Rambler's Top100

№ 615 - 616
20 октября - 2 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Женщины мира в 2010 году. Тенденции и статистика

Levels and trends in child mortality 2014

Беларусь. Обзор системы здравоохранения: время перемен

The EU in the world 2014. A statistical portrait

Здравоохранение в Республике Молдова

По страницам журналов «Миграция XXI век» и «Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология»

Содержание журнала «Hommes et migrations»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Erica Richardson, Ирина Малахова, Ирина Новик, Андрей Фоменко

БЕЛАРУСЬ

Обзор системы здравоохранения:
время перемен

Том 15 № 5 2013

ВОЗ, 2013, 185 страниц

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/253546/HiT-Belarus-RU-web.pdf?ua=1

Смертность и показатели состояния здоровья населения, выборочные годы (стр. 9)

 

1990

1995

2000

2005

2009

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общая (лет)

71,3

68,6

69,0

68,8

70,6

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины (лет)

66,3

62,9

63,4

62,9

64,8

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины (лет)

75,8

74,4

74,8

75,1

76,6

Смертность (стандартизованный коэффициент смертности), мужчины (на 100 000 мужского населения)

1490,2

1844,0

1828,7

1914,4

1728,3

Смертность (стандартизованный коэффициент смертности), женщины (на 100 000 женского населения)

816,3

911,6

903,6

891,7

790,1

Показатели здоровья матерей, детей и подростков, выборочные годы (стр. 12)

 

1990

1995

2000

2005

2009

Показатель подростковой беременности (на 1000 женщин в возрасте 15-19 лет)

   

27,6

22,9

21,5

Число абортов, на 1000 живорожденных

1791,7

804,8

1301,0

716,0

329,2

Перинатальная смертность, на 1000 живорожденных

 

12,2

7,4

4,9

3,7

Неонатальная смертность, на 1000 живорожденных

   

4,7

3,1

 

Постнеонатальная смертность, на 1000 живорожденных

   

4,6

3,8

 

Младенческая смертность, на 1000 живорожденных

12,1

13,5

9,3

6,3

4,7

Младенческая смертность, на 1000 живорожденных (оценочные данные; Доклад о состоянии здравоохранения в мире)

20,0

 

15,0

 

11,0

Детская смертность в возрасте до 5 лет, на 1000 живорожденных

17,2

16,8

13,7

9,3

6,6

Материнская смертность, на 100000 живорожденных

21.8

13,8

24,6

15,5

0,9

Заболеваемость сифилисом, на 100 000 человек населения

2.7

150,6

105,2

32,7

22,5

Заболеваемость гонококковой инфекцией, на 100 000 человек населения

100,1

166,4

98,8

62,8

56,6

Ни одна из форм ОМС в Беларуси не вводилась, и хотя финансирование системы здравоохранения было децентрализовано до местного уровня, главным источником формирования доходов бюджета по-прежнему остаются предприятия, а не отчисления из фонда заработной платы работников. Это является отличительной чертой белорусской системы здравоохранения и отражает характер экономики страны в целом: поскольку в основном она не приватизирована, то прибыли или доходы местных предприятий проходят через местные бюджеты и объединяются (как нецелевые) на республиканском уровне. Есть еще только один важный источник финансирования здравоохранения - личные платежи граждан, которые в основном поступают в виде официальных соплатежей за ЛС для амбулаторного лечения. ДМС не является значимым элементом белорусской системы здравоохранения, равно как и внешние источники финансирования.

Гражданам предоставлен всеобщий доступ к медицинской помощи, и только в случае расходов на ЛС, стоматологическую и офтальмологическую помощь имеют место соплатежи со стороны населения. Уровень соплатежей централизованно устанавливает Минздрав, при этом определяющим фактором является не стоимость этих услуг, а политическая составляющая вопроса. Большинство населения вынуждено приобретать рецептурные ЛС для амбулаторного лечения за полную стоимость, однако определенные наименования основных ЛС (например, при лечении диабета, астмы, ТБ, ВИЧ и некоторые другие) предоставляются бесплатно. Отдельным категориям граждан (например, ветеранам) также положены скидки или полное возмещение средств из государственных фондов в случае расходов на ЛС, стоматологическую и офтальмологическую помощь. Неформальные платежи правительством не приветствуются.

Стр. 45-46.

Динамика расходов на здравоохранение в Беларуси, оценка ВОЗ, выборочные годы (стр. 47)

Год

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Общие подушевые расходы на здравоохранение по ППС (бел. руб. за долл. США)

228

314

585

614

701

734

763

762

793

Общие подушевые расходы на здравоохранение в % ВВП

6,7

6,1

6,9

6,3

6,4

5,9

6,1

5,6

5,3

Доля государственных расходов в общих расходах на здравоохранение, %

71,1

75,5

72,9

70,2

69,1

65,1

64,0

77,7

70,7

Доля частных расходов в общих расходах на здравоохранение, %

28,9

24,5

27,1

29,8

30,9

34,9

36,0

22,3

29,3

Доля расходов на здравоохранение в общих государственных расходах, %

11,5

10,1

10,5

9,5

9,1

7,9

8,4

13,4

13,0

Общие государственные расходы на здравоохранение в ВВП, %

4,8

4,6

4,8

4,4

4,4

3,8

3,9

4,4

3,7

Доля личных платежей граждан в общих расходах на здравоохранение, %

18,6

14,0

19,9

22,2

23,6

27,4

26,9

19,8

26,7

Доля личных платежей граждан в частных расходах на здравоохранение, %

64,5

57,1

73,4

74,5

76,4

78,6

74,8

88,9

91,0

Доля ДМС в общих расходах на здравоохранение, %

0

0

0

0

0

0

0

0,2

0,2

Доля ДМС в частных расходах на здравоохранение, %

0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,8

0,8

Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения: время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются, так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений и примеров. Этот формат периодически пересматривается.

Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:

  • подробно изучить различные методы организации, финансирования и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников систем здравоохранения;
  • описать организационную структуру, а также процессы подготовки и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
  • обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения, а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
  • предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена опытом по стратегии их реформ;
  • помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.

Составление обзоров сопряжено с рядом методологических трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой базы данных количественные показатели приходится получать из разных источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы статистики, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются между собой.

Наряду с преимуществами составление обзоров в едином формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать, как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры "Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать для сравнительного анализа систем здравоохранения.

Содержание

Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения

1. Введение

1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения

2. Организационная структура и управление

2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Планирование
2.6 Межсекторальный подход
2.7 Управление информационными системами
2.8 Регулирование
2.9 Права пациентов

3. Финансирование

3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Источники финансирования и финансовые потоки
3.3 Обзор государственной системы финансирования
3.4 Личные платежи граждан
3.5 Добровольное медицинское страхование
3.6 Другие источники финансирования
3.7 Механизмы оплаты

4. Материальные и кадровые ресурсы

4.1 Материальные ресурсы
4.2 Кадровые ресурсы

5. Предоставление медицинских услуг

5.1 Общественное здравоохранение
5.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
5.3 Первичная медико-санитарная/амбулаторная помощь
5.4 Специализированная амбулаторная/стационарная помощь
5.5 Скорая и неотложная медицинская помощь
5.6 Медикаментозная помощь
5.7 Реабилитационная/санаторно-курортная помощь
5.8 Долговременная помощь
5.9 Услуги для лиц, осуществляющих неформальный уход за больными
5.10 Паллиативная помощь
5.11 Охрана психического здоровья
5.12 Стоматологическая помощь
5.13 Дополнительная и альтернативная медицина

6. Основные реформы здравоохранения

6.1 Анализ последних реформ
6.2 Перспективы развития

7. Оценка системы здравоохранения

7.1 Задачи, поставленные перед системой здравоохранения
7.2 Система финансовой защиты и справедливость в финансировании
7.3 Опыт пациента и доступность медицинской помощи
7.4 Состояние здоровья, эффективность оказания медицинских услуг и качество медицинской помощи
7.5 Эффективность системы здравоохранения
7.6 Прозрачность и подотчетность

8. Заключение

9. Приложения

9.1 Библиография
9.2 Полезные веб-ресурсы
9.3 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
9.4 Проверка и рецензирование обзоров
9.5 Сведения об авторах

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.