Rambler's Top100

№ 615 - 616
20 октября - 2 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

«Наполовину родные»? Проблематизация родства и семьи в газетных публикациях о вспомогательных репродуктивных технологиях

Советы гинекологов о контрацепции и планировании беременности в контексте современной биополитики в России

Развод родителей: причины, влияние на ребенка и на взаимоотношения родителей и детей. Теоретический обзор

Специальное обследование репродуктивного здоровья населения: анализ и результаты

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Советы гинекологов о контрацепции и планировании беременности в контексте современной биополитики в России

Темкина А.[1]
(Опубликовано в Журнале исследований социальной политики.
2013, Том 11. № 1. с. 7-24
)

Введение

«Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше», - сказал Президент РФ в ежегодном послании 2012 года. «Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребенка - это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг. И, несмотря на сомнения некоторых экспертов - а я отношусь к ним с уважением, - я все-таки убежден, что нормой в России все-таки должна стать семья с тремя детьми. Но, чтобы это было так, нужно многое сделать»[2]. Итак, биополитический ориентир 2012 года обозначен - рождение троих детей, «чтобы нас стало больше». Заметим звучащие сомнения в реалистичности достижения данной цели. Отметим и роль экспертов - весьма неоднозначную - в ее выработке.

Современная демографическая политика в России ставит своей целью увеличение рождаемости, поддерживает рождение второго и последующих детей. Вопросы планирования семьи отошли за задний план общественного внимания. Меня интересует, какую позицию занимают в этом вопросе мало заметные в общественном дискурсе эксперты, а именно: акушеры-гинекологи районных женских консультаций (ЖК), в чью профессиональную роль входит консультирование по вопросам контрацепции. Меня интересует отношение к планированию семьи и его осуществление в медицинских практиках. Ранее я и другие авторы показывали, что гинекологи как эксперты являются активными сторонниками использования современных средств предохранения[3]. Эта позиция на первый взгляд противоречит биополитике стимулирования роста рождаемости, сворачивания программ сексуального образования и центров планирования семьи, ужесточения доступа к абортам в 2000-е годы.

В фокусе данной статьи находится институциональный контроль над репродуктивным поведением женщин, в частности над использованием контрацепции в ЖК. Я обращусь кратко к контекстам медикализации контрацепции в современной России, затем я рассмотрю, как врачи интерпретируют предохранение и планирование семьи и как эти установки реализуются в условиях политики стимулирования рождаемости.

Данное исследование отсылает к работам Фуко, посвященным ин- ституциональному контролю и дисциплинированию тела[4]. В современном обществе знания и институты производят «послушные тела», способствующие эффективности и производительности. Субъект не только конституируется как объект контролирующего знания, но и обретает понимание себя при помощи определенных техник[5]. Для анализа сферы репродукции важными являются концепты биополитики, управляющие населением[6]. Для меня также важна феминистская перспектива исследования репродуктивной сферы. В рамках этих подходов рассматривается медикализация предохранения и ее противоречивые последствия в современной России.

Медикализация репродуктивного поведения и контрацепции

Биополитика, диктуя определенные способы воспроизводства населения, дисциплинирует женские тела и подчиняет их правилам репродуктивного поведения. Репродукция находится в центре биополитики[7]. В сфере репродукции женское тело рассматривается как медикализируемое[8] и контролируемое на протяжении всего жизненного (репродуктивного) цикла[9].

Аспекты жизни женщин, касающиеся их репродуктивной способности... медикализируются... В феминистском подходе медицина рассматривается как определяющая женщин через биологию и репродуктивные возможности. Когда проблемы определяются как медицинские, как те, которые можно решить только при помощи медицины, женщины теряют контроль над фундаментальными аспектами своего опыта - фертильностью, сексуальностью[10][11].

Вопросы частной сферы - материнство, способность к репродукции, здоровье, контрацепция, аборты - становятся предметом публичного дискурса. Институты и научное знание, в первую очередь медицина, ориентируют женщин на здоровое, сознательное, подготовленное (или иное) материнство. Контрацепция выступает техникой подчинения определенным правилам управления телом, планирования деторождения и регулирования рождаемости:

Полемика по поводу контрацепции и безопасных методов для женщин разворачивается вокруг идеи материнства всех женщин и желания медицинской профессии обеспечивать контроль над женской репродукцией[12].

Технология одновременно создает возможности[13]. Контрацепция рассматривается и как средство повышения качества сексуальной жизни и интимных отношений, поскольку позволяет отделить здоровье от репродукции[14].

Предохранение попадает в сферу медикализации, означающую, что «проблема определяется в медицинских терминах, для описания проблемы используется медицинский язык»[15]. Медицинский надзор как один из механизмов социального контроля «предполагает, что определенные условия или поведение осознаются через "медицинский взгляд", врачи могут легитимно требовать от людей исполнения действий, связанных с этими условиями»[16]. Медицинское знание и контроль становятся более значимыми при развитии новых поколений контрацептивных средств[17].

Однако медицинскую власть оспаривает рынок и потребители, медикализация (использование медицинского языка, интерпретация рисков в терминах здоровья и прочее) усиливается за пределами профессии, на нее влияют общественные движения, группы интересов и биотехнологии. Мы покажем, что на медикализацию контрацепции в современной России влияют бюрократические форматы профессиональных институтов и государственные биополитические приоритеты.

Контексты медикализации контрацепции в современной России

Рассмотрим контексты, в которых происходит медикализация контрацепции в России. Во-первых, сохраняется наследие советского времени, для которого было характерно традиционное, не вполне эффективное предохранение. Аборты с 1955 года выступали главным средством регулирования снижающейся рождаемости, доступность современной контрацепции была низкой. Несмотря на ее широкое распространение в последнее десятилетие, по данным различных опросов, около 20-25% российских женщин используют только традиционные методы предохранения, и около 25 % сексуально активных женщин не используют контрацепцию[18]. С этим связаны неплановые и нежелательные беременности, высокий уровень ЗППП. Вплоть до настоящего времени Россия лидирует по уровню абортов[19]. Контрацепция озвучивается в публичном дискурсе в связи с предупреждением эпидемии СПИДа, однако не существует механизмов и институтов ее систематического продвижения.

Во-вторых, важным является контекст пронаталистской политики, критики планирования семьи и сексуального образования в 1990-е годы и ограничение права на аборт в 2000-е[20]. Сексуальное образование часто оценивается негативно, оно рассматривается как фактор морального разложения общества, способствующий «растлению детей» и принудительному сокращению населения[21][22]. Попытки создания системы семейного планирования, включая сексуальное образование, потерпели поражение в 1990-е, центры планирования семьи закрываются из-за недостаточного финансирования[23].

В 2011 году внесены поправки к закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Церковь и некоторые политики предлагали меры ограничения доступа к абортам или запрета, против которых выступали феминистские группы и некоторые медики[24]. Эти попытки демонстрируют инструментальное отношение к женщинам как «полезным биологически-демографическим инструментам для государственных потребностей. Государство использует свои технологические ресурсы, надзирающую власть и тактики убеждения для того, чтобы предотвратить аборт после того, как беременность установлена»[25].

В общественной дискуссии аборты связываются с демографическим кризисом и вымиранием нации[26]. Русская православная церковь (РПЦ) - среди других активных сторонников запретительных мер - негативно относится к контрацепции, в первую очередь к «абортивной». В соответствии c социальной концепцией РПЦ внутриматочные спирали и гормоны считаются неприемлемой контрацепцией[27]. Использование контрацепции (как и аборты) связывается в этом дискурсе с падением рождаемости и нравственности[28].

С учетом консервативного контекста представляется важным то, что в российской медицине достаточно широко используются концепты «планирование семьи» и «планирование беременности», разделы о контрацепции, связанной с планированием семьи, включены в учебники по гинекологии и акушерству, вопросы планирования и предупреждения нежелательной беременности обсуждаются при консультировании пациенток. Гинекологи, с которыми были проведены интервью в данном проекте, говорили о себе как о сторонниках современных методов контрацепции и планирования беременности. Аналогичные взгляды в Санкт-Петербурге отметила и финская исследовательница М. Лариваара[29].

Далее речь пойдет о взаимодействиях врачей и женщин в ЖК - первичном звене акушерско-гинекологической помощи. Взаимодействия врачей и пациентов в сфере репродуктивного здоровья в России получили отражение в исследованиях, которые показывают, что гинекологи ожидают «культурное отношение» к здоровью и медицине, наличие базовых знаний, ответственности. Исследователи фиксируют патерналистское отношение со стороны гинеколога[30], задача которого - убедить женщин использовать контрацепцию как «средство обеспечения будущей фертильности и избегания опасных последствий абортов»[31]. Гинекологи инструктируют пациенток, задавая стандарты правильного поведения в отношении контрацепции - здоровья - репродукции - сексуальной жизни - материнства. Меня интересует, как врачи определяют роль контрацепции в репродуктивном поведении в условиях направленности политики на увеличение рождаемости и подозрительного отношения в обществе к планированию семьи.

Данные исследования

Исследование основано на глубинных тематических интервью с аку- шерами-гинекологами и их пациентами. Интервью проводились в трех российских городах - Казани, Архангельске, Самаре в 2009 году '. Данное исследование опирается на небольшое число интервью, которое не представляет весь спектр взаимодействий между гинекологами и женщинами. Основной источник данных для исследования - интервью с 15 акушерами-гинекологами (4 в Самаре, 7 в Казани, 4 в Архангельске, из них 13 женщин и 2 мужчины). Возраст опрошенных варьирует от 33-74 лет (средний 45 лет), среди них преобладали доктора, работающие в муниципальных ЖК, со стажем работы от 6 до 46 лет. Дополнительным источником информации послужило включенное наблюдение на приеме в ЖК (апрель - июль 2009). Кроме того, я использую учебники и учебные пособия по акушерству и гинекологии, изданные в 2000-е годы.

«Любая женщина обязана планировать беременность»: профессиональный подход к предохранению

В данном параграфе я покажу, какое отношение к предохранению и планированию беременности врачи считают необходимым, как должен осуществляться выбор средств и как в процессе консультирования женщин выстраивается норма репродуктивного поведения[32].

Врачи оценивают контрацепцию, прежде всего, как способ избегания абортов и планирования беременности. Профессиональные тексты через контрацепцию связывают рождаемость и индивидуальное здоровье, личный выбор и медицинский контроль:

... средства, применяемые с целью предупреждения беременности, называются контрацептивными. Контрацепция является составной частью системы планирования семьи и направлена на регуляцию рождаемости, а также на сохранение здоровья женщины[33].

Основная цель контрацепции - планирование желательной беременности, срок наступления которой определяет сама женщина. Акушер- гинеколог принимает активное участие в этом процессе[34].

Гинекологи отмечают наличие либеральных трендов в сексуальной жизни современной молодежи. В своей практике они исходят из признания поколенческих изменений в жизненном цикле, когда молодые люди рано вступают в сексуальные отношения и откладывают деторождение:

Если раньше, может быть, там сначала беременели и рожали, а потом уже все остальное, то сейчас сначала они активную половую жизнь ведут, а только потом уже, когда-то, через много лет, планируют беременность (Н. О., жен., 38 лет).

Поэтому контрацепция, с точки зрения врачей, необходима с самого начала сексуальной жизни. Гинекологи негативно относятся к отсутствию предохранения. Однако традиционные (естественные) методы получают амбивалентную оценку профессионалов. Их описание включено в учебники по гинекологии, при этом отмечается их недостаточная эффективность. Доктора говорят о том, что женщины продолжают использовать данные методы[35].

В целом профессионалы исходят из того, что, если беременность не планируется, должна быть использована эффективная контрацепция. «Планирование беременности» - данный термин широко используется в практиках врачей - связывается в основном с медикализированной подготовкой беременности (прием витаминов, медицинские проверки здоровья, здоровый образ жизни)[36]. «Планирование семьи» в учебных пособиях определяется шире, например, как «широкий комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на охрану репродуктивного здоровья женщины и обеспечения рождения желанных детей»[37]. В учебниках по гинекологии планирование семьи связывается с ограничением частоты абортов, широким использованием высокоэффективных методов и средств контрацепции, предотвращением перинатальной и материнской смертности[38]. Ориентация на планирование беременности происходит и в медицинской практике. «Планирование семьи» переопределяется как «планирование беременности», и контрацепция связывается в первую очередь именно с планированием беременности.

Конечно, надо планировать ... сейчас уже намного больше пациентов, которые действительно сначала планируют, подходят к этому уже осознанно, не так, чтоб так получилось (Н. О., жен., 38 лет).

Планировать беременность, я считаю, что обязательно нужно (О. П., жен., 48 лет).

Врачи выделяют три основных типа контрацепции, которые рекомендуются разным женщинам. Первый тип - гормональные таблетки (средства) преимущественно рекомендуются бездетным молодым женщинам, состоящим в стабильных отношениях (браке). Такая контрацепция в учебниках описывается как наиболее надежная[39]. Ожидается, что у женщин есть только один партнер, и они планируют рождение ребенка в будущем. Планирование беременности является предметом заботы женщины совместно с врачом. Другой тип - внутриматочные спирали (внутриматочные средства, ВМС), обычно рекомендуется женщинам, состоящим в стабильном партнерстве, имеющим детей и не планирующим беременность в ближайшем будущем. ВМС устанавливается врачом после проведения осмотра и анализов, ее использование контролируется врачом. Предполагается, что у женщины есть только один партнер, в другом случае высока опасность ИППП.

Основными потребителями ВМС являются моногамные, замужние женщины. данные средства не показаны женщинам, имеющим большое количество партнеров[40].

При рекомендации гормональных контрацептивов и ВМС аргументы медицинского характера являются первичными. Фактор здоровья обозначается через физиологические различия рожавшей и нерожавшей женщины, через риски для женщин, собирающихся рожать в ближайшем будущем и не собирающихся, а также риски женщин, состоящих или не состоящих в моногамных отношениях.

Следующий тип контрацепции - презервативы, рассматривается как предпочтительный для молодых женщин, не состоящих в моногамных отношениях и ведущих «специфический» образ жизни. «Этот вид контрацепции показан пациенткам, имеющим случайные половые контакты, с высоким риском инфицирования, редко и нерегулярно живущим половой жизнью. Для надежной защиты от беременности и от инфекций»[41]. Репродуктивные планы таких женщин не ясны. Презерватив рекомендуется в том случае, если у женщины это не единственный половой партнер, если у нее такой своеобразный образ жизни (О.П., жен., 48 лет);

ей нельзя вставлять спираль, потому что у нее разные партнеры, разные инфекции, у нее больше возможности получить инфекцию (В. Г, муж., 70 лет).

Контрацепция в этом случае эксплицитно связывается со стилем жизни, хотя дать четкое определение врачи затрудняются. В интервью гинекологи испытывают трудности в определениях, подбирая слова: «механическая контрацепция - это презерватив - только тем, у кого несколько половых партнеров и которые, ну скажем, ведут, ну не совсем такой» (Б. В., жен., 31 год). Презервативы считаются предпочтительными для защиты от ИППП, в других случаях (тем, кто состоит в стабильных отношениях) рекомендуется другая контрацепция.

Врачи признают, что молодежь широко использует кондомы (это подтверждают и различные опросы[42]), и они часто дают такие рекомендации. В учебниках презервативы описываются как методы предохранения от инфекций, вируса СПИДа, гепатита[43]. Однако есть причины, по которым, с точки зрения врачей, предпочтительнее использовать другие средства. Презервативы не считаются достаточно надежными: «Надежность у презерватива все-таки очень низкая, бывают беременности нежелательные и поэтому все-таки лучше перейти на более надежные средства контрацепции» (М. Н., жен., 36 лет). Контрацепция должна гарантировать, что беременность наступит тогда, когда она планировалась и готовилась женщиной. Использование кондомов не находится под ее контролем. Следует переходить на более контролируемые средства, считают гинекологи: «Я все-таки рекомендую перейти на управляемый метод контрацепции» (М. Н., жен., 36 лет); «Безопасность не все мужчины любят» (А. Б., жен., 74 года). Как и пациентки, некоторые профессионалы говорят о том, что мужчины часто предпочитают незащищенный секс. Одна врач рассказала историю о том, как муж обманывал свою жену по поводу использования кондома, поэтому партнерам трудно доверять в этом вопросе. Желательно, чтобы женщина и/или врач контролировали контрацепцию.

Женщины эмансипируются при использовании предписанной (медиками) контрацепции, в использовании которой нет необходимости получать согласия партнера, однако в то же время гейткиперами к такой контрацепции становятся врачи[44].

Контрацепция для гинекологов выступает в первую очередь средством планирования беременности. Рекомендуемая контрацепция преимущественно связана с профессиональным медицинским контролем. Амбивалентное отношение к использованию кондомов в этом смысле является показательным. Предполагается, что эффективное использование контрацепции под медицинским контролем гарантирует безопасное деторождение, которое ожидается от женщины в репродуктивном возрасте. В идеале такая женщина состоит в стабильных моногамных отношениях и ориентируется на планирование беременности.

«У нас до сих пор присутствует население, которое допускает незапланированную беременность»: препятствия для планирования беременности

В данном параграфе я покажу, как реализуется идеология планирования беременности и использования эффективной контрацепции, какие сбои она дает и как это связано с биополитическими приоритетами государства.

Отношение врачей к незапланированной беременности и абортам

Гинекологи говорили о том, что увеличивается число женщин, которые используют современную контрацепцию, планируют беременность, регулярно посещают врачей. Однако существует и категория женщин, которые не используют эффективную контрацепцию, не выполняют медицинские предписания. Врачи негативно оценивают такие практики. «Я их спрашиваю: "Какие виды контрацепции?”. Они говорят: "Никакие". Я говорю: "Вы хотите забеременеть". - "Нет". "Ну, Вы что-то же делаете". - "Нет"». (Л. М., жен., 33 года).

Такое поведение может привести к безответственному деторождению или к аборту. Врач говорит: «Сегодня она встретилась с молодыми людьми, выпила, она про эти таблетки забыла, половой акт был, и потом приносят они нам детей» (В. Г., муж., 70 лет).

Среди врачей нет единодушного мнения по отношению к абортам. Гинекологи в основном уговаривают женщину сохранить беременность, особенно первую[45]. Их главный аргумент - риски для репродуктивного здоровья. Аборт, с точки зрения врача, чреват разными осложнениями и последующим бесплодием. «Как правило, я женщин, особенно молодых, первородящих, всегда уговаривал, чтобы они рожали. Мы не знаем, сможете ли вы забеременеть в следующий раз или не сможете» (В. Г., муж., 70 лет). Позиция врача может быть связана с моральными и религиозными ценностями. «Мое личное отношение негативное... и как врача, и как человека, и с моральной, и с этической, и с медицинской точки зрения» (М. Н., жен., 36 лет). Собственный опыт врача также может стать аргументом против аборта: «Я сама вообще противница, я вот аборты сама не делаю, ну раньше когда начинала там работать, делала... когда сама стала мамой, я пересмотрела свое отношение к аборту» (Б. В., жен., 31 год).

Еще одна линия аргументации - правовая. Гинекологи должны следовать законодательству по отношению к прерыванию беременности. Законы ужесточаются и делают гинекологов более настороженными по отношению к абортам. «А что, врач из-за вас должен садиться (в тюрьму)? (В. Г., муж., 70 лет). Некоторые гинекологи считают, что по мере ужесточения законодательства, увеличивается число криминальных абортов. Еще одна позиция - признание личного выбора женщины. «Решать за женщину никто не может: сохранять беременность, не сохранять. Решение может принять только она» (Е. З., жен., 52 года). В случае реальной опасности незапланированной беременности и аборта врачи считают особо важным инструктировать женщину по поводу эффективных средств предохранения. «(Я) стараюсь, что лучше предотвратить беременность нежелательную, чем вот потом убить... "Ну, пойду на аборт”. Я говорю: 'Ну, вот износишься же, организм-то”» (Б. В., жен., 31 год).

Итак, взгляды гинекологов на аборт различаются, однако они единодушны в том, что нежелательную беременность нужно предотвращать при помощи современной контрацепции. Как было показано ранее, врачи считают необходимым консультировать женщин по вопросам контрацепции, настаивая на ее эффективном применении.

Барьеры для консультирования по вопросам контрацепции

Врачи отмечают, что у них нет достаточных возможностей для обеспечения необходимого поведения в отношении предохранения. Исполнение власти профессиональными экспертами в России происходит в условиях жестких временных и материальных ограничений. Гинеколог, занимавший административную должность, рассказывает о том, что в аренду сдано помещение, в котором они раньше читали лекции по профилактике, а центр планирования семьи закрылся из-за реорганизаций и недостаточного финансирования.

В интервью врачи формулируют устойчивое недовольство нехваткой времени, избыточной работой с документацией, нерациональными требованиями страховых компаний и администрации[46]. Время для приема пациентов жестко нормировано. Профилактика (к которой относится контрацепция) в системе обязательного медицинского страхования часто остается за пределами взаимодействия из-за нехватки времени и бюрократических издержек. Доктора, считая необходимым подробно разъяснять способы предохранения, говорят о том, что на это не хватает времени: «Конечно, я стараюсь все донести, но как бы в плане обычного приема не всегда хватает на это времени и возможности» (Л. М., жен., 33 года). Врач «по самому минимуму скажет» (В. Г., муж., 70 лет). Включенное наблюдение показывает, что доктора относительно редко обсуждают контрацепцию[47]. Данный вид профилактики в репродуктивной медицине ограничен, врачи зачастую не имеют возможности ее осуществлять, хотя и признают ее необходимость.

Гинекологи не определяют правила своей работы, они не действуют как автономное профессиональное сообщество. Врачи-гинекологи малозаметны на политической арене, в том числе при принятии решений о репродуктивном здоровье, абортах, организации планировании семьи. Как наемные работники государства они ограничены большим количеством бюрократических правил, которые сами считают малоэффективными. Врачи как профессиональная группа экономически уязвимы и зависимы от государственных, экономических, политических и демографических приоритетов. Одним из таких приоритетов является повышение рождаемости и улучшение качества обслуживания беременных женщин.

Обслуживание беременных - биополитический и институциональный приоритет

Медикализация репродукции является ресурсом власти гинекологов как профессиональной группы. Однако это лишь в незначительной степени касается контрацепции. Государство обозначает иные приоритеты. Программа родовых сертификатов, запущенная в 2006 году, нацелена на улучшение обслуживания беременных женщин. По этой программе женские консультации получают дополнительные деньги на материалы, лекарства и доплаты врачам за ведение беременности. Все врачи говорили в интервью о том, что ситуация с медицинским оборудованием улучшилась, что им доплачивают деньги.

Из сертификатов там, положим, 30 или 20 процентов на медицинское оборудование, положим, да. 50 процентов идет на оплату труда. Поэтому, если они ведут беременную и всё прочее, то доплачивают (В. Г., муж., 70 лет).

Как показывает Е. Бороздина в исследовании заботы о беременных и осуществления программы родовых сертификатов, обслуживание беременных становится выгодным врачам. Беременные имеют особый статус нуждающихся в большей врачебной заботе по сравнению с другими категориями пациенток[48]. Беременные женщины должны регулярно посещать гинекологов, которые становятся их постоянным врачами на определенный период времени. Консультирование тщательно документируется и проверяется. Врачи тратят больше времени на облуживание беременных, чем на другие категории пациенток, хотя временные нормативы не различаются, и они отмечают нехватку времени[49].

Создаются и поддерживаются приоритеты в медицинском облуживании. Врачи подчеркивают то, что беременным особенно необходимы внимание и забота[50]. Гинекологи говорили в интервью о том, что забота о беременных приносит им положительные эмоции, именно в этом случае пациенты часто проявляют благодарность по отношению к врачу.

Конечно, врачу это приятно, приятно, однозначно... это его оценка, его работы, это обратная связь. . Если есть хороший серьезный результат. сам врач при наблюдении во время беременности, он прекрасно сам результаты эти видит (Н. А., жен., 49 лет).

Врачу важно иметь хорошие показатели по ведению беременности, которые жестко контролируются.

Обслуживание беременных женщин становится эффективным способом выражения профессиональной власти и авторитета. В случае незапланированной беременности ее сохранение дает преимущества и врачу, и женщине. Врач получает морально одобряемую «долгосрочную» пациентку и экономическое стимулирование, а женщина получает приоритетное медицинское обслуживание и нормативно одобряемый статус. Заметим, однако, что эти приоритеты срабатывают не всегда и не везде.

Дисциплинируя женские тела и определяя способы воспроизводства населения, на институциональном уровне биополитика ставит в центр внимание беременность, а не предохранение от нее. Консультирование по контрацепции в муниципальных клиниках не получает широкого развития, у врачей существуют другие приоритеты. Попытка создание отдельных центров и департаментов для такого консультирования было свернута. В 2000-е годы под влиянием новой демографической политики и политики в области здравоохранения созданы дополнительные условия в обслуживании врачами беременных женщин и родов. (Заметим, что во многих западных странах врач-гинеколог не наблюдает беременных, этим занимаются акушерки в специализированных материнских центрах.) Гинекологи говорили в интервью о том, что считают очень важным использование женщинами современной контрацепции. Они претендуют на всесторонний медицинский контроль над контрацепцией. Однако экономические и политические приоритеты отдаются росту рождаемости и обслуживанию беременных.

Заключение

В данном исследовании акцент сделан на медикализацию современной контрацепции во взаимодействиях гинекологов и их пациенток. Врачи как эксперты способствуют формированию практик, которые не были распространены в советское время и которые не одобряются современными консервативными акторами, противодействующими сексуальному образованию, планированию семьи, доступу к абортам и отчасти контрацепции.

Врачи настаивают на необходимости предохранения в целях планирования беременности, избегания абортов, сохранения репродуктивного здоровья. Эти практики, с их точки зрения, должна осуществлять каждая ответственная женщина. Предполагается, что такая женщина ориентируется на планирование беременности и деторождение. Однако во многом сохраняются практики неэффективного предохранения и нежелательных беременностей.

Врачи считают необходимым осуществление медицинского контроля над контрацептивным поведением женщин, в своей практической деятельность осуществляют его только частично. Поддерживая идею «планирования семьи», на практике они переопределяют ее как «планирование беременности», означающую в первую очередь подготовку беременности. В сфере репродукции биополитическим приоритетом государства является повышение рождаемости и приоритетное обслуживание беременных женщин, что выражается в соответствующих институциональных правилах медицинского учреждения, а вопросы предохранения в медицинских взаимодействиях отходят на задний план.

Медикализация репродукции усиливает власть врачей как профессиональной группы, и это в современной России в первую очередь касается обслуживания беременных и родов. Профессионалы и многие женщины ориентируются на планируемую беременность, однако институциональные барьеры, профессиональные и государственные приоритеты неинтенционально поддерживают распространенность практик неплановых беременностей.


[1] Анна Адриановна Темкина - PhD, профессор, Европейский университет в Санкт-Петербурге
[2] Послание Президента Федеральному Собранию. 12.12.2012 // Официальный сайт Президента России // http://www.kremlin.ru/news/17118
[3] Темкина А. Контрацептивные практики российских женщин: (без)опасность и медикализация // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 210-240; Larivaara M. Pregnancy Prevention, Reproductive Health Risk and Morality: a Perspective from Public-Sector Women’s Clinics in St. Petersburg, Russia // Critical Public Health. 2010. 20 (3). P. 357-371
[4] Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998; Фуко M. Надзирать и наказывать. M.: Ad Marginem, 1999
[5] Фуко М. Использование удовольствий // История сексуальности. Т. 2. СПб.: Академический проект, 2004
[6] Как пишет А. Негри, опираясь на Фуко, «Термин "биополитика" указывает на то, каким образом в определенный период власть трансформируется, так что в итоге она может управлять не только индивидами посредством некоторого количества дисциплинарных процедур, но и совокупностью живых вещей, конституированных как "населения". Биополитика (через локальные формы биовласти) берет под контроль управление здоровьем, гигиеной, питанием, рождаемостью, сексуальностью и т. д., поскольку каждая из этих различных областей вмешательства стала делом политики» [Негри А. Труд множества и ткань биополитики // Синий диван. 2008. № 12 // http://www.polit.ru/article/2008/12/03/negri/].
[7] Rabinow P., Rose N. Biopower Today // BioSocieties. 2006. 1. P. 195-217
[8] Zola I. K. Medicine as an Institution of Social Control: The Medicalizing of Society // Sociological Review. 1972. 20. P. 487-504; Conrad P. Medicalization and Social Control // Annual Review Sociology. 1992. 18. 209-232
[9] Lupton D. Medicine as Culture. Illness, Disease and the Body in Western Societies. London: Sage, 1994
[10] Здесь и далее перевод выполнен автором.
[11] White K. An Introduction to the Sociology of Health and Illness. Los Angeles and London: Sage, 2009. P. 132, 133; см. также: Oakley. A. The Captured Womb. Oxford: Basic Blackwell, 1984
[12] Lupton D. Medicine as Culture. Illness, Disease and the Body in Western Societies. London: Sage, 1994. P. 128
[13] Lock M. The Tempering of Medical Anthropology: Troubling Natural Categories // Medical Anthropology Quarterly, New Series. 2001. 15 (4). Special Issue: The Contributions of Medical Anthropology to Anthropology and Beyond. P. 481
[14] см.: Bledsoe C. Contraception and «Natural» Fertility in America // Population and Development Review’, Vol. 22. Supplement: Fertility in the United States: New Patterns, New Theories, 1996. P. 297-324; Gribaldo A., Judd, M, Kertzer D. An Imperfect Contraceptive Society: Fertility and Contraception in Italy // Population and Development. 2009. 35 (3). P. 551-584; Lock M. The Tempering of Medical Anthropology: Troubling Natural Categories // Medical Anthropology Quarterly, New Series. 2001. 15 (4). Special Issue: The Contributions of Medical Anthropology to Anthropology and Beyond. P. 478-492
[15] Conrad P. Medicalization and Social Control // Annual Review Sociology. 1992. 18. P. 211
[16] Там же, P. 216
[17] Medley-Rath S.R., Simonds W. Consuming Contraceptive Control: Gendered Distinctions in Web-Based Contraceptive Advertising // Culture, Health & Sexuality. 2010. 12 (7). P. 783
[18] Perelman F., McKee M. Trends in Family Planning in Russia, 1994-2003 // Perspectives on Sexual and Reproductive Health. 2009. 941 (1). P. 40-50; Захаров С., Сакевич В. Особенности планирования семьи и рождаемость в России: контрацептивная революция - свершившийся факт? // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под ред. Т М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП, 2009; Regushevskaya E, Dubikaytis T., Nikula M, Kuznetsova O, Hemminki E. Contra-ceptive Use and Abortion Among Women of Reproductive Age in St. Petersburg, Russia // Perspectives on Sexual and Reproductive Health. 2009. 41 (1). P. 51-58
[19] Денисов Б., Сакевич В. Планирование семьи в трех славянских странах // Демоскоп weekly. 2012. № 505-506 // http://demoscope.ru/weekly/2012/0505/tema01.php
[20] Сакевич В. Перейдет ли Россия от аборта к планированию семьи // Демоскоп Weekly. 2011а. № 465-466 // http://demoscope.ru/weekly/2011/0465/tema06.php
[21] Например, Православный медицинский сервер // http://www.orthomed.ru/pms.php?id=library.decay.index
[22] Rivkin-Fish M. Pronatalism, Gender Politics, and the Renewal of Family Support in Russia: Toward a Feminist Anthropology of "Maternity Capital" // Slavic Review. 2010. 69 (3). P. 711, Снарская О.O. Сексуальное образование как сфера производства гендерных различий и конструирования представления о «нации» // Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2009. P. 65-66
[23] Денисов Б., Сакевич В. Планирование семьи в трех славянских странах // Демоскоп weekly. 2012. № 505-506 // http://demoscope.ru/weekly/2012/0505/tema01.php
[24] Сакевич В. Основные поправки в закон об охране здоровья касаются абортов // Демоскоп Weekly. 2011б. № 483-484 // http://demoscope.ru/weekly/2011/0483/reprod01.php
[25] Rivkin-Fish M. Pronatalism, Gender Politics, and the Renewal of Family Support in Russia: Toward a Feminist Anthropology of "Maternity Capital" // Slavic Review. 2010. 69 (3). P. 722
[26] Rivkin-Fish M. Sexuality Education in Russia: Defining Pleasure and Danger for a Fledgling Democratic Society // Social Science & Medicine. 1999. 49. P. 801-814; Rivkin-Fish M. Pronatalism, Gender Politics, and the Renewal of Family Support in Russia: Toward a Feminist Anthropology of "Maternity Capital" // Slavic Review. 2010. 69 (3). P. 701-724
[27] См. например, разъяснения протоиерея Максима Обухова (руководитель медико-просветительского центра «Жизнь»). 26.11.2011 // http://tv-soyuz.ru/programms/tv/religious/besedy-s-batyushkoy/at19494
[28] Сакевич В. Перейдет ли Россия от аборта к планированию семьи // Демоскоп Weekly. 2011а. № 465-466 // http://demoscope.ru/weekly/2011/0465/tema06.php
[29] Лариваара М. Моральная ответственность женщин и авторитет врачей: взаимодействия гинекологов и пациенток // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2009. P. 318-326
[30] Larivaara M. Pregnancy Prevention, Reproductive Health Risk and Morality: a Perspective from Public-Sector Women’s Clinics in St. Petersburg, Russia // Critical Public Health. 2010. 20 (3). P. 357-371; см. также: Здравомыслова Е., Темкина А. Доверительное сотрудничество во взаимодействии врача и пациентки: взгляд акушера-гинеколога // Здоровье и интимная жизнь: социологические подход / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 23-53; Rivkin-Fish M. Women’s Health in Post-Soviet Russia: the Politics of Intervention. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2005
[31] Larivaara M. Pregnancy Prevention, Reproductive Health Risk and Morality: a Perspective from Public-Sector Women’s Clinics in St. Petersburg, Russia // Critical Public Health. 2010. 20 (3). P. 357
[32] Все интервью были сделаны в рамках проекта «Гендерное устройство частной жизни в России» под руководством автора статьи и Елены Здравомысловой, проект поддерживался фондом Форда и корпорацией «Новартис». Интервью были выполнены командой исследователей, руководитель поля - Ольга Ткач.
[33] Гинекология: учебник / под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 367; То же, 2011. С. 375
[34] Айламазян Э.К. Гинекология: учебник для мед. вузов. СПб.: СпецЛит, 2008. С. 271-272
[35] см. также: Лариваара М. Моральная ответственность женщин и авторитет врачей: взаимодействия гинекологов и пациенток // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2009. P. 319-320
[36] см. также: Larivaara M. "A Planned Baby Is a Rarity": Monitoring and Planning Pregnancy in Russia // Health Care for Women International. 2011. 32:6. P. 515-537
[37] Айламазян Э.К. Акушерство: учебник для мед. вузов. СПб.: СпецЛит, 2003. С. 506
[38] Там же, с. 506
[39] Гинекология: учебник / под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 373; Айламазян Э.К. Акушерство: учебник для мед. вузов. СПб.: СпецЛит, 2003. С. 507
[40] Грицюк В.И., Гуркин Ю.А. Настольная книга гинеколога. СПб.: Диля, 2003. С. 79-80
[41] Гинекология: учебник / под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 389; То же, 2011. С. 391
[42] см., например: Gerber T., Berman D. Heterogeneous Condom Use in Contemporary Russia // Studies in Family Planning. 2008. 39 (1). P. 1-17
[43] например, Айламазян Э.К. Акушерство: учебник для мед. вузов. СПб.: СпецЛит, 2003. С. 516
[44] Medley-Rath S.R., Simonds W. Consuming Contraceptive Control: Gendered Distinctions in Web-Based Contraceptive Advertising // Culture, Health & Sexuality. 2010. 12 (7). P. 787
[45] см. также: Larivaara M. Pregnancy Prevention, Reproductive Health Risk and Morality: a Perspective from Public-Sector Women’s Clinics in St. Petersburg, Russia // Critical Public Health. 2010. 20 (3). P. 357-371
[46] Здравомыслова Е., Темкина А. Доверительное сотрудничество во взаимодействии врача и пациентки: взгляд акушера-гинеколога // Здоровье и интимная жизнь: социологические подход / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 23-53
[47] [см. также: Красильникова Д. На приеме у гинеколога: «техническая» и «персонализированная» модели исполнения роли врача // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы: под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 84-101; Лариваара М. Моральная ответственность женщин и авторитет врачей: взаимодействия гинекологов и пациенток // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2009. С. 313-345
[48] Бороздина Е. Беременность и практическое знание женщин // Практики и идентичности: гендерное устройство / под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О. Ткач. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2010. С. 235-257; Бороздина Е. Медицинская помощь беременным: в поисках заботы // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 54-84
[49] Бороздина Е. Медицинская помощь беременным: в поисках заботы // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 54-84. С. 73-77
[50] Бороздина Е. Медицинская помощь беременным: в поисках заботы // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2012. С. 54-84

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.