младших специалистов и населения на получение профессионального образования. За эти годы несколько изменилась структура специализаций профколледжей. Так, по направлению промышленности в настоящее время функционируют 16,0% колледжей (18,6% в 2002г.), строительства – 7,7% (11,1%), сельского хозяйства – 22,0% (30,2%), сферы услуг – 14,7% (10,1%).

Эти структурные сдвиги произошли в результате проводимых уточнений и корректировок на основе согласований объемов и профилей подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, а также потребностей отраслей экономики в молодых специалистах.

Для обеспечения высокого качества профессионального образования система ССПО укомплектована на основе развития системы обучения, аттестации преподавательского состава и аккредитации образовательных учреждений, улучшения нормативно-правовой базы, подготовки квалифицированных профессиональных преподавателей.

Численность преподавателей составила в 2012-13 учебном году 105,2 тыс. чел., из них 93,1% имеют высшее образования. Их контингент пополняется постоянно, как за счет выпускников вузов, так и перетока учителей из общеобразовательных школ. Для переподготовки профессорско-преподавательских кадров академических лицеев и профессиональных колледжей максимально используются высшие образовательные учреждения, база Института переподготовки и повышения квалификации кадров ССПО, а также возможности фонда «Истъедод».

По мере расширения охвата выпускников 9-х классов системой ССПО растет численность молодежи, получивших профессиональное образование. Всего за 2012-2013 гг. системой ССПО выпущено 555,2 тыс. младших специалистов, в том числе АЛ –36,4 тыс.чел. (6,6 %) и ПК –518,8 тыс.чел. (93,4%).

После принятия Указа Президента Республики Узбекистан 28.07.2010 г. №УП-4232 «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность» между предприятиями, коллеждами и выпускником стали заключаться трехстаронние договора, позволяющие выпускникам проходить производственную практику с последующей возможностью трудоустройства в этих предприятиях.

В настоящее время внутренняя структура спроса и предложения рынка труда молодежи имеет некоторое несоответствие. Диспропорции между структурой и качеством подготовки выпускников учебных заведений системы ССПО и профессиональной структурой спроса на рабочую силу выступают, как один из наиболее существенных факторов, формирующих количественные и качественные параметры дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

В последние годы сокращается доля выпускников ССПО (4,6%) поступающих в вузы, основная причина этого, высокие цены на платно-контрактное обучение в высших учебных заведениях, и маленькое количество вузов в сельских районах республики, что создает неудобство для молодежи живущих в сельских местностях.

Источник: Статистический Комитет РУз.

В области трудоустройств выпускников ССПО за последние годы в нашей республике произошли существенные позитивные сдвиги. Но тем не менее, существуют несколько проблем:

  • несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в целом и на региональных рынках труда;
  • недостаточная адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда, вследствие чего значительное количество выпускников не трудоустраивается по полученной профессии;
  • увеличение количества выпускников учебных заведений, получающих свободное распределение, несоответствие полученной специальности потребностям рынка труда, а также низкий профессиональный и квалификационный уровень подготовки значительной части молодежи; обуславливающих низкую конкурентоспособность молодежи;
  • недостаточное развитие внутрифирменного обучения персонала, вследствие чего сдерживается рост профессионального мастерства, мобильность рабочей силы и увеличивается фрикционная безработица и ряд других. Например, многие выпускники трудоустраиваются не по специальности, низкая квалификация, отсутсвие производственной практики у выпускников, несбалансированность между рынком труда и учреждениями ССПО создает множество проблем по трудоустройству выпускников.

Данная ситуация имеет долговременный характер из-за имеющихся различий в экономике регионов и в местных демографических особенностях. Тем не менее, современная система профессионального образования в условиях демографической ситуации, при правильной организации и ориентации на потребности экономики, имеет возможности радикально улучшить ситуацию на рынке труда.

Для этого целесообразно решения следующих задач, обеспечивающих сбалансированность рынка труда молодежи:

  • повышение качества подготовки в АЛ и ПК, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, что связано с: а) совершенствованием действующих стандартов обучения с ориентацией на результат; б) развитием процесса компьютеризации АЛ и ПК; в) дальнейшим повышением уровня обеспеченности учреждений ССПО преподавателями с высшим образованием повышением уровня обеспеченности учебной и учебно-методической литературой.
  • разработка прогнозов подготовки квалифицированных трудовых ресурсов для обеспечения потребности в специалистах на среднесрочный период в соответствии с перспективами развития отраслей экономики, что будет способствовать искоренению дефицита по одним направлениям и перепроизводства - по другим.
  • совершенствование организации целостной системы мониторинга деятельности учебных заведений системы ССПО и сбалансированности рынка труда;
  • восстановление традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров в части организации практической подготовки в условиях производства и последующего отбора выпускников на рабочие места.

В результате учет вышеназванных рекомендаций будет способствовать совершенствованию механизма развития рынка труда и профессионального образования, усилению его ориентации на перспективное развитие экономики страны для обеспечения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, соответствующих запросам работодателей, в т.ч. с учетом международных тенденций развития экономики.


[1] Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - стажёр-исследователь ИПМИ (Узбекистан)
[2] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 13.05.1998 г. №204 «О мерах по организации среднегоспециального, профессионального образования в Республике Узбекистан», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.02.2009 г. N 40 "О совершенствовании организации и проведения производственной практики учащихся профессиональных колледжей", Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.07.2009 г. N ПП-1157 "О мерах по обеспечению дальнейшего обучения выпускников 9-х классов общеобразовательных школ в отдаленных населенных пунктах", Указ Президента Республики Узбекистан 28.07.2010 г. N УП-4232 «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность» и другие.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.