Rambler's Top100

№ 615 - 616
20 октября - 2 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
ВРТ – современность в помощь традициям

Медленно, но верно: развитие репродуктивных технологий к 2014-му году в различных странах и регионах

5 родителей – не роскошь

Ценностный, экономический и демографический аспекты ВРТ

Кто и зачем прибегает к ВРТ – опыт одной из клиник

Факторы успешности лечения

Модернизация взглядов в семейной и репродуктивной областях

ВРТ и будущее

Приложения

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

ВРТ - современность в помощь традициям

Над темой номера работали

Ольга
ИСУПОВА

Алексей
БЕЛЯНИН

Анна
ГУСАРЕВА

Кто и зачем прибегает к ВРТ - опыт одной из клиник

При выполнении качественной части исследования основным методом работы было изучение интернет-сообщества пациентов ВРТ – или «виртуального сообщества»[17], то есть социальной сети индивидов, общающихся между собой посредством Интернета, объединенной наличием общих целей и задач. Виртуальная сеть помогает участникам поддерживать личное психологическое благополучие, преодолевать социальную изоляцию и подчас даже стигматизацию.

Для изучения опыта пациентов ВРТ интернет-исследование - это особенно подходящий метод, так как данная область чрезвычайно сензитивна, поскольку включает в себя демонстрацию собственной, не соответствующей социальной норме женской «слабости», именно в том, в чем женщине никак не положено быть слабой - в легком и простом выполнении «норматива» обязательного материнства.

Основные особенности исследования в Интернете[18] обусловлены квази-анонимностью виртуального общения, текстуальным характером и бестелесностью коммуникаций. Границы между публичной и частной сферами в Интернете переопределены. Ситуация, когда человек делится интимными подробностями своей жизни и переживаний «на весь Интернет», встречается достаточно часто. При этом она отнюдь не равнозначна ни доверительному устному общению с близкими друзьями, ни публичному выступлению. В результате в сети часто бывают выражены мысли и мнения, которые никогда не стали бы доступны широкому кругу людей, если бы Интернета не существовало.

Данные представляемого эмпирического исследования – это материалы дискуссий, происходивших на Интернет-форуме «Пробирка.ру» (сайт www.probirka.org) с 2005 по 2011 год. Этот форум является наиболее массовым и длительно существующим объединением пациентов ВРТ, общающихся на русском языке. Последняя дата обращения к форуму - февраль 2014 года. Тогда там было около 68 тысяч пользователей.

Количественная часть исследования основана на методах статистического анализа данных, поскольку был получен доступ к массиву данных о пациентках московской клиники Х, обращавшихся туда с начала 2010-го по конец 2013-го года. Название клиники в статье не расшифровывается по условиям договоренности с ее представителями. Всего в базе данных есть информация о 1340 лечебных циклах и 842 обратившихся в клинику индивидуальных пациентках. При этом некоторые из обратившихся пока не прошли ни одного цикла лечения, в то время как другие (774 человека) уже имеют опыт от 1 до 9 ВРТ-протоколов (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение пациенток по числу попыток

Можно видеть, что большинство (около 50%) прошло лишь через один лечебный цикл, и даже тех, кто сделал две попытки, уже гораздо меньше (23%). 65 человек (7,72%) после обращения в клинику «взяли паузу» и пока, по тем или иным причинам (о которых база данных не позволяет судить), так и не приступили к лечению. Тех, кто сделал более 5 попыток, очень мало (1,21% из всей совокупности). Таким образом, как видим, далеко не все пациентки продолжают лечение после 1-2 попыток, что может быть связано не только со стоимостью лечения и страхами за свое здоровье, но и с невысокой целеустремленностью (напомним, после первой попытки не более трети пациенток рожают желанного ребенка/детей).

Мы анализировали всю совокупность полученных данных, то есть всех пациенток, на которых за этот период в клинике Х была заведена карточка. Клиника Х является типичной московской репродуктивной клиникой, она пользуется популярностью и хорошей репутацией у пациентов. По результативности клиника соответствует средним мировым и российским показателям (рис. 3).

Рисунок 3. Исходы лечебных циклов

Из рис. 4 и табл. 1, 2 можно видеть, и это интересный факт, что далеко не все женщины, обращающиеся в клинику по поводу преодоления бесплодия, являются на этот момент бездетными. Для многих (33,46%) причиной обращения стало желание иметь второго или последующих детей.

Рисунок 4. Количество детей у женщин перед лечением

Таблица 1. Распределение пациенток по числу рожденных детей к моменту начала лечения

Всего рождений у женщины

Частота встречаемости в выборке

Процент

Кумулятивный процент

0

507

65,25

65,25

1

235

30,24

95,5

2

30

3,86

99,36

3

4

0,51

99,87

4

1

0,13

100,00

Всего

777

100,00

 

Таблица 2. Распределение пациенток по числу живых детей перед началом лечения

Всего детей у женщины перед началом лечения

Частота встречаемости в выборке

Процент

Накопленный процент

0

517

66,54

66,54

1

229

29,47

96,01

2

27

3,47

99,49

3

4

0,51

100,0

Всего

777

100,0

 

Разница между числом рождений (табл. 1) и числом живых детей (табл. 2) показывает, что возможной репродуктивной мотивацией в этих случаях иногда является смерть (в других случаях - тяжелая неизлечимая болезнь, о чем в базе также есть данные) первого ребенка, но это далеко не всегда так. Часто желание родить второго или последующего ребенка возникает при смене брачного партнера, однако и это не объясняет всю совокупность таких случаев.


[17] по терминологии Ховарда Рейнгольда, см.: Rheingold, H., The Virtual Community (1st. ed., Addison–Wesley Publishers, 1993)
[18] Kozinets, R.V., The Field Behind the Screen: Using Netnography for Marketing Research in Online Communities, Journal of Marketing Research, 39 (February (2002)): 61-72.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.