Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Пешеходы на дорогах

Что такое «пешеход»?

Опасность быть пешеходом

Риск попасть под колеса у мужчин выше, чем у женщин

Эх, дороги!

С чем мы сталкиваемся

Города и веси

Безопаснее всего в Москве и Магадане

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Пешеходы
на дорогах

Над темой номера работал

Тимур
ФАТТАХОВ

Опасность быть пешеходом

Из-за стремительного роста количества моторных транспортных средств и повышения частоты их использования во всем мире, а также общего пренебрежения интерсами пешеходов при строительстве дорог и планировании землепользования, особенно на ранних этапах автомобилизации, пешеходы все больше подвергаются риску дорожно-транспортных травм[5].

По оценкам ВОЗ, в 2010 году в мире погибло 273 тысячи пешеходов, что составляет 22% всех случаев смерти в результате ДТП.[6] В различных странах частота смертельных и не смертельных повреждений среди пешеходов довольно сильно варьирует.

Смертность и травматизм среди пешеходов в результате ДТП, в принципе, предотвратимы, и для этого существуют эффективные меры. В странах с высоким уровнем дохода, начиная с 1970–1980-х годов, получили широкое распространение такие меры, как разделение низкоскоростных и высокоскоростных транспортных средств, а также меры по принудительному снижению скорости транспорта[7]. Однако, в России, во многих случаях вопросам безопасности пешеходов все еще не уделяется должное внимание.

Пешеход, как один из основных участников дорожного движения в России, подвергается серьезному риску, и обычно на пешеходов приходится значительное бремя травматизма при ДТП. В сравнении с теми, кто находится внутри машины, пешеходы получают более многочисленные и серьезные травмы, и смертность среди них тоже выше.

Рисунок 1. Общее число погибших пешеходов в России, по данным ГИБДД и данным медицинской статистики о смертности, 2000-2011 годы, человек

Общее число пешеходов, травмированных в ДТП, значительно превосходит число погибших. Если на 100 раненых в ДТП участников движения в 2013 году приходилось 9 погибших, то показатель для пешеходов – 12 погибших на 100 раненых (рис. 2). Степень тяжести повреждений у пешеходов в России не устанавливается. О легких повреждениях пострадавшие могут вообще не сообщать в медицинские учреждения. Дать оценку масштаба таких повреждений по России достаточно сложно.

Рисунок 2. Число погибших на 100 раненых при ДТП для различных категорий участников дорожного движения в России, 2004-2013

Источник: данные ГИБДД

Высокая смертность пешеходов объясняется сложным сочетанием различных факторов. Основные риски для пешеходов хорошо известны и включают в себя множество различных переменных: поведение водителей, прежде всего в аспекте нарушения скоростного режима и управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; уровень развития инфраструктуры для пешеходов в плане отсутствия тротуаров, переходов и приподнятых разделительных полос; конструкция транспортных средств – наличие твердой лобовой части, которая не смягчает силу удара при наезде на пешехода. Во многих странах эффективность мер по оказанию неотложной помощи, необходимой для спасения жизней пострадавших пешеходов, снижается из-за плохой работы травматологических служб[8].

В менее развитых странах на столкновения пешеходов и транспортных средств приходится более трети смертей и травм, полученных в результате дорожных аварий[9]. Россия близка к этим показателям: доля погибших пешеходов в общей структуре погибших от ДТП в 2011 году, составила 31%. В России поведение самих пешеходов вносит значительную лепту в общий уровень высокой смертности и травматизма при ДТП. По данным ГИБДД, свыше 20% ДТП в России происходит по вине самих пешеходов.

Общие тенденции смертности пешеходов в России, по данным статистики смертности, показывают, что с 2000 по 2011 год количество погибших мужчин-пешеходов сократилось на 45%, женщин-пешеходов на 41%. В эти годы снижение смертности от ДТП почти полностью определялось снижением пешеходной смертности. Похожая ситуация наблюдались в 1970-1990-е годы в западных странах. Существует мнение, что на данные тенденции чаще оказывало влияние не собственно повышение дорожной безопасности, а создание более комфортной среды проживания, уменьшающей вероятность транспортного риска (например, лучшая планировка жилой застройки, уменьшающая необходимость пересечения транспортных артерий детьми и пожилыми людьми)[10].

В России, в последние годы положительные тенденции в пешеходной смертности налицо, но причины этих изменений не исследованы.


[5] Zegeer C.V, Bushell M. Pedestrian crash trends and potential countermeasures from around the world, 2012.
[6] Pedestrian safety, a road safety manual for decision-makers and practitioners, WHO 2013.
[7] Ibid.
[8] Безопасность пешеходов, Руководство по безопасности дорожного движения для руководителей и специалистов, ВОЗ, 2013
[9] Ageing and transport. Mobility needs and safety issues. Paris, Organization for Economic Cooperation and Development, 2001.
[10] Всемирный доклад по безопасности дорожного движения, ВОЗ, 2004 г.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.