Rambler's Top100

№ 609 - 610
8 - 21 сентября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Индекс детского благополучия

Обзор российских и зарубежных научных исследований по теме преодоления социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подходы к социальной политике в области иностранного усыновления

Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах Северной, Континентальной и Южной Европы

Призрение детей-сирот: исторический обзор

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах Северной, Континентальной и Южной Европы[1]

Бирюкова С.С.[2], Варламова М.А.[3]
(Опубликовано в журнале "SPERO", весна-лето 2014, №19, с. 103-117)

УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ

Общие принципы работы системы социальной защиты детей. Системы социальной защиты детей и семей с детьми (Child Welfare System) во всех Скандинавских странах устроены принципиально схожим образом: их работа организована на уровне муниципальных властей и служб, действующих в условиях общего рамочного закона, с активным привлечением местного сообщества.

Наиболее интенсивно развивающейся частью системы по работе с семьями, имеющими детей, во всех без исключения Скандинавских странах уже на протяжении нескольких десятилетий является разработка и внедрение технологий раннего вмешательства, с тем чтобы предотвратить наступление кризисных ситуаций в семьях, испытывающих повышенный риск маргинализации. Именно это направление — обращение к превентивной работе с семьями — в настоящее время в российских условиях становится крайне актуальным, однако в России подобные технологии до сих пор не получили должного развития.

В 2011-2012 гг. скандинавские социологи и психологи проводили крупное исследование по вопросам профилактики семейного неблагополучия и предотвращения изъятий детей у кровных родителей[4]. Профилактика в их работе понимается в очень широком смысле, а именно как профилактика отклонений не только в отношениях детей и родителей, но и отклонений развития самого ребенка. Превентивная работа с семьей (матерью) в этом направлении в Скандинавских странах начинается уже на этапе беременности и, пока ребенок находится в самом младшем возрасте (0-3 лет), работа ведется только с родителями, а в более старшем возрасте — также и с самим ребенком. Подобный подход к профилактике семейного неблагополучия значительно расширяет сферу компетенции социальных работников; его применение оправдано в тех случаях, когда этап «настройки» социальной службы на эффективное решение более острых проблем уже пройден.

При работе с кризисными семьями в Скандинавских странах помещение ребенка в институциональную среду рассматривается как крайняя мера, применяемая в тех случаях, если не сработали никакие другие способы вмешательства в ситуацию. Вне зависимости от остроты ситуации основной упор при работе социальных служб делается на поддержание связи с кровной семьей и работе по восстановлению родственных отношений и связей между ребенком и его родителями.

В основе финской системы социальной защиты детей лежит принцип «мягкого вмешательства», что означает постепенное применение сначала более мягких способов работы с семьей и ребенком с постепенным переходом к наиболее глубокому вмешательству, если сохраняется необходимость интервенции. В соответствии с действующим нормативным документом, регулирующим сферу поддержки детей (Child Welfare Act), власти в Финляндии обязаны поддерживать семьи в сфере воспитания детей — в самом широком смысле этого понятия. Для благополучных семей это означает, что в рамках реализации государственной семейной политики должен быть предоставлен типичный набор базовых услуг. Однако в ситуации, когда семья сталкивается с какими-либо затруднениями, ей должны оказывать более сложную поддержку, которая осуществляется при составлении индивидуального плана по работе с ребенком и его семьей в каждом случае отдельно. Иными словами, в Финляндии применяется подход работы со случаем (case management). При этом ребенок может стать клиентом системы социальной защиты несколькими способами:

  • в результате обращения сотрудников из других сфер;
  • по собственному заявлению или по заявлению членов семьи;
  • постепенно перейти в ведение этой системы в результате того, что родители являются клиентами какой-либо службы (имея проблемы с доходами и занятостью или в иных областях) и
  • в случае выявления их социальным работником (система выявления).

При этом такого понятия, как лишение родительских прав, в Финляндии не существует.

В Швеции вся работа сотрудников социальной службы настроена на профилактику и предупреждение трудных ситуаций в семьях и также основывается на индивидуальном подходе к каждому конкретному случаю. В систему профилактической работы и работы со случаем вовлечено местное сообщество, в том числе культурные и спортивные объединения, школы и проч.[5]. Прежде чем изымать ребенка из семьи, государственная социальная служба должна проверить возможность передачи его на проживание и воспитание родственникам непосредственно после разлучения с родителями[6].

В тех случаях, когда в семье кризисную ситуацию предотвратить не удается, социальные службы имеют право изъять ребенка у родителей. При этом механизм лишения родительских прав не запускается, социальная работа по-прежнему строится на сохранении отношений между детьми и их кровными родителями.

Условиями для изъятия детей у кровных родителей без их согласия (т.е. для применения так называемых «жестких» мер вмешательства) в Швеции могут быть только следующие:

  • жестокое обращение с детьми;
  • пренебрежение родительскими обязанностями;
  • иные критические ситуации в семье (например, крайне напряженные отношения между детьми и родителями);
  • серьезные нарушения в поведении ребенка (криминальное или другое девиантное поведение).

В Швеции существуют три формы устройства детей:

  • в замещающую семью;
  • в институциональное учреждение;
  • в специализированные учреждения по присмотру за несовершеннолетними[7].

Усыновления в Швеции в настоящий момент не существует, за исключением тех случаев, когда кровные родители дают разрешение на это в соответствии с определенной юридически регламентированной процедурой. Но на практике такие случаи встречаются крайне редко. В конце 1990-х гг. в замещающих семьях проживало около 55% детей, изъятых из кровной семьи, при этом, как отмечают шведские исследователи, начиная с середины прошлого века происходил постепенный рост доли детей, находящихся в институциональных учреждениях. В этом смысле Швеция, в которой развитие института замещающих семей началось еще в XVIII веке, сейчас идет по другому пути (по сравнению с Великобританией и США), частично возвращаясь к институциональному устройству детей, одновременно переводя предоставление услуг по содержанию детей в учреждениях в частные руки — при условии, если государство обеспечивает строгий контроль за качеством и уровнем профессионализма[8]. Аналогичная тенденция в последнее десятилетие наблюдается и в других Скандинавских странах[9].

В Дании, так же как и в остальных Скандинавских странах, при устройстве детей предпочитают отдавать их в фостерные (приемные) семьи. Однако в этой стране чаще, чем в других, прибегают к кратковременному институциональному размещению сразу же после изъятия из семьи, особенно в отношении детей, имеющих особые потребности вследствие наличия физических или психических отклонений[10]. При этом существует довольно широкое разнообразие способов временного институционального размещения детей, и сотрудники социальной службы, как правило, решают задачу минимизации срока пребывания ребенка вне семьи.

Большая часть решений о той или иной форме его устройства вне кровной семьи в Дании принимается с согласия родителей: работники социальной службы могут принимать решения, не одобренные родителями, лишь в исключительных случаях. Так, в 2008 г. 89% всех решений об устройстве детей в институциональные учреждения были подтверждены родителями; не имели такого подтверждения только 9%; еще 2% были приняты во исполнение решения суда[11]. В общей же сложности в институциональных формах устройства в 2008 г. находилось 24% детей, изъятых из кровных семей, в то время как в замещающие семьи были устроены 47%.

Фостерные (приемные) семьи являются приоритетной формой устройства детей, изъятых из семьи, и в Норвегии. Здесь на долю такой формы устройства детей приходится максимальный процент среди всех Скандинавских стран: в 2009 г. 87% всех детей были помещены в различные типы фостерных (приемных) семей и только 13% — в институциональные учреждения[12].

ИНСТИТУТ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

В целом Скандинавские страны являются безусловными лидерами в развитии такой формы устройства детей, как замещающие семьи. В этих странах государство играет значительную роль с точки зрения развития института замещающей семьи и его профессионализации[13]. Это направление получает значительные объемы финансирования — на фоне высоких расходов на социальную политику в целом.

В Финляндии существует четыре принципиально разных вида замещающих семей[14]:

  • родственные фостерные (приемные) семьи (kinship fostering) — замещающие семьи, состоящие из родственников ребенка или других представителей его ближайшего окружения (близких друзей семьи и проч.), устройство в которые, как правило, является приоритетным по сравнению со всеми иными формами;
  • профессиональные фостерные (приемные) семьи;
  • профессиональные фостерные (приемные) семьи в семейных домах / воспитание в семьях замещающих родителей, проживающих в учреждениях — форма устройства, относительно близкая с точки зрения хозяйственной организации к российским семейным детским домам;
  • иные отдельные виды замещающих семей.

В шведской системе семейного устройства представлены следующие виды замещающих семей[15]:

  • родственные фостерные (приемные) семьи;
  • традиционные фостерные (приемные) семьи — предназначенные для временного помещения на воспитание детей без особых потребностей в уходе;
  • поддерживающие фостерные (приемные) семьи (back-up families) — вид социального патроната, направленный на информационную, эмоциональную, инструментальные и т.д. поддержку кровной семьи ребенка, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  • фостерные (приемные) семьи кратковременного пребывания (temporary/short term fostering).

Среди приемных семей в Дании выделяются[16]:

  • родственные фостерные (приемные) семьи, под которыми понимаются приемные семьи, состоящие только из родственников — как правило, бабушек и дедушек. Отдельно выделяются;
  • сетевые фостерные (приемные) семьи (network foster care) — размещение ребенка в замещающую семью, состоящую из знакомых ему людей (друзей семьи и проч.), которые в Швеции и Финляндии отнесены к родственной опеке;
  • иные формы замещающих семей, в которых родители не знакомы ребенку.

В Норвегии в структуре замещающих семей выделяются[17]:

  • традиционные фостерные (приемные) семьи для размещения детей, не получающих должного ухода от кровных родителей;
  • фостерные (приемные) семьи кратковременного и кризисного пребывания (stand-by home and crisis foster home), принимающие детей, нуждающихся в срочном размещении на ограниченное время;
  • специализированные фостерные (приемные) семьи (enhanced foster home, treatment foster home), принимающие детей, нуждающихся в особенном уходе вследствие особенностей физического или психологического состояния.

Родственные фостерные (приемные) семьи также постепенно вводятся в структуру замещающих семей, однако пока что такая практика в Норвегии является относительно новой.

В Финляндии в настоящее время институт фостерного (приемного) родительства профессионализирован. В профессиональных фостерных (приемных) семьях хотя бы один из родителей должен иметь соответствующие знания и образование в сфере здравоохранения, социальной защиты или образования. В дополнение к этому приемные родители проходят обязательное обучение (продолжительность курса составляет 24 часа) по единой в масштабах страны программе. Фостерные (приемные) родители проходят лицензирование, которое проводят муниципальные власти или специализированные муниципальные организации. Приемные родители получают заработную плату, имеют право на выплаты по временной нетрудоспособности, а также право на отпуск.

При устройстве ребенка в фостерную (приемную) семью социальный работник разрабатывает индивидуальный план и программу работы с ребенком. Приемные родители не предоставляют никакой регулярной отчетности, тем не менее они обязаны придерживаться составленного плана.

Подбором, обучением и наймом фостерных (приемных) родителей в Финляндии занимаются негосударственные организации и организация Perhehoitokumppanit. Они же затем «предлагают» услуги приемных родителей местным сообществам или муниципалитетам. Муниципальные власти или специальные региональные агентства занимаются контролем за деятельностью этих агентских организаций.

Поддержка и сопровождение фостерных (приемных) семей осуществляются через (1) работника социальной службы, прикрепленного к ребенку; (2) посредством проведения ежегодных тренингов и оказания экспертного консультирования в случае необходимости; (3) через систему «наставничества» от опытных фостерных (приемных) родителей и (4) профессиональное сообщество — объединение фостерных (приемных) семей.

В Швеции фостерное (приемное) родительство не считается работой, здесь приемный родитель — это не профессия, несмотря на то что такие родители получают вознаграждение за свою деятельность. Указанное вознаграждение не является заработной платой, а представляет собой не облагаемую налогом сумму компенсации расходов на содержание ребенка и облагаемое налогом пособие родителям. Фостерные (приемные) родители не проходят лицензирование или сертификацию, однако для них обязателен отбор (оценка) в форме нескольких этапов тестирований и собеседований. Специальных требований к образованию приемных родителей не предъявляется, тем не менее они должны обладать специфическими навыками в случае, если берут на воспитание детей с отклонениями в поведении. При этом на уровне отдельных муниципалитетов для фостерных (приемных) родителей установлено требование о прохождении обучения, иногда регулярное. Образовательные программы разрабатываются на уровне муниципальных образований и потому могут отличаться — единой государственной программы не существует.

С фостерными (приемными) родителями в Швеции заключается контракт, в котором указываются обязанности родителей, а также прописывается индивидуальный план (individual plan of care) для принимаемого на воспитание ребенка. При этом сами родители не должны составлять никакой письменной отчетности. Ответственность за предоставление отчетности (дважды в год) лежит на социальном работнике, занимавшемся устройством ребенка.

В некоторых муниципалитетах шведским приемным семьям предоставляются услуги сопровождения. Фостерные (приемные) семьи могут получать помощь от прикрепленного к ним социального работника в рабочее время, а также телефонные консультации в вечерние и ночные часы, в выходные и праздничные дни — от дежурного социального работника. Существуют также частные агентства, которые могут оказывать фостерным (приемным) семьям круглосуточную консультационную и иную помощь.

В Норвегии институт фостерного (приемного) родительства не является профессиональным, тем не менее потенциальные родители должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь физическую возможность, время и желание заботиться о приемных детях;
  • иметь устойчивую жизненную ситуацию (с точки зрения дохода и/ или занятости и проч.);
  • не иметь значимых ограничений с точки зрения здоровья;
  • обладать навыками сотрудничества;
  • иметь все необходимые для развития и самореализации жилищные условия, в том числе с точки зрения социальной среды в месте проживания;
  • не иметь судимостей.

Все фостерные (приемные) родители должны пройти специальный контроль и быть признаны пригодными, в том числе с точки зрения их жилищных условий, социальной службой. При этом норвежские приемные родители не обязательно должны являться парой, состоящей в официальном браке, ими могут стать просто совместно проживающая пара, в том числе однополая, или же одинокий взрослый человек[18].

При принятии ребенка на воспитание фостерные (приемные) родители в Норвегии обязательно подписывают официальное стандартное соглашение с местными властями, в котором указываются: индивидуальный план работы с ребенком; устанавливаемый над замещающей семьей способ супервизии; описание контактов с кровной семьей; способ и объем компенсации расходов семьи на содержание ребенка и сфера ответственности замещающих родителей.

Отдельно следует сказать о постепенном внедрении во всех Скандинавских странах технологии так называемых «семейно-групповых конференций» (Family Group Conference, FGC), изначально разработанной в Новой Зеландии. Эта технология предполагает, что в процесс выработки решения о наилучшем формате работы с ребенком и его родителями, обеспечивающем его наилучшее положение и возможности его развития, вовлекается семья в ее расширенном составе (с включением иных родственников, кроме родителей), при непосредственном сопровождении и консультировании специалистов социальных служб. Так, на первом этапе работы семейно-групповой конференции члены семьи получают максимально полные сведения о существующих возможностях от профессиональных социальных работников, после чего они самостоятельно разрабатывают предложения по индивидуальному плану работы. Итоговый вариант плана снова проходит контроль со стороны работников социальной службы. Процесс выработки решения и его согласования происходит при супервизии координатора, назначенного семейно-групповой конференцией, а реализация принятого плана в дальнейшем сопровождается сотрудниками социальной службы и проходит регулярный мониторинг. Ряд исследований уже подтвердили высокую эффективность такой формы работы, тем не менее в силу сложности ее организации и относительно высокой стоимости создание семейно-групповых конференций по каждому из случаев пока не выведено на уровень общепринятой практики[19].

УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЮЖНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Значительное распространение и давняя история института фостерных (приемных) семей в Европе привели к значительной диверсификации форм и критериев типологизации таких семей. По данным сравнительных международных обследований[20], в настоящее время в Западной Европе в той или иной степени представлены все существующие формы замещающего родительства:

  • родственные фостерные (приемные) семьи, включающие в себя опеку как кровными родственниками ребенка, так и его непосредственным социальным окружением — друзьями семьи, учителями, соседями и т.д.;
  • традиционные фостерные (приемные) семьи;
  • специализированные фостерные (приемные) семьи (specialized foster care) для детей с психологическими, эмоциональными и физическими особенностями, поведенческими отклонениями и отставанием в развитии. Предполагается специальная подготовка замещающих родителей и использование ими особых терапевтических программ и методов работы;
  • профессиональные фостерные (приемные) семьи (professional foster care), подразумевающие высокий уровень профессиональной подготовки замещающих родителей и трудовой статус данного вида занятости;
  • кризисные фостерные (приемные) семьи (crisis foster care), направленные на реабилитацию ребенка и возвращение его в кровную семью;
  • временные замещающие фостерные (приемные) семьи (respite foster care), обеспечивающие устройство ребенка во время отпуска или временного отсутствия постоянных приемных родителей;
  • поддерживающие фостерные (приемные) семьи.

В ряде стран профессиональный статус фостерной (приемной) семьи подразумевает наличие у приемных родителей профильного образования и опыта в одной из смежных сфер (социальная работа, социальная педагогика, психология, патология речи, медицина и др.) и недопустимость совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Другая точка зрения заключается в необходимости признать профессиональный статус всех фостерных (приемных) родителей: «роль приемного родителя должна рассматриваться как профессиональная занятость, требующая мастерства, знаний, опыта, самосознания, целеустремленности, умения работать в составе команды для поддержания стандартов и обеспечения высокого качества эффективного обслуживания детей, которые наиболее в ней нуждаются»[21]. Данная точка зрения широко поддерживается в англосаксонских странах, ее обеспечивает введение стандартов лицензирования приемных родителей, которое содержит также и обширные требования к программам обучения[22]. Кроме того, в разных странах профессиональные семьи значительно различаются от страны к стране критериями выделения, типом договорных отношений, объемами выплачиваемых социальных взносов и социальных пакетов, наличием налоговых льгот, доступностью отпусков и оплачиваемых больничных, учетом стажа, объемом прав и обязанностей по отношению к приемному ребенку и т.д.

В Испании фостерная (приемная) семья как альтернатива институциональной форме устройства была введена только в 1987 г. (Foster Care and Adoption Law) и подкреплена законодательным актом 1996 г.[23]. Тем не менее решения по всем аспектам устройства детей принимаются на региональном уровне, что не позволяет говорить о едином подходе к реализации данной формы устройства.

Положение и развитие института фостерных (приемных) семей необходимо рассматривать с учетом демографической ситуации в Испании. Из-за сочетания многочисленных факторов (резкое падение уровня рождаемости — с 2,8 детей на пару в 1975 г. до 1,2 в 2002 г.; — появление возможности прерывать беременность, введение программ по сохранению кровной семьи и т.п.) для помещения ребенка в приемную семью доступны в основном дети с особыми потребностями (дети старше 6 лет, дети с братьями или сестрами, дети с особыми медицинскими или психологическими потребностями).

Испанское законодательство выделяет следующие типы фостерных (приемных) семей:

  • по сроку устройства — простые (с целью последующего возвращения в кровную семью) и постоянные;
  • по способу устройства — административное (через социальные службы) и по решению суда;
  • по приемным детям — особенно выделяются дети с особыми потребностями и дети с особенностями психологического развития;
  • по приемным родителям — родственные и неродственные приемные семьи.

В этом аспекте в настоящее время ведется дискуссия о введении термина профессиональных фостерных (приемных) семей с целью обеспечения ухода за детьми с особыми потребностями в тех случаях, когда необходим постоянный контроль соответствующего специалиста. В таких случаях осуществляется финансовая поддержка в размере 600—1500 Евро в месяц в зависимости от конкретного случая и региона.

К профессиональным фостерным (приемным) семьям также можно отнести два типа устройства детей в семьи, введенных в некоторых регионах по предложению негосударственной организации Fundacion La Caixa:

  • временная фостерная (приемная) семья (emergency-diagnostic foster care);
  • кризисная фостерная (приемная) семья (Kangaroo Family, Babysitting Family)[24].

Первая ориентирована на краткосрочное помещение ребенка в семью в случаях, когда у социальных служб отсутствуют данные о ребенке и необходимо время, чтобы собрать данные и найти варианты для долгосрочного устройства. Кризисная фостерная (приемная) семья нацелена на устройство детей, которые по различным причинам не могут находиться в кровной семье, но для которых существует вероятность возвращения в кровную семью после устранения причин разлучения.

С точки зрения требований к приемным родителям, необходимо отметить высокий уровень их обязательной подготовки, а также необходимость прохождения специализированных курсов, программа которых была разработана и стандартизирована на межрегиональном уровне.

Так же как и в Испании, фостерные (приемные) семьи до недавнего времени не рассматривались в качестве приоритетной формы устройства ребенка и в Греции. Более того, до 1993—1996 гг. в этой стране отсутствовало законодательное определение фостерной (приемной) семьи. В законе 2447/1996 «Об усыновлении и приемной семье» фостерная (приемная) семья была указана в качестве предпочтительной формы устройства, ей было дано определение, перечислены возможные причины устройства ребенка в фостерную (приемную) семью, урегулированы права приемных и кровных родителей и случаи передачи родительских прав, описана роль социальных служб как агента мониторинга состояния ребенка и условий его содержания. Социальным службам также предоставлялись полномочия забирать ребенка из фостерной (приемной) семьи в случаях, если эта семья расценивалась как неподходящая, и помещать его в различные институциональные учреждения — детские центры и «Детские города» [Pedopolis, греч.].

Тем не менее в годовом отчете за 2005 г. омбудсмен Греции сообщал, что программа развития фостерных (приемных) семей не реализуется. В настоящий момент доминирующей и спонсируемой формой устройства детей является помещение их в детские центры или «Детские города», которые несут ответственность за их образование и обеспечение.

Политику деинституционализации устройства детей путем развития семейных групп и сообществ с 1960-х гг. реализует Италия. Так, с 1983 г. закон гарантирует право ребенка на воспитание в семье, в законе №149 от 2001 г. подчеркивается право ребенка на воспитание в кровной семье и выделяется роль государства в устранении препятствий к этому. Фостерные (приемные) семьи рассматриваются исключительно как временное решение, максимальный срок проживания в приемной семье не должен составлять более двух лет (хотя и может быть продлен). Помещение в фостерную (приемную) семью может быть осуществлено либо по желанию родителей (для преодоления временных трудностей), либо по решению суда.

Помещение в фостерные (приемные) семьи может быть долго- и краткосрочным, а также на неполный день или на короткие периоды. В зависимости от региона приемным родителям выплачивается материальная помощь (к примеру, в Венеции сумма вознаграждения в 2009 г. составляла 458 Евро на ребенка в месяц), при помещении на неполный день эта сумма сокращается на 30—50%. Кроме того, приемным родителям предоставляются налоговые вычеты, страхование ребенка, право на отпуск по уходу за детьми младшего возраста и заболевшими детьми[25].

Существуют также сообщества семейного типа, которые, в зависимости от типа, имеют возможность принять либо до шести, либо до десяти детей[26]. Такое сообщество состоит из двух или более взрослых (предпочтительно пары с детьми), прошедших специальную подготовку.

Фостерными (приемными) родителями в Италии могут стать люди, состоящие в зарегистрированном или незарегистрированном браке, с детьми или без, а также одинокие люди. Обязательным требованием является посещение групповых курсов подготовки приемных родителей.

Приемные родители могут получать помощь квалифицированных специалистов (учителей, методистов, психологов); кроме того, существуют общественные группы поддержки приемных родителей и специализированные некоммерческие центры.


[1] Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта, выполненного Независимым институтом социальной политики при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко в 2013 г.
[2] Бирюкова С.С. – к.э.н., старший научный сотрудник НИСП.
[3] Варламова М.А. – магистр социологии НИУ ВШЭ.
[4] Nordic children — Early intervention for children and families, Nordic Centre for Welfare and Social Issues. 2012. Editors: Kristin Marklund, Nino Simic; Principal Authors: Kristin Marklund, project manager of 'Early intervention for families', Anna-Karin Andershed and Henrik Andershed, Orebro University.
[5] Jochem, S. 2011. Scandinavian Labour and Social Policy: Models for a Preventive Welfare State. International Policy Analysis.
[6] Heino, T. 2009. Family Group Conference from a Child Perspective. Nordic Research Report. National Institute for Health and Welfare, Report 13/2009. Helsinki.
[7] Шведская система социальной защиты детей включает в себя работу с несовершеннолетними преступниками, наркозависимыми и другими группами детей.
[8] Hessle, S. & Vinnerljung, B. 1999. Child Welfare in Sweden — an overview. Social Work, №14.
[9] Heino, T. 2009. Family Group Conference from a Child Perspective. Nordic Research Report. National Institute for Health and Welfare, Report 13/2009. Helsinki.
[10] Case study: Denmark. 2011. URL: http://www.lastekaitseliit.ee/wp-content/uploads/2011/04/Denmark.pdf
[11] Там же
[12] Storо, J. 2011. Foster care in Norway. Child Research Network. Cildren’s Rights and Wellbeing. URL: http://www.childresearch.net/papers/rights/2011_01.html
[13] Laklija, M. 2011. Foster care models in Europe: results of a conducted survey. Forum zakvalitetno udomiteljstvo djece, Zagreb.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Case study: Denmark. 2011. URL: http://www.lastekaitseliit.ee/wp-content/uploads/2011/04/Denmark.pdf
[17] Storо, J. 2011. Foster care in Norway. Child Research Network. Cildren’s Rights and Wellbeing. URL: http://www.childresearch.net/papers/rights/2011_01.html
[18] Там же.
[19] Heino, T. 2009. Family Group Conference from a Child Perspective. Nordic Research Report. National Institute for Health and Welfare, Report 13/2009. Helsinki.
[20] Laklija, M. 2011. Foster care models in Europe: results of a conducted survey. Forum zakvalitetno udomiteljstvo djece, Zagreb.
[21] The Fostering Network. Towards a Professional Foster Care Service: what it means to be a professional foster carer. 2008. Policy paper. URL: http://www.dundeecity.gov.uk/chserv/docs/TowardsaProfessionalFosterCareService.pdf
[22] Waldock, T. 1996. Professionalizing Foster Care: The Welfare of Children. The Social Worker, Vol.64 (3).
[23] Palacios, J. & Amoros, P. 2005. Recent Changes in Adoption and Fostering in Spain. British Journal of Social Work. URL: http://bjsw.oxfordjournals.org/content/early/2005/10/17/bjsw.bch363.full.pdf
[24] Amoros, P., Palacios, J., Fuentes, N., Leon, E. & Mesas, A. 2003. Familias Canguro: Una experiencia de protection a la infancia. URL: http://obrasocial.lacaixa.es/deployedfiles/obrasocial/Estaticos/pdf/Estudios_sociales/vol13_es.pdf
[25]> Сведения ресурса http://www.aibiworld.org/activities/foster-care/.
[26] Zanuso, R. 2011. Foster care in Italy. The child right to a family: foster care under the lens. URL: http://www.synergia-net.it/uploads/attachment/foster_brussels_1306404927.pdf.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.