Rambler's Top100

№ 615 - 616
20 октября - 2 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
ВРТ – современность в помощь традициям

Медленно, но верно: развитие репродуктивных технологий к 2014-му году в различных странах и регионах

5 родителей – не роскошь

Ценностный, экономический и демографический аспекты ВРТ

Кто и зачем прибегает к ВРТ – опыт одной из клиник

Факторы успешности лечения

Модернизация взглядов в семейной и репродуктивной областях

ВРТ и будущее

Приложения

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

ВРТ - современность в помощь традициям

Над темой номера работали

Ольга
ИСУПОВА

Алексей
БЕЛЯНИН

Анна
ГУСАРЕВА

Модернизация взглядов в семейной и репродуктивной областях

Исследование дискуссий на форуме показывает, что пациентки ВРТ - изначально довольно традиционны, и ориентированы на семейные ценности, такие как семья с более чем одним ребенком. Для них характерно гендерное разделение труда, традиционное и типичное для современной России: обязанность мужчины — деньги в доме, обязанность женщины — все остальное, и прежде всего все связанное с «детопроизводством», в том числе, если на этом пути возникли сложности, даже если фактор бесплодия исключительно мужской:

М., 9 августа 2011.

...Не хочу лицемерить. - семья без ребенка - да, неполноценная и стала считать так именно после рождения РЕ[бенка – авт.], т.к. это стало очевидным, более того, теперь считаю, что семья с одним Ре - неполноценная, т.к. мое понятие СЕМЬЯ - большая и шумная тусня кучи детей.

l., 5 августа 2011.

...Я не чувствую себя одинокой в проблеме бесплодия только потому, что муж не присутствует на приеме [у врача — авт.]. Мне хватает его поддержки вне приемов. Уже одно то, что я имею возможность не работать, а заниматься спокойно анализами и протоколами, для меня много значит. Особенно в нашей нынешней ситуации, когда мы живем в одном городе, а клиника находится другом городе!

Однако на пути к исполнению своих репродуктивных желаний эти женщины оказываются в инновационной среде, связанной с репродуктивными технологиями, подчас им приходится принять и испытать на себе психологически непростые варианты этих технологий (донорство, суррогатное материнство). Это вызывает необходимость как-то оправдать для себя и окружающих тот вариант обзаведения ребенком, который уже взят на вооружение. Интересно, что теперь и более традиционное усыновление попадает в тот же современный контекст и рассматривается в ряду таких методов, как применение донорских клеток и суррогатного материнства:

Т., 5 сентября 2005:

Как усыновившая ребенка хочу сказать девочкам, решающим для себя мучительно проблему, как стать мамой, это - НЕ РЕШЕНИЕ проблемы. Лучше родить самой, через ЭКО, если есть здоровье, через суррогатное материнство, через инсеминации, но САМОЙ. Усыновление - путь, который показан очень немногим... Не читайте душещипательные истории про счастье приемных родителей, лучше задумайтесь о том, ПОЧЕМУ многие и многие идут после усыновления на ЭКО. Они хотят СВОЕГО. СВОЙ и не СВОЙ - все же разница.

Впрочем, количественные данные клиники Х (в этом они, в главных тенденциях, совпадают со статистикой по России в целом) показывают, что наиболее часто применяются такие репродуктивные технологии, как ЭКО и ИКСИ с генетически своими клетками обоих партнеров (возможно, стимуляция овуляции и инсеминация применяются еще чаще, но эти процедуры могут выполнять не только в ЭКО-клиниках; в статистику попадает лишь незначительная их часть).

Из табл. 3 и рис. 5 можно видеть, что наиболее часто применяются процедуры, не предполагающие участия в репродукции третьих лиц (доноров или суррогатных матерей), однако связанные с весьма существенными интервенциями в «естественный» ход зачатия. Донорство ооцитов применяется очень часто и следует сразу за такими процедурами, а вот суррогатное материнство используется очень редко.

Таблица 3. Распространенность различных процедур вспомогательного зачатия в клинике Х (Москва, Россия)

Процедура на исходе цикла лечения

Число случаев

Процент

ИКСИ

539

40,22

ЭКО

430

32,09

Донация ооцитов (яйцеклеток)

163

12,16

Криоперенос замороженных эмбрионов

133

9,93

Искусственная инсеминация

39

2,91

Суррогатное материнство

16

1,19

Индукция овуляции (стимуляция созревания яйцеклеток для естественного оплодотворения)

8

0,6

Биопсия яичек у мужчины (искусственное извлечение сперматозоидов из тестикулов)

8

0,6

Донация ооцитов + суррогатное материнство

3

0,22

ЭКО в естественном цикле (оплодотворение в пробирке при естественном созревании яйцеклеток)

1

0,07

Всего

1340

100,0

Рисунок 5. Частота применения различных процедур ВРТ

С чем это связано? Может быть, с готовностью женщин, участвовавших в нашем исследовании, с легкостью отказаться от рождения генетически «своего» ребенка, поскольку процесс вынашивания ребенка и грудного вскармливания, с их точки зрения, является гораздо более существенной частью материнства, чем генетическая преемственность? Или же с гораздо более высокой стоимостью суррогатного материнства? Или, быть может, с «невидимостью» донорства для окружающих? А может быть, с возрастными особенностями выбирающих этот путь пациенток: ведь яйцеклетки с возрастом раньше теряют свою «жизненную силу», чем матка и в целом механизм вынашивания ребенка в женском теле? К сожалению, на все эти вопросы наши данные не позволяют дать ответа.

Наличие ненулевого процента процедур биопсии яичек у мужчин, возможно, говорит о том, что для последних генетическая связь с ребенком несколько важнее, поскольку второй элемент построения связи с ребенком — вынашивание — им не доступен. Однако и тут имеющиеся у нас данные не дают возможности судить о сравнительной распространенности этого выбора по сравнению с альтернативой - использованием донорской спермы. Вполне вероятно, что мужское донорство распространено не менее, чем женское, ведь оно в той же степени «невидимо» и, следовательно, не имеет социального значения.

Весьма редко делается ЭКО в естественном цикле, несмотря на свою относительную «натуральность» и безвредность (при этой процедуре не применяются, или применяются очень ограниченно, гормональные стимулирующие препараты) — вероятно, в связи с низкой эффективностью этого метода.

Процедура ЭКО — высокотехнологичный современный процесс, по ходу которого некоторые пациентки постепенно меняют свои взгляды, становятся менее традиционными, проходят эволюцию от попыток скрыть тот факт, что они применяли ВРТ, и таким именно образом на свет появились их дети, до стремления открыто защищать себя и своих детей от возможной или реальной стигматизации и дискриминации:

М., 6 июля 2006.

...Просто из-за некоторых нюансов (а именно - суррогатное материнство) я не афиширую, откуда появились мои дети. Но я не скрываю и, если вижу, что человек способен адекватно воспринять такую информацию - я могу сказать об этом. Меня больше волнует не мнение окружающих, а - позднее - реакция моих детей на такую информацию. Но надеюсь, что к тому времени, когда вообще смогут об этом задуматься (или вообще не задумаются никогда) - такие методы будут уже применяться более широко.

F., 6 июля 2006.

...Моя основная причина... это, как ни прискорбно, именно ощущение собственной ущербности... вообще ужасно конечно... но, так оно и есть. Все мои даже самые близкие подруги сделали не по одному аборту. То есть проблем с "забеременеть" никогда ни у кого не было. ...Лично для меня есть также проблема в распространенном суждении "нет детей - Бог не дает", то есть, "не дает – значит, не заслужила, значит в чем-то виновата..."... ну и 3-е – это, конечно же, нежелание выслушивать в свой адрес "успокоительных речей" типа "да ладно ты... фигня все это!"

Это стремление к открытости усиливается, когда нарастает общественный поворот к консерватизму (дискуссии о запрете суррогатного материнства, о «неестественности» ЭКО как такового, и т.д.), происходящий в последние годы, поскольку возникает потребность защитить детей от возможной демонизации со стороны общества.

К2., 2009:

У меня про ЭКО не знает никто, кроме мужа и доктора в ЖК, но молчать не буду, хоть и живу в военном городке, где все друг друга знают... Могут обвинить нас, что мы по молодости лет наделали абортов, а теперь родить не можем - в том-то и дело что нет - у меня проблемы с гемостазом и иммунограммой. И ЭКО мой единственный шанс. ...Людей, готовых отказывать себе во многом - только чтоб насобирать денег, для того, чтобы стать родителями, хотят поставить вне закона, а Экошных деток хотят объявить физическими и моральными уродами... Вы пытаетесь ополчить против нас общество.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.