Rambler's Top100

№ 611 - 612
22 сентября - 5 октября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Москва и москвичи

У всех категорий опрошенных преобладает хорошее настроение

Социальный статус, доходы и имущество

Жители и гости района

Много ли старожилов и кто живет по соседству

Потребление материальных и духовных благ

Район глазами жителей и гостей

Далеко ли до центра?

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Москва и москвичи

Над темой номера работал

Алексей
ЛЕВИНСОН

Потребление материальных и духовных благ

Две трети жителей района сообщают, что магазин, где можно регулярно покупать подходящие им продукты питания, расположен «недалеко». «Не очень далеко», сказали еще около 30%, пожаловались, что «далеко» лишь 4%.

Что касается ближайшей станции метро, то находят, что она «недалеко» 47%, что «далеко» - говорят 16%. (Недавние москвичи более снисходительны, среди них 50% считает, что метро близко и только 13% находит, что оно далеко).

Для москвичей имеет большое значение возможность (хотя бы принципиальная) регулярно совершать прогулки по парку. Парк, большой сквер, где можно гулять, отдыхать расположен недалеко от их дома, сообщают 47% жителей (среди молодых женщин – 51%, среди немолодых – 43%). «Не очень далеко» сказали 41%. По мнению 11% (а среди немолодых женщин 15%) такой парк «далеко».

Примерно так же жители районов оценивают доступность ближайшего кафе, бара, ресторана, где им хотелось бы бывать. Чаще всех ответ «недалеко» дают люди моложе 40 лет, прежде всего – мужчины (48%). Они в наибольшей мере включены в соответствующую культуру. Пожилые женщины, группа наименее включенная в эту «культуру кафе», реже всех считают, что такие заведения близко (39%). Но речь видимо идет, в том числе, о символической близости. Они же в пять (!) раз чаще молодых мужчин вообще не знают, далеко ли эти заведения. Взятые под углом зрения зажиточности примерно эти же группы показывают такое же разительное различие в информированности о размещении «злачных мест» в их районе (4:1).

Опрос позволяет, таким образом, заключить, что для большинства жителей зоны между МКАД и ТТК доступность метро, магазинов и парков удовлетворительная.

Из данных опроса ясно, что в принципе торговая сеть внутри этой зоны Москвы обеспечивает население продовольствием (рис. 11) - 95% всех жителей пояса покупают продукты в пределах своего района. Наиболее мобильная часть населения (28%-29% мужчин) приобретает также продукты в других районах Москвы и часть из них (16%-17%) также покупает их за пределами МКАД. Во всех обсуждаемых группах порядок именно такой: 9/10 закупаются в своем районе, далее еще 1/5-1/4 в других районах, 1/6-1/8 – за пределами Москвы и еще меньше (13%-14% мужчин) в центре Москвы. Центр Москвы – не для этого.

Рисунок 11. Покупаете ли Вы продукты питания, и если да, то в каких районах города?

Потребление культуры устроено иначе (рис. 12).

Рисунок 12. Посещали ли Вы учреждения культуры (кино, концерты, театры, музеи и пр.) В течение последних 12 месяцев, и если да, то в каких районах города?

Вначале о тех, кто не посещал учреждений культуры в течение последнего года. Их 33% среди молодых женщин. Видимо, это матери с маленькими детьми. Среди их ровесников (и отцов их детей) не посещавших учреждения культуры ни разу за год чуть ли не в 5 раз меньше. Женщины моложе 40 лет почти в 2 раза реже своих ровесников-мужчин посещают такие учреждения в центре Москвы. Это немобильное население. Другая категория с такой же сниженной частотой посещения – это наименее зажиточные (33% не были нигде за последний год). В других районах Москвы они, как и вообще пожилые женщины, бывали (с культурными целями) меньше всех – 21 человек из 100 (среди зажиточных – 38 человек).

В норме, которую нам показывает среднее по массиву, половина населения изучаемой зоны заявляет, что потребляет культуру в центре города. Много выше нормы использует центр мужская часть населения (70% мужчин старше 40 и 62% моложе 40). Более половины «коренных москвичей» против 43% тех, кто в Москве не с рождения, считают нужным ездить за культурным досугом в центр (или хотя бы утверждать это). На втором месте стоит получение культурных услуг в своем районе. Мужчины и здесь пусть немного, но активнее женщин, «коренные москвичи» снова активнее тех, кто в Москве жил не всегда (39% против 33%). Интересно отметить, что зажиточная часть населения опережает более бедную по посещениям учреждений культуры в своем районе (38% против 35%) гораздо менее, чем «на выезде» в центр (59% против 36%) или другие районы (38% против 22%). Потребление культуры за пределами Москвы почти не происходит, всего 4-5 человек из 100 делали это в течение последнего года.

Какой же культурой окормляются те москвичи, которые не могут или не привыкли посещать учреждения культуры, в особенности городские, центральные?

Материалы исследования показывают, что компьютер (интернет) не взял на себя роль конкурирующего очага культуры. Те, кто меньше посещают учреждения культуры, в свою очередь реже потребляют интернет-информацию или используют для развлечения компьютер. Молодые женщины в 10 раз чаще молодых мужчин объявляют, что не пользуются компьютером вообще. Материально-недостаточные говорят, что не пользуются компьютером, в 4 раза чаще, чем более зажиточные.

Исследование ясно показывает, что роль культурного очага для массовых категорий населения московской территории между МКАД и ТТК играет телевидение (рис. 13). Об антагонизме интернета и телевидения сказано немало. Мы можем показать это на таких примерах. Молодые женщины, как сказано, в разы чаще мужчин не пользуются компьютером. Но у них же в два с половиной раза ниже, чем у мужчин доля не пользующихся телевидением. Интернетом больше пользуются богатые, нежели бедные. С телевизором – наоборот. Москвичи с рождения чаще, чем приехавшие в Москву, пользуются интернетом, но реже – телевизором.

Рисунок 13. Сколько часов в день у Вас включен (Вы пользуетесь)?

Треть молодых женщин и более трети – немолодых держат телевизор включенным по 3-5 часов в день, еще 18% более молодых и 24% старших женщин находятся рядом с включенным телевизором по 6 и более часов в день. Мужчины пользуются телевизором более избирательно. 22% процента более молодых, 17% более пожилых мужчин имеют его включенным, по их словам, менее часа в день. Наиболее частый их ответ (36% и 40% соответственно), что у них телевизор работает 1-3 часа.

Налицо два разных режима использования телевизора: избирательное («мужской» тип) и неизбирательное («женский» тип). Известно из многих источников, что модальный российский телезритель это «женщины 40+». Наше исследование это подтверждает, но добавляет, что на просторах московской территории готовятся к этой социальной роли женщины моложе 40 лет.

Пребывание в зоне влияния телевидения по нескольку часов заменяет им потребление города, городской среды и ее фокусов в лице центра города, в лице учреждений культуры. В этом контексте интересно, что молодые женщины чаще остальных говорили, что парк или сквер находится близко от их дома. Прогулка в парке – такой городской вариант антиурбанистического поведения – им в силу их семейного положения (маленькие дети) более доступен, чем поведение городское. Таковое им заменяет телевизор как суперурбанистическая виртуальная среда. Другое дело, что они предпочитают или вынуждены предпочесть этот пассивный вид виртуального потребления более активному, которое представляет компьютер.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.